Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Темы, которых следует избегать



 

Многие темы приходят в голову только потому, что муссируются средствами массовой информации. Избегайте:

- Тем, о которых имеете смутное представление.

- Тем, касающихся Ваших нерешенных собственных проблем (не надейтесь найти во время работы над фильмом ответы на личные вопросы, тяготящие вас, лучше посетите хорошего психотерапевта).

- Всего типичного (потому что ничто типичное не может быть по-настоящему интересным)

- Проповедей, моральных назиданий любого рода.

- Тем, затрагивающих вопросы, на которые у Вас уже готовы ответы.

 

Перемещения и трансформации

 

После периода бережного самоанализа и размышлений выберите две или три темы, даже несовершенные и нуждающиеся в доработке, и начинайте думать над их развитием так, как если бы это были настоящие темы документального фильма. Если Вы исходите из собственного жизненного опыта, найдите других людей, находящихся в сходной с Вашей ситуации и переложите их истории в сценарии. Это освободит Вас от сосредоточенности на себе и позволит сконцентрироваться на драматической правде, на поиске скрытых идей. Когда вы нашли тему и объект съемок, спросите себя:

 

- хочу ли я это снять?

- лежит ли у меня к этому душа?

- достаточно ли моих способностей и средств для раскрытия этой темы?

- что нового мне нужно выяснить об этой теме?

- что я покажу?

- с какими фильмами я собираюсь соревноваться?

 

что должен знать зритель, чтобы понять мой фильм? Когда обсуждаете фильм с будущими участниками:

 

- спрашивайте;

- не будьте высокомерны с собеседником, добейтесь его доверия;

- не раскрывайте своих замыслов в целях получения информации;

- используйте связи, пусть вас рекомендуют;

- расспрашивайте героев друг о друге;

- делайте пробные интервью, записывая на магнитофон;

- обозначьте речь каждого участника;

- дайте характерам и ситуациям метафорические имена:

- определите, что даст тот или иной эпизод фильму;

- определите микрокосм и макрокосм фильма;

- определите, в чем внутренний смысл и каковы способы отражения этой драмы на экране.

 

Определяя рабочую концепцию:

 

- решите, какой конфликт и какие противоречия Вы хотите показать;

- решите, каково назначение каждого персонажа.

 

Составляя рабочее расписание:

 

- не сжимайте распорядок - люди должны есть и пить;

- снимайте сначала несложное;

- обсуждайте расписание;

- помните о времени на дорогу;

- раздайте всем копии расписания;

- получите разрешение властей;

- получите подписи участников на право использования их слов и изображения.


Подготовка к съемкам

 

Подготовительный период - время принятия всех решений относительно будущего фильма. Для документалиста это значит выбрать тему, произвести необходимые исследования, собрать съемочную группу, подобрать технику, определить методику, детали и расписание съемок.

Глубина осмысления, степень предвидения проблем и возможных препятствий на этом этапе обеспечат успешность съемок, более того, эти приготовления определят, будет ли конечный результат соответствовать первоначальному замыслу. Снимать документальное кино, вопреки представлениям о спонтанности авторских поисков во время самих съемок, означает раскрыть внутреннюю сущность явления, определенную и обозначенную до начала работы.

Вернер Герцог лаконично ответил на вопрос о том, какие интеллектуальные сражения происходят в съемочный период - " съемки - не эстетика, а атлетика". Герцог непререкаемым тоном объяснил озадаченному слушателю, что съемки - такая изматывающая вещь, которая не оставляет места для появления редких, исключительных мыслей и находок. Франсуа Трюффо говорит о том же в своем фильме, где сам играет режиссера-постановщика. В начале работы команда горит желанием снять шедевр, но когда производственный период переваливает за половину, съемочную группу и ее руководителя беспокоит лишь одна мысль - довести работу до конца.

Моя собственная фантазия в процессе съемок превращалась в фантазии городского бакалейщика. Убедительно прошу Вас ограничить Ваше воображение и работать с реализуемыми идеями. Награды не даются за погибшие мечты, соизмеряйте ваши возможности и финансы.

 

Исследование темы

 

Каждый автор работает над исследованием темы по-своему, но есть и общие правила. Вы увидите, что исследования зависят не только от направления Ваших действий, но и от характера материала - " материал определяет метод". В определении темы следует отдать приоритет практичности: решите, действительно ли нужен фильм на эту тему, нет ли серьезных препятствий для реализации замысла, располагаете ли Вы возможностью подобрать стоящий материал для съемок. Напишите на руке: " Фильм может быть снят из того, что можно снять, а не из добрых побуждений". Обстоятельства могут изменять последовательность подготовительных действий, но всегда нужно держать в голове главную цель Вашей работы.

 

Несколько правил исследования:

- Определите интересующие Вас аспекты темы.

- Обдумайте изобразительный ряд так, как будто Вы делаете немой фильм.

- Контролируйте реальность.

- Набросайте предварительный перечень необходимого реквизита.

- Помните о ценах и финансовых возможностях.

- Неоднократно проверяйте наличность в течение предварительной работы.

- Обращайтесь к письменным источникам - статьям, журналам, книгам по теме, анализируйте их, отбирайте важное для вас.

- Посмотрите уже снятые фильмы на ту же тему, чтобы знать, чего следует избегать.

- Ознакомьтесь ближе с миром, о котором будете снимать, с людьми, местами, взаимоотношениями, отметьте, что нормально для этого мира, а что нетипично.

- Постарайтесь завоевать доверие будущих героев фильма. Обобщенно разъясните им Ваши цели, мотивы, возбудите интерес к проекту.

- Развивайте рабочую гипотезу - к этому этапу она серьезно изменится. Чем полнее Вы определите цель, тем лучше будете знать, что именно нужно снимать.

- Делайте пробы, снимайте и записывайте предварительные разговоры с теми, кого Вы хотели бы видеть участниками фильма. Это поможет Вам не ошибиться в выборе персонажей.

- Сделайте окончательную проверку заявки на работу - даже если это нужно только Вам лично - будет нелишним перепроверить все еще раз до начала съемок.

- Напишите " тритмент" (сценарный план) - письменное изложение фильма, как Вы его видите - это бывает нужно при обращении за финансовой поддержкой и, кроме того, поможет Вам упорядочить собственные идеи.

- Получите письменное разрешение у тех, кого Вы хотите снимать, особенно, если это касается зон особого режима.

- Определите состав съемочной группы.

- Составьте расписание съемок и список ожидаемых трудностей.

- Составьте бюджет (смету).

- Спланируйте стратегию съемок для обеспечения результата, которого Вы ожидаете.

- Проведите " пристрелочные" съемки, чтобы члены Вашей команды нашли общий язык.

 

Заявка

 

Добиться точности заявки помогают организационно - тематические исследования темы.

Четкая определенная цель и план работы, в свою очередь, способствуют взаимопониманию внутри съемочной группы. Заявка и сценарный план - то и другое убеждает тех, кто их будет читать (например, потенциальных спонсоров) в том, что готовится фильм впечатляющий и стоящий. Очень оживляет заявку использование цитат из речи персонажей будущего фильма. Заявка должна показать, что в основе замысла лежит оригинальный взгляд на сложные аспекты реальной жизни.

Освещая большие и малые жизненные проблемы, документалисты используют арсенал приемов художественного кино: ярко очерченные характеры, завязка, развитие, нарастание напряжения противостоящих сил, кульминация и развязка. Заявка должна показать, как и для чего используются эти средства.

Ниже предлагается образец заявки. Постарайтесь, заполняя пункты, не дублировать информацию - заявка должна быть ясной, сжатой, свободной от повторений.

 

Образец заявки:

 

Рабочее название

 

Режиссер

 

Оператор

 

Звукооператор

 

Редактор

 

Другие члены съемочной группы (их фамилии)

 

1. Рабочая гипотеза и интерпретация. Ваше восприятие того мира, о котором вы хотите рассказать. В жизни я верю в... Мой фильм покажет это так... через... Главный конфликт между... и... В целом я хочу, чтобы зритель понял...

 

2. Тема:

- объекты фильма (люди, группа, окружение, социальные условия и т.д.)

- необходимая звуковая информация для понимания внутренней сущности мира, который Вы хотите открыть зрителю.

 

3. Согласование действий. Включите следующие пояснения:

 

а) какой конфликт выражен действием?

б) какова ожидаемая последовательность событий?

в) что вносит данный фрагмент в общую концепцию фильма?

г) какие факты предназначены для восприятия аудиторией?

д) какой символический ключ к проблеме Вы предлагаете?

 

4. Главные герои. О каждом напишите короткий параграф, включающий следующее:

а) кто - имя героя, отношения с другими действующими лицами,

б) где - место действия;

в) что - роль героя, чем он интересен;

 

5. Конфликт.

- к чему стремится каждый из героев?

- каковы принципиальные разногласия героев?

- противопоставляются ли в фильме разные мнения, взгляды?

 

6. Убеждения аудитории.

Нужно не только раскрыть диалектику авторской мысли, но и показать те предрассудки, мнения и ожидания аудитории. Опишите:

- убеждения, взгляды зрителей,

- какие аргументы Вы собираетесь предъявить зрителю.

 

7. Интервью.

- имя интервьюируемого, его роль в жизни, роль в структуре фильма.

 

8. Построение фильма:

- как и откуда появляется необходимая по ходу фильма информация?

- какова последовательность действий?

- как последовательность действий соответствует логике развития сюжета?

 

9. Форма и стиль.

Сделайте специальные заметки о съемке в соответствии с обозначенными Вами стилевыми особенностями, влияющими на развитие действия: тип и количество перебивок, движение камеры и др.

 

10. Итог. Финал.

Опишите, как должен окончиться фильм. Сравните конец и начало - получается ли связанное повествование?

 

11. Бюджет.

Перечень расходов на производство фильма (смета) прилагается к заявке.

 

Начните составлять список возможных последовательных видеопланов и встречаться с героями для неформального общения.

Представим, что Вы делаете фильм о школьном музыкальном ансамбле. Вы не просто перечисляете события в жизни коллектива, например, перемены в составе или нечто подобное, Ваша цель - показать фанатизм и полувоенную дисциплину музыкантов как причину успеха.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 341; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.037 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь