Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


О важности и необходимости обучения детей единобожию и вопросам вероубеждения



 


Необходимо отметить, что обучение детей вопросам единобожия и вероубеждения является основой всего воспитания и самой главной обязанностью родителя перед ребёнком. И это намного важнее, чем приучение ребёнка к обрядам поклонения и его духовного воспитания! Имам Мухаммад ибн ‘Абдуль-Уаххаб из-за важности данного вопроса посвятил ему небольшую брошюру, которую назвал «Обучение детей единобожию» (Та’лиму ас-сыбьяни ат-таухид), и сказал во введении: “Это полезное послание, в котором содержится то, чему обязан человек обучить детей прежде, чем обучать их Корану, чтобы ребёнок стал полноценным человеком на естестве Ислама и будучи прекрасным единобожником, следуя пути веры”. После этого он упомянул в виде вопроса и ответа то, что родитель должен обучить своих детей таким вопросам, как: Кто твой Господь? Что значит Господь? Для чего Он тебя создал? Какова твоя религия? Кто твой Пророк?
И именно единобожию придавали наиважнейшее значение все пророки, обучая этому, наставляя и завещая это своим сыновьям. Ведь именно ради единобожия были посланы все посланники и пророки, и нет счастья и спасения в мире ином, кроме как при единобожии!
Всевышний Аллах сказал: «Мы не посылали до тебя ни одного посланника, которому не было бы внушено: “Нет никого достойного поклонения, кроме Меня. Поклоняйтесь же Мне! ”» (аль-Анбия 21: 25).
Всевышний Аллах также сказал: «Мы отправили к каждой общине посланника (с повелением): “Поклоняйтесь Аллаху и избегайте тагъута (ложного божества)! ”» (ан-Нахль 16: 36).
И в Коране Всевышний упоминает множество примеров того, как пророки и праведники уделяли особое внимание вопросу обучения и завещания детям единобожия:
Говоря о событиях, связанных с потопом и пророком Нухом (мир ему), Всевышний Аллах сказал: «Он поплыл с ними по волнам, подобным горам, и Нух воззвал к своему сыну, который одиноко стоял в стороне: “О сынок! Садись с нами и не оставайся с неверными! ”» (Худ 11: 42).
Пророк Ибрахим (мир ему) просил Аллаха защитить его и его детей от многобожия, говоря: «Господь мой! Сделай мой город безопасным и убереги меня и моих сыновей от поклонения идолам» (Ибрахим 14: 35).
Ибрахим ат-Тайми и Суфьян ас-Саури говорили: “Кто же может чувствовать себя в безопасности от испытаний после опасения Ибрахима?! ” ат-Табари в “ат-Тафсир” 13/228, Ибн ‘Абдуль-Барр в “ат-Тамхид” 18/149.
Всевышний Аллах сказал: «Ибрахим и Я’къуб заповедали это своим сыновьям. Я’къуб сказал: “О сыновья мои! Аллах избрал для вас религию. И не умирайте, кроме как будучи мусульманами! ”» (аль-Бакъара 2: 136).
Также Всевышний Аллах поведал, что пророк Я’къуб (мир ему) перед смертью спросил у своих сыновей: «“Кому вы будете поклоняться после моей смерти? ” Они сказали: “Мы будем поклоняться твоему Богу и Богу твоих отцов – Ибрахима, Исма’иля и Исхакъа, Одному Единственному достойному поклонения. Ему Одному мы покоряемся”» (аль-Бакъара 2: 133).
Всевышний Аллах сказал: «Вот Лукъман сказал своему сыну, наставляя его: “О сынок! Не приобщай к Аллаху сотоварищей, ибо многобожие является великой несправедливостью”» (Лукъман 31: 13).
Со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Амра (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) рассказывал: «Воистину, пророк Аллаха Нух (мир ему), когда к нему приблизилась смерть, сказал своему сыну: «Я делаю тебе завещание, повелевая тебе две вещи и запрещая тебе две вещи! Я повелеваю тебе слова: “Нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха” (ля иляха илля-Ллах), ибо, поистине, если семь небес и семь земель положить на одну чашу весов, а слова “ля иляха илля-Ллах” – на другую, то перевесит чаша с этими словами. А если бы семь небес и семь земель составили кольцо, то слова эти разорвали бы его! И велю тебе (произносить) слова: “Пречист Аллах и хвала Ему” (Субхана-Ллахи уа бихамдих), ибо эти слова являются молитвой Аллаху со стороны всякой вещи, и посредством этих слов посылается удел творениям. И я запрещаю тебе многобожие и высокомерие”». Ахмад 2/169, аль-Бухари в “аль-Адаб аль-муфрад” 548, аль-Хаким 1/148. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 134.
Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Однажды, когда я сидел верхом позади Пророка (мир ему и благословение Аллаха), он сказал мне: «О мальчик, не научить ли тебя некоторым словам, посредством которых Аллах окажет тебе пользу? » Я сказал: “Конечно”. Тогда он сказал: «Помни об Аллахе, и Он будет хранить тебя; помни об Аллахе, и ты обнаружишь Его перед собой. Вспоминай Аллаха в благоденствии, и Он поддержит тебя в беде. Если захочешь попросить о чем-либо, то проси Аллаха; если захочешь обратиться за помощью, обращайся за ней к Аллаху. И знай, что перья уже подняты (от Хранимой Скрижали), а страницы высохли, а поэтому, если все люди соберутся вместе, чтобы сделать для тебя что-нибудь полезное, они принесут тебе пользу лишь в том, что было предопределено тебе Аллахом. И если они соберутся вместе, чтобы нанести тебе вред, они повредят тебе лишь в том, что было предопределено тебе Аллахом. И знай, что обошедшее тебя стороной не могло постичь тебя, а постигшее тебя, не могло обойти стороной. И поистине, победа приходит с терпением, радость с несчастьем, а с трудностью приходит облегчение»”. Ахмад 1/293, 303, 307, ат-Тирмизи 2516, аль-Хаким 3/531-532, Абу Я‘ля 2556, Ибн Аби ‘Асым 316, ат-Табарани в «аль-Кабир» 2/134, и др. Достоверность этого хадиса подтвердили такие имамы, как: Ибн Раджаб, Ибн Хаджар, ас-Сахауи, аль-‘Аджлюни, Ахмад Шакир, аль-Альбани, Ибн Баз, Мукъбиль ибн Хади. См. “Нур аль-икътибас” 18, “Джами’уль-‘улюми уаль-хикам” 344, “Муафакъа аль-хубр аль-хабар” 328, “Макъасыд аль-хасана” 188, “Субулю-с-Салям” 4/267, “Тахридж аль-Муснад” 2804, “Тахридж Китаб ас-Сунна” 137-139, “ас-Сахих аль-муснад” 699.
Хафиз Ибн Раджаб сказал: “Этот хадис включает в себя великие завещания и универсальные основы, относящиеся к числу важнейших дел религии. А один из ученых даже говорил: «Я поразмышлял над этим хадисом, и он меня поразил настолько, что после этого я едва мог сосредоточиться. Как жаль, что люди не знают этого хадиса и в недостаточной степени понимают его смысл»”. См. “Джами’уль-‘улюми уаль-хикам” 345.
Имам Ибн ас-Сунни назвал в своем сборнике главу, в которой привел этот хадис следующим образом: “Глава о том, какое наставление следует давать детям, когда они уже соображают”. См. «‘Амалюль-яуми уа-ллейля» 445.
Джундуб ибн ‘Абдуллах (да будет доволен им Аллах) сказал: “Мы были молодыми и резвыми людьми, находясь с Пророком (мир ему и благословение Аллаха), и мы изучали иман прежде, чем изучать Коран. Но затем мы начинали изучать Коран и увеличивали этим свой иман”. Ибн Маджах 61, аль-Байхакъи 3/120, аль-Мустагъфири в “Фадаиль аль-Къуран” 271. Достоверность подтвердили хафиз аль-Бусыйри и шейх аль-Альбани.
Шейх ‘Абдуль-Гъанни аль-Муджаддиди сказал: “Из этого извлекается то, что изучать вопросы, связанные с вероубеждением следует прежде, чем изучать фикъх и Коран”. См. “Инджах аль-хаджа шарх Сунан Ибн Маджах” 1/63.
Обучение детей правильному вероубеждению и положениям религии – это причина, посредством которой в общине мусульман может распространиться истина и будет искоренено заблуждение и нововведение! Абу Бакр ибн ‘Айяш рассказывал: “Однажды один человек сказал аль-А’машу: «Почему эти дети вокруг тебя?! » На что аль-А’маш ответил ему: «Замолчи! Это те, кто сохраняют для тебя твою религию! »” аль-Хатыб в “аль-Кифая” 225.
Абу-ль-Асуад рассказывал: “Сподвижник аз-Зубайир ибн аль-‘Аууам (да будет доволен им Аллах) принял Ислам, когда ему было восемь лет. Его неверный дядя причинял ему страдания посредством разжигания дыма, чтобы тот оставил Ислам. Но аз-Зубайир отказывался, и когда его дядя увидел, что он все равно не откажется от Ислама, то оставил его в покое”. Ибн Аби Хайсама в “ат-Тарих” 390.
Имам аз-Захаби сказал: “Родители обязаны обучать детей, начиная с первостепенных вещей. Сначала с того, чего он обязан избегать, что обязан совершать и какое должен иметь вероубеждение. Пусть отец обучает ребёнка вопросам, связанным с единобожием (ат-таухид), что Аллах – Господь миров, что Он – Творец всего, что Он – посылающий удел живым. А также, что Мухаммад – пророк Аллаха, что Ислам – его религия, пока ребёнок не привыкнет к этому и подобное не закрепится в нём. Когда ребёнок будет из числа различающих, то следует обучить его омовению и молитве. Также следует предостерегать его от таких вещей, как прелюбодеяние, воровство, ложь, употребление запретного, как кровь, мертвечина и т.п. А также объяснить ему, что после достижения им совершеннолетия ему начнут записываться грехи”. См. “Масаиль фи таляб аль-‘ильм” 204.
Следует отметить, что если ребёнок спросил что-то о религии в целом или об Аллахе, что может быть порицаемым и даже запретным, то не следует торопиться его ругать и порицать, ведь в дальнейшем это может отбить у него охоту спрашивать о религии, что не есть хорошо! Необходимо выслушать и мудро, с мягкостью разъяснить то, что является правильным.
Прекрасный пример для нас в мягкости и мудрости в увещевании наш Посланник (мир ему и благословение Аллаха), который проявлял мягкость и мудрость в увещевании даже взрослых людей, не говоря уже о юношах и детях. Абу Умама (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Однажды один юноша пришел к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) и сказал: “О Посланник Аллаха! Разреши мне совершать прелюбодеяние! ” Тогда люди повернулись к нему и стали прикрикивать со словами: “Прекрати! Прекрати! ” Тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал ему: «Подойди поближе» . Юноша приблизился к нему и сел, и тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил: «Желаешь ли ты прелюбодеяние для своей матери? » Он ответил: “Нет, клянусь Аллахом! Да сделает меня Аллах выкупом за тебя! ” Он сказал: «И другие люди тоже не желают этого для своих матерей. А желаешь ли ты этого для своей дочери? » Он ответил: “Нет, клянусь Аллахом, о Посланник Аллаха! Да сделает меня Аллах выкупом за тебя! ” Он сказал: «И другие люди тоже не желают этого для своих дочерей. А желаешь ли ты этого для своей сестры? » Он ответил: “Нет, клянусь Аллахом! Да сделает меня Аллахом выкупом за тебя! ” Он сказал: «И другие люди тоже не желают этого для своих сестер. А желаешь ли ты этого для тёти со стороны твоего отца? » Он ответил: “Нет, клянусь Аллахом! Да сделает меня Аллах выкупом за тебя! ” Он сказал: «И другие люди тоже не желают этого для тёть со стороны отца. А желаешь ли ты этого для тёти со стороны твоей матери? » Юноша вновь ответил: “Нет, клянусь Аллахом! Да сделает меня Аллах выкупом за тебя! ” Он сказал: «И другие люди тоже не желают этого для своих теток, сестер своих матерей». Затем Пророк (мир ему и благословение Аллаха) положил на него свою руку и произнёс: «О Аллах! Прости его грехи, очисть его сердце и обереги его половой орган! » После этого, этот юноша никогда не устремлялся к подобному”. Ахмад 5/256, ат-Табарани в “аль-Кабир” 7679. Хадис достоверный. См. “Маджма’у-ззауаид” 1/129, “ас-Сильсиля ас-Сахиха” 370.

Об обязательности привития детям любви к Сунне
и предостережения их от нововведений


Наряду с обучением детей вопросам вероучения, необходимо также рассказывать им о важности Сунны в Исламе и опасности религиозного нововведения. Да и как может быть иначе, ведь нововведение – наихудшее из грехов! Со слов ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение и Аллаха) сказал: «Кто внесет в это наше дело (религию) то, что не имеет к нему отношения, то оно будет отвергнуто! » В другой версии этого хадиса сказано: «Кто совершит деяние, на которое не было нашего указания, то оно будет отвергнуто! » аль-Бухари 2697, Муслим 1718.
Со слов Джабира (да будет доволен им Аллах) сообщается, что когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) обращался к людям с увещеванием, он говорил: «Самые лучшие слова – это Книга Аллаха Всевышнего, а лучший путь – это путь Мухаммада. Худшие же деяния – это новоизобретенные, а каждое такое деяние – это нововведение, а каждое нововведение – это заблуждение, а всякое заблуждение в Огне! » ан-Насаи 3/188. Шейхуль-Ислам Ибн Таймия и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.
Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) говорил: “Самыми ненавистными деяниями для Аллаха являются нововведения”. аль-Байхакъи в “Сунан аль-кубра” 4/316. Шейх Машхур подтвердил достоверность иснада.
Шейхуль-Ислям Ибн Таймия сказал: “Сошлись имамы Ислама на том, что нововведение (бид’а) является самым страшным и худшим из грехов”. См. “Маджму’уль-фатауа” 28/470.
Ранние поколения мусульман уделяли большое внимание воспитанию детей и обучению вопросам Сунны и нововведения, по причине чего даже будучи детьми, они были способны выражать порицание любым проявлениям нововведений. Аль-Муймуни рассказывал, что во времена имама Ахмада, когда умер джахмит по имени Ибн Тырах, дети кричали, говоря: “Напиши письмо хранителю Ада, что прибыли дрова для Огня! ” См. “ас-Сунна” 1768.
Зу-н-Нун аль-Мисри рассказывал: “Когда я был в Египте, то увидел детей, которые бросали камнем в одного человека. Я спросил их: «Что вам нужно от него? » На что они ответили: «Он заявляет, что видит Всевышнего и Всемогущего Аллаха! »” См. “Укъаля аль-маджанин” 14, “аль-Масму’ат” 146.
Салим – сын Ибн ‘Умара (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что его отец передал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не запрещайте вашим женщинам посещать мечети, если они испросят вашего разрешения» . Тогда Биляль – другой сын Ибн ‘Умара сказал: “Клянусь Аллахом, а мы будем им это запрещать! ” Салим сказал: “Тогда ‘Абдуллах (Ибн ‘Умар) повернулся к нему и стал его бранить и ругать такими словами, которые я никогда от него не слышал прежде, а затем сказал: “Я рассказываю тебе от Посланника Аллаха, а ты говоришь: «Клянусь Аллахом, мы будем им это запрещать»?! ” Муслим 442.
В другом хадисе со слов Муджахида сообщается, что Ибн ‘Умар сказал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Дозволяйте женщинам посещать ночью мечети». Его сын по имени Уакъид сказал: “Ведь они начнут использовать это для плохих целей! ” Тогда Ибн ‘Умар ударил его в грудь и сказал: “Я рассказываю тебе от Посланника, а ты говоришь: «Нет»?! ” . Муслим 442.
В другой версии передаётся, что Ибн ‘Умар сказал: “Я тебе передаю, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) велел не запрещать это, а ты говоришь: “Я все равно буду запрещать! ” После чего Ибн ‘Умар заплакал и ушел разгневанным”. ат-Табарани в “аль-Аусат” 1/45.
Что касается того, что в одной версии говорится про Биляля, а в другой про Укъида, то хафиз Ибн Хаджар сказал: “Вероятно, что подобное произошло с обоими, с Билялем и Уакъидом, либо в одном собрании, либо в разных. И Ибн ‘Умар ответил обоим тем, что они заслужили”.См. “Фатхуль-Бари” 2/384.
Также Ибн Хаджар сказал: “Из этого хадиса извлекается порицание тому, кто отвергает Сунну на основании своего мнения и спорит с ученым, опираясь на свою страсть”. См. “Фатхуль-Бари” 2/349.
Свят Аллах! Каковой же была ревность сподвижников к Сунне и велениям Пророка (мир ему и благословение Аллаха)! И если они так строго порицали сыновей за противоречие Сунне, то трудно представить, каковым было бы их отношение к совершению ими нововведения!
Следует отметить, что за подобное следует порицать в строгой форме именно взрослых детей, а не маленьких, которым в отличие от взрослых следует мягко и мудро пояснять правильное положение.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 335; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь