Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Общая схема работы редактора над текстом



Психология редакторского труда пока не стала предметом спе­циальных научных исследований, и, рассматривая психологичес­кие предпосылки редактирования, мы вынуждены опираться на общие положения, сформулированные психологами в результате изучения сложных форм человеческой деятельности. Редактиро­вание с полным основанием может быть отнесено к одной из таких форм, и общая схема работы редактора может быть пред­ставлена следующим образом:

• получение информации;

• постановка задачи;

• создание модели поведения и схемы ожидаемых результатов;

• действия и соответствующие этим действиям результаты.

В условиях редакционной работы эта схема получает конк­ретное наполнение. Первый её компонент — знакомство ре­дактора с авторским произведением. Второй — постанов­ка задачи редактирования. Она может быть продиктована и уточнена как внешними обстоятельствами, так и качествами са­мого материала. Заранее может быть запланирован объём, жанр, необходимость подчеркнуть связь с текущими событиями, форма контакта с читателем, может быть определён вид правки. Затем редактор решает, как он будет действовать, — так рас­шифровывается третий компонент схемы. Редактор может отослать материал на доработку, может работать над текстом вместе с автором или один и выбирает методику, которая, с его точки зрения, наиболее рациональна в данном случае. Зримые действия редактора, в частности процесс правки текста, — лишь последний, завершающий этап редактирования.

Психология редакторской работы чрезвычайно сложна. Это предопределено сложностью её объекта – текста, фиксирующего результат сложнейшей деятельности человека, своеобразием ком­муникативных связей, возникающих между автором, редактором и читателем, спецификой редакторского труда, в котором твор­ческое начало сочетается с аналитическим. В свете этих особен­ностей и должны быть рассмотрены психологические предпо­сылки редактирования.

2. Составьте план работы над следующими текстами, посвященными одной теме

1) Азбука любви проста, как всякая азбука: любовь растёт, если она подкрепляется радостью. Талант в любви состоит в искус­стве приносить радость другому, и этому искусству человек дол­жен обучаться с самого детства. Поэтому и обнаружена порази­тельная закономерность: дети, выросшие в атмосфере любви, как правило, реже разводятся, у них семьи более счастливые. Но ис­кусству любить человек должен учиться всю жизнь. Ведь сколь­ко у объекта любви потребностей, столько и путей причинить ему радость. Вместе с тем столько же и способов причинить ему боль. Бескорыстное и искусное «принесение» радости другому – вот подлинная пища любви.

В любви можно выделить две стороны: способность любить другого и способность быть объектом любви, то есть быть лю­бимым. Очень часты страдания и конфликты оттого, что любов­ные действия одного не находят отклика у другого, в отсутствии эмоциональной реакции со стороны объекта любви. Представьте на минуту, что вы нажали на выключатель, а свет не горит, поднес­ли ложку ко рту, а суп вылился, повернули ключ в замке, а дверь не открывается, обратились с вопросом, а в ответ молчат... Мо­жет ли выдержать человек такой эмоциональный стресс? Уметь откликаться на любовь – это важная наука.

2) Каждое время несёт новые песни, однако во веки веков но­вое, если посмотреть пристально, видимыми и незримыми нитя­ми, путами, узами связано с тем, что было вчера и давно. И каж­дое поколение, входя во взрослую жизнь, прежде всего задаётся вопросом любви. Что это непонятное начинает жечь сердце? Отчего вдруг все мысли и поступки стали подчиняться жела­нию и велению одного, вчера ещё не известного существа? По­чему мир вокруг так сложен и суров? Зачем нет ответа на эту жгучую сердечную боль? И далее, далее – множество самых непредвиденных, разрешимых и неразрешимых вопросов. Эта пара у дерева – не она ли была здесь год назад, десять лет тому или в прошлом веке? О чём говорят, о чём молчат они – да всё об одном и том же, таком обычном и необыкновенном. Вряд ли в дни тревог и сомнений влюбленный юноша сегодняшнего дня пустится искать себе поддержку в старых трактатах о любви – плохо представляю себе такого юношу. А вот к поэту пойдёт, да и девушка счастлива внезапно ощутить прямую связь с кем-то неведомым прежде.

Литература

1.Голуб И.Б. Стилистика русского языка. М., 2003.

2.Добросклонская Т.Г. Язык средств массовой информации. М., 2008.

3. Накорякова К.М. Литературное редактирование. М., 2004.

4. Коньков В.И.Русская речь в средствах МИ.- СПб., 2011.

5. Мильчин А.Э. Методика и техника редактирования текста.- М.: Логос, 2005.

6.Максимов В.И. Стилистика и литературное редактирование. М.:

Гардарики, 2007.

 

Материалы по контролю и оценке учебных достижений обучающихся:

Вопросы к экзамену

1. Стилистика как раздел языкознания.

2. Принципы классификации функциональных стилей речи.

3. Характеристика публицистического стиля. Основные стилевые черты.

4. Лексико-грамматические особенности публицистического стиля.

5. Редактирование как методологическая основа подготовки журналистов.

6. Значение средств массовой информации в жизни современного общества.

7. Разнообразие подстилей и жанров публицистического стиля.

8. Редактирование как форма творческой работы над текстом.

9. Особенности редакторского чтения: чтение ознакомительное, углубленное

и шлифовочное.

10. Корректорская правка, знаки корректорской правки.

11. Виды редакторской правки: вычитка, сокращение, обработка, переделка.

12. Задачи правки-вычитки и правки-сокращения.

13. Задачи правки-обработки и правки-переделки.

14. Виды текстов и особенности работы редактора над ними.

15. Способы изложения и основные виды текстов.

16. Описание как способ изложения и вид текста.

17. Приемы построения и роль описаний в художественной литературе и

публицистике.

18. Повествование как способ изложения и вид текста, его цель.

19. Особенности логической и синтаксической структуры

повествовательного текста.

20. Рассуждение как способ изложения и вид текста.

21. Логическая и синтаксическая структура рассуждений.

22. Виды рассуждений. Доказательство как один из видов рассуждения.

23. Определение и объяснение в журналистском тексте, их лексико-

стилистические особенности.

24. Логические основы редактирования. Знание законов логики.

25. Основные законы логики и ошибки, связанные с незнанием и нарушением законов логики.

26. Работа редактора над композицией рукописи.

27. Работа редактора над выбором заголовка журналистского произведения.

28. Основные требования к заголовку и его функции.

29. Работа редактора над фактическим материалом.

30. Работа над языком и стилем журналистского произведения.

 

 

ГЛОССАРИЙ

Стилистика лингвистическая наука о средствах речевой выразительности и о закономерностях употребления языка.
Функциональный аспект изучение социальной природы языка и его коммуникативных свойств.
Функциональная стилистика изучает закономерности функционирования языка в зависимости от коммуникативных задач в той или иной сфере общения
Стилистика ресурсов характеризует стилистически окрашенные средства языка, выразительные возможности и семантико-функциональные оттенки единиц.
Практическая стилистика воспитывает у говорящих стилевое чутье, знакомит с нормами того или иного функционального стиля
Редактирование Процесс, включающий анализ авторского произведения с точки зрения содержания, фактической правильности и точности и с точки зрения литературной и последующую правку.
Методика редактирования Система рациональных приёмов работы над текстом для печати, радио, телевидения.
Ознакомительное чтение следует сосредоточить внимание на содержании произ­ведения, его идее, теме, манере изложения автора, т. е. оценить текст как целое.
Углублённое чтение восприятие каждого слова, каждого знака текста. Постижение смысла прочитанного начинается с постижения внешних его форм и заканчивается включением механизма смыс­лового контроля.
Шлифовочное чтение чтение контрольное, по преимуществу чтение-«скольжение» по всему тексту или чте­ние избирательное, подчинённое определённой задаче, когда, напри­мер, возникает необходимость проверить единообразие написа­ния имен, фамилий, географических наименований или выверить цифровые данные, даты.  
Редакторская правка-вычит­ка отметить его смысловые, позиционные, стилистические недочёты, обратить внимание на правильность написания географических наимено­ваний, имён и фамилий, на точность цитат, цифр и дат, проверить сопоставимость единиц измерения  
Правка-сокращение уменьшить объем текста, до­вести его до заданного размера.
Правка-обработка подготовка к публикации окончатель­ного варианта текста, в котором полностью учтены результаты редакторского анализа.
Правка-переделка. создание нового варианта текста на основе материала, представленного автором
Корректура Исправление ошибок в текстовом и графическом материалах
Функциональный стиль разновидность речи, соответствующая определенной сфере общественной деятельности и соотносительной с ней форме сознания, создаваемая особенностями функционирования в этой сфере языковых средств и специфической речевой организацией, создающей определенную ее стилистическую окраску.
Корректурные знаки Знаки, используемые при исправлении ошибок в текстах
Стилистическая норма принципы отбора и сочетания языковых единиц в рамках функционального стиля.
Стилистическая ошибка нарушение стилистических норм речи.
Средства словесной образности тропы и фигуры: метафора, метонимия, синекдоха, олицетворение, образное сравнение, эпитет, гипербола, анафора, эпифора и т.д.
Тропы разные случаи употребления слов в переносном значении.
Стилистическая фигура оборот речи, особое сочетание слов, синтаксическое построение, используемые для усиления выразительности высказывания.
Повествование передача дви­жения событий во времени.Это рассказ о том, как, в какой последовательности происходили события.
Описание создать картину действительности. Это перечисление свойств, сторон предмета или явления, присущих ему в определённый момент.
Рассуждение исследо­вание, обобщение знаний о действительности, выяснение причин явлений, обоснование выводов, доказательство ис­тинности или ложности определённых положений.
Определение фиксирует суждения о существенных признаках предме­та или класса предметов. Оно включает в себя определяемое и определяющее  
Объяснение разновидность опре­деления с усложнённой для достижения коммуникативных це­лей структурой.
Закон тожде­ства каждая мысль, которая при­водится в данном умозаключении, при повторении должна иметь одно и то же определённое, устойчивое содержание
Закон противоречия не могут быть одновременно истинны­ми противоположные мысли об одном и том же предмете, взятом в одно и то же время и в одном и том же отноше­нии.  
Закон исключенного третьего из двух противоречащих выс­казываний в одно и то же время, в одном и том же отно­шении одно непременно истинно. Третьего не дано.  
Закон достаточного основания требует, чтобы всякая истин­ная мысль была обоснована другими мыслями, истин­ность которых доказана
Фактический материал охватывает все опорные для текста элементы, передающие смысл и предметные отношения.  
Внутренняя проверка фактического материала соотнесение фактического материала в пределах редактируемого текста и его конкретизации
Сличение с авторитетным источником фактический материал проверяют только по изданиям, из которых он заимствован
Официальное подтверждение фактического материала кон­сультации авторитетных специальных учреждений. Их официаль­ное подтверждение – достаточное основание для публикации оригинального фактического материала.
  СМК ЖГУ П/УМКД.09-2016     Ф.4.09-33

Карта учебно-методической обеспеченности дисциплины

Стилистика и редактирование

(наименование дисциплины)

 

Шифр     Наименование литературы Наличие Приме ч  
В библ.и на кафед. % обеспеченности  
Обязательная  
  Кожина М.Н., Дукаева Л.Р., Салимовский В.А. Стилистика русского языка.- М., 2008 Библ.      
  Кожин А.Н. и др. Функциональные типы русской речи. -М., 1990 Библ.      
  Голуб И.Б. Стилистика русского языка.- М., 2010. Библ.      
  Горшков А.И. Русская стилистика.- М., 2001        
  Колесников В.П.Стилистика и литературное редактирование.- М.-Ростов-на-Дону, 2003. Библ.      
  Максимов В.И., ред. Стилистика и литературное редактирование.- М.: Гардарики, 2007. Библ.      
  Мильчин А. Методика редактирования текста. -М.: Логос, 2010.          
  Накорякова К.М. Литературное редактирование материалов массовой информации.- М., 2001. Библ.      
  Солганик Г.Я. Стилистика текста.- М., 2006 Библ.      
  Накорякова К.М. Литературное редактирование. -М., 2004. Библ.      
  Редактирование отдельных видов литературы/под редакцией профессора Н.М.Сикорского.- М., 1987.        
  Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов. -М.: Наука, Флинта, М., 2012 Библ.      
  Добросклонская Т.Г. Язык средств массовой информации. -М., 2011        
  Сикорский Н.И. Теория и практика редактирования.- М.: Высшая школа, 1980.        
  Сметанина С.И. Литературное редактирование для журналистов и специалистов по связям с общественностью. -СПб., 2003.        
  Максимов В.И., Стилистика и литературное редактирование: Практикум.- М.: Гардарики, 2004. Библ.      
Дополнительная   Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. М., 1998.
  Лихтенштейн Е.С., Михайлов А.И. Редактирование научной технической литературы.- М., 1974.          
  Кобозева Н.М.Лингвистическая семантика.- М., 2000          
  Кронгауз М.А. Семантика. - М.: РГПУ, 2001          
  Шайкевич А.Я. Введение в лингвистику.- М.: Academia, 2005   Библ.      
  Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М., 2002        
    Голуб И.Б. Стилистика русского языка.- М.: Айрис-Пресс, 2007          
  Солганик Г.Я. Стилистика рус. языка.- М.: Дрофа, 2008.   Библ.      
    Кохтев Н.К., Розенталь Д.Э. Популярная стилистика русского языка. -М., 1984.          
  Рисс О.В. Семь раз проверь. Опыт путеводителя по опечаткам и ошибкам в тексте. - М., 1977.          
    Язык и стиль средств массовой информации и пропаганды: Под ред. Д.Э. Розенталя. -М., 2002          
  Коньков В.И.Русская речь в средствах МИ. – СПб., 2011.          
  Мильчин А.Э.Методика и техника редактирования текста. – М.: Логос, 2005.          
  Прохоров Е.П. Исследуя журналистику. – М.: РИП-_Холдинг, 2006.          
  Одинцов В.В. Стилистика текста. – М., 2004.        
Справочная литература  
    Справочная книга корректора и редактора. -М., 1974.              
      Памятная книга редактора. 2-е издание переработанное.- М., 1980.          
  Свинцов В.И. Смысловой анализ и обработка текста. -М., 1976.        
  Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке.- М., 2002.        
  Стилистический лингвистический словарь РЯ/Под ред. М.Н.Кожиной. -М.: Наука, 2003          
                 

 

Лекционный комплекс:


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 1073; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.029 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь