Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Воспитание в первобытных общинах



Потребность передачи социального опыта подрастающим поколениям возникла вместе с человеком. Воспитание в постепенно складывавшихся первобытных общностях, по необходимости, было равным для всех, имея целью подготовку всех без исключения детей и подростков к основным способам добывания средств к существованию. В это время еще отсутствовали специальные формы воспитания, и оно не отделялось от совместной жизни детей и взрослых.

В совместной деятельности со взрослыми дети и подростки наблюдали за поведением старших и, постоянно подражая им, приобретали соответствующие умения.

Выработка у подрастающего поколения необходимых для того времени норм поведения являлась предметом заботы всей общины. Отсутствовало физическое наказание детей.

Уже в первые годы жизни ребенок активно вводился взрослыми в жизнь, входил в систему отношений между людьми. Дети наблюдали, копировали действия взрослых, важное место в воспитании принадле­жало игре. С помощью игры моделировалась общественная, производ­ственная, бытовая жизнь общины. Под руководством взрослых дети имитировали свое поведение в различных социальных ролях (охотник, воин, змеелов и т.н.). Взрослые учат говорить, ходить и танцевать, пла­вать. Все большая специализация в трудовой деятельности по поло­возрастному признаку неизбежно вела к дифференциации воспитания мальчиков и девочек. В то время существовало две основные специ­альности — мужчина и женщина. Мужчина — воин, охотник, добыт­чик, а женщина — хранительница очага, воспитатель детей.

Воспитание носило общественный характер: дети принадлежали общине. Все взрослые приглядывали за ними. Таким образом, дети находились под по­стоянным присмотром. Эта заботливость и доброжелатель­ность, любовь, которые демонстрировались всем взрослым населени­ем общины по отношению ко всем детям, составляли мощный эмоционально-ценностный по своему характеру фундамент социали­зации, обусловливая его высокую эффективность.

Если воспитание должно готовить к будущей самостоятельной трудовой жизни, следовательно, оно должно быть связано с ней: сидя на берегу, плавать не научишься, утверждали древние. Социальное воспитание в общине проходило в единстве с жизнью, оно было ее ес­тественной и органичной частью и не рассматривалось как подготов­ка к будущей жизни. С 6 лет их начинают приучать к будущим обязанностям, а с 8 берут на охоту. Это обстоятельство — также могучий фактор высокой результативности первобытного воспитания и процесса социализа­ции в целом.

Выдающимся достижением (изобретением) первобытного обще­ства социально-педагогического характера явились подготовка и проведение инициации экзамена на социальную зрелость, церемонии посвящения детей в полноправные члены первобытного коллектива.

К 9—11 годам, когда дети приобретали необходимые социальные установки, важнейшие знания, умения и навыки (личный опыт) про­изводственной деятельности, их начинали готовить к инициациям. В специальных местах («домах молодежи») отдельно учились маль­чики и девочки. Этим занимались специально выделенные люди - наиболее ловкие, умелые, сильные и т.д., — те, которые имели бога­тый опыт жизнедеятельности, который и могли передать молодежи. Пример, достойный подражания: лучшие люди (профессионалы) должны заниматься соответствующей подготовкой молодежи! Маль­чики совершенствовались в охоте, изготовлении орудий труда, учи­лись переносить лишения, развивали силу и ловкость, воспитывали волю и смелость. Главные методы подготовки — упражнения, игра, пример, демонстрация, самостоятельная работа, испытание.

Обряд инициации происходил, когда детям исполнялось 13—15 лет, в нем участвовала вся община, он продолжался несколько дней. Празднества начинались с раскрашивания, ритуальных дейст­вий (костер, танцы, принесение жертвы и т.п.). Затем проводился экзамен на взрослость, когда испытуемый должен был выполнить за­дание (например, поймать с трех раз руками рыбину) и продемонст­рировать терпение, ловкость, выносливость (жажды, болевых ощуще­ний). Во время инициации снимался последний запрет (табу) на верования, обряды. Выдержавшие испытания становились полно­правными (взрослыми! ) членами общины, не прошедшие их подвер­гались насмешкам и отправлялись на повторную подготовку. Завер­шение праздника сопровождалось всеобщим весельем.

Социально-педагогический смысл инициации состоит в том, что дети переходили из одной возрастной группы в другую (община со­стояла из детей, взрослых и стариков), получая новый общественный статус — взрослого полноправного члена общины.

Характерные черты воспитания и обучения в древнейших государствах Востока

Начало истории школы и воспитания как особых сфер общественной деятельности восходит к эпохе цивилизаций Древнего Востока, зарождение которых относится к 5-му тысячелетию до н. э. Уже в эпоху позднего неолита в различных регионах мира стали появляться первые симптомы разложения первобытной формации. Этот процесс был многовековым, исторически длительным. Разновременность возникновения новых общественных структур приводила к тому, что наряду с новыми способами социализации подрастающего поколения сохранялись и старые формы воспитания.

Школа и воспитание в древнейших государствах Ближнего и Дальнего Востока развивались под воздействием разнообразных экономических, социальных, культурных, этнических, географических и других факторов. Хотя хронологически эти цивилизации не совпадали, тем не менее, им были присущи сходные структуры, в том числе структуры воспитания и обучения.

Воспитание стало определяться главным образом общественным и имущественным состоянием человека. К 1-му тысячелетию до н. э. постепенное развитие ремесел, торговли, усложнение характера труда, рост городского населения способствовали некоторому расширению круга людей, которым были доступны школьное обучение и воспитание. Помимо детей представителей

аристократии и служителей культа в школах учились дети состоятельных ремесленников и торговцев. Абсолютное большинство населения по- прежнему обходилось семейным воспитанием и обучением.

Древний Египет

Первые сведения о школьном обучении древних египтян восходят к 3-му тысячелетию до н. э.

Особенности воспитания Древнего Египта заключались в равноправном восприятии мальчиков и девочек, что отражало равноправие женщины и мужчины в семье. Детей учили по принципу перевода из детской жизни во взрослую, стремясь при этом сформировать такие качества, как немногословие, волю и стойкость. Основой воспитания считалось послушание, которое достигалось зачастую применением физических наказаний. Роль семьи в обучении была ведущей, во многом это определялось тем. Что профессии передавались по наследству.

Школьное обучение начиналось с 5-ти летнего возраста, дети учились с утра до вечера, мирские радости и игры были им недоступны. Грамота и письмо были основами обучения, сначала ученик должен был научиться читать и писать, потом – составлять деловые бумаги. Писали на папирусах тростниковой палочкой, которую макали в краску из сажи (черная) и охры (красная). Папирусы использовали многократно, смывая предыдущие надписи.

Школы создавались при храмах и дворцах. Кроме чтения и письма изучали математику, географию, астрономию, медицину и языки. В эпоху Нового царства (V в. до н. э.) появились школы врачевателей. Существовали так же царские школы, в которых обучались, кроме прочих, дети фараонов.

Древняя Индия

Воспитание Древней Индии во многом связано с разделением ее истории на две эпохи: дравидско-арийскую и буддийскую. Дравидско-арийская эпоха характеризуется четким социальным разделение населения. Существовало четыре касты: брахманы (жрецы) – высшая каста, кшатрии (профессиональные воины), вайшьи – свободный трудовой народ, шудры – низший слой, не имевший ни каких прав и множество обязанностей. Воспитание и обучение каждой касты строилось по принципам их социального статуса. Так, брахманы считали основным развитие интеллекта; кшатрии – силу, волю, стойкость; вайшьи – трудолюбие, мастерство, терпение, упорство; шудры – повиновение и покорность.

Развитие обучения в Древней Индии достигло значительных результатов и, его содержание было достаточно сложным и разнообразным. Именно здесь впервые были введены ноль и счет с помощью десяти знаков.

Писали на пальмовых листьях, устная речь преобладала над письменной. Имели место семейные школы, где ученики не только учились, но и работали по хозяйству, зато обучение в таких школах было бесплатным. Вблизи городов возникали лесные школы, где преподавателем был гуру-отшельник, к которому приходили ученики.

В середине 1-го тысячелетия н. э. в индии начинается новая эпоха, сопровождавшаяся возникновением новой религии – буддизма. Основой этой религии, глобально повлиявшим на всю систему обучения и воспитания, является провозглашение равенства людей всех каст и выделение отдельной личности, как неоспоримой ценности. Основой воспитания в буддийском понимании является совершенствование души человеческой и имеет три стадии: предварительную, стадия сосредоточенности, стадия окончательного усвоения.

Основы обучения дети получали в школах двух видов: школы вед, предназначенные для трех ведущих каст, и светских школах, куда принимались дети, независимо от их сословия. Школы вед акцентировались на интеллектуальном обучении, а обучение светских школ носило более практический характер.

В период ренессанса индуизма (II–VI вв.), получившего название «необрахманского» воспитание претерпевает значительные изменения. Увеличивается число школ. Образование направлено на то, чтобы научить человека различать сущностное и переходящее, достигать душевной гармонии. Образовалось два уровня учебных заведений: толь – начальная школа и аграхар – высшая школа. В этот период возникли крупные образовательные центры в Такшашиле и Наланде.

Древний Китай

Воспитание Древнего Китая носило семейно-общественный характер, то есть семейные порядки возникали под влиянием общественных. Идеалом воспитания был человек вежливый, начитанный, обладающий внутренней гармонией и достоинством. Первые школы в Китае появились в 3-м тысячелетии до н. э. и были двух типов: сян и сюй. В школах сян старцы учили молодежь, передавая им свой опыт и знания. Сюй изначально была военной школой, затем она преобразовалась в сюэ, в программу обучения которой входило шесть предметов: мораль, письмо, счет, музыка, стрельба из лука, управление лошадью. Большое внимание в системе обучения Древнего Китая уделялось развитию самостоятельности учеников.

Китай – одно из первых государств, где были предприняты первые попытки определения теории воспитания и обучения, о чем свидетельствует возникновение философских школ: даосизм, буддизм и конфуцианство. Даосизм основывался на сближении человека с природой, пассивности и бездеятельности. Буддизм уходит корнями в цивилизацию Древней Индии.

Конфуцианство значительно повлияло на развитие системы образования в Древнем Китае. Основой воспитания Конфуций считал нравственное самосовершенствование. Врожденные способности человека рассматривались как основа для воспитательной деятельности. В результате развития цивилизации Древнего Китая идеология конфуцианства стала ведущей.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 1685; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь