Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Воспитательная система рыцарства



В 9-10 в. в период оконч-го разруш. рим общ-ва, кавалерия стала преобладающей воен силой, и кажд. король, барон, лорд счит. необх-ым иметь при себе рыцарей. По соц статусу рыц-во предст. высшее сословие и б. тождественно феодалам. Рыц. черты: неустрашимое муж-во, личная гордость, самоуваж., учтиво соблюд. слова чести, дикая свирепость и т.п. Восп. сист. рыц-ва предусматр 2 этапа: - восп. пажа (7-14 лет) - восп оруженосца (14-21). Восп пажа нач-сь в доме круп. феодала, где обучением юного рыцаря заним-сь придвор. челядь и дворцовая прислуга. Паж начинал с простых услуг при замке, чаще с прислужив-я дамам. В более старшем возр. он прислуживал за столом. Те же обяз-ти он выполнял и в кач-ве оруженосца+услуги своему господину. Заканчивал оруженосец тем, что служил личным адъютантом властелина, сопровождая его в битвах и на турнирах. Начала войны предполагали овладение основами воен. иск. Юношей приучали ездить верхом, владеть щитом, носить меч, бросать копье, метать дротик. Бой на копьях на турнирах был глав. подготовит. упр. к войне. Ближе к заверш. службы на 1-й план выдвиг-сь религ. восп. В 21 год происходило посвящение в рыцари: будущий рыц должен пройти ч/з обряд очищения, его меч благословлялся священником. Образоват. компонент занимал в рыцар. восп-и крайне небольшое место. В целом прогр. обуч. вкл. след: изуч. фр. яз. (яз рыцарей), чт-е литры, игру в шахматы, сочинение и пение собств.стихов, игру на муз. инстр., владение копьем, фехтование, езду верзом, плавание. Идеал рыцар восп-я, предполагавший овладение различ. умениями и навыками, широкой к-рой и высокой, по тогдашним представлениям, нравств-ти, стал впоследствии эталоном гуманистич. восп-я эпохи Возрож., т.к. именно в нем прослеживалась идея разностор. разв-я лич-ти.

12)Средневековые университеты

В XII в. как результат возросшей потребности в научном знании и людях, им обладающих, – ученых – начался процесс образования на базе соборных школ в крупнейших городах Западной Европы высших школ – университетов. Первоначально понятие «университет» означало корпорацию преподавателей, профессоров и студентов, «схоларов», целью которой является изучение и приумножение единого христианского знания.

Первые университеты появились в Болонье (1158), Париже (1215), Кембридже (1209), Оксфорде (1206), Лиссабоне (1290). Именно в этих учебных заведениях были сформулированы основные принципы академической автономии, разработаны демократические правила управления высшей школой и ее внутренней жизнью. Так, университеты имели ряд привилегий, дарованных им римским папой: выдача разрешений на преподавание, присуждение ученых степеней (ранее это было исключительным правом церкви), освобождение студентов от военной службы, а само учебное заведение от налогов и т. п. Ежегодно в университете избирались ректор и деканы.

В XIII в. открылось еще 25 университетов, среди которых университеты в Праге (1347), Пизе (1343), Флоренции (1349) и др. К XV в. в Европе насчитывалось около 60 университетов.

Обычно в структуру университета входили четыре факультета: артистический, юридический, медицинский и богословский. В средневековых высших школах устанавливалась иерархия: старшим считался богословский факультет, затем юридический, медицинский и артистический факультеты. На этом основании артистический факультет, где изучалось «семь свободных искусств», в некоторых историко-педагогических исследованиях называют младшим или подготовительным, вместе с тем правила университета этого не предполагали. На богословском факультете изучали главным образом Священное Писание и «Сентенции» Петра Ломбардского (нач. XII в. – 1160), обучение длилось около 12 лет, студенты, продолжая обучение, могли преподавать сами и занимать церковные должности, в конце обучения им присваивались звания магистра теологии, а затем лиценциата (преподавателя, допущенного к чтению лекций, но еще не защитившего докторскую диссертацию).

На юридическом факультете рассматривалось римское и католическое право, через четыре года обучения студенты получали степень бакалавра, а еще через три года – лиценциата. Обучение на медицинском факультете включало изучение трудов Гиппократа, Авиценны, Галена и других известных врачей. По истечении четырех лет обучения студентам присваивалась степень бакалавра, и в течение двух лет они должны были заниматься врачебной практикой под руководством магистра. Затем после пяти лет обучения им позволялось сдавать экзамены на звание лиценциата.

На основе школьного курса тривиума студенты артистического факультета изучали квадриум, особенно подробно геометрию и астрономию, кроме того, в курсе обучения рассматривали схоластику, труды Аристотеля, философию. Через два года студенты получали степень бакалавра, подготовка магистра длилась от трех до десяти лет. Главной целью обучения на всех факультетах было достижение ученых степеней.

Внутри факультетов студенты по национальному признаку объединялись в землячества, решающую роль в присуждении ученых степеней играла корпорация преподавателей. В управлении университетом ректор опирался на деятельность наблюдательного и ученого советов, последний избирался из числа профессоров и магистров. В некоторых университетах с XIV в. право избрания профессоров перешло к городам. Постепенно к XV в. появляются государственные университеты.

Занятия в университетах длились на протяжении целого дня (с 5 ч утра до 8 ч вечера). Основной формой обучения было чтение профессором лекций. В связи с недостаточным количеством книг и рукописей этот процесс был трудоемким: профессор по нескольку раз повторял одну и ту же фразу, чтобы студенты могли ее запомнить. Низкой продуктивностью обучения отчасти объясняется его длительность. Раз в неделю проводился диспут, нацеленный на развитие самостоятельности мышления, студенты были обязаны присутствовать на диспутах.

13)Воспитание и образование в государствах Востока в средние века

На Ближнем и Среднем Востоке в VII - IX вв. в воспитании создается исламская традиция.

В эпоху средневековья в мусульманском мире выработались четкие религиозно-правовые нормы, определявшие цели, формы и методы исламского воспитания. Они легли в основу воспитания в каждой общине, в каждой семье и школе, а также в основу педагогических идей средневекового мусульманского Востока.

Основателем ислама считается реальное историческое лицо Мухаммед (ок. 570 - 632), а главной священной книгой мусульман - Коран, собрание проповедей, произнесенных Мухаммедом и записанных его ближайшими сподвижниками. Основные источники исламского воспитания:

✓ Сунна (в переводе - " пример", " образец", " образ действия" ) - другая священная книга, созданная в VII - IX вв. Содержит рассказы о поступках и изречениях Мухаммеда, которые должны служить образцом поведения;

✓ шариат (" глубокое знание" ), свод правовых и богословских нормативов, регулирующих всю жизнь мусульманина;

✓ " адат" - исторические традиции и обычаи, сохранение которых исламом являлось одной из причин его успеха у разных народов. Исламское воспитание в эпоху европейского средневековья осуществлялось на основе сочетания шариата и адата:

✓ с одной стороны, соблюдение норм ислама, сходных с библейскими,

✓ с другой - следование привычным для народа вековым традициям. Важнейшим институтом мусульманского воспитания являлась семья. Некоторые характерные черты исламского семейного воспитания:

✓ полную ответственность отца семейства за воспитание мальчиков и девочек и перед Аллахом, и перед общиной, и перед своим родом;

✓ раздельное воспитание мальчиков и девочек в семье.

Важным средством распространения культуры стали арабский язык и арабская письменность, созданная еще в IV в. на основе арамейского письма. Образованные люди, способные проповедовать Коран и обучать грамоте, становились учителями в повсеместно создававшихся при мечетях элементарных школах. Обучение в них начиналось с устного ознакомления с правилами Корана, их первоначального осмысления; затем переходили к чтению и переписыванию текстов. Начиная посещать школу с 6 лет, дети находились в жестких условиях - многочасовые, монотонные занятия, суровые наказания за леность и проступки.

В качестве примера реализации исламской концепции образования приведем школьную систему Ирана, сложившуюся к IX веку и представленную двумя типами школ: арабо-грамматической - " мактаб", обучение в которой проходило на основе Корана, и школой персидского направления - " куттаб", в которой преимущественно изучалась история Ирана. Повышенное образование давалось в медресе, появление которых обычно связывают с необходимостью толкования Корана. Целью обучения здесь было прежде всего религиозное образование. Большое внимание уделялось при этом развитию умственных способностей, в первую очередь - памяти. В содержание образования входили:

✓ мусульманская теология,

✓ правоведение,

✓ арабский язык с упором на грамматику,

✓ каллиграфия,

✓ диалектика.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 857; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь