Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Роли и обязанности членов группы



Каковы же обязанности всех членов съемочной группы, включая режиссера? Конечно, предлагаемое описание - лишь схема, но она позволяет избежать тех неприятностей, которые возникают при неправильном подборе группы.

 

Режиссер

Режиссер ведет изыскания по теме, собирает и руководит съемочной группой, определяет содержание фильма, составляет расписание съемок, руководит съемкой, монтирует, озвучивает и завершает фильм. Часто в группе нет продюсера, тогда режиссер берет на себя и его обязанности.

Хороший режиссер интересуется тем, как живут обычные люди, склонен к обобщениям и старается добавить к открывающейся картине мира что-то свое. Он методичен и организован, но может отложить запланированную работу ради непредвиденного интересного материала. Он знает, чего хочет, но он не диктатор. Режиссер хорошо разбирается во всех кинопрофессиях, на равных говорит с любым специалистом. Конечно, режиссеру не чуждо ничто человеческое. И у него бывают недостатки.

Каждый шаг режиссера может быть падением - творческой смертью художника и профессионала. Смысл его жизни - фильм. Перед началом съемок он испытывает такой же вечный страх, как актер перед выходом на сцену.

 

Оператор

Оператор умеет работать с техникой, отвечает за оборудование, за сохранность камеры. Он должен знать принципы студийной и натурной съемок, уметь выстроить композицию кадра. Оператор должен быть готов на ходу принять решение о съемке важного, но незапланированного эпизода. Режиссер полагается на оператора, ведь часто лишь только он точно знает, что снято. Оператор должен быть сильным, чтобы носить камеру и оборудование, практичным и изобретательным, уметь быстро принимать решения. Но иногда оператор ограничивает свою работу чисто техническими вопросами. Однажды один оператор сказал мне: " я здесь для того, чтобы снять хорошую картинкой не морочьте мне голову". Плохо, если в группе " оператор-технарь", его работы недостаточно.

 

Осветитель

Осветитель знает, как расположить свет, не вызвать пожара, может ремонтировать оборудование. Часто осветитель выручает группу в сложных нестандартных ситуациях. Он единственный сидит без дела, когда идет съемка, и ему лучше других видна целостная картина происходящего. Иногда режиссер спрашивает его: " Ну, как? "

 

Звукооператор

В работе неопытной съемочной группы неизменная проблема - качество звука. Сложная техника дорога, а дешевая приносит много непредвиденных неприятностей. Справиться с этими проблемами должен звукооператор. Необходимые этому сотруднику качества - терпение, хороший слух, готовность быть самым малозаметным членом съемочной группы. Он всегда на заднем плане, но должен работать качественно. Он прислушивается не к смыслу слов, а к их звучанию. Хорошо, если у звукооператора есть музыкальные способности, и он чувствует оттенки, ритм, мелодию - все то, что трудно внести в сценарный план съемок. Большое искусство - слышать несоответствие между изображением и звуком. Плохой звук отталкивает зрителя больше, чем плохой сценарий. Часто фильмы студентов, если закрыть глаза, звучат так, будто разговор доносится из ванной. Звукооператор должен чувствовать момент, когда может прозвучать команда включить микрофон. Если работа идет без пристегнутого микрофона, ему нужен навык держать микрофон как можно ближе к источнику звука, но так, чтобы он не попадал в кадр и не давал теней.

 

Ассистент

Ассистент носит технику, особенно много работы ему достается при выездных съемках. Ассистент должен быть сильным и ловким, организованным, иметь представление о работе звукооператора и осветителя.

 

Потребности в оборудовании - составляем список

 

Подробно говорить о технических вопросах нет смысла, они освещены в специальной литературе, дадим лишь несколько общих рекомендаций. Составив список нужного оборудования, проверьте, не требуется ли технике ремонт.

Планируйте съемку так, чтобы художественный уровень фильма не зависел от технической сложности съемки. Не превращайте работу в практикум по испытанию возможностей Вашей аппаратуры - это может отвлечь Вас от главного. Многие технические тонкости никогда Вам не пригодятся.

Хороший фильм делает человек, а не техника - главное - внимательно прочтите все надписи на кнопках и ручках. Пусть Вас не смущает внешний вид аппаратуры - первые фильмы снимались деревянной камерой.

 

Резюме

 

В работе над документальным фильмом подготовительный период очень важен. Документалистика - дело долгое, первоначальный энтузиазм может исчезнуть. Найдите действительно близкую Вам тему. Мыслите кратко и точно, работайте. Будте готовы к тому, что на Вас нападет страх перед исследованием.Найдите помощников. Будьте дружелюбны.


Производство документального фильма

 

Автор начинает эту главу с рассмотрения проблем выбора съемочной техники. Кинокамера, осветительная и звукозаписывающая аппаратура, технические приспособления для съемки (штатив, операторский кран, рельсы и т.п.) - вот что необходимо иметь режиссеру, приступающему к съемкам фильма.

Особое внимание М.Рабигер уделяет световому решению кадра. Автор подчеркивает, что возможна нежелательная (отрицательная) реакция героев на дополнительный свет. Вот почему необходимо дать участникам съемки время привыкнуть к необычному освещению.

Затем М.Рабигер переходит к одному из наиболее важных направлений в работе режиссера-документалиста - к искусству брать интервью.

 

Интервью

 

Интервью - сердце документального кино, даже в том случае, если Ваш фильм содержит не одни " говорящие головы". Под словом " интервьюировать" подразумевается не только извлечение информации перед камерой, но и комплексное умение поддерживать личностные отношения с героем.

Это означает стремление внимательно и по-настоящему заинтересованно слушать ответы на вопросы, стараясь проникнуть во внутренний мир героя.

Неотъемлемая часть этого процесса - сопротивление поверхностным ответам в том случае, если автор чувствует наличие скрытого, более глубокого смысла, которого герой не касается по тем или иным причинам.

В документалистике часто используют реальных людей, для чего необходимо проникновение в их жизнь. Но Вы должны не только брать, но и давать что-то взамен, быть тактичным, понимающим и одновременно настойчивым в позитивном смысле этого слова.

Думайте об искусстве интервью как о форме перемещенного ашорства. Это означает, что Вам предстоит стать " повивальной бабкой" красноречия героев, особенно тех из них, кто никогда не говорил о своей внутренней жизни вслух.

Интервью выявляет силу и бессилие режиссера. Осваивая искусство интервью. Вы будете вынуждены преодолеть неестественность собственного поведения.

 

Кто берет интервью

 

В составе некоторых съемочных групп есть редактор, который занимается поиском заслуживающих внимания тем и интересных фактов, а иногда даже выбирает героев фильма. Некоторые режиссеры серьезно полагаются на опыт и суждения этих сотрудников. Подобное доверие возникает в результате лишь долгой совместной деятельности. Но далеко не каждый режиссер доверяет редактору такую ответственную работу.

Необходимо, чтобы во время первых контактов с героем редактор воздержался от подробных расспросов по интересующей теме. О самом важном лучше спросить перед камерой.

Когда приходит время снимать, нужно принять решение: кто будет общаться с героем перед камерой - редактор или режиссер. Если с героем говорит редактор, то он продолжит уже возникшие взаимоотношения. Это может привнести в разговор открытость, доверие.

Если же вопросы задает режиссер, интервью может быть более спонтанным и живым, поскольку герой беседует со свежим слушателем, а не повторяет уже однажды сказанное.

Выбор интервьюера каждый раз зависит от конкретных задач фильма.

Автор приводит пример своих съемок фильма о докторе Споке в рамках сериала Би-Би-Си " Одна пара глаз". Герой вел себя перед камерой неестественно, был очень напряжен. Съемку остановили и выяснили причину. Доктор рассказал что как педиатр он часто и мною говорил с женщинами. Тогда режиссер уступил место перед камерой своей ассистентке Розали. Отвечая на вопросы, которые режиссер задавал из другого конца комнаты, Спок обращался к Розали и вьглядел более непринужденным.

 

Типы ситуаций

 

Интервью можно снимать в любом месте, но очень важно учитывать то, что Вас будет окружать, оказывать влияние на разговор.

Если Вы снимаете героя в привычной обстановке - дома или на рабочем месте - он будет спокоен и, следовательно, более откровенен.

Другие ситуации, как, например, поле битвы или манифестация, заставят Вашего героя сопоставлять себя с разворачивающимися или уже произошедшими событиями.

М.Рабигер подчеркивает, что все люди, включая и тех, кто берет интервью, зависят от того, что их окружает, и это нельзя не учитывать. Съемка может облагородить ситуацию или сделать ее оскорбительно публичной и может стать " горячей линией" разговора с миллионами людей.

Еще один практический аспект съемок - то, что влияет на героя перед камерой. Если Вы снимаете пожилую женщину, чей супруг постоянно вмешивается и поправляет ее высказывания, организуйте ему какое-нибудь занятие. С другой стороны, взаимоотношения двоих людей перед камерой могут быть по-настоящему интересны для понимания характеров. Однажды М.Рабигер снимал интервью с фермером и его женой. Фильм назывался " Осколок феодализма" и вышел в серии " Вчерашний свидетель" Би-би-си. Жена постоянно поправляла и перебивала героя, это было забавно и давало возможность лучше понять его характер.

Интервью - это не только разговор " один на один". Если привлечь к разговору двух людей противоположных взглядов, может получиться интересный материал. Можно даже интервьюировать целую группу, в которой есть люди с разными позициями. Если дискуссия разворачивается без Вашего участия, Вы можете хранить молчание и слушать, поскольку Ваша роль катализатора счастья уже выполнена.

Обычно, когда режиссер начинает говорить с несколькими героями в общественном месте, скажем, у ворот фабрики, проходящие мимо люди останавливаются послушать и принять участие в разговоре. Если интервьюер не настаивает лишь на своем мнении, разговор может превратиться в задушевную беседу или диспут, вне зависимости от того, какую тему собирался обсудить автор. В момент поворота разговора режиссеру следует сказать что-то вроде: " Не могла бы та дама, в красном жакете, сказать несколько слов о политике профсоюза относительно профилактики несчастным случаев". Скорее всего, дама откликнется на Вашу просьбу.

Существует техника, часто применяемая в уличных интервью, когда выясняется " глас народа". Она состоит в том, что большому количеству людей задают несколько одинаковых вопросов. Такое интервью может демонстрировать единодушие или несогласие по тому или иному вопросу. Вставки такого интервью помогут избежать занудства и назидательности, скажем, в фильме о сложной политической проблеме.

В фильме о докторе Споке мне пришлось сократить трехчасовые речи героя до объема двенадцати минут. Режиссер М.Рабигер сделал это, организовав материал как спор между Споком и людьми с улицы.

 

Подготовка и базовые навыки интервьюера

 

Интервьюер должен иметь четкое представление о том, что он хочет выяснить, то есть быть подготовленным к разговору. Но не следует готовить развернутый сценарий интервью, это может превратить героя в актера, послушно выполняющего Ваши команды.

Поддерживайте с интервьюируемым контакт невербальными средствами. Улыбка, покачивание головой, озадаченный вид покажут герою, что Вы внимательно и заинтересованно его слушаете. Пэр Моррис делал блестящие интервью, сохраняя молчание.

 

Как добиться естественности

 

Задача интервьюера - выявить личность героя, его потенциал, не допустить отклонений от темы и в то же время создать спокойную атмосферу на съемочной площадке.

Заранее обсудите с героем, о чем Вы хотите говорить перед камерой, а о чем - нет. Начинающие режиссеры часто совершенно напрасно стесняются устанавливать границы того, что их интересует. Подготовьте героя к тому, что не всё интервью попадет в фильм. К примеру, можно сказать: " Мы всегда снимаем гораздо больше, чем используем. Вы не сделали ничего неправильного".

Обычно обид не бывает, герой просто понимает, что режиссер берет направление беседы в свои руки.

Первые вопросы интервью должны быть шутливыми и легкими. Этим Вы даете понять герою, что ему не нужно ничего менять в своем поведении только из-за того, что включена камера. Чтобы добиться естественности от героя, будьте расслаблены сами, ведь тон интервью задает режиссер.

Подготовьте небольшой список вопросов, которые Вы хотите задать, и держите его на коленях. Это позволит Вам спокойно слушать ответы героя, зная, что всегда можно подсмотреть в список (если у вас кончатся идеи, как иногда бывает). Заканчивая интервью, удостоверьтесь, что выяснили ответы на все интересующие Вас вопросы. Обычно еще при работающей камере я спрашивают, не упустили ли мы что-нибудь. Это дает герою право последнего слова.

 

Вопросы рамок

 

Перед тем, как идти на интервью, сформулируйте вопросы, которые собираетесь задавать. Они должны звучать естественно, четко и ясно, не допускать нескольких интерпретаций. Избегайте общих вопросов типа: " Расскажите о самом запоминающемся случае из своей жизни". Соблюдение этих правил поможет Вам вести за собой героя, а не следовать за ним.

 

Несколько практических советов:

 

- Задавайте вопросы, отвечая на которые, герой затронет интересующие Вас темы.

- Не бойтесь задавать нужное вам направление беседы.

- Поддерживайте невербальный контакт с героем.

- Если герои стремится контролировать ход интервью, позвольте ему на каком-то этапе делать это - Вы сможете выявить нечто значительное в характере персонажа.

- Помните, что делаете фильм Вы и не теряйте полностью контроль над ситуацией.

- Полагайтесь на свою интуицию.

 

Интервью на сложную тему

 

Существует главное правило для интервьюеров: начинайте с фактических вопросов, оставляя более эмоционально насыщенные на вторую половину разговора.

Многие люди слишком горды или слишком реалистичны для того, чтобы жаловаться. Если Ваш герой - из этой породы людей, он снимает свои внутренние запреты лишь в том случае, если Вы сумеете убедительно объяснить, что его откровенность поможет спасти других от подобной участи. Без этого прекрасного и щедрого человеческого импульса многие документальные фильмы не состоялись.

 

Границы давления

 

Опытный интервьюер обычно начинает с вопросов, касающихся сферы, в которой герой чувствует себя спокойно и уверенно, постепенно продвигаясь на новую территорию, приглашая интервьюируемого пересечь новые эмоциональные границы. Таким образом интервью развивается по нарастающей, в соответствии с законами драматического искусства.

Чтобы интервью состоялось, герой должен на экране впервые пережить нечто новое. Научитесь чувствовать момент, когда участник хочет сказать что-то, но не уверен, стоит ли рисковать. Ваше мягкое " и...? " или " да, продолжайте! " послужит сигналом поддержки. Не бойтесь пауз. Молчание ведущего - наиболее сильное приглашение идти дальше. Только неопытный интервьюер считает молчание отказом от продолжения разговора, не видит его драматической насыщенности. Самая главная причина неудачных интервью - неумение слушать.

 

Правильный порядок вопросов

 

Единственный приемлемый порядок задаваемых вопросов тот, который имеет значение для интервьюируемого. В процессе монтажа Вы сможете организовать вопросы и ответы в соответствии с художественной концепцией.

Однажды М.Рабигер снимал фильм о двенадцатом ребенке Льва Толстого, дочери Александре Толстой. Героиня была нежеланным ребенком и узнала об этом печальном факте еще в детстве. Это наложило отпечаток не только на юность Александры, но и на всю её жизнь. Режиссер надеялся, что сможет коснуться этой темы, и опасаясь ранить героиню, отложил наиболее острые вопросы на конец интервью. Но противоречивые чувства героини к родителям пронизывали все, что она говорила о себе. Трудно были предположить, что восьмидесятишестилетняя женщина сможет так остро переживать воспоминания детства.

Наиболее выразительные моменты в интервью - взрыв правды, то, что Жан Pviii называл " исключительными моментами".

 

Вера в собственную роль

 

Запомните, что роль летописца, которую Вы на себя берете, позволяет быть требовательным и непреклонным, что в обычной жизни было бы истолковано как бестактность.

Большинство Ваших героев поймут, что Вы ставите перед собой благородные задачи и будут помогать Вам. Если Вы сомневаетесь в собственном праве вторгаться в жизнь других людей, подумайте о том, что каждых человек сомневается в своей значимости, и Ваше приглашение стать участником съемок будет означать признание заслуг и талантов будущего героя фильма.

Одновременно Вы должны помнить о том, что профессия режиссера подразумевает такую же степень ответственности, как профессия священника или врача.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 473; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.052 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь