Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


БЛОК «РУССКАЯ ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА»



Постройки, которые находились на подворье русского человека, имели определенное назначение. В избе люди жили, спали, готовили еду, отдыхали, встречали гостей. Когда на улице было тепло, отдыхали на крыльце. Для этого оно специально делалось широким, с лавками. Дверь в избу была низкой, с высоким порогом, чтобы холод с улицы не выдувал тепло. В старой русской избе была одна комната и почти половину ее занимала печь. Клали печь печники. Материал для изготовления печи обладал особыми свойствами: термостойкость, прочность, легкость. Прежде печи делали глиняными, затем - кирпичными. Соединяли кирпичи глиной. Еду в печи готовили в специальной посуде, которая не портилась при нагревании. Делали эту посуду из обожженной глины, из чугуна и различных металлов. Топили печь дровами. Самыми лучшими из них считались березовые поленья, потому что они хорошо горят и дают много тепла в отличие от сосновых и еловых. Дым от прогоревших поленьев вытягивался в специальное окошко с задвижкой и уходил в дымник, а оттуда через трубу - на улицу.

В избе обязательно была колыбель (зыбка, люлька), где спали маленькие дети. Устройство колыбели было простым и удобным (днище, высокие стенки, веревки для крепления на крюк в потолке). Материал, из которого делали колыбель, был легким, пропускающим воздух (прутья деревьев, струганые доски). Чтобы ребенка можно было убаюкивать, к колыбели привязывалась веревка для укачивания.

Угол напротив печки назывался красным (красивым). Здесь стояли стол, скамейка, висела икона. Красный угол предназначался для встречи гостей, сбора родственников во время праздников. Под потолком в избе делали полати - деревянный настил. Полати были широкими и удобными, на них любили спать ребятишки.

О хозяйке в избе судили по тому, как у нее все устроено: выскоблено, вычищено, намыто. В избе всегда был рукомойник, утирки, ушат для воды. Люди, которые жили в избе, радовались не только тому, что там все удобно, но и тому, что в нем красиво. Чтобы создавать красоту, люди творили, т.е. занимались творчеством: украшали печку, расписывали посуду (ложки, миски, блюда), предметы быта (прялки), застилали полы (домотканые половики с узорами), расписывали игрушки (дымковская, семеновская роспись). Когда на улице становилось темно, изба освещалась лучинами - тонкими деревянными щепками, которые вставлялись в специальные приспособления - светцы. Позже светцы заменились другими приспособлениями: свечой, керосиновой лампой, лампой электрической.

Недалеко от избы ставили баню. В ней мылись, стирали, лечили простуду. Баня делилась на две половины - предбанник и парилку. В предбаннике раздевались, в парилке - парились березовым веником, мылись.

В каждой семье был домашний скот. Для того, чтобы домашние животные (свиньи, коровы, овцы, козы, куры, петухи, утки, гуси, лошади) жили в тепле, не разбегались по подворью, для них строили специальный загон - хлев. Хлев мог называться по-разному в зависимости от того, кто в нем жил: телятник, коровник, свинарник, курятник, конюшня. За домашними животными очень бережно ухаживали: их мыли, чистили, кормили, выводили пастись. Чем лучше человек относился к домашним животным, тем больше пользы они приносили.

Для того, чтобы человеку можно было прокормить свою семью, ему приходилось много работать. Главным занятием в то время было земледелие. Чтобы земля была мягкой, ее вспахивали плугом. Вспаханную землю засевали зерном. Выросший урожай жали серпом. Затем его хорошо сушили в овинах, молотили, выбивая зерна, и складывали в амбар для хранения.

Основным продуктом питания был хлеб. Чтобы его приготовить, требовались усилия многих людей: пахарь вспахивал землю, сеятель сеял зерно, полученные зерна везли на мельницу, где мельник перемалывал их в муку. Дома хозяйки просеивали муку сквозь сито, замешивали тесто и в печке пекли из него хлеб (булки, пышки, калачи, караваи). К хлебу относились очень бережно: доедали все кусочки, крошки собирали и отдавали птицам, животным. Человек, который выбрасывал хлеб как мусор, наказывался, его не любили.

Весной, когда земля становилась сухой и теплой, высаживали овощи (морковь, свеклу, редьку, репу, картофель, лук). Овощи требовали большего ухода: их нужно было поливать, рыхлить землю вокруг них. После уборки овощи складывали в большие погребные ямы. Овощами питались не только люди, но и животные. Приготовление овощей сначала было очень простым: их солили, квасили, из них готовили щи. Со временем человек научился другим способам приготовления овощей. Из них стали делать салаты, рагу, запеканки.

Много времени у человека прежде уходило на изготовление домашней утвари, посуды. Ее делали из коры (кузовки, туеса), из прутьев (корзина), вырезали из дерева (ложки, чашки), лепили из глины, обжигая ее на огне в печи (горшки, миски), из чугуна (чугунки). Для того чтобы посуда из глины получалась аккуратной, красивой, использовали гончарный круг.

Изготавливая материал для одежды, использовали прялку и ткацкий станок. Изготовлением одежды обычно занимались зимой, когда кончалась работа в поле и в огороде. Зимними вечерами при свете лучины мастерицы (рукодельницы) пряли пряжу, ткали полотно. За зиму хозяйка должна была наткать столько полотна, чтобы хватило на всю семью до следующей зимы. К одежде относились очень бережно: хранили ее в сундуках, самые красивые, нарядные вещи передавали друг другу (от матери - к дочерям, от отца - к сыну).

Одежда была разной: летней и зимней, мужской и женской, праздничной (нарядной, выходной) и будничной (повседневной). Главная одежда русских - рубаха. Наши предки считали, что именно она оберегает человека от злых сил, укрывает все уязвимые места: шею, руки, ноги, закрывая их выше колена. Вышивка на рубахе преграждает дорогу всему плохому. Повседневные рубахи обшивали только по шву и краям, праздничные украшали богатой вышивкой.

Женщины носили сарафан, поневу (одежда из трех полотен на шнурке), юбку, фартук. Для изготовления этой одежды использовали лен, хлопок. Любимой одеждой мужчины были порты (штаны) и рубахи-косоворотки. Пояса, которые носили и мужчины и женщины, расшивались разными узорами, которые, считалось, оберегали человека от злых сил. На голове мужчины сначала носили шапки, позже - картузы.

В давние времена, когда не было машин, грузы в основном перевозили на лошадях. Лошадь была необходима каждому человеку: с ее помощью пахали землю, перевозили дрова, сено. За лошадью особенно ухаживали: чистили ее, расчесывали хвост, гриву. Для того, чтобы у нее не стирались копыта, ее подковывали. Занимался этим кузнец при помощи горна (большая печь) и меха для раздувания угольков. В кузнице не только подковывали лошадей, но и делали разные изделия из раскаленного металла (ножи, топоры).

Все виды труда у людей были связаны: мельник не мог обойтись без земледельца, плотник - без дровосека, скотник - без кузнеца. Поэтому люди жили дружно, помогали друг другу. Об этом они слагали сказки, сочиняли песни, пословицы.

Во все времена люди жили среди природы. Она не только кормила (ягоды, грибы), давала тепло (дрова), одевала (лапти, ткани из льна и хлопка, одежда из шерсти животных), но еще и лечила их. Издавна человек знает, как избавиться от недуга при помощи природных даров: клюква снимает жар; липа и малина помогают бороться с простудой; подорожник заживляет раны. Эти чудесные свойства растений использует человек и сейчас, потому что время дает понять, насколько они полезны и необходимы.

Благодаря тому, что природа помогала человеку жить, быть здоровым, люди считали ее живой. Они сочиняли сказки, в которых все сказочные персонажи (Серый волк, Река - кисельные берега, Яблонька) разговаривают на человеческом языке и помогают им.

С особой любовью относились наши предки к березе. Они считали ее счастливым деревом, которое оберегает от зла, приносит здоровье и добро и высаживали рядом с домом. Любовь и нежность к этому дереву люди передали в народных песнях, поговорках. Рябина почиталась как дерево, которое излечивает от болезней; верба - как первое цветущее дерево; дуб - как символ мощи, силы, твердости.

Для того, чтобы сохранить свои впечатления и передать отношение к окружающей жизни, люди сочиняли сказки (сказывали о том, что их волновало). В русских народных сказках переходили друг от друга рассказы о том, как можно честно жить, не бросать друг друга в беде, прилежно трудиться, уважать старших, почитать отца и мать, любить свой дом, Родину. В сказках люди отражали то, о чем мечтали (ковер - самолет, скатерть - самобранка, сапоги - скороходы), чего боялись (Баба - Яга, Кощей - Бессмертный). В них всегда прославлялось добро, трудолюбие, прилежание, скромность, терпение; осуждалась лесть, лень, грубость, глупость, жадность. Понимать людям друг друга помогали пословицы, поговорки. Из них человек узнавал о хороших манерах, о правилах поведения, о ценности различных предметов.

Важное место в жизни русского человека занимали песни, в которых отражались разные ее стороны: любовь к природе, к родным, печаль и радость. В разное время пели разные песни: плясовые, хороводные, колыбельные, свадебные, величальные. Песни сопровождались игрой на музыкальных инструментах (гусли, балалайка, гармонь).

Человек со временем научился ценить не только красоту слова и музыки, с давних времен он создавал красоту во всех предметах, которые его окружали: расписывал узорами посуду (городецкая, жостовская, гжельская, хохломская роспись), резьбой по дереву украшал свое жилье (ставни, карнизы).

Наши предки умели не только хорошо работать, но и хорошо отдыхать, веселиться. Одни праздники в их жизни были связаны с природными изменениями (проводы зимы, встреча весны); другие - с их верой в Бога. Русские люди долго поклонялись разным силам природы и считали, что это принесет им удачу (Перун - Бог грозы, Даждьбог - Бог солнца). После крещения Руси Киевским князем Владимиром люди стали отмечать церковные (божественные) праздники - Рождество, Пасху, Троицу. В Рождество люди не работали, ходили в церковь (место для богослужения), готовили вкусную еду. На Пасху красили и расписывали яйца, пекли куличи, дарили их родным и близким, желая счастья.

 

ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ

К шести годам ребенок

· имеет дифференцированные представления:

- о назначении избы, ее убранстве; особенностях материалов, используемых в строительстве жилища, изготовления предметов быта;

- о закономерном расположении вещей в доме; о функциях построек (хлев, амбар, баня);

- о различных видах труда (земледелие, ткачество, строительство, гончарное, кузнечное дело), их назначении, используемых инструментах;

- о национальной одежде;

- о значении природы в жизни человека;

- о народном творчестве, его разновидностях (устное, декоративно-прикладное, музыкальное);

- о языческих и христианских праздниках;

· умеет устанавливать взаимосвязи между сезонными изменениями и видами труда людей; между качеством труда и его результатом; между разными видами народного творчества;

· проявляет интерес к различным объектам русской традиционной культуры;

· ориентируется на выделение эстетического начала в восприятии произведений русского народного творчества;

· руководствуется в своем поведении правилами и нормами, отраженными в устном народном творчестве;

· бережно относится к предметам быта, произведениям народного творчества;

· владеет навыками народной росписи, умеет определять специфику ее отдельных видов;

· владеет доступным языком фольклорных произведений: умеет рассказывать народные сказки, уместно использовать пословицы, поговорки; играть на музыкальных инструментах (бубен, свистулька, трещотка, треугольник), исполнять народные танцы, попевки;

· использует атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-09; Просмотров: 1929; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь