Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Другие подтверждения исторической достоверности Ветхого Завета
Итак, налицо доказательства существования в ветхозаветные времена военных союзов, бытования в действительности имен, похожих на имена из книги Бытия, наличия схожих с обычаями и нравами патриархов традиций, о чем мы говорили в предыдущих главах. Но есть и еще нечто такое, что можно было бы добавить к этому. Наша цель — не только подтвердить историческую достоверность, но и установить хронологию событий, то есть доказать, что эпоха патриархов, о которой сообщает боговидец Моисей, продолжалась с 2000 г. по 1750 г. до Р. X. 1. Археологические раскопки Глюка показали, что действительно имело место временное освоение области пустыни Негев (юго-западные границы Палестины) с XXI по XIX вв. до Р. X. По археологическим сведениям, эта область не была заселена ни на тысячу лет раньше данных временных границ, ни на восемьсот лет позже. Согласно Священному Писанию Авраам и Исаак вели в этой области пастушескую жизнь (Быт. 20, 1; 24, 62) и иногда сеяли злаки (Быт. 26, 12; 37, 7). Их хозяйственная деятельность в области Негев полностью совпадает с той, какая была характерна для периода 2100-1800 гг. до Р. X. Поскольку патриархи в данном районе постоянно кочевали, это свидетельствует о том, что тогда в этом месте было достаточно воды и пастбищ, то есть область Негев не была в их эпоху голой пустыней1.
2. Мы уже писали о свободе передвижения и о путешествиях на большие расстояния в этот период. Теперь хотелось бы подчеркнуть, что подобные свидетельства, как отмечает А. Л. Оппенхайм, особенно часто встречаются в старовавилонский период. Благодаря архивам города Мари мы знаем, что посольства и караваны можно было тогда встретить повсюду на Ближнем Востоке — от палестинского города Ха-зор до страны Элам на юго-западе Ирана. Вдобавок к этому у нас есть и свидетельства более ранних источников о бесчисленных торговых караванах, обстоятельные описания путешествий и руководства для путешествующих по землям, лежащим между Вавилонией и Ассирией и внутренними областями Малой Азии. Подобно Аврааму, который, будучи в Палестине, снарядил свое собственное посольство — отправил слугу в Северную Месопотамию, в Харран, за невестой для своего сына Исаака, Шамши-Адад I — царь Ассирии тоже (по данным археологии) отправил своих послов с подобным поручением к царю Катны (современная Сирия). Полукочевые племена совершали в ту эпоху дальние странствия по весьма обширной территории, что доказали Купер и Г. Познер. Эти племена иногда останавливались в какой-нибудь области чтобы вырастить урожай злаков или начать оседлую жизнь1. 3. Ветхозаветные патриархи были строгими монотеистами. Никто из них не был приверженцем многобожия. Как явствует из Священного Писания, они часто говорят о «Боге отцов». Это выражение встречается и в ассирийских клинописных табличках XIX в. до Р. X. Другие имена, которыми патриархи называют Бога, такие, как «Бог Авраамов», «страх Исаака» и т.д. (Быт. 31, 53) не относятся ни к какому другому богу, низшему или каким-то образом отличающемуся от Бога патриархов, как утверждают некоторые. Эти имена содержат разные эпитеты одного и того же Единого Истинного Бога. Подобные эпитеты были употребительны в древности на Ближнем Востоке. В книге Бытия рассказывается, как братья Иосифа продали его из-маильтянам — мадиамским купцам за двадцать золотых монет (в евр. тексте — сребреников. — Прим. пер.) (Быт. 37, 28). Эта сумма — подлинная цена раба в XVIII в. до Р. X., как стало известно из законов Хамму-рапи и текстов законов города Мари. Раньше цены на рабов были ниже и колебались между десятью и пятнадцатью золотыми. Затем цена прочно установилась: в XV в. до Р. X. и позже она составляла 30-40 золотых, а в 1-м тысячелетии до Р. X. средняя цена равнялась 50-90 золотым, в то время как в период персидского владычества она достигала суммы в 120 золотых, как пишет И. Мендельсон, специально занимавшийся этой проблемой2. Американский археолог Олбрайт, выросший в среде, проникнутой духом свободомыслия, тем не менее в результате археологических исследований убедился, что все события жизни и «героические подвиги патриархов по своей сути исторически достоверны»3. К этому выводу он пришел, проведя археологические исследования, предметом которых были города эпохи Авраама и Лота, долина реки Иордан, поход четырех восточных царей, разрушение Содома и Гоморры и т.д. Таким образом, эти доказательства, вкупе с изложенным выше, не оставляют никакого сомнения в том, что все, что сказано о патриархах в книге Бытия, вполне исторично, истинно и несомненно. Священное Писание говорит о том, что было в действительности, и не содержит ни малейшей примеси вымысла.
Разрушение Содома и Гоморры У богодухновенного Моисея сказано, что, когда двое из трех ангелов, которым оказал гостеприимство патриарх Авраам, пришли в Содом, Лот сидел у ворот, через которые все входили в этот город (Быт. 19, 1). Археолог Фри пишет, что исследования показали: у ворот палестинских городов действительно были каменные скамьи, или сиденья, пристроенные к стене. На этих скамьях сидели те, кто ожидал прихода близких, или те, кому хотелось обсудить какое-либо дело или заключить соглашение, — это было место встреч, споров по различным вопросам и торговых сделок. В ходе раскопок в Телль-эн-Насбехе (1926— 1935) на месте бывшей библейской пограничной крепости Мицпа, проводившихся под руководством В.Ф.Бейда, были обнаружены ворота, в которых «вытесан» ряд каменных скамей. (О Мицпе говорится в еврейском тексте книги Бытия (31, 49); она находилась примерно в двенадцати километрах к северу от Иерусалима.) Народ сидел на этих скамьях и решал свои торговые и общественные дела. У ворот было заключено соглашение о браке Руфи и Вооза (Руфь 4, 1-2). У ворот ждал Давид вестей о своем сыне Авессаломе (2 Цар. 18, 24, 33). У ворот произносили свои пророчества пророки Израиля. По этой причине двери, или ворота городов, упоминаются в Ветхом Завете часто. «Археологические исследования, — как пишет профессор Фри, — снабдили нас множеством сведений о величине и вообще об устройстве городских ворот во времена Ветхого Завета и пролили свет на то, сколь важную роль играли они в жизни людей на Ближнем Востоке»1. Встретив двух ангелов, Лот пригласил их к себе домой и оказал им гостеприимство. Но грешники — жители Содома — напали на дом Лота, требуя выдать им гостей. Когда же Лот ответил им отказом, те попытались выломать двери его дома, навалившись на них все разом, но ничего из этого не вышло (Быт. 19, 9). Раскопки в Палестине предоставили интересные сведения, поясняющие, как во времена Лота были устроены двери и как они охранялись, и подтвердили сообщение Писания. Когда археологи М.Г. Кайл и В.Ф.Олбрайт провели раскопки в местечке Телль-Бейт-Мирсим (в 1926-1930 гг.) и (позже) в древнем библейском поселении Давире (20 км к юго-западу от Хеврона), они обнаружили в слое, относящемся к середине бронзового века (2100-1600 гг. до Р. X.), следы мощных стен и больших дверей. В одном из домов сохранился на своем месте очень большой засов, по которому можно было судить, какими прочными по своей конструкции были двери во времена Лота. В слое, относящемся к раннему «второму» железному веку (900-600 гг. до Р. X.), попадались многочисленные дома и множество дверей, но довольно редкой находкой в этом слое был дверной засов. Это говорит о том, что в более поздние времена жители этих мест вместо дверей оставляли арочные проемы или завешивали вход в дом тканью. В период с 900 по 600 гг. до Р. X. правили цари Израиля и Иудеи, и потому в эту эпоху существовала сильная центральная власть. А в древние времена, во дни Авраама и Лота (2000 г. до Р. X.), такая власть отсутствовала. Потому-то и нужны были крепкие двери и мощные стены. Таким образом, тяжелая дверь дома Лота полностью соответствует обстановке и обычаям того времени1. За эпизодом с двумя ангелами в доме Лота и жителями Содома в книге Бытия следует рассказ о разрушении Содома и Гоморры. Говорится о том, что Бог разрушил эти погрязшие в разврате города и всю округу, пролив с неба дождем огонь и серу. Согласно указанию Священного Писания Содом и Гоморра были двумя из пяти важнейших городов своей области (Быт. 14, 6). С точки зрения профессора Фри, указанием на место, где когда-то стояли эти пять городов, являются русла пяти рек с южной стороны Мертвого моря. По-видимому, продолжает Фри, каждая из этих рек снабжала водой один из городов. Кроме того, в результате археологических исследований южного побережья Мертвого моря, в частности, соседнего местечка под названием Баб-эд-Дра, где, по-видимому, располагалось языческое капище жителей Содома и Гоморры, были обнаружены материалы, свидетельствующие о том, что около 2000 г. до Р. X. культурная традиция здесь внезапно оборвалась. Последние исследования такого рода, проведенные Нельсоном Глюком, показали, что и в Иордании примерно в 2000 г. до Р. X. имело место внезапное прекращение культурной традиции. Глюк относит этот феномен к эпохе Авраама2. По замечанию профессора Китчен, мы тем не менее, по крайней мере, на данный момент не можем назвать точное время разрушения городов долины Содома и Гоморры, происшедшего вследствие сильного землетрясения или страшного пожара, так как их развалины, очевидно, скрыты водами Мертвого моря, а близлежащее поселение Баб-эд-Дра, возможно, было разрушено еще в XXI веке до Р. X., то есть до гибели Содома и Гоморры3. Когда-то воды, которые погребли Содом и Гоморру, были не столь глубоки. Но со временем вода прибывала, так как с севера в Мертвое море впадает Иордан, в то время как с юга из моря ничего не вытекает. В 1892 г. доктор археологии Кайл заметил небольшой остров у северного берега Мертвого моря. Позже вода поднялась и скрыла его. В 1924 г., проплывая на лодке над ушедшей под воду сушей, Кайл обнаружил, что толща воды над ней измеряется несколькими метрами1. С точки зрения археологии, на сегодняшний день к тому, что было сказано выше о гибели Содома и Гоморры, трудно что-либо прибавить. Однако некоторые сведения из области других наук (геологии, филологии) мы все же сообщим, поскольку событие это стало почвой для скептических и атеистических рассуждений. В публикациях фантастического свойства ставилась под сомнение историческая достоверность Священного Писания в данном вопросе. Один советский ученый даже утверждал, что эти города были уничтожены с помощью атомной энергии, так как в этой области будто бы находился склад атомного оружия внеземных цивилизаций! 1 Известно, что древние греки называли Мертвое море «Асфальтовым озером». Под названием Мертвое море оно впервые фигурирует у Павсания. Сведения об этом море встречаются, кроме Павсания, у Страбона, у Диодора Сицилийского и у иудейского историка Иосифа Флавия, который часто говорит о «Смоляном море». Арабы называют его сейчас Бахр Лут, что означает море Лота. Кроме того, «греки настойчиво говорят о ядовитых испарениях, наполнявших все окрестности этого моря. Арабы рассказывают, что уже очень много лет ни одна птица не может долететь до его противоположного берега. Совершая полет над озером, птицы через некоторое время внезапно падали вниз мертвыми»2. Известно, что то место, где Иордан впадает в Мертвое море, находится на 388-400 м ниже уровня моря. Если учесть, что глубина Мертвого моря составляет 400 м, то дно его по отношению к уровню Средиземного моря окажется на глубине 800 м! В то время как в обычной морской воде содержится 3, 3-4 % соли, воды Мертвого моря содержат 30 % твердых примесей, из которых 25 % составляет хлористый натрий, то есть поваренная соль. Берега Мертвого моря лишены растительности, вдоль взморья тянутся «пространства кристаллизовавшейся соли», и вдобавок к невыносимой жаре «воздух насыщен резким, едким запахом» серы. Финикийский жрец Санхунйатон в своей «Древней истории» пишет: «Долина Сиддимус (то есть Сиддим. — Н. В.) опустилась и стала озером, которое постоянно дымится и совершенно безжизненно, являя собой картину наказания и смерти, которые постигают грешников»3. Геологическое строение этой местности имеет одну особенность: вокруг Мертвого моря вдоль его берегов расположены пласты минеральных солей. Один из таких пластов имеет 45 м в толщину и протяженность 6 миль. Над ним расположен пласт серы, который может загореться от одной спички. В этом районе заметны следы горения нефти и битума (асфальта); видно также, что давным-давно здесь имел место разлом геологических слоев. Вся долина Мертвого моря сейсмически неустойчива и подвержена землетрясениям. Когда-то под Содомом было нефтяное месторождение с неисчерпаемым запасом природного газа. По-видимому, газ и нефть вследствие землетрясения вырвались наружу и воспламенились, произошел чудовищный взрыв, обрушивший сверху на города долины Сиддим горящую серу и смолу. Все это, смешанное с солью из пластовых отложений Мертвого моря, выпало с высоты, словно дождь, по всей долине1. Произошло то, о чем говорится в книге Бытия: «И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба, и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и все произрастения земли» (Быт. 19, 24-25). Это событие должно было случиться в период между 2000 и 1900 гг. до Р. X., то есть в дни Авраама и Лота2 [1]. Так или иначе, Священное Писание подчеркивает, что разрушение двух погрязших в грехе городов было карой Божией и чудом, то есть сверхъестественным явлением, произведенным всемогущим Богом в тот момент, когда Тому было угодно и каким Ему было угодно способом. Ведь Бог, как Творец мира, мог употребить законы творения, установленные Им Самим, а мог даже упразднить их на какое-то мгновение, чтобы исполнить божественный замысел спасения человека. Примечание 1. По счислению лет, указанных в Септуагинте, данное событие относится к 2014 году до Р. X. Следует заметить, что слой серы мог образоваться в почве у Мертвого моря в результате чуда, то есть попросту сера упала с неба в виде огненного дождя. В связи с этим интересно будет привести описание окрестностей Мертвого моря («Сирбонидского озера») античным географом Страбоном (ум. ок. 24 г. по Р. X.): «...около Моасад показывают обрывистые обожженные скалы и во многих местах расселины и подобную пеплу почву; из гладких скал каплями струится смола, и кипящие потоки издали распространяют зловоние; там и сям попадаются разрушенные жилища. Поэтому приходится верить весьма распространенным среди местных жителей преданиям о том, что некогда здесь было 13 населенных городов, из которых главный город — Содомы — имел около 60 стадий в окружности. От землетрясений, извержений огня и горячих асфальтовых и сернистых вод озеро внезапно вышло из берегов, и огонь охватил скалы; что же касается городов, то одни были поглощены землей, а другие покинули жители, еще имевшие возможность бежать» (География, кн. XVI, гл. II, 44-45; М., 1964, с. 707-708).
Авраам и филистимляне В Ветхом Завете излагается эпизод из жизни Авраама в Гераре, связанный с филистимлянами, где говорится, что Авраам в течение долгого времени жил в земле филистимской (Быт. 21, 32-34). На основании археологических данных известно, что филистимляне прибыли в Палестину около 1200 г. до Р. X. после первоначальной попытки высадиться на побережье Египта. Древнеегипетские памятники времени правления фараона Рамзеса III (1198-1167 гг. до Р. X.) свидетельствуют об ожесточенных морских сражениях, в ходе которых египтяне предотвратили вторжение филистимлян, приплывших из района Эгеиды. Те, кто отрицает достоверность свидетельств Священного Писания, утверждают, что сообщение об отношениях, существовавших между Авраамом и филистимлянами около 2000 г. до Р. X., является анахронизмом или мифом, поскольку филистимляне прибыли в Палестину лишь около 1200 г. до Р. X. Это утверждение обусловлено недостатком археологических данных и исторических свидетельств. Действительно, до сего дня нет полных и определенных археологических свидетельств о пребывании филистимлян в Палестине в 2000 г. до Р. X. Однако, как отмечает профессор археологии Дж. Фри, «вполне возможно, что в этот древнейший период филистимляне уже обитали в Палестине и что их численность возросла благодаря другим филистимлянам, прибывшим из района Эгеиды около 1200 г. до Р. X.». Наличие этого последнего наплыва филистимлян в Палестину подтверждается данными археологических раскопок. Вполне возможно, что в недалеком будущем обнаружатся бесспорные археологические доказательства более раннего пребывания филистимлян в Ханаане. «Во всяком случае, — заключает Фри, — многочисленные подтверждения истинности тех мест Священного Писания, которые прежде считались недостоверными, показывают, что не следует спешить с выводами и критическими замечаниями из-за того, что мы не владеем пока достаточным объемом данных, и приходится обходить этот вопрос молчанием. Ввиду этого мы и в данном случае настаиваем на том, что пребывание филистимлян в Палестине во времена Авраама не было невозможным»1. Мнение, сходное с тем, что утверждает Дж. Фри, высказывает и другой автор, профессор археологии К.А. Китчен. Китчен пишет, что вывод о том, будто филистимлян во времена Авраама не существовало, поскольку нет об этом свидетельств, обусловлен недостатком имеющихся материалов, и, стало быть, однозначно утверждать это нельзя. «Из сохранившихся надписей, — продолжает Китчен, — нам крайне мало известно о народах Эгеиды по сравнению с другими народами, населявшими территорию Ближнего Востока во втором тысячелетии до Р. X. Поэтому преждевременно категорически отрицать предполагаемое присутствие филистимлян в районе Эгеиды до 1200 г. до Р. X. Кроме того, — добавляет Китчен, — филистимляне в 26-й главе книги Бытия изображены достаточно миролюбивыми и подверженными сильному влиянию семитов; они совершенно отличаются по характеру от чужеземных и враждебно настроенных завоевателей из Эгеиды ХП в. до Р. X. И мы вправе спросить, насколько понятие " филистимляне", используемое в 26-й главе, действительно соответствует термину ХШ-ХП вв. до Р. X., употребленному в отношении неизвестных переселенцев, прибывших ранее в Палестину из района Эгейского моря, которые, как и более поздние по времени филистимляне (Ам. 9, 7; Иер. 29, 4) (иноплеменники из Каппадокии в книге пророка Амоса (9, 7), названные в еврейском тексте " филистимлянами" ), прибыли с острова Кафтор (т.е. с острова Крит и островов Эгейского моря). Вполне вероятно, что эти " каппадокийцы", или " кафторим", еврейского текста, упоминаемые во Второзаконии (2, 23), были теми самыми переселенцами из Эгеиды, которые имеют прямое отношение к рассматриваемому нами вопросу. Если мы примем это утверждение, — пишет Китчен, — то кажущийся исторический анахронизм совершенно устраняется. Остров Кафтор — это Каптара клинописных табличек, найденных в Мари и датируемых XVIII в. до Р. X., то есть временем библейских патриархов. В одной из этих табличек упоминается, что царь города Асора в Палестине посылает дары на остров Каптара. О передвижении людей в этот же период в противоположном направлении мы также располагаем вполне ясными свидетельствами, поскольку имеются находки керамики среднеминойской эпохи в городах Асор, Угарит (Финикия) и в Верхнем Египте. Если во времена библейских патриархов ничего подобного с филистимлянами не происходило, то упоминание филистимлян в Ветхом Завете в связи с библейскими патриархами остается загадкой»1. Английский археолог Флиндерс Петри полагает, что нет ничего невероятного в том, что филистимляне находились в Ханаане во времена Авраама, с тем чтобы обеспечить себя пшеницей, что было необходимо для них, как жителей гористого острова — Крита, куда нужно было ввозить зерно2. К тому же обнаруженные Петри небольшие серпы в той местности, где в древности жили филистимляне, являются свидетельством того, что филистимляне занимались возделыванием зерновых культур. Однако подождем новых больших открытий, которые в будущем предоставит нам археология для решения этой проблемы, подобно тому как она предоставила их для прояснения других мнимых «исторических неточностей» Священного Писания.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 856; Нарушение авторского права страницы