Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


СРС № 4: Редакторская правка фактического материала



Задание 1. Определите способ изложения в двух приведён­ных ниже отрывках из рассказа Л. Толстого «Кав­казский пленник». Проанализируйте их синтак­сическую структуру. Обратите внимание на раз­работку узлов повествования и элементов описания, на приёмы, передающие динамику со­бытий и выразительность элементов описания.

1)...Лошадь под Жилиным была охотницкая (он за неё сто руб­лей заплатил в табуне жеребёнком и сам выездил); как на кры­льях взнесла его на кручь. Только выскакал — глядь — а перед самым им, на десятину места стоят татары верхами, – человек тридцать. Он увидал, стал назад поворачивать; и татары его уви­дали, пустились к нему, сами на скаку выхватывают ружья из чехлов. Припустил Жилин под кручь во все лошадиные ноги, кри­чит Костылину:

– Вынимай ружьё! – а сам думает на лошадь свою: «Матушка, вынеси, не запнись ногой, спотыкнёшься – пропал. Доберусь до ружья, я им не дамся».

А Костылин заместо того чтобы подождать, только увидал та­тар – закатился что есть духу к крепости. Плетью ожаривает лошадь то с одного боку, то с другого. Только в пыли видно, как лошадь хвостом вертит. Жилин видит – дело плохо. Ружьё уехало, с одной шашкой ничего не сделаешь. Пустил он лошадь назад, к солдатам – думал уйти...

2)...Вышел Жилин за ногайцем. Видит – деревня татарская, до­мов десять, и церковь ихняя, с башенкой. У одного дома стоят три лошади в сёдлах. Мальчишки держат в поводу. Выскочил из этого дома черноватый татарин, замахал рукой, чтоб к нему шёл Жилин. Сам смеётся, всё говорит что-то по-своему, и ушёл в дверь. Пришёл Жилин в дом. Горница хорошая, стены глиной гладко вымазаны. К передней стене пуховики пёстрые уложены, по бокам висят ковры дорогие; на коврах ружья, пистолеты, шаш­ки – всё в серебре. В одной стене печка маленькая вровень с полом. Пол земляной, чистый, как ток, и весь передний угол выст­лан войлоками; на войлоках ковры, а на коврах пуховые подушки. И на коврах в одних башмаках сидят татары: чёрный, красный и трое гостей. За спинами у всех пуховые подушки подложены, а перед ними на круглой дощечке блины просяные, и масло коро­вье распущено в чашке, и пиво татарское – буза – в кувшинчи­ке. Едят руками, и руки все в масле.

Задание 2. Напишите первый абзац к приводимому ниже тексту и определите способ изложения.

Знание иностранного языка подавляющему большинству лю­дей не приносит никакой пользы. Оно складывается из уменья говорить, писать и читать. Но говорить и писать почти никому не приходится. Что же касается чтения, то по любому предмету на родном языке имеется такое количество литературы, которую перечитать почти невозможно. Что же касается беллетристики, то её лучше всего читать в переводах, так как кто же сможет перевести лучше квалифицированного переводчика?

Задание 3. Исправьте приведенный ниже фрагмент текста. Читатель скорее всего испытает затруднение в понимании того, что это за фонари, шоссе и почему они упомянуты. Объясните переход к новой теме.

После работы мы решили встретиться у проходной, но в назначенное время никто не пришел. Фонари на шоссе не горели. Я пошел к пивной около станции.

Задание 4. Рассмотрите типичную структуру рассуждения-доказательства, включённого в статью литературного критика, выделите и опишите его основные черты. Озаглавьте текст.

Характер и глубина восприятия русской литера­туры у писателей различного идейного склада были неодинаковыми, самое это восприятие было разно­направленным. Для такого искреннего ценителя рус­ской литературы, как Андре Моруа, оставались зак­рытыми важные социальные её аспекты, – он воспри­нимал общественную и философскую проблематику этой литературы лишь в меру собственных либе­ральных воззрений. У такого тонкого мастера, как Пруст, который о Толстом написал статью и застав­ляет своего героя напряжённо размышлять о Досто­евском, восприятие обоих русских классиков остава­лось в значительной мере субъективистским, никак не связывалось с русской действительностью. Кафка с неподдельным восхищением отзывался и о Гоголе, и о Достоевском, и о Толстом, с интересом читал и Герцена, но мир его собственных идей и образов был очень далёк от мира русской литературы... Как бы то ни было, размышления крупных иностранных пи­сателей XX века о писателях русских заключают в себе богатый материал наблюдений, заслуживают изу­чения – не суммарного, а детального.

Литература

1. Прохоров Н.В.Исследуя журналистику/уч.пособие. – М.: РИП-Холдинг,

2006.

2. Добросклонская Т.Г. Язык средств массовой информации. М., 2008.

3. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. М., 1998.

4. Красиков Ю.В. Теория речевых ошибок (На матери­але ошибок наборщика). М., 1980.

5. Мильчин А.Э. Методика и техника редактирования текста.- М.: Логос, 2005.

 

Дополнительные материалы для самостоятельной работы

Примерные темы рефератов

1. Общее понятие о редактировании и его задачах.

2. Практическая стилистика, её цели, задачи.

3. Литературное редактирование и науки, на которые оно опирается.

4. Значение средств массовой информации в политической, экономической и

культурной жизни современного общества.

5. Авторский текст как предмет работы редактора.

6. Идейно-политический, литературный и этический аспект работы редактора.

7. Редактирование как форма творческой работы над текстом.

8. Техника и виды правки.

9. Способы изложения и виды текстов.

10. Описание как способ и вид текста. Виды описания.

11. Приемы построения повествования в зависимости от цели автора и жанровых

особенностей материала.

12.Убедительность, точность, логическая строгость рассуждений.

13.Логические основы редакторской работы.

14. Основные законы логики и логические ошибки.

15. Редакторская оценка построения журналистского произведения.

Разработка практических занятий

Практическое занятие № 1: Функциональная стилистика: основные

определения

Цель – уяснить принципы выделения функциональных стилей русского языка, ознакомиться с характеристикой публицистического стиля.

Основные понятия: понятие функциональный стиль, стили книжные и разговорный, норма стилистическая, причины нарушения стилистических норм, речевые ошибки.

Задания

1. Для практического занятия подготовить анализ одной из газетных статей или анализ радио- или телепередачи. Попробуйте сами написать заметку в университетскую газету.

2. Общая характеристика публицистического стиля с точки зрения

экстралингвистических факторов и стилевых черт.

3. Анализ, обсуждение и стилистическое редактирование текстов, подготовленных студентами.

4. Напишите транскрипцию выделенных сочетаний: бас се йн, диспан се р, ка ре, к ре м, шос се йный, скворе чн ик, було чн ая, мело чн ый.

5. Проставьте ударения:

Алкоголь, алфавит, апостроф, баловать, безудержный, валовой, генезис, диспансер, задолго, закупорить, зубчатый, изобретение, индустрия, каталог, кета, ломоть, лоскут, мастерски, ржаветь, таможня, черпать, мышление, благовест, блинная, бруствер, бряцать, введение, взаймы, дебит, посул, пикироваться, пиала, навзничь, нацедить, мытарь, мозаичный, иконопись, интервьюер, перевязь, инструмент

Рекомендуемые тексты.

В. Матвеев: «Понятно, без какой-то предвари­тельной композиции не обойтись, но «план», план в строгом смысле слова, набрасываю далеко не все­гда, да и то в ходе работы часто меняю его. Пред­почитаю сперва сделать набросок статьи, а затем уже отделывать её, тщательно работать над каж­дым абзацем. В противном случае нередко оказы­вается, что детали отработаны, а единого целого нет... Но это сугубо индивидуальное».

В. Овчинников: «Если тема очень обширная, чи­таю источники, делаю при этом закладки разных цветов... Затем последовательно надиктовываю ма­териал на магнитофон, перепечатываю, режу текст, скрепками скалываю части, и у меня получается своеобразный реферат исходных данных. План вызревает предварительно, но писать на­чинаю не с первого абзаца, а с того, который у меня легче всего может получиться. Пишу, потом воз­вращаюсь к зачину».

А. Мальсагов: «План... есть у всех. Только у одних на бумаге, на листочке, у других, у «анархис­тов», сформулирован еще капитальнее, но они этого не знают. План у них так прочно «утрамбовался» в голове, что его и перекладывать на бумагу неза­чем. Поэтому «анархист» и говорит с гордостью: «А я пишу без ничего – из головы! »

В. Маевский: «Всё начинается с поиска темы. Чаще всего её подсказывают события, выступле­ния зарубежной прессы. Затем идёт мобилизация материала, обдумывание статьи. Наверно многим из товарищей доводилось записывать какие-то мысли во время обеда на салфетках или на пачке сигарет, просыпаться среди ночи и тянуться к блок­ноту – лучше всего, чтобы он лежал поблизости. План статьи держишь в голове или детально за­писываешь».

Литература

1. Аверьянов Л.Я. Контент-анализ. – М.: РГИУ, 2007.

2. Кожин А.Н. и др. Функциональные типы русской речи. М., 1982.

3. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. М., 2003.

4. Мильчин А.Э. Методика и техника редактирования текста.- М.: Логос, 2005.

5. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. М., 1998.

6. Горбачевич К.С.Нормы современного русского литературного языка.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 463; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.019 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь