Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Роль и значение речевого хора в театре поэтического представления ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Хор (греч. choró s), обязательный коллективный участник древнегреческого спектакля (5 в. до н. э.). Древнегреческая драма была основана на чередовании речевых и хоровых партий. Значение хора в древнегреческом театре связано с общенародным характером театра: хор выражал отношение зрителей к событиям пьесы, служил своеобразным «гласом народа» (хор в «Персах» и «Агамемноне» Эсхила, «Антигоне» Софокла) и одновременно выступал также как действующее лицо («Молящие» и «Эвмениды» Эсхила, ранние комедии Аристофана). [15, с. 76] В стихотворении Е. Евтушенко «Учительница Элькина» рассказывается о том, как в одном из кавалерийских эскадронов воюет молоденькая учительница Элькина. В эпизоде «Дуэль» поэтической композиции «Колыбельная» действие ведет речевой хор. Хор вводит зрителей в предлагаемые обстоятельства: война, бой, матросский окоп и ползущий на него немецкий танк «тигр». После этого, распавшись на две части, хор как бы приглашает зрителя вместе с ним проследить дальнейшее развитие события. Мужской хор, читающий за немецкий «тигр», использует для диалога фрагменты из стихотворения «Монолог немецкого «тигра», а женских хор, читающий за советского моряка мичмана Бородина, использует для диалога фрагменты из поэмы Э.Межелайтиса «Человек». Мужской хор выбрасывает перед собой два листа железа с черными контурами гусениц. Листы чуть изогнуты по направлению к зрителю. Грохот железа создает впечатление надвигающегося на окоп танка. В проход между мужским и женским хором выходит исполнитель в тельняшке и бескозырке. Начинается «диалог» немецкого «тигра» с мичманов Балтийского флота Бородиным. «Танк» начинает свой разговор осторожно и глухо, как бы сжимаясь в тугую пружину для решительного прыжка. А женский хор, воспевает мирный труд человека. Мичман в пантомиме «Руки человека» сеет, косит, срывает колосья пшеницы, любуется зерном. «Танк» прерывает труд человека, бросая его на землю, женский хор призывает человека держаться, набраться сил от родной земли. Мичман встает, вырывает из груди сердце и, как связку гранат, метает его под танк. Гусеницы танка с грохотом разваливаются. В полной тишине, как стук метронома, стучит сердце [1, с. 42]. Из данного примера, мы видим, что хор в театре поэтических представлений играет важную и не последнюю роль. Хор помогает передать то, что одному актеру сделать сложно, а порой и просто не под силу. Хор создает определенный настрой у зрителей, усиливает эмоциональную передачу поэтического представления.
Роль трансформации детали в театре поэтического представления
В комплексе выразительных средств, создающих образность в театре поэтического представления особенно важную роль играет трансформация детали. Трансформация(от позднелатинского transformation – превращение) – художественный прием, заключающийся в перемене костюма, маски, изменении образа персонажа [14, с. 20]. Так, в эпизоде по песне Я. Френкеля «Журавли» такой трансформирующейся деталью становится солдатская каска, которая по ходу действия меняет свое назначение, а в конце представления выходит на обобщенный сценический образ. Мы видим каски, из которых вымощена старая дорога войны, по ним к каскам выходят погибшие солдаты, одевают их, и мы видим каски в их непосредственном назначении. Каски солдат проходят через бой, через привал, через переправу. В одном из боев каска теряет хозяина-солдата. Но память о тех кто не вернулся с полей войны, жива. Каски превращаются в светильники вечных огней памяти.
Какова причина, заставляющая режиссера обращаться к произведениям иного, чем драматургия рода литературы
Режиссер (франц. regisseur, от лат. rego – управляю) - творческий работник зрелищных видов искусства (театр, кино, телевидение, цирк, эстрада). Режиссер осуществляет постановку пьесы (инсценировки, оперы, балета, концертной или цирковой программы) на сценической площадке. В современных зрелищных искусствах часто называется режиссером-постановщиком или просто постановщиком. Режиссер, руководящий творческой работой всего театра (или иного зрелищного коллектива) называется главным режиссером.[12, с. 86] Драма (греч. drama, буквально — действие), один из трёх родов литературы (наряду с эпосом и лирикой). Драма сформировалась на основе эволюции театрального искусства: выдвижение на первый план актёров, соединяющих пантомиму с произносимым словом, знаменовало её возникновение как рода литературы. Его специфику слагают: сюжетность, т. е. воспроизведение хода событий; драматическая напряжённость действия и его членение на сценические эпизоды; непрерывность цепи высказываний персонажей; отсутствие (или подчинённость) повествовательного начала Драме присуща глубокая конфликтность; её первооснова — напряжённое и действенное переживание людьми социально-исторических или «извечных», общечеловеческих противоречий. Драматизм, доступный всем видам искусства, закономерно доминирует в драме. По мысли В. Г. Белинского, драматизм — важное свойство человеческого духа, пробуждаемое ситуациями, когда заветное или страстно желаемое, требуя осуществления, находится под угрозой [15, с. 45]. Драма изображает человека только в действии, в процессе которого он обнаруживает все стороны своей личности. «Драматизм, - подчеркивал В. Г. Белинский, отмечая особенности драмы, —состоит не в одном разговоре, а в живом действии разговаривающих одного на другого»[2, 127]. В произведениях драматургического жанра, в отличие от эпических и лирических, отсутствуют авторские описания, повествование, отступления. Речь автора появляется только в ремарках. Все, что происходит с героями драмы, читатель или зритель узнает от самих героев. Драматург, следовательно, не рассказывает о жизни своих героев, а показывает их в действии? Вследствие того, что герои драматургических произведений проявляют себя только в действии, речь их имеет целый ряд особенностей: она непосредственно связана с их поступками, более динамична и экспрессивна, чем речь героев эпических произведений. Большое значение в драматургических произведениях имеют также интонации, пауза, тон, т. е. все те особенности речи, которые приобретают конкретность на сцене. Драматург, как правило, изображает только те события, которые необходимы для раскрытия характеров персонажей и, следовательно, для обоснования развивающейся борьбы между действующими лицами. Все остальные жизненные факты, не имеющие прямого отношения к изображаемому, замедляющие развитие действия, исключаются. Все, показанное в пьесе, трагедии, комедии или драме, завязывается драматургом, по меткому выражению Гоголя, «в один большой общий узел». Отсюда — концентрация изображаемых событий и второстепенных персонажей вокруг главных действующих лиц. Сюжет драмы характеризуется напряженностью и стремительностью развития. Эта особенность сюжета драматургических произведений отличает его от сюжета эпических произведений, хотя те и другие сюжеты строятся на общих элементах: завязке, кульминации и развязке. Причина, по которойрежиссер обращается к произведениям иного, чем драматургия рода литературы заключается в том, что зритель хочет видеть в произведении искусства не просто отражение действительности, но некую идеализированную действительность, в которой предельно акцентированы в чувственно-образной форме, как позитивные ценности, так и негативные. Заключение Искусство театра, в отличие от других искусств, живое искусство. Оно возникает лишь в час встречи со зрителем. Оно основано на непременно эмоциональном, духовном контакте сцены и зрительного зала. Нет этого контакта - значит, нет и живущего по своим эстетическим закономерностям спектакля. Великая мука для актера выступать перед пустым залом, без единого зрителя. Такое состояние равносильно для него пребыванию в замкнутом от всего мира пространстве. В час спектакля душа актера устремлена к зрителю, точно так же, как душа зрителя обращена к актеру. Искусство театра живет, дышит, волнует и захватывает зрителя в те счастливые мгновения, когда по незримым проводам высоковольтных передач происходит активный обмен двух духовных энергий, взаимоустремленных одна к другой, - от актера к зрителю, от зрителя к актеру. Современный человек очень сильно отличается от представителей предыдущего поколения. Отличаются идеалы, ценности, убеждения. Время, в котором мы живем, уникально. В последнее время люди стали больше времени уделять своему эстетическому развитию. Главной ценностью для индивида становится его духовный мир. Человек, путем познания различной информации, меняет свое мировоззрение, реализует себя как личность. Исходя из этого, можно сделать вывод, что театр и духовное развитие — это два абсолютно совместимых понятия. Театральные постановки являются не только красивой картинкой, они заставляют человека задуматься над многими вопросами, переживая вместе с героями постановки острые моменты. И какое бы произведение ни было выбрано для постановки, игра профессиональных актеров наполнит его живой, настоящей атмосферой. Театр поэтического представления это уникальный по своему роду жанр. Через слово, музыку, пластику режиссер и актеры могут ярко и живо передать смысл стихотворений. Это уникальное сочетание разных, но в тоже время взаимодополняющих составляющих, которые усиливают эмоциональный фон поэтического представления. Перед режиссерами и актерами в данном жанре театра стоит серьезная задача. Так как от правильно подобранных актеров, стихов, музыки, движений, зависит полный успех всего представления. Искусство театра – искусство чудесного общения души с душой, сердца с сердцем… Литература
1. Бонфельд М.Ш. Музыка: Язык. Речь. Мышление. (Опыт системного анализа музыкального искусства). Ч.1. Тезисы. М.: МГЗПИ, 1991. 2. Владимиров С. Действие в драме – М.: Просвещение, 1972. – 127с. 3. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Иск-во, 1968. 4. Гегель, Г.В.Ф. Эстетика / Г.В.Ф. Гегель. – М., 1971. (3, 25) 5. Коллективные формы литературного театра и театра поэтических представлений // Катышева Д.Н. Литературный театр. – М., 1982. – с.74-99 6. Морозова Г.В. М.: ВЦХТ. О пластической композиции спектакля: Методическое пособие. - М.: ВЦХТ, 2001. 7. Музыкальный энциклопедический словарь под ред. Келдыша. М.: " Советская энциклопедия", 1990. 8. Основы драматургии // Чечетин А.И. Основы драматургии театрализованных представления. – М., 1981. – с.88-144 9. Рутберг И.Г. Движение и образ. М.: " Советская Россия", 1981. 10. Рутберг И.Г. Пантомима. Первые опыты. М., “Сов. Россия”. 1972. 11. Станиславский К.С. Издательство: Прайм-Еврознак, 2008 г. – с.480 12. Таиров.А. Записки режиссёра. М.: " ГИТИС", 2000. 13. Товстоногов Г.А. О профессии режиссёра. Издание 2-е, дополненное. Москва: " ВТО", 1967. 14. Таршис Н.А. Музыка спектакля. Л.: Искусство, 1978. 15. Этьен Декру. Слово о миме. Архангельск: " Правда Севера", 1992. Размещено на Allbest.ru
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 1840; Нарушение авторского права страницы