Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Счастье безо всякого личностного роста
– Не сметь! — заорал пастор. — Эти чудеса сотворил Бог! – Не всех! — Пастор стукнул кулаком по бричке. Мои коллеги из тусовки гуманистической психологии убеждены, что человек есть существо самоактуализирующееся, стремящееся к росту и расцвету. Эта позиция обречена на успех, ибо кому не понравится такая красивая сказка о себе? Однако вынужден им возразить. Люди не такие: они просто разные. Есть — самоактуализирующиеся, есть — гораздо лучше, а как правило, — совсем другие. Например, просто — здоровые животные. Основной тезис Роджерса состоит в том, что человек всегда ищет возможности для личностного роста. О чем говорит мне мой опыт? Что это полезная вера, но вовсе не факт. С этой верой бывает легче работать самому, это бывает полезно внушать своим воспитанникам, но правда ли это про каждого? · По крайней мере — сомневаюсь. Люди — разные. И очень возможно, что в этот вечер (или: в эту осень... в этой семье... с этими друзьями... в этом теле... в этом возрасте...) — человек хочет совсем не личностного роста, а чего-то более реального, надежного и безопасного. Например, получить зарплату, которую не выплачивают последние полгода, и оставить в своей жизни все как есть. · Разумные люди давно усвоили, что известный черт всегда лучше неизвестного. Сознательный отказ от личностного роста нередок и среди житейски ориентированных (то есть совершенно не глупых) синтоновцев: " Николай Иванович, я не хочу больше личностно расти и терять из-за этого своих друзей, которые нормальные, а не синтоновцы! Друзья мне важнее! " У каждого — своя жизненная ситуация. Кто-то, любя себя, тем не менее собой недоволен и намерен личностно расти, другой всем доволен и более всего желает не менять ничего, а кто-то, абсолютно здравомыслящий, на определенном отрезке своей жизни желает, например, побыстрее (душевно и телесно) умереть. · " День прошел — к смерти ближе. Слава Тебе, Господи! " — в определенном возрасте это желание вполне искреннее, сдерживаемое только христианским запретом на самоубийство. Какой, к Господу, личностный рост?! И не нужно думать, что нежелание личностно себя развивать присуще только бабушкам с сенильным психозом или невротикам с шизофреническим радикалом. Большинство моих одноклассников (а мы регулярно встречаемся своим классом вот уже более двух десятков лет) к идее личностного развития относятся так же воодушевленно, как к предложению пожертвовать очередную зарплату на строительство приюта для бродячих кошек. · То есть спасибо, конечно, дело доброе, но как-нибудь в другой раз. Можете также попробовать заинтересовать психологическими курсами личностного развития соседа с первого этажа, даже если он сегодня трезв и не просит у вас взаймы. Если он вежливо отклонит ваше предложение, вы это можете объяснить его трудным детством, и я с вами, конечно, соглашусь, но что от этого меняется? В любом случае желания расти и развиваться (кроме как в прямо мясном варианте) у него не прибавится. Мы — разные. Осторожный взгляд на конгруэнтность Когда я только проснулся, я очень искренний, и поэтому ко мне тогда лучше не подходить... Саша Ланин, честный человек Карл Роджерс очень ценит в людях конгруэнтность, то есть целостное, естественное и полное выражение своих чувств. " Маленькие дети демонстрируют высокую конгруэнтность. Они выражают свои чувства сразу же и всем своим существом. Когда ребенок голоден, он весь голоден, прямо сейчас! Когда ребенок любит, или когда он сердит, он полно выражает свою эмоцию". · А-а-а-а! Я люблю детей и, в большинстве случаев, выражаемые ими эмоции, но у меня крепкая нервная система, детей только трое и ситуацию в нашей семье контролирую я, а не дети. Если же детей становится больше, а рост интеллекта на некоторых этапах не успевает за ростом мышечной массы и гормональными сдвигами, то конгруэнтное выражение группой подростков некоторых их естественных чувств вызовет у меня желание не выразить восхищение, а позвать милиционера. · Как со вздохом констатируют сами синтоновцы-мужчины, если они будут полностью конгруэнтны, то симпатичным девушкам, приходящим в Клуб, вместе с бэйджиком на входе надо выдавать еще и пояс невинности. Плохо, когда человек не умеет, не может быть конгруэнтным — он действительно не вполне душевно здоров (по крайней мере, несколько деформирован процессом корявой социализации), и задача психотерапевта — посодействовать восстановлению этой замечательной способности быть целостным и гармоничным. Но если человек не умеет быть неконгруэнтным и спокойно отставлять в сторону ненужные чувства и намерения, не выплескивая их куда не надо, он также неразвит. · А то и просто социально опасен. Если хотите парадокс, то душевно развитому человеку конгруэнтно быть и не конгруэнтным. Я голоден, прямо сейчас, но не ору ни на жену, ни на эту тему, а улыбаюсь и спокойно иду чистить картошку, чтобы себя покормить. Я не конгруэнтен, а воспитан. А если я на жену сердит, для меня одинаково конгруэнтно как проораться на нее с прочувствованным удовольствием, · если проораться надо, так и, если сейчас надо не орать, а обнять и поцеловать, то вполне целостно поцеловать ее, хорошую, и извиниться перед ней, потому что я на нее сердит. · А вкусную женщину целовать вкусно всегда, даже если ты на нее сердитый. Конгруэнтность не в том, чтобы одна часть твоей личности теснила или уничтожала все остальные твои части, а в том, чтобы все части жили гармонично, работая при этом в нужном направлении. Самоактуализация Хорошая жизнь — это движение по пути, выбранному человеческим организмом. К. Роджерс. Организмы всех стран, самоактуализируйтесь! Можно спорить, склонны люди к самоактуализации — или нет, но за этим спором лежит по умолчанию принимаемая в гуманистической психологии предпосылка, что самоактуализация — это здорово. Это вообще классно. Возможно, вы в это верите также, а я вот в этом — начал сомневаться. Когда Абрахам Маслоу описывал самоактуализирующихся людей, подчеркивая их человеческую и нравственную высоту, он был велик и прав. Он описывал людей, " Я" которых было добрым и красивым, и тогда актуализация, осуществление этого Я, становилась славной задачей и достойной миссией. Но значит ли это, что увеличение, осуществление, актуализация любого Я будет делом добрым, делом, которому всегда стоит содействовать? " Да! — обязательно воскликнет романтик со светлыми и немного печальными глазами, — ибо каждый человек по природе своей добр! " · Впрочем, если нашего романтика какой-то добрый по природе человек треснет промеж ушей, это верование будет дополнено более аккуратным: " Ну, в глубине души! ", а если его еще и попинают ногами, то формулировка расширится до мистически-детского: " В самой-самой глубине! " Я не склонен к подобной метафизике. Во-первых, я полагаю, что наших Я у каждого из нас много (детские, родительские, взрослые, социальные, игровые, мистические и пр.), а во-вторых — и главное, как я уже говорил, эти Я скорее разные, чем добрые. · Господи, как это было бы удобно и легко: не знаешь, что есть добро, спроси у своего внутреннего Я, оно тебе и скажет! Спроси... Голодное Я скажет жадно: " Бери, пока дают! " Побитое Я пискнет: " Беги, пока не бьют! " И на этом такой содержательный внутренний диалог закончится. Мне представляется, что душевное добро — не есть нечто, данное нам от рождения. Добру надо учиться. И тот, кто не учится, в самой-самой глубине души имеет не чистую субстанцию добра, а скорее мутную кашу или пустоту. Итак. Возможно, в мой Клуб слишком часто приходят неправильные люди, но они, услышав звонкое и высоконаучное слово самоактуализациЯ, понимают его так, как они это и слышат: как возможность ярко проявить себя. Сделать свое Я большим. А услышав от психологов одобрение этой самой самоактуализации, они со всем напором, топотом и визгом ее и делают. · Почему-то больше всего хочется самоактуализироваться ночами до утра и под музыку максимальной громкости. На самом деле ничего такого в этом нет: ну, потанцевали, ну, попели, были и стихи, и воздушные шарики, а иногда даже психологические игры с другими развлечениями. Но на вопрос: " Слушай, а ничем более разумным ты заняться не хочешь? " человек, отдышавшись, удивляется: " Ну, мне же хочется? Прям изнутри хочется?! " · И вопросительно смотрит. Ведь он же — так много проявлял себя всю ночь! Вовсю самоактуализировался! Впрочем, если на тусовках самоактуализирующихся человеков у нас, в основном, любят (ну, пока они не начинают актуализировать свою тоску или агрессию), то на занятиях с такими философами хуже. Например, у человека вдруг появилась мысль, она ему очень своя, и он, естественно, начинает ее развивать. Он начинает рожать ее детально и настойчиво, нисколько не интересуясь, нужна ли она кому-нибудь еще и как относятся окружающие к тому, что он плотно занял собой пространство беседы, не давая высказаться никому другому. Ничего, конечно, страшного, но воспитанным людям такая жлобская самоактуализация — не нравится. И так, постепенно, самоактуализациЯ стала у нас в Клубе словом, по факту, ругательным. Самоактуализация без головы — не радость. Наверное, это перегиб, и неправильно требовать от человека того, к чему он, возможно, еще не готов. Если ты был всю жизнь забит, и сейчас твоя задача разогнуться, полной грудью взять себе — свой, личный! — воздух и почувствовать, что ты — есть! Есть!! Есть, блин!!!, то сейчас твоя правильная задача — самоактуализация. Будь — собой. Делай себя больше. Почувствуй себя и свои огромные силы. Но, когда ты получил себя — себе, порадовался встрече с самим собой, поискрил и попраздновал свою — любую, пусть с глупостями и ошибками, но совершенно свою — жизнь, то перестань махать своей самоактуализацией, как флагом, и найди себе более достойное дело. Так же и с Клубом. Пока основной задачей Клуба было дать человеку — освобождение, самоактуализация была у нас в чести. Но вот Клуб вышел из подростковой стадии и стал понимать, что свобода и разрастание личного Я — это здорово, но далеко не все. Потому что важнее, на что ты эту свободу употребишь, что ты с помощью этого своего большого и свободного Я создашь. Ты свободно самоактуализирующийся большой бездельник Примирение Взгляды разные нужны, Правильно? С удовольствием признаюсь: вся эта провокация — дискуссия с Карлом Роджерсом — была затеяна для того, чтобы мы, коллеги-психологи, еще раз взялись вместе за руки и дружно сказали: каждый из нас умница в своей области, и слава Богу, если мы не стремимся оккупировать своей правотой области соседние. · Даже если они нам очень нравятся. По-моему, совершенно нормально, если в психологии дружно сосуществуют очень разные подходы. Да, мы разные, и это здорово. Если Карл Роджерс свой подход называл гуманистической психологией, то подход Синтона я мог бы назвать психологией реалистической. При этом очевидно, что одно совершенно не исключает другого, а скорее дополняет: почему бы реалистичность не приподнять гуманистичностью, а гуманистичность — не укрепить реалистичным взглядом? И, тем не менее, наши подходы достаточно различны. Отчего? С одной стороны, мы люди просто разные по характеру. По сравнению с Роджерсом, мне не хватает теплоты, убаюкивающей религиозности и усидчивого приятия. Чего мне не хватает в Роджерсе, так это юмора, здорового авантюризма и бодрой наступательности[29]. А стиль работы, как и стиль одежды, должен подбираться индивидуально, под человека. С другой стороны, разница подходов во многом определяется различием контингента и, соответственно, целью работы. Карл Роджерс работал с людьми, нуждающимися в психотерапии. · Да, у него были уже не пациенты, его люди — уже относительно здоровые, но как клиенты — у Роджерса были тяжелые клиенты. Почитайте его отчеты. А у меня не клиенты, а — солнечные синтоновцы, в основном бодрая, с удовольствием чувствующая и без труда думающая молодежь. Это люди, еще желающие и способные себя менять и себя учить, готовые работать не потому, что иначе все противно, а потому что — · а почему щенки так любят возиться? — потому что им это интересно. Для клиентов Роджерса проблема — адекватно понять и выразить свои чувства, для моих соколов интерес другой: что с этими своими адекватными чувствами делать. Его клиенты страдали от нехватки любви, мои синтоновцы очень скоро любовью оказываются перекормлены. Роджерс, конечно, прав, и самое разумное требование для его скукоженных клиентов — это самоактуализация. Нереалистично требовать от человека, чтобы он здоровым образом делился чем-то с окружающими, если он едва жив сам. Большинство же синтоновцев актуализируют себя настолько, что им уже пора думать и о других. Как писал Мартин Бубер, " хотя людям надо начинать с поиска себя, они не должны заканчивать этот поиск на себе". Если хотите, Синтон начинается там, где Роджерс заканчивал свою работу. И поэтому мы работаем — очень по-разному. · Хотя и очень любим друг друга. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 395; Нарушение авторского права страницы