Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Интервьюер и положение камеры



 

Существует два способа установки камеры, каждый из которых отражает определенный взгляд на функции режиссера. Посмотрев то или иное интервью, Вы легко сможете определить, какой из них применен.

Автор, ли6o располагается позади камеры, что заставляет героя смотреть прямо на зрителя, либо находится рядом с камерой, и тогда герой смотрит мимо зрителя.

Сам М.Рабигер предпочитает оставлять публику лицом к лицу с героем, задавая те вопросы, на которые аудитория хотела бы получить ответы. Таким образом, он исполняет лишь функцию катализатора общения.

 

Производственные проекты

 

Большинство режиссеров стремится запечатлеть людей в их обыденной жизни, тем самым, приобретая себе головную боль. Частично это стремление избавляет публику от гипнотической силы словесных периодов. Но есть еще одна причина - мы судим о человеке в меньшей степени по тому, что он говорит, и в большей - по тому, что он делает. Действие всегда говорит громче, чем слово.

Итак, Вы, может быть, захотите снимать своего героя в его повседневной семейной жизни, на работе или в соседнем баре.

Есть одна большая помеха этому замыслу - для большинства людей раскованность наступает только тогда, когда они чувствуют, что на них никто не смотрит. М.Рабигер вспоминает, как он снимал на фабрике, производящей стеклянные двери, и одна из работниц, которая годами занималась прогонкой рам через машину, совершенно теряла способность делать что-либо, когда включали камеру. Рамы каждый раз застревали в машине. Почему? Потому что она думала о своих действиях, вместо того, чтобы просто работать. Когда человек чувствует себя предметом интенсивного изучения, он перестает ощущать себя целостной личностью. Соучастие, как мы уже говорили, является практически необходимым, ибо наша цель - захватить жизнь такой, какая она есть. Неожиданные атаки самоосознания наших героев разрушают этот процесс. Работница на фабрике, чувствуя, что должна действовать, потеряла гармоничное взаимодействие со своей машиной, и режиссеру ничего не оставалось, кроме как уверить ее, что подобное иногда случается.

Описания съемок перечисленных типов могут быть Вам весьма полезны. Базисные категории, приведенные ниже, отражают практически все виды документального кино. Большинство режиссеров применяют смешанную форму в зависимости от цели, вкуса или ситуации. Так или иначе, все эти проекты предстанут перед Вами в чистом виде, так что Вы сможете экспериментировать с природой каждого из них раздельно. Используйте их. Проекты группируются определенным образом.

 

I. Прямое или наблюдающее кино

Его иногда называют методом " мухи на стене". Камера вторгается в жизнь настолько глубоко и незаметно, насколько это возможно, и нацелена на то, чтобы давать прямой доступ к людям, создавая ощущение наблюдения жизни. Мы можем снимать:

- место,

- разговор героев в интерьере,

- процесс для эллиптического монтажа,

- разговор на натуре,

- сложное действие,

 

II. " Киноправда" или каталитическое кино

Работая над фильмом в этом жанре, режиссер осознает, что его присутствие является частью реальности для героя, и поэтому позволяет себе вмешиваться и направлять ход действия:

- интервью,

- диалог - конфликт,

- непрерывная пятиминутная история,

- разовая съемка спровоцированного события,

- интервью " глас народа",

 

III. Отражающее кино

Этот подход делает съемки частью фильма. Авторский опыт режиссера может стать центральной темой фильма. И наблюдение, и каталитические методы могут быть применены на стадии разработки.

- автопортрет,

- наблюдение за наблюдателем,

- история, вопросы и мнения,

 

IV. Компиляция и фильм-эссе

В фильмах этого жанра дается определенная интерпретация событий. Часто такие ленты создаются из уже существующего материала.

 

V. Видеописьмо.

 

VI " Эклектическое кино"

Поскольку большинство фильмов делается в смешанной технике допустимо смешение и комбинация всех перечисленных жанров.

Описание каждого проекта

 

Прямое или наблюдающее кино

 

1. Место

 

Предположим, что фильм рассчитан на 5 минут экранного времени, снят без текста, используются лишь музыка и звуковые эффекты. Отсутствие текста заставляет зрителя сосредоточить внимание на повествовательности экранного действия.

Вы учитесь, как снимать продолжительный процесс, как применять музыку, как осуществлять съемку неконтролируемых явлений.

Возможные предметы съемки: любое место с цикличной жизнью (рынок, стройка, площадка, кафе, магазин, парикмахерская.)

Действия:

Используя возможности камеры, освещения и звука, снимите материал для пятиминутного фильма, который сжимает действие, происходящее по меньшей мере, в течение четырех часов.

Стадии:

Найдите визуально интересное место, которое имеет ярко выраженную цикличную жизнь.

Проведите по меньшей мере, день, наблюдая и слушая. Вы будете потрясены количеством звуков. Записывайте все, что привлечет Ваше внимание.

На основе наблюдений составьте детальный съемочный лист и драматическую диаграмму (сценарный план) Вашего фильма. Специальное внимание уделите началу, середине и концу каждого цикла в жизни избранного места.

Покажите преподавателю сценарий, обсудите с ним музыку, которую Вы выбрали, и возможные звуковые эффекты.

Не используйте песню, потому что она может сыграть роль авторского текста и снизить повествовательный дух фильма.

Снимайте запланированные кадры, а также ''подарки", которые попадутся Вам на пути.

Критерии оценки:

- Хорошо покачана география места.

- Задействованы различные персонажи.

- Показаны типичные циклы, необычные детали процесса.

- Образность съемки передает настроение данного объекта.

- Хорошо показано течение времени.

- Музыка подчеркивает настроение. Характер музыки перекликается с формой фильма. Звуковые эффекты стимулируют восприятие.

- Присутствует здравый смысл.

- Фрагмент точно длится 5 минут.

 

 

2. Разговор героев в интерьере

 

Вы учитесь снимать групповое взаимодействие с одной позиции камеры. При этом оператор не привлекает внимания участников к зрителей.

Действия:

оператор должен выбрать нужную форму кадра, определить крупность плана, в котором может быть один, два или три героя одновременно. То, как Вы расположите по отношению друг к другу своих героев, определит их внутренний комфорт. Снимайте около восьми минут, чтобы сделать четырехминутный фильм. Снимайте каждого из участников разговора по отдельности и всех вместе, говорящих и слушающих в различных ракурсах.

Свет:

Попробуйте создать яркое световое настроение. Сделайте освещение натуральным.

Звук:

Разместите микрофон вне кадра. Всех участников разговора должно быть одинаково хорошо слышно. Следите за тем, чтобы микрофон не отбрасывал тени.

 

Критерии оценки:

- Хороший звук, микрофон не виден.

- Соблюдена композиционная пропорция в кадре.

- " Наезд" и смена ракурсов происходят гладко.

- Сохраняется ритм речи героев.

- Закадровый голос режиссера успешно использован, беседа удачно смонтирована и выглядит более осмысленно, чем в жизни.

- Участники чувствуют себя раскованно.

- Беседа имеет смысл на всем ее протяжении.

 

3. Съемка процесса для последующего эллиптического монтажа

 

Эллиптический монтаж - монтаж, воспроизводящий последовательное действие при удалении некоторых его стадий.

Вы учитесь тому, как следовать за событием, чтобы потом можно было быстро сократить снятое действие. В документальном кино жизнь, часто долгая и нудная, должна стать искусством.

Планирование:

Попробуйте спланировать необходимые действия, нарисуйте схему, показывающую позиции камеры.

Съемка:

Должка идти непрерывно. Помните о будущем монтаже. Снимите много разных кадров.

Монтаж:

Нацельтесь на двухминутный результат.

Критерии оценки:

- Все главные моменты показаны четко.

- Интересное композиционное решение.

- Композиция объединяет все элементы.

- Движение камеры под контролем и ритмически совпадает с движением режиссера.

- Переход от стадии к стадии показан ясно.

 

4. Съемки разговора на натуре

 

Два человека, ждущие общественного транспорта, обсуждают что-то, их серьезно интересующее. Поскольку начался обмен мнениями, Ваша последовательно двигающаяся камера должна отражать все аспекты беседы и следовать за ее развитием.

Зритель должен быть в центре беседы.

Для создания материала, который можно будет хорошо монтировать, переходите от композиции к композиции, меняйте положение камеры (ближе-дальше от предмета), чтобы была возможность менять крупность... Когда Вы передвигаетесь с камерой, точно знайте, куда идете и четко производите съемку.

Будьте уверены, что Вы сняли многоцелевые синхронизированные кадры в том случае, если движение губ либо неотчетливо, либо слишком отдалено, чтобы можно было их рассмотреть. Это поможет при синхронизации звука и картинки.

Критерии оценки:

- Увиденное создает настроение.

- Участники выглядят естественно.

- Движение камеры осмысленно.

- Композиция правильно выстроена.

- Работа камеры подчеркивает глубину кадра. " Наезд" в минуты наибольшей активности.

- Смена ракурсов обоснована.

- Камера двигается в ритме беседы.

- Хорошо подобран звук

- Есть многоцелевые кадры для облегчения монтажа.

- Соблюдены требования продолжительности - 4 минуты.

 

5. Мобильная съемка сложного действия

 

Это задание требует практики, но в любом случае результат покажет Ваши способности к координации. Вы учитесь тому, как снимать, преодолевая разницу в освещении в помещении и на натуре.

Съемочные действия. Начните съемку внутри здания статичной камерой. Затем, когда Ваш объект начнет движение, следуйте за ним и выйдите из дома.

Обгоните объект, чтобы мы увидели его лицо, потом подождите, когда объект обгонит Вас, и мы последуем за ним, скажем, к машине. Сядьте в машину в тот же момент, что и объект.

В течение 15 секунд покажите дорогу перед машиной. Используйте встроенный микрофон.

Съемка. Если действие позволяет, снимайте идущие ноги, вид дверной ручки - все, что может дополнить историю и помочь при монтаже.

 

Критерии оценки:

- Действие выстроено последовательно.

- Показан выход героя из дома.

- Показано лицо героя.

- Показано, как герой садится в машину. Камера направлена на его лицо, когда он заводит машину.

- Переход с него на дорогу впереди машины.

- Камера движется синхронно с развитием действия.

- Нормальный звук.

 

“Киноправда” или каталитическое кино

 

1. Интервью

Это упражнение разовьет Ваше умение (6удучи в кадре) вести разговор, а также поможет добиться естественности и спокойствия.

Вы учитесь держать себя в кадре с максимальной гибкостью, брать интервью, пробуждать воспоминания и чувства героя, провоцировать его самооценку, помогать ему преодолеть внутренние барьеры. Подготовка:

Предварительно скажите герою, что Вы хотите спросить о центральном событии в его жизни.

Вы должны предполагать, о чем будет идти речь. Сосредоточьтесь на том, чтобы слушать и суметь извлечь скрытые мысли интервьюируемого.

Не задавайте " проблемных" вопросов до того, как заданы главные.

Проинструктируйте оператора о трех базовых размерах кадра, композиции и договоритесь об условном сигнале.

Окружающая среда. Постарайтесь организовать интервью в привычной для героя обстановке. Можно прийти на место события, о котором Вы будете говорить. Будьте уверены в себе.

 

2. Диалог - конфликт

Для того чтобы снять такой фильм, Вам придется:

- подобрать подходящих героев, раскрыть их взаимоотношения;

- изобретательно снять внутренний конфликт, возможно, скрытый за внешним спокойствием персонажей;

- правильно подобрать освещение;

- обеспечить качественный звук;

Пригласите будущих героев - двух хорошо знакомых людей и обсудите с ними предстоящую съемку;

Найдите в биографии этих героев событие, в котором оба принимали участие, но о котором у них сложились различные мнения;

Подберите визуальную информацию об этом событии (фотографии, любительское видео и пр.);

Отметьте, какие ракурсы будут использованы при съемке;

Не провоцируйте столкновения точек зрения участников до начала съемок.

 

После этого исследования, до съемки:

- сформулируйте рабочую гипотезу;

- обсудите ее с авторитетным и критически настроенным коллегой;

- подумайте над динамикой развития действия.

 

Когда у Вас сложится четкое ощущение замысла - снимайте. Помните, что поскольку Вы работаете в жанре " киноправды", у Вас есть возможность направлять развитие экранных событий. Следите за тем, чтобы герои сосредоточились на теме, о которой имеют разные мнения. Если участники съемки изменяют направление разговора, будьте готовы вмешаться. Перед тем, как выключить камеру, убедитесь, что выяснили все, что планировали. Нацельтесь на пятнадцать минут экранного времени.

 

Вы должны:

- Поощрять естественное взаимодействие героев.

- Следить за тем, чтобы в ходе разговора разница позиций героев была хорошо заметна.

- Контролировать, чтобы герои говорили друг с другом, а не с камерой.

- Придумать небанальную декорацию и разместить собеседников так, чтобы они чувствовали себя комфортно, а камере не приходилось совершать лишних движений.

- Снимать с одной позиции камеры.

- Применять " наезд" для съемки персонажей.

- Снимать естественные реакции героев.

- Следить за чистотой звука.

 

Критерии оценки:

- Пара хорошо подобрана.

- Событие раскрыто полностью.

- Сняты резко противоположные взгляды.

- Визуальный ряд приходит к логической кульминации.

- Продолжительность отдельных фрагментов разговора оправдана логикой их развития.

- Движения камеры плавные, изобразительный ряд помогает выявлению внутреннего смысла разговора.

3. Непрерывная пятиминутная история

 

Это упражнение по использованию всех возможностей места в передаче пространственных характеристик снимаемого объекта за определенный период времени соответственно сюжету. История, которую Вы расскажете, должна быть жизненной, хотя в задании заложена драматургия. Подготовительные исследования:

Найдите и пригласите к участию в фильме интересного человека, который в состоянии рассказать захватывающий случай, но не давайте герою рассказывать до начала съемок.

Покажите герою место будущей съемки.

Обсудите, что Ваш герой будет делать во время съемки (мыть посуду, чинить мотоцикл, неподвижно лежать на траве).

 

План:

- Сформулируйте рабочую гипотезу.

- Обозначьте те проблемы, которые должен осветить герой.

- Прикиньте, сколько времени потребуется для рассказа.

- Примерно представьте изобразительный ряд.

- Обозначьте конечную цель.

- Выработайте специальные сигналы для общения с членами съемочной группы во время съемки.

- Поместите за камеру какое-нибудь устройство для отсчета времени.

- Снимайте одним пятиминутным куском.

- Сделайте несколько дублей.

- Покажите лучший, на Ваш взгляд, вариант компетентной аудитории и будьте готовы выслушать критику.

 

Критерии оценки:

История длится точно пять минут.

Грамотно выстроена драматургия фильма.

Рассказ героя действительно интересен и выглядит естественным.

Фильм оказывает эмоциональное воздействие.

Временные соотношения отдельных фрагментов находятся в правильной пропорции.

Экранная история имеет кульминацию.

Камера движется вокруг рассказчика.

 

4. Одномоментная съемка спровоцированной ситуации

 

Вы учитесь, как спланировать и срежиссировать ситуацию, как ориентироваться в изменяющейся обстановке правильно, реагировать на неожиданные повороты событий.

Применяя движущуюся камеру, снимайте событие семь - десять минут подряд. Режиссер должен уметь провоцировать действие. Например, участники проекта " Видение" следили за женщиной, зашедшей в турецкое кафе для мужчин в Берлине.

Для того чтобы выполнить это задание Вам нужна ярко выраженная идея. После того, как найдете ее, начинайте работать. Вам потребуется способность к импровизации и умение зафиксировать развитие события вплоть до логического конца в установленное время.

 

Критерии оценки:

- Фильм длится семь - десять минут.

- Есть оригинальная идея и композиционное решение.

- Главный герой принимает участие в развитии событий.

- Сюжет развивается в соответствии с законами драматургии, нет " плоских" мест, неуместных акцентов.

- Движущаяся камера находится там, где должна быть.

- Камера достойно справляется с неожиданными обстоятельствами.

- Качественный звук.

- В фильме присутствует критическое осмысление действительности.

 

5. Интервью " глас народа"

 

Это один из проектов жанра " киноправда", который требует от Вас умения придумывать решения на ходу, проявляя режиссерскую хватку.

" Глас народа" - хороший прием для создания " греческого хора" лиц и голосов. Применяя его, Вы можете намного увеличить число участников любого документального фильма, показать главный характер сквозь призму общественного мнения. Вы можете усилить вздохи одобрения или осуждающие голоса - в зависимости от Вашего желания, целей и задач. Вы можете напомнить зрителю, что каждый человек оплетен сетью социально значимых норм и общественных стереотипов.

Тема:

Найдите тему, о которой существуют разнообразные мнения. Постарайтесь избегать затасканных, постоянно используемых тем: СПИД, аборты, расизм. Обращение к подобным темам уместно лишь в том случае, если Вы уверены, что можете сказать нечто новое о предмете.

Рабочая гипотеза:

Определите основной конфликт предстоящего интервью, затем напишите гипотезу, заполняя пробелы:

- В жизни я верю, что...

- Для того чтобы изобразить это в действии, я покажу....

- Я хочу, чтобы мой зритель понял и почувствовал...

 

 

Интервьюирование:

Не только то, что Вы спрашиваете, но и то, как Вы спрашиваете, оказывает серьезное влияние на ответы. Расплывчатый вопрос не дает возможности человеку проявить себя, в то время как удачный вопрос, заданный с уместной интонацией, может вызвать замечательную тираду. Ключевые вопросы должны быть короткими и ясными. Ваша задача - не составить сбалансированный отчет, а распознать чувства людей и дать всеобъемлющее представление по поднятой теме. Снимать подобные сюжеты следует в нескольких точках.

Когда Вы берете интервью:

- будьте непринужденны;

- не задавайте больше четырех вопросов;

- вслушивайтесь в подтекст ответа;

- помните, что Ваша цель игры - заставить людей открыться;

- необходимо адресовать вопросы представителям по меньшей мере, двух социально - экономических групп;

- не входите в кадр;

- стремитесь высветить личность собеседника;

- варьируйте композицию кадра.

 

Во время съемки Вы поймете, насколько верной была Ваша гипотеза. Если нужно, измените ее в соответствии с реальностью. Помните о том, что уличное интервью дает возможность не выявлять общественное мнение, а подбирать иллюстрации к собственным идеям как в момент съемки, так и на стадии монтажа. Но не злоупотребляйте этим.

 

Критерии оценки:

- Найдена хорошая тема.

- Подчеркнута разница мнений.

- Визуальный ряд метафоричен.

- Участники ведут себя естественно.

- Представлены различные социальные группы.

 

Отражающее кино

 

1. Автопортрет

Сделайте автопортрет, используя семейный архив (фотографии, письма и пр.) и закадровый текст. В центре внимания будут находиться интересные и важные факты из Вашей биографии и из жизни Ваших близких.

 

Критерии:

- Связный автобиографический рассказ.

- Возможность заглянуть вглубь какого-либо важного события из жизни автора.

- Отсутствие самоизвинений.

- Терпимая самокритичность.

- Возникающее доверие к фильму.

 

2. Наблюдение за наблюдателем

Возьмите один из своих ранее сделанных сюжетов - интервью или рассказ о человеке, занятом каким-то делом, и снимите фильм, отвечающий на вопрос: " Как камера влияет на жизнь? " Пройдите еще раз по всему пути создания фильма, давая возможность зрителю увидеть процесс рождения фильма изнутри. Не пишите комментарий, лучше пригласите человека, который будет задавать Вам вопросы, вызывая спонтанную реакцию. Снятый материал должен иметь продолжительность пять - восемь минут вместе с Вашими рассуждениями.

 

Критерии:

- Грамотно выбран материал для анализа.

- Пояснительный закадровый комментарий неформален.

- В фильме есть этическая дилемма.

- Отсутствуют самопоздравления и самособолезнования.

- Присутствуют юмор и ирония.

- Фильм запоминается.

 

3. История, вопросы и мнения

Этот фильм исследует взаимоотношения героя и режиссера фильма. Действия:

Найдите человека, согласившегося отвечать на тактичные вопросы, которые он услышит впервые при работающей камере.

Во время интервью задайте герою вопрос, который поможет выявить степень его искренности, например, спросите, приходилось ли герою преодолевать те или иные черты своего характера.

Просмотрите отснятый материал несколько раз, обдумайте и снимите собственные вопросы и соображения, по поводу рассказанного героем.

Покажите обе пленки герою и запечатлите его реакцию.

Примерная съемочная модель:

Покажите начало интервью - Вы задаете вопрос, герой задумывается над ним.

Выделите наиболее интересные части истории, разбавьте их своим комментарием и вопросами, возможно, применяя закадровый голос, наложенный на застывшую картинку.

Покажите комментарии герою.

 

Критерии оценки:

- Точно выбраны участники.

- Из удачных вопросов сложилось интересное повествование.

- История, рассказанная героем, может спровоцировать выявление режиссером заложенных в ней нравственных дилемм.

- Герои дополняют друг друга.

- Проведена четкая граница между уровнями.

- Каждый уровень драматургически оправдан.

- Герой не выглядит эксплуатируемым.

- Фильм оставляет впечатление диалога.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 419; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.11 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь