Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Становление воспитания как общественного явления



Становление воспитания как общественного явления

Человек жил па Земле более 100 млн лет назад: во многих районах Земли в породах очень древнего возраста были обнаружены «следы» челове­ка. Воспитание в этот период осуществлялось по законам первобыт­ного и «человеческого стада».

Официальная наука свидетельствует: следующий этап становле­ния воспитания как общественного явления начался примерно 1, 5 млн лет назад и был связан с процессом зарождения речи, что мощно стимулировало процесс общения, эволюцию человека в це­лом. Речь становится важнейшим средством общения, накопления и передачи социального опыта. Общение развивалось в процессе трудо­вой деятельности, оно становилось одним из главных средств воздей­ствия на психику и поведение детей и взрослых. Возникновение речи и развитие психики — свидетельство качественно нового этапа в об­щем процессе становления воспитания. Люди этого времени — архантропы — обладали зачатками понятийного мышления и речи, жили коллективно. Они создали каменное рубило, освоили огонь. Этот «первобытный очаг» способствовал формированию социального типа общения, т.е. возникновению общественных способов обмена инфор­мацией.

Очередной этап процесса становления воспитания начинается около 250 тыс. лет назад. К этой эпохе относятся достоверные данные о зарождении кровно-родственных и семейно-брачных отношений. Палеоантропы были уже почти людьми. Они — родоначальники ис­кусства и верований. Содержание воспитания все более усложняется: охота, собирательство, рыболовство, передача навыков поведения, освоение опыта духовной жизни, религиозного знания и т.д. Развитие производительных сил и общественных отношений покончило с ак­тами каннибализма, о чем свидетельствуют первые искусственные за­хоронения.

Процесс становления воспитания как общественное явление завершился примерно 35—40 тыс. лет назад: человек современного типа, обладающий сознанием и речью, живущий первобытной общиной, целенаправленно и организованно осуществлял воспитание мо­лодежи. Трудовая деятельность, рост социального опыта, его все бо­лее увеличивающийся объем и усложнение, все большее осознание значения воспитания для общины и каждого ее члена не могло быть пущено па самотек, происходить стихийно. Перед активным включе­нием молодежи в производственные и социальные процессы обще­ства ей необходим период подготовки к этому — воспитание.

Становление воспитания как целенаправленного и осознанного взаимодействия взрослых и детей, в ходе которого осу­ществляется подготовка последних к будущей самостоятельной жиз­ни, начинается примерно около 2, 5 млн лет назад. Завершение этого процесса происходит с появлением «человека разумного» (поздний палеолит). Этот человек уже многое знал: умел вправлять переломы и вывихи, залечивать раны, удалять зубы, лечить простуду, змеиные укусы, делать несложные хирургические операции. В позднем мезо­лите люди умели проводить ампутацию конечностей и даже трепана­цию черепа.

Особенностями социального воспитания в этот период является его органическая целостность, комплексность и единство: воспита­ние — физическое, умственное, нравственное и трудовое — и обуче­ние были слиты в один процесс. Воспитание в узком смысле слова все более становится важным фактором социализации (воспитания в широком смысле).

Уже в первые годы жизни ребенок активно вводился взрослыми в жизнь, входил в систему отношений между людьми. Дети наблюдали, копировали действия взрослых, важное место в воспитании принадле­жало игре. С помощью игры моделировалась общественная, производ­ственная, бытовая жизнь общины. Под руководством взрослых дети имитировали свое поведение в различных социальных ролях (охотник, воин, змеелов и т.н.). Взрослые учат говорить, ходить и танцевать, пла­вать. Все большая специализация в трудовой деятельности по поло­возрастному признаку неизбежно вела к дифференциации воспитания мальчиков и девочек. В то время существовало две основные специ­альности — мужчина и женщина. Мужчина — воин, охотник, добыт­чик, а женщина — хранительница очага, воспитатель детей.

Воспитание носило общественный характер: дети принадлежали общине. Все взрослые приглядывали за ними, женщины кормили грудью чужих детей и т.д. Таким образом, дети находились под по­стоянным присмотром. Социальное сиротство и беспризорность иск­лючались: все дети — наши дети. Эта заботливость и доброжелатель­ность, любовь, которые демонстрировались всем взрослым населени­ем общины по отношению ко всем детям, составляли мощный эмоционально-ценностный по своему характеру фундамент социали­зации, обусловливая его высокую эффективность.

Характерные черты воспитания и обучения в древнейших государствах Востока

Начало истории школы и воспитания как особых сфер общественной деятельности восходит к эпохе цивилизаций Древнего Востока, зарождение которых относится к 5-му тысячелетию до н. э. Уже в эпоху позднего неолита в различных регионах мира стали появляться первые симптомы разложения первобытной формации. Этот процесс был многовековым, исторически длительным. Разновременность возникновения новых общественных структур приводила к тому, что наряду с новыми способами социализации подрастающего поколения сохранялись и старые формы воспитания.

Школа и воспитание в древнейших государствах Ближнего и Дальнего Востока развивались под воздействием разнообразных экономических, социальных, культурных, этнических, географических и других факторов. Хотя хронологически эти цивилизации не совпадали, тем не менее, им были присущи сходные структуры, в том числе структуры воспитания и обучения.

Воспитание стало определяться главным образом общественным и имущественным состоянием человека. К 1-му тысячелетию до н. э. постепенное развитие ремесел, торговли, усложнение характера труда, рост городского населения способствовали некоторому расширению круга людей, которым были доступны школьное обучение и воспитание. Помимо детей представителей

аристократии и служителей культа в школах учились дети состоятельных ремесленников и торговцев. Абсолютное большинство населения по- прежнему обходилось семейным воспитанием и обучением.

Древний Египет

Первые сведения о школьном обучении древних египтян восходят к 3-му тысячелетию до н. э.

Особенности воспитания Древнего Египта заключались в равноправном восприятии мальчиков и девочек, что отражало равноправие женщины и мужчины в семье. Детей учили по принципу перевода из детской жизни во взрослую, стремясь при этом сформировать такие качества, как немногословие, волю и стойкость. Основой воспитания считалось послушание, которое достигалось зачастую применением физических наказаний. Роль семьи в обучении была ведущей, во многом это определялось тем. Что профессии передавались по наследству.

Школьное обучение начиналось с 5-ти летнего возраста, дети учились с утра до вечера, мирские радости и игры были им недоступны. Грамота и письмо были основами обучения, сначала ученик должен был научиться читать и писать, потом – составлять деловые бумаги. Писали на папирусах тростниковой палочкой, которую макали в краску из сажи (черная) и охры (красная). Папирусы использовали многократно, смывая предыдущие надписи.

Школы создавались при храмах и дворцах. Кроме чтения и письма изучали математику, географию, астрономию, медицину и языки. В эпоху Нового царства (V в. до н. э.) появились школы врачевателей. Существовали так же царские школы, в которых обучались, кроме прочих, дети фараонов.

Древняя Индия

Воспитание Древней Индии во многом связано с разделением ее истории на две эпохи: дравидско-арийскую и буддийскую. Дравидско-арийская эпоха характеризуется четким социальным разделение населения. Существовало четыре касты: брахманы (жрецы) – высшая каста, кшатрии (профессиональные воины), вайшьи – свободный трудовой народ, шудры – низший слой, не имевший ни каких прав и множество обязанностей. Воспитание и обучение каждой касты строилось по принципам их социального статуса. Так, брахманы считали основным развитие интеллекта; кшатрии – силу, волю, стойкость; вайшьи – трудолюбие, мастерство, терпение, упорство; шудры – повиновение и покорность.

Развитие обучения в Древней Индии достигло значительных результатов и, его содержание было достаточно сложным и разнообразным. Именно здесь впервые были введены ноль и счет с помощью десяти знаков.

Писали на пальмовых листьях, устная речь преобладала над письменной. Имели место семейные школы, где ученики не только учились, но и работали по хозяйству, зато обучение в таких школах было бесплатным. Вблизи городов возникали лесные школы, где преподавателем был гуру-отшельник, к которому приходили ученики.

В середине 1-го тысячелетия н. э. в индии начинается новая эпоха, сопровождавшаяся возникновением новой религии – буддизма. Основой этой религии, глобально повлиявшим на всю систему обучения и воспитания, является провозглашение равенства людей всех каст и выделение отдельной личности, как неоспоримой ценности. Основой воспитания в буддийском понимании является совершенствование души человеческой и имеет три стадии: предварительную, стадия сосредоточенности, стадия окончательного усвоения.

Основы обучения дети получали в школах двух видов: школы вед, предназначенные для трех ведущих каст, и светских школах, куда принимались дети, независимо от их сословия. Школы вед акцентировались на интеллектуальном обучении, а обучение светских школ носило более практический характер.

В период ренессанса индуизма (II–VI вв.), получившего название «необрахманского» воспитание претерпевает значительные изменения. Увеличивается число школ. Образование направлено на то, чтобы научить человека различать сущностное и переходящее, достигать душевной гармонии. Образовалось два уровня учебных заведений: толь – начальная школа и аграхар – высшая школа. В этот период возникли крупные образовательные центры в Такшашиле и Наланде.

Древний Китай

Воспитание Древнего Китая носило семейно-общественный характер, то есть семейные порядки возникали под влиянием общественных. Идеалом воспитания был человек вежливый, начитанный, обладающий внутренней гармонией и достоинством. Первые школы в Китае появились в 3-м тысячелетии до н. э. и были двух типов: сян и сюй. В школах сян старцы учили молодежь, передавая им свой опыт и знания. Сюй изначально была военной школой, затем она преобразовалась в сюэ, в программу обучения которой входило шесть предметов: мораль, письмо, счет, музыка, стрельба из лука, управление лошадью. Большое внимание в системе обучения Древнего Китая уделялось развитию самостоятельности учеников.

Китай – одно из первых государств, где были предприняты первые попытки определения теории воспитания и обучения, о чем свидетельствует возникновение философских школ: даосизм, буддизм и конфуцианство. Даосизм основывался на сближении человека с природой, пассивности и бездеятельности. Буддизм уходит корнями в цивилизацию Древней Индии.

Конфуцианство значительно повлияло на развитие системы образования в Древнем Китае. Основой воспитания Конфуций считал нравственное самосовершенствование. Врожденные способности человека рассматривались как основа для воспитательной деятельности. В результате развития цивилизации Древнего Китая идеология конфуцианства стала ведущей.

Афинская школа

Аристотель

(384-322 гг. до н. э.) поднимал наставника на самую высокую ступень в обществе: Он создал в Афинах учебное заведение Ликей, которым руководил в течение двенадцати лет. Написанные им в эти годы сочинения были конспектами бесед, которые философ вел со своими учениками в Ликее. А. полагал, что человек обладает одновременно душой растительной (она нуждается в питании и обречена на разложение), душой животной (чувства, ощущения) и душой разумной - чистой, бесплотной, универсальной и бессмертной. Поэтому в вопросах воспитания он не ставил во главу угла заботу о загробном бессмертном бытие и настаивал на том, чтобы в равной степени заботиться о всех трех видах души человека.

Наиболее системно взгляды Аристотеля на воспитание и образование изложены в трактате " Политика".

Рассматривая извечную проблему о соотношении социальных и биологических детерминант в воспитании, Аристотель занял гибкую позицию. Он считал, что с одной стороны, " от хороших родителей может произойти лишь хорошее потомство", а с другой - " природа зачастую стремится к этому, но достичь этого не может".

Аристотель придавал первостепенное значение общественному, государственному воспитанию. А. допускал домашнее воспитание в традиционных формах до 7-летнего возраста под началом отца. Однако настаивал, чтобы семейное воспитание находилось под присмотром государственных чиновников - педономов, а также отвергал самоустранение родителей от воспитания детей и традицию передавать их в руки рабов. Он предлагал проводить в семье предварительное обучение с 5 до 7-летнего возраста.

Мальчиков с 7 лет должно было воспитывать государство. В круг предметов начального образования следовало включать грамматику, гимнастику, музыку и иногда - рисование.

Начинать воспитание школьника предлагалось с " заботы о теле", а затем " заботиться о духе", чтобы " воспитание тела способствовало воспитанию духа". Аристотель одновременно резко осуждал спартанскую традицию применения тяжелых и жестоких физических упражнений, в результате которых дети превращаются в " диких животных". Гимнастика предназначена для формирования " прекрасного, а не дикого животного", - писал в этой связи Аристотель. Особая роль в формировании прекрасного отводилась музыке.

Демокрит

Философ придавал огромное значение воспитанию и считал, что оно ведет к обладанию тремя дарами: " хорошо мыслить, хорошо говорить, хорошо делать".

Философ считал, что хотя воспитатель формирует и изменяет человека, тем не менее его руками действует природа, ибо человек является ее частицей - " микрокосмосом". Демокрит отмечал, как важно родителям посвятить себя воспитанию детей. Он осуждал скупых родителей, не желавших тратить средства на обучение детей и обрекавших их на невежество. Демокрит полагал, что главное не количество полученных знаний, а воспитание интеллекта. " Рассматривая обучение как трудную работу, Демокрит полагал естественным прибегать к принуждению в отношении учащихся. Однако Демокрит советовал добиваться педагогических результатов не одним лишь принуждением. Он предлагал формировать стремление постигать неизвестное, воспитывать чувство долга и ответственности.

Платон

Предложил обширную программу воспитания, пронизанную единой философской мыслью, и открыл связи между воспитанием и общественным устройством.

Основанное Платоном в Афинах учебное заведение - Академия - просуществовало более тысячи лет. Педагогические суждения Платона выросли из его философского видения человека и мира. По Платону, земная жизнь - преходящий этап движения человека к " истинному бытию» Земная жизнь должна готовить человека к слиянию человека с " истинным бытием". Приобретение знаний, следовательно, является процессом воспоминания о бестелесном мире идей, откуда вышел и куда уйдет каждый человек. Вот отчего столь большое значение придавалось самопознанию.

Платон оценивал воспитание как важнейший фундамент всей жизни человека. Воспитание, по Платону, надо начинать с раннего возраста. По мысли Платона, воспитание должно обеспечить постепенное восхождение ученика к миру идей. Осуществлять подобное воспитание способен, прежде всего, наставник преклонных лет, т. е. человек, который стоит на пороге мира идей. При этом необходима тесная духовная связь между наставником и учеником (что впоследствии стали именовать " платонической любовью" ).

Платон требовал разностороннего воспитания для всех.

В трактате " Государство" Платон, говоря об идеалах и программе разностороннего воспитания, по сути, развивает афинскую педагогическую традицию. Он полагает, что надлежит обеспечить " для тела гимнастику, для души музыку". В трактате " Законы" Платон изложил свои педагогические воззрения, особенно выделив социальные функции воспитания - " сделать совершенным гражданином, умеющим справедливо подчиняться или начальствовать".

В идеальном обществе, которое представлено в " Законах", руководитель дела образования является первым лицом государства. Государство опекает будущих матерей, заботясь, чтобы они вели здоровый образ жизни. Платон провозглашает принцип всеобщего обязательного (минимум трехлетнего) обучения: " Стар и млад должны по мере сил получить образование". В программе он сделал попытку соединить достоинства спартанского и афинского воспитания, соблюдая при этом " золотую середину". Особое внимание он предлагал уделять физическому воспитанию, в частности, спортивным упражнениям и танцам.

Платон полагает, что при обучении следует обеспечить " свободу призвания", т. е. учитывать личные склонности. Например, кто хочет стать хорошим земледельцем или домостроителем, должен еще в играх либо обрабатывать землю, либо возводить какие-то детские сооружения. И воспитатель должен каждому из них дать небольшие орудия - подражания настоящим.

В программу всеобщего образования входили обучение грамоте, началам математики, начатки трудовой подготовки посредством работы с " малыми инструментами - воспроизведением настоящих". Программа подобного обучения была предназначена лишь для свободных граждан общества.

Весьма привлекательными выглядят у Платона идеи игрового обучения, а также принцип воспитывающего обучения.

Хотя Платон не оставил специальных трактатов по воспитанию, в дальнейшем его с полным основанием считали выдающимся мыслителем в области воспитания и обучения.

Сократ

Сократ - крупнейший представителем философии софистов. Его главным дидактическим достижением можно назвать майэвтику (" повивальное искусство" ) – диалектический спор, подводящий к истине посредством продуманных наставником вопросов.

Суть педагогических суждений Сократа составляет тезис о том, что главной среди жизненных целей человека должно быть нравственное самосовершенствование.

Счастье состоит, прежде всего, в устранении противоречия между личным и общественным бытием. И напротив, сосредоточение на личных интересах, противопоставление их интересам своих ближних ведет к душевному разладу и дисгармонии с обществом.

Сократ - один из основоположников учения о доброй природе человека. Придавая особое значение природной предрасположенности, Сократ видел наиболее верный путь для проявления способностей человека в самопознании: " Кто знает себя, тот знает, что для него полезно, и ясно понимает, что он может и чего он не может".

Природные способности человека Сократ связывал с правом на образование.

Учительская деятельность для Сократа была дороже жизни. Когда перед ним встал выбор, сохранить жизнь или отказаться от такой деятельности, Сократ принял яд цикуты.

Сократ излагал свое учение в любой аудитории, будь то городская площадь или аллеи Ликея. Он один из родоначальников диалектики как метода отыскания истины путем постановки наводящих вопросов - так называемого сократического метода. Главной задачей наставника Сократ считал пробуждение мощных душевных сил ученика. В таком " повивальном искусстве" он видел основное предназначение учителя. Беседы Сократа были направлены на то, чтобы помочь " самозарождению" истины в сознании ученика.

9) Раннехристианские взгляды на воспитание

В восточных провинциях Римской империи в I веке н. э. возникают раннехристианские общины, отражавшие надежду наиболее угнетенных слоев народа на приход Мессии, Спасителя.

В первые три столетия нашей эры христиане подвергались преследованиям со стороны государственной власти Римской империи прежде всего за отказ признавать божественность императоров. Со времени императора Константина I Великого (ок. 285 - 337), когда Миланским эдиктом (313) христианство было признано равноправной религией, христиане-учителя получили возможность свободно преподавать в тривиальных и грамматических школах и толковать античную историю, литературу и философию с позиций христианского вероучения.

Основными способами обучения в христианских общинах были:

✓ устные и письменные назидания,

✓ совместное чтение отрывков из библейских книг,

✓ составление и произнесение проповедей,

✓ разучивание молитв, псалмов, притч,

✓ чтение вслух переводов священных текстов с древнееврейского на арамейский и греческий

Особое значение в христианских общинах придавалось созданию у их членов внутреннего настроя, эмоциональной приподнятости, отношения к учению как богоугодному делу.

Руководители первых христианских общин одновременно являлись и воспитателями, поэтому их называли " учителями праведности". Содержание образования ориентировалось на Библию - собрание канонических сочинений, состоящее из Ветхого Завета и Нового Завета:

✓ первая часть - иудейские священные тексты II и I тысячелетий до н. э., в том числе притчи царя-мудреца Соломона, содержание которых было положено в основу воспитания;

✓ вторая часть своими евангельскими и апостольскими текстами служила собственно христианскому обоснованию целей и содержания воспитания.

Таким образом, к концу Римской империи начала складываться принципиально новая форма воспитания - христианское воспитание. Для него были характерны:

✓ особое внимание к личности человека, его душе;

✓ приоритет веры над знанием, наукой;

✓ понимание обучения Священному Писанию как богоугодного дела;

✓ неразрывная связь образования с нравственным воспитанием;

✓ осознание воспитывающей роли труда и важности осуществления с ранних лет трудового воспитания.

Монастырские школы

В раннем Средневековье практически все грамотные люди принадлежали к одному сословию – духовенству, обучение которых проходило в школах: монастырских, соборных или приходских.

Монастырские школы давали наиболее полное образование по сравнению с другими. Большим плюсом обычно была возможность доступа к монастырской библиотеке. Изредка существовали школы, созданные обычными священниками в своих приходах, такие школы назывались приходскими. Там обучали только подростков, и уровень образования там был минимален.

Различались внутренние школы - закрытые, интернатного типа, где обучались монахи и будущие служители церкви, и внешние школы, располагавшиеся вне монастырской ограды, которые предназначались для мирян, не всегда стремившихся впоследствии получить духовный сан.

Внешние монастырские школы посещали мальчики 7-15 лет. Им преподавались основы грамотности, богослужебное пение, реже предметы тривиума; они изучали чтение на латыни, письмо, счет. Педагогики как таковой еще не было, ее в известной мере заменяли мысли о религиозно-нравственном воспитании детей, содержавшиеся в богословской литературе.

Внутренние монастырские школы давали более высокий уровень образования: здесь прежде всего, изучался латинский язык, преподавались тривиум, а часто и квадривиум, теология. В лучших школах преподавались медицина, греческий язык, чтение античных авторов. Отличительной особенностью образования в монастырских школах было преобладание кропотливого труда по книгописанию и переводу рукописей.

Схема школьной программы была такой: сначала изучалось чтение, счет и церковное пение, затем грамматика с чтением доступных авторов и элементами остальных свободных наук. Для немногих способных проводились индивидуальные занятия по богословию. Многие монастырские школы уже начинают специализироваться на отдельных науках, но все же главной заботой монастырей было богословие. Почти в каждом монастыре существовали мастерские по переписке: составлялись и переписывались комментарии к Священному Писанию.

Школы в эпоху Возрождения

В массовом своем проявлении практика образования в эпоху Возрождения сохраняет черты средневековой школы, однако к XVI в. некоторые гуманистические идеи воплощаются в жизнь и появляются новые типы школ.

В Западной Европе особое распространение получили латинские (городские) школы. В низших латинских школах осуществлялось элементарное обучение, главным предметом был латинский язык: дети учились читать Библию. Программа высшей латинской школы была сложнее и состояла из трех классов: в первом учили читать по-латыни, писать, обучали молитвам и пению; во втором классе проходили латинскую грамматику, читали басни Эзопа на латинском языке, заучивали наизусть стихотворения, проходили катехизис; в третьем классе (чаще отсутствовал) читали римских поэтов Вергилия, Овидия, Цицерона, продолжали изучение латинской грамматики. Данный тип школ, дававший умение читать и писать на языке богослужения, государственного управления и торговли, получил широчайшее распространение.

Из латинских школ постепенно развилась средняя классическая школа– гимназия, просуществовавшая без значительных изменений вплоть до конца XIX в. Первые гимназии появились в Германии. Одной из известнейших стала гимназия педагога Иоганна Штурма (1507–1589), которая объединяла все ступени образования – начальную, среднюю и высшую – и предполагала 10 ступеней обучения. Позднее эта школа была преобразована в Академию, а в 1621 г. на ее базе был открыт Страсбургский университет. Основу обучения в этой школе составляли древние языки, классическая античная литература, особенно произведения Цицерона, предметы тривиума. Таким образом, содержание образования было гуманитарным и отчетливо иллюстрировало тенденции, которые начали в это время складываться внутри гуманистического течения.

Бесспорной заслугой гуманизма эпохи Возрождения стоит считать признание ценности человеческой личности. Человека начали судить не по его принадлежности к какому-либо сословию, а по уровню его эрудиции и по степени участия в создании гуманистической культуры. Провозглашая человека центром мироздания, гуманизм отразил стремление целой эпохи к идеалу его гармоничного развития. Вместе с тем уже к XV в. обнаруживается несоответствие между идеалом и реальными возможностями его достижения, идеал всесторонне развитой личности оборачивается иллюзией. На смену социально-активной, духовно-нравственной личности приходит деловой человек-буржуа. Практика образования требует от педагогики разработки механизмов и моделей массового и доступного образования.

Витторино да Фельтре (1378-1446) XV век - итальянский педагог-гуманист. В 1423 организовал при дворе герцога Мантуанского школу, в которой учились дети герцога и его приближённых, а также дети бедных родителей, содержавшиеся за счёт Фельтре. В школе занимались 80 воспитанников. Самим названием — «Дом радости» — Фельтре подчёркивал отличие своей школы от средневековой. Стремилась развить «ум, тело и сердце». Обучались совместно мальчики и девочки, что было нововведением. Здесь изучались древние языки, римская и греческая литература, музыка, математика, в преподавании которой применялись наглядные пособия и практические работы. Хорошо было поставлено физическое воспитание: дети занимались верховой ездой, плаванием, гимнастикой, фехтованием. Ввёл новые методы преподавания, использовал в обучении элементы игры, отказался от схоластич. диспутов, телесных наказаний. Порядок поддерживался с помощью надзора и личного примера воспитателей. Школа Фельтре пользовалась широкой известностью, а его самого называли «первым школьным учителем нового типа». Педагогических сочинений не оставил, его деятельность известна по воспоминаниям учеников.

Педагогика действия А.Лая

Немецкий педагог Вильгельм Август Лай (1862 - 1926) был видным представителем реформаторской педагогики конца XIX - начала XX вв. Основываясь на данных биологии и экспериментальной педагогики, он попытался создать так называемую педагогику действия, которая характеризовалась чрезмерной биологизацией воспитательно-образовательного процесса.

Лай исходил из того, что в основе воспитания и обучения должны лежать реакции-действия:

✓ ребенок испытывает влияния извне,

✓ умственно их перерабатывает,

✓ и сложившиеся представления выражает с помощью различных средств (слово, рисунок, эксперимент, работа на школьном участке, в мастерской и т. п.).

Главное место в этой триаде " восприятие, переработка, выражение" Лай отводил особую роль третьему компоненту - выражению, которое и является собственно реакцией, действием, направленным на приспособление ребенка к окружающим условиям среды, в том числе и социальным. Из такой трактовки воспитания и обучения у Лая вытекает известная переоценка педагогической роли различных видов деятельности школьников.

Для того чтобы ребенок научился правильно реагировать на окружающую обстановку, Лай считал необходимым организовать в стенах школы такую социальную микросреду, которая вынуждала бы учащихся согласовывать свои действия с законами природы и с волей данного сообщества людей. Школа, по его мнению, должна готовить лояльных граждан.

Важное место в этом воспитании Лай отводил религии.

Открытие “Новых школ” в Европе в начале 20 века

Селестен Френе - французский педагог.

Европейскую славу приобрела созданная в 1935г. в г.Пиульи (Франция) начальная школа под руководством Селестена Френе. Им была разработана педагогическая технология (техника Френе), которая предусматривала оригинальные формы воспитания и обучения. С.Френе являлся основателем и лидером « Международной федерации сторонников новой школы». Он основатель нескольких педагогических журналов, написал педагогические труды, наиболее известный из них « Новая французская школа». Педагог создавал свою систему в противовес традиционной французской школе; стремился уйти от недостатков современной ему системы обучения – консерватизма, книжности, вербализма, отрыва от жизни. Предназначение школы С.Френе видел не в том, что приспособить ребенка не к той социально-культурной среде, из которой он вышел, а напротив, мечтал воспитать в нем носителя новых идей и культуры, способных преобразовать среду.

Решающим фактором формирования личности в педагогической концепции С.Френе выступает личный опыт ребенка, приобретенный им в семье, в школе в отношениях с товарищами. При этом он подчеркивал важную организационную функцию школьного учителя, значение его рациональной учебно-воспитательной методики. С.Френе был за твердый распорядок дня и режим работы учащихся, признавал совместное планирование работы учителем и детьми. Он был принципиальным противником использования на уроке учебников, особенно в начальной школе. По его мнению, учебник навязывает ребенку логику взрослого, не позволяет индивидуализировать обучение. Вместо учебников он вводит « свободные тексты» - небольшие сочинения, в которых дети рассказывают о себе, своей семье, друзьях, увиденном и услышанном на прогулках и экскурсиях, мечтах планах на будущее. Для детей «свободные тексты» служили средством самовыражения. Для учителя они становились средством изучения личности учащихся, их интересов, взаимоотношений с окружающей средой. Лучшие из них отбирались учителем, дополнялись и набирались школьниками на печатном станке, затем подшивались в специальные тетрадки и использовались как пособия. Следовательно, необходимым средством воспитания и обучения была школьная типография. С.Френе считал, что работа с печатным станком позволяет ребенку приобрести навыки ручного труда, отработать координацию движений, развивать внимание, зрительную память, повысить грамотность. В своей педагогической системе Френе отказался от оценок. Он считал, что оценка не может служить надежным и точным критерием знаний ребенка, поскольку учителю при оценивании трудно избежать субъективности, случайности, ошибки. Неудачи в учении способствуют появлению у ребенка комплекса неполноценности. « Задача школы, - указывал С.Френе, - культивировать успех, удачу индивида, необходимые для его самоутверждения. Поэтому необходимо как можно чаще подчеркивать успехи каждого: у одного – в чтении, у другого – в математике, у третьего – в рисовании, у четвертого – организаторские способности». Вместо традиционной отметки в школе Френе ребенок получал «положительное подкрепление» в форме, которая была принята в классе. Соревнования допустимы, считал Френе, в спорте, в игре. Важное место в воспитательной системе С.Френе отводил самоуправлению учащихся. Предлагал реализовать самоуправление через «школьный кооператив» под руководством Совета. В функции совета входила хозяйственная деятельность, работа по самообслуживанию. Самоуправление должно соответствовать особенностям детской психики. Интересам детей и не копировать взрослых. В педагогической системе С.Френе особое место занимала стенгазета. Она способствовала формированию общественного мнения, дисциплинировала школьников. Педагогическая система С.Френе предусматривала концепцию «открытой школы», использования метода «положительного подкрепления», создания в обучении проблемных ситуаций, индивидуальное планирование школьниками своей работы на основе планов учителя, переписки. Огромное внимание в школе Френе уделялось нравственному, гражданскому, семейному воспитанию. Много нового внес С.Френе в вопросы формирования взаимоотношений ученика и учителя, воспитания взаимопомощи, ответственности, уважения у школьников.

Образование в России во второй половине 20 века

В послевоенные годы следует отметить следующие изменения в образовательной системе в России:

1) идеологизацию;

2) введение централизованного управления школой;

3) введение единообразия ее типов и учебных программ;

4) контроль над школой партийных органов существенно усилился;

5) полная средняя школа стала десятилетней. Дети в нее принимались с семи лет;

6) количество десятилетних школ в городах, в отличие от сельской местности, быстро увеличивалось;

7) с 1945 г. было установлено обязательное семилетнее обучение. Оно преобладало в деревнях, жители которых не имели возможности продолжить свое образование из-за отсутствия паспортов и права покидать свои колхозы.

Значительное увеличение производства в 1950-е гг. привело к ощутимой нехватке рабочей силы. Это отразилось на общей системе школьного образования:

1) в стране было введено обязательное восьмилетнее образование;

2) срок обучения в полной средней школе увеличился до одиннадцати лет;

3) была введена обязательная производственная подготовка;

4) существенно усилилась профориентационная работа, часто сводившаяся к агитации выпускников продолжить профессиональное обучение по одной из дефицитных рабочих специальностей;

5) был учрежден новый тип учебных заведений – профессионально-технические училища. Здесь параллельно с профессиональным образованием давались общеобразовательные знания, хотя не такие основательные, как в школе. Еще одной особенностью являлось и то, что в ПТУ могли поступать и взрослые. Поэтому люди, не имевшие возможность обучаться в тяжелые военные годы, смогли получать среднее образование;

6) возврат к десятилетке после пяти лет существования системы одиннадцатилетнего образования, не обнаружившего явных преимуществ;


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 2061; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.079 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь