Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Специфические особенности поэтического представления



Содержание

театр поэтический представление драматургия

Введение

1. Содержание понятия «театр поэтического представления»

2. Специфические особенности поэтического представления

3. Какие выразительные средства помогают наиболее верно выразить смысл поэтического представления

4. Какова роль звучащего слова, музыки, пластики в театре поэтического представления

5. Этапы работы над поэтическим представлением

6. Роль и значение речевого хора в театре поэтического представления

7. Роль трансформации детали в театре поэтического представления

8. Какова причина заставляющая режиссера обращаться к произведениям иного, чем драматургия рода литературы

Заключение

Список использованной литературы


 

Введение

 

Никто на свете не установил, да и не установит точного года рождения театра.

Никто на всем свете не сказал, да и не скажет, на каком листке календаря следовало бы обозначить его первоначальную дату.

Время существования театра измеряется небывалой по историческим масштабам мерой - временем существования самого рода человеческого.

День возникновения театра сокрыт за горной грядой давно ушедших веков и тысячелетий, в глубинах древнейшей, наиболее отдаленной от нас эпохи истории человечества. Той эпохи, когда человек, впервые взявший в свои руки орудия первобытного труда, становился человеком.

Приобщение к труду принесло ему поэтическое прозрение: человек стал обретать в себе поэта, эстетическую способность поэтического восприятия мира.

В те далекие века у только что нарождавшейся поэзии не было могучих крыльев, ее еще не коснулось мощное дыхание вольного полета. До какого-то срока, до какой-то поры назначение ее сводилось только к подчиненному сопровождению обрядов и ритуалов, утверждавшихся в быту первобытной общины. А когда подошло уже время ее зрелости, самостоятельности поэтического существования, поэзия вырвалась на свободу, оборвав путы прежней нераздельности с бытом. И тогда-то наступило время сближения судьбы поэзии с судьбой театра.

В золотую пору детства человечества первые поэты земли - великие греческие трагики Эсхил, Софокл, Еврипид, как добрые гении поэзии склонились над колыбелью театра. Они вызвали его к жизни. И они обращали его к служению людям, к прославлению духовного могущества человека, его неукротимой силы, нравственной энергии героизма. За прошедшие с той поры тысячелетия все еще не померкло имя одного из первых героев театра. Им был Прометей Эсхила - мятежный богоборец, осужденный 'Зевсом на вечные муки за служение людям, за то, что добыл для них огонь, научил их ремеслам и наукам. Навечно прикованный к скале, он гордо славил свободу и достоинство человека:

Знай хорошо, что я б не променял

Своих скорбей на рабское служение;

Мне лучше быть прикованным к скале,

Чем верным быть- прислужником Зевеса.

Героя Эсхиловой трагедии " Прометей прикованный" Маркс называл самым благородным святым и мучеником в философском календаре... Вместе с Эсхилом столь же страстно славил человека младший его современник, Софокл:

Много в природе дивных сил,

Но сильней человека нет.

За ними, могучими своими предшественниками, поднимался Еврипид - самый трагедийный поэт античного мира. И, быть может, самый бесстрашный. Отрешаясь от заданности мифологических сюжетов, он выковывал реальные характеры людей, живущих накаленными страстями, накаленными чувствами, мыслями, переживаниями.

Эсхил, Софокл и Еврипид положили - по свидетельству истории - великое начало великому делу. Делу вечному! Столетие за столетием - во все времена, во все эпохи, прожитые неисчислимыми человеческими поколениями, театр неизменно, неотрывно сопутствовал движению истории человечества.

В настоящее время существует много видов и жанров театров. Это и драматический театр, и театр комедии, оперетта, мюзиклы, кукольные театры, балеты, театр поэтического представления и т.д. И каждый жанр имеет свои особенности, свою изюминку.

В данной работе рассмотрим такой вид, как театр поэтического представления.


 

Содержание понятия «театр поэтического представления»

Как правило, основу драматургии коллективного литературного театра составляет монтажный сценарий. Наблюдается тенденция обращения к поэтической драме. Масштаб философской проблематики, лирики и драмы, присутствие авторского «я» в сценическом действии, и тяготение к четким ритмико-пластическим решениям, возможность использовать поэтическое пространство сцены, способное к преобразованию, - все это характеризует этот вид искусства.

Придумывание сценической драматургии на недраматургическом литературном материале приводит к самым неожиданным открытиям, непредсказуемым сценическим формам.

 

Специфические особенности поэтического представления

 

Гармонизирующий фактор – точная ритмично-пространственная партитура, приемы отстранения, духовность актерского существования – приобретает особую важность в таких коллективных формах литературного театра, которые получили название «театр поэтического представления». В них большую роль играет театральное начало, больший удельный вес непосредственного драматического действия. Активнее используются такие компоненты театра, как сценография, костюм, реквизит, свет. Лирика, повествования не уходят со сцены. Но ведущее место отводится именно действию как субстанции драмы, существующему во времени, пространстве и движении, действию, как присущей именно драме форме развертывания идей.

Чем больше театра в поэтическом представлении, тем острее потребность в гармонизирующем начале, способном нейтрализовать избыток описательности, натурализма, бытовых эмоций.

О важности гармонизации действия для театрального зрелища (и тем более поэтического) писал в своей записной тетради Е. Вахтангов: «… я и сам, за год до того, как Станиславский стал говорить о ритмичности и пластичности, дошел до чувства ритма, познал, что такое выразительная пластика… что такое сценизм, скульптурность, статурность, динамика, жест, театральность, сценическая площадка и пр.»

Жизнестойким, долговременным, художественно-полноценным и убедительным оказывается зрелище, обладающее смысловой многомерностью, идейным богатством, духовностью и вместе с тем зримой поэтической образностью, законченностью и выверенностью сценических форм[2, с. 45].

Не случайно некоторые режиссеры считают, что основу литературно-поэтических спектаклей должна составлять, прежде всего, поэзия с ярко выраженным исповедальным началом, проявляющем личность поэта и отношение к нему современников.

Р. Гринберг, режиссер Театра поэтического представления, пишет: «В Театре поэтического представления… притвориться, прикрыться ролью – невозможно. Наоборот. Поэтический театр обнажает. Обнажает внутренний мир актера, его психику, интеллект, человеческую природу. Он перед зрителем как на рентгене. Выходя на подмостки в триедином образе (автор, лирический герой и он сам – актер), он создает из этого сплава новое действующее лицо – героя спектакля поэтического представления. Лирический или публицистический монолог этого героя всегда исповедь и одновременно проповедь».

Думается, что это не единственный путь. В основу поэтического представления может лечь и прозаический литературный материал, способный к поэтическому преобразованию – драматическому и сценическому. Имеется в виду возможность лиризации, обнажение духовной пульсации личности; выстраивание поэтических ассоциативных связей; симфонизации сценических действий и т.д.

Все это способствуют повышению степени художественной обобщенности, типичной для поэтического мышления.

 

Заключение

Искусство театра, в отличие от других искусств, живое искусство. Оно возникает лишь в час встречи со зрителем. Оно основано на непременно эмоциональном, духовном контакте сцены и зрительного зала. Нет этого контакта - значит, нет и живущего по своим эстетическим закономерностям спектакля.

Великая мука для актера выступать перед пустым залом, без единого зрителя. Такое состояние равносильно для него пребыванию в замкнутом от всего мира пространстве. В час спектакля душа актера устремлена к зрителю, точно так же, как душа зрителя обращена к актеру. Искусство театра живет, дышит, волнует и захватывает зрителя в те счастливые мгновения, когда по незримым проводам высоковольтных передач происходит активный обмен двух духовных энергий, взаимоустремленных одна к другой, - от актера к зрителю, от зрителя к актеру.

Современный человек очень сильно отличается от представителей предыдущего поколения. Отличаются идеалы, ценности, убеждения. Время, в котором мы живем, уникально. В последнее время люди стали больше времени уделять своему эстетическому развитию. Главной ценностью для индивида становится его духовный мир. Человек, путем познания различной информации, меняет свое мировоззрение, реализует себя как личность. Исходя из этого, можно сделать вывод, что театр и духовное развитие — это два абсолютно совместимых понятия.

Театральные постановки являются не только красивой картинкой, они заставляют человека задуматься над многими вопросами, переживая вместе с героями постановки острые моменты. И какое бы произведение ни было выбрано для постановки, игра профессиональных актеров наполнит его живой, настоящей атмосферой.

Театр поэтического представления это уникальный по своему роду жанр. Через слово, музыку, пластику режиссер и актеры могут ярко и живо передать смысл стихотворений. Это уникальное сочетание разных, но в тоже время взаимодополняющих составляющих, которые усиливают эмоциональный фон поэтического представления. Перед режиссерами и актерами в данном жанре театра стоит серьезная задача. Так как от правильно подобранных актеров, стихов, музыки, движений, зависит полный успех всего представления.

Искусство театра – искусство чудесного общения души с душой, сердца с сердцем…


Литература

 

1. Бонфельд М.Ш. Музыка: Язык. Речь. Мышление. (Опыт системного анализа музыкального искусства). Ч.1. Тезисы. М.: МГЗПИ, 1991.

2. Владимиров С. Действие в драме – М.: Просвещение, 1972. – 127с.

3. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Иск-во, 1968.

4. Гегель, Г.В.Ф. Эстетика / Г.В.Ф. Гегель. – М., 1971. (3, 25)

5. Коллективные формы литературного театра и театра поэтических представлений // Катышева Д.Н. Литературный театр. – М., 1982. – с.74-99

6. Морозова Г.В. М.: ВЦХТ. О пластической композиции спектакля: Методическое пособие. - М.: ВЦХТ, 2001.

7. Музыкальный энциклопедический словарь под ред. Келдыша. М.: " Советская энциклопедия", 1990.

8. Основы драматургии // Чечетин А.И. Основы драматургии театрализованных представления. – М., 1981. – с.88-144

9. Рутберг И.Г. Движение и образ. М.: " Советская Россия", 1981.

10. Рутберг И.Г. Пантомима. Первые опыты. М., “Сов. Россия”. 1972.

11. Станиславский К.С. Издательство: Прайм-Еврознак, 2008 г. – с.480

12. Таиров.А. Записки режиссёра. М.: " ГИТИС", 2000.

13. Товстоногов Г.А. О профессии режиссёра. Издание 2-е, дополненное. Москва: " ВТО", 1967.

14. Таршис Н.А. Музыка спектакля. Л.: Искусство, 1978.

15. Этьен Декру. Слово о миме. Архангельск: " Правда Севера", 1992.

Размещено на Allbest.ru

 

Содержание

театр поэтический представление драматургия

Введение

1. Содержание понятия «театр поэтического представления»

2. Специфические особенности поэтического представления

3. Какие выразительные средства помогают наиболее верно выразить смысл поэтического представления

4. Какова роль звучащего слова, музыки, пластики в театре поэтического представления

5. Этапы работы над поэтическим представлением

6. Роль и значение речевого хора в театре поэтического представления

7. Роль трансформации детали в театре поэтического представления

8. Какова причина заставляющая режиссера обращаться к произведениям иного, чем драматургия рода литературы

Заключение

Список использованной литературы


 

Введение

 

Никто на свете не установил, да и не установит точного года рождения театра.

Никто на всем свете не сказал, да и не скажет, на каком листке календаря следовало бы обозначить его первоначальную дату.

Время существования театра измеряется небывалой по историческим масштабам мерой - временем существования самого рода человеческого.

День возникновения театра сокрыт за горной грядой давно ушедших веков и тысячелетий, в глубинах древнейшей, наиболее отдаленной от нас эпохи истории человечества. Той эпохи, когда человек, впервые взявший в свои руки орудия первобытного труда, становился человеком.

Приобщение к труду принесло ему поэтическое прозрение: человек стал обретать в себе поэта, эстетическую способность поэтического восприятия мира.

В те далекие века у только что нарождавшейся поэзии не было могучих крыльев, ее еще не коснулось мощное дыхание вольного полета. До какого-то срока, до какой-то поры назначение ее сводилось только к подчиненному сопровождению обрядов и ритуалов, утверждавшихся в быту первобытной общины. А когда подошло уже время ее зрелости, самостоятельности поэтического существования, поэзия вырвалась на свободу, оборвав путы прежней нераздельности с бытом. И тогда-то наступило время сближения судьбы поэзии с судьбой театра.

В золотую пору детства человечества первые поэты земли - великие греческие трагики Эсхил, Софокл, Еврипид, как добрые гении поэзии склонились над колыбелью театра. Они вызвали его к жизни. И они обращали его к служению людям, к прославлению духовного могущества человека, его неукротимой силы, нравственной энергии героизма. За прошедшие с той поры тысячелетия все еще не померкло имя одного из первых героев театра. Им был Прометей Эсхила - мятежный богоборец, осужденный 'Зевсом на вечные муки за служение людям, за то, что добыл для них огонь, научил их ремеслам и наукам. Навечно прикованный к скале, он гордо славил свободу и достоинство человека:

Знай хорошо, что я б не променял

Своих скорбей на рабское служение;

Мне лучше быть прикованным к скале,

Чем верным быть- прислужником Зевеса.

Героя Эсхиловой трагедии " Прометей прикованный" Маркс называл самым благородным святым и мучеником в философском календаре... Вместе с Эсхилом столь же страстно славил человека младший его современник, Софокл:

Много в природе дивных сил,

Но сильней человека нет.

За ними, могучими своими предшественниками, поднимался Еврипид - самый трагедийный поэт античного мира. И, быть может, самый бесстрашный. Отрешаясь от заданности мифологических сюжетов, он выковывал реальные характеры людей, живущих накаленными страстями, накаленными чувствами, мыслями, переживаниями.

Эсхил, Софокл и Еврипид положили - по свидетельству истории - великое начало великому делу. Делу вечному! Столетие за столетием - во все времена, во все эпохи, прожитые неисчислимыми человеческими поколениями, театр неизменно, неотрывно сопутствовал движению истории человечества.

В настоящее время существует много видов и жанров театров. Это и драматический театр, и театр комедии, оперетта, мюзиклы, кукольные театры, балеты, театр поэтического представления и т.д. И каждый жанр имеет свои особенности, свою изюминку.

В данной работе рассмотрим такой вид, как театр поэтического представления.


 

Содержание понятия «театр поэтического представления»

Как правило, основу драматургии коллективного литературного театра составляет монтажный сценарий. Наблюдается тенденция обращения к поэтической драме. Масштаб философской проблематики, лирики и драмы, присутствие авторского «я» в сценическом действии, и тяготение к четким ритмико-пластическим решениям, возможность использовать поэтическое пространство сцены, способное к преобразованию, - все это характеризует этот вид искусства.

Придумывание сценической драматургии на недраматургическом литературном материале приводит к самым неожиданным открытиям, непредсказуемым сценическим формам.

 

Специфические особенности поэтического представления

 

Гармонизирующий фактор – точная ритмично-пространственная партитура, приемы отстранения, духовность актерского существования – приобретает особую важность в таких коллективных формах литературного театра, которые получили название «театр поэтического представления». В них большую роль играет театральное начало, больший удельный вес непосредственного драматического действия. Активнее используются такие компоненты театра, как сценография, костюм, реквизит, свет. Лирика, повествования не уходят со сцены. Но ведущее место отводится именно действию как субстанции драмы, существующему во времени, пространстве и движении, действию, как присущей именно драме форме развертывания идей.

Чем больше театра в поэтическом представлении, тем острее потребность в гармонизирующем начале, способном нейтрализовать избыток описательности, натурализма, бытовых эмоций.

О важности гармонизации действия для театрального зрелища (и тем более поэтического) писал в своей записной тетради Е. Вахтангов: «… я и сам, за год до того, как Станиславский стал говорить о ритмичности и пластичности, дошел до чувства ритма, познал, что такое выразительная пластика… что такое сценизм, скульптурность, статурность, динамика, жест, театральность, сценическая площадка и пр.»

Жизнестойким, долговременным, художественно-полноценным и убедительным оказывается зрелище, обладающее смысловой многомерностью, идейным богатством, духовностью и вместе с тем зримой поэтической образностью, законченностью и выверенностью сценических форм[2, с. 45].

Не случайно некоторые режиссеры считают, что основу литературно-поэтических спектаклей должна составлять, прежде всего, поэзия с ярко выраженным исповедальным началом, проявляющем личность поэта и отношение к нему современников.

Р. Гринберг, режиссер Театра поэтического представления, пишет: «В Театре поэтического представления… притвориться, прикрыться ролью – невозможно. Наоборот. Поэтический театр обнажает. Обнажает внутренний мир актера, его психику, интеллект, человеческую природу. Он перед зрителем как на рентгене. Выходя на подмостки в триедином образе (автор, лирический герой и он сам – актер), он создает из этого сплава новое действующее лицо – героя спектакля поэтического представления. Лирический или публицистический монолог этого героя всегда исповедь и одновременно проповедь».

Думается, что это не единственный путь. В основу поэтического представления может лечь и прозаический литературный материал, способный к поэтическому преобразованию – драматическому и сценическому. Имеется в виду возможность лиризации, обнажение духовной пульсации личности; выстраивание поэтических ассоциативных связей; симфонизации сценических действий и т.д.

Все это способствуют повышению степени художественной обобщенности, типичной для поэтического мышления.

 


Поделиться:



Популярное:

  1. CEМEЙНOE КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ, ЕГО ОСОБЕННОСТИ
  2. I. 4. СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О РАЗВИТИИ ГИБКСТИ
  3. I. ОСОБЕННОСТИ ДЕЛОВОГО И ЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  4. I. Особенности постановки цели труда.
  5. I. Особенности учета в строительстве
  6. II. Особенности технологии баз и банков данных.
  7. II. Перепишите следующие предложения и переведите их, обращая внимание на особенности перевода на русский язык определений, выраженных именем существительным (см. образец выполнения 2).
  8. II. Порядок представления статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений
  9. IV. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И ВООБРАЖЕНИЕ
  10. VIII. Порядок и сроки представления выпускной квалификационной работы к защите
  11. XIX. Особенности приёма и обучения иностранных граждан и лиц без гражданства в ОО ВПО «ГИИЯ»
  12. XXIII. ОБРАЗЫ, ПРЕДСТАВЛЕНИЯ В ОСНОВЕ ВСЕХ НАШИХ ДЕЙСТВИЙ


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 2279; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.059 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь