Защита ребёнка от шайтана во время его зачатия
Мусульманам хорошо известно, что с рождения к каждому ребенку приставляется шайтан.
Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Каждого человека в день его рождения касается шайтан, и от его прикосновения ребенок начинает кричать. И он касался каждого, кроме Марьям и ее сына (‘Исы)» . аль-Бухари 4548, Муслим 2366.
Со слов Ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Нет из вас никого, чтобы не был приставлен к нему спутник из числа джинов! » Его спросили: “И к тебе, о Посланник Аллаха? ” Он ответил: «И ко мне, однако, Аллах помог мне против него, и он принял Ислам, и не велит мне ничего, кроме благого» . Муслим 2814.
Имам Ибн аль-Къайим сказал: “Если же кто-то спросит: «Какова причина плача ребёнка во время его пришествия в мир этот? », то ответом является то, что на это есть две причины: скрытая, о которой сообщил правдивейший Пророк (мир ему и благословение Аллаха), но о чём неведомо врачам, а также явная причина. Что касается скрытой причины, то Всевышний Аллах по Своей мудрости установил, чтобы к каждому новорожденному сыну Адама был приставлен шайтан. И шайтан ожидает появления на свет младенца, чтобы стать его спутником и быть рядом с ним. И когда ребенок появляется на свет, то шайтан тыкает его пальцем в бок, будучи в гневе, встречая его с враждой, которая была у него давно ещё к его прародителям (Адаму и Еве). И младенец начинает плакать от этого толчка. И если бы еретики из числа врачей и естествоведов уверовали во Всевышнего Аллаха и Его Посланника, то не нашли бы в себе того, чем можно было бы отвергнуть это”. См. “ат-Тибьян фи айман аль-Къуран” 543.
Несмотря на то, что шайтан приставляется к каждому ребёнку с рождения, чтобы пытаться сбить его с пути истины, Шариат указал нам на то, как следует максимально уберегать ребёнка от шайтана ещё до его зачатия! Со слов Ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если кто-нибудь из вас, пожелав совокупиться со своей женой, скажет: “С именем Аллаха, о Аллах, удали нас от шайтана и удали шайтана от того, чем Ты наделил нас! ”, – то если вам было суждено иметь ребенка, шайтан не сможет причинить ему вреда». аль-Бухари 141, 5165, Муслим 1434.
/Бисми-Ллях, Аллахумма, джаннибна-шшайтана уа джанниби-шшайтана ма разакътана/.
Всевышний Аллах сказал, предоставляя иблису отсрочку: «Одурачивай своим голосом, кого сможешь, пусти в ход против них свою конницу и пехоту, дели с ними их богатства и детей, и давай им обещания. Воистину, обещания шайтана – всего лишь обольщение» (аль-Исра 17: 64).
Некоторые саляфы, в числе которых Муджахид, говорили, что в этом аяте указание на то, что если перед половым актом не помянуть имени Аллаха, то шайтан принимает участие в нем. См. “Тафсир аль-Къуртуби” 10/289.
Также на это указывает и упомянутый хадис: «Если кто-нибудь из вас, пожелав совокупиться со своей женой, скажет: “С именем Аллаха, о Аллах, удали нас от шайтана и удали шайтана от того, чем Ты наделил нас! ”, – то если вам было суждено иметь ребенка, шайтан не сможет причинить ему вреда». аль-Бухари 141, 5165, Муслим 1434.
Что касается того, какой именно вред не сможет причинить шайтан ребенку, который был зачат после произнесения данной мольбы, то ученые высказывали следующее:
Къады ‘Ийяд сказал: “Было сказано, что смысл слов: «шайтан не сможет причинить ему вреда» он не сможет его поразить. Также было сказано: он не коснётся его при рождении, в отличие от остальных. Но никто из ученых не отнес хадис к обобщённому смыслу, что речь идёт о любом вреде, включая наущения и введение в заблуждение”. См. “Шарх Сахих Муслим” 5/10.
Сказал ад-Дауди о смысле слов: «не сможет причинить ему вреда» : “Т.е. шайтан не сможет ввести его в искушение касательно его религии так, что он впадёт в неверие. Однако смысл не в том, что ребёнок будет полностью защищён от любых грехов”. См. “Фатхуль-Бари” 9/285.
Ибн Дакык аль-‘Ид сказал: “Внешне хадис указывает на то, что шайтан не сможет причинить никакого вреда ребенку (в случае произнесения этой мольбы), к чему так же относится вред со стороны религии. Также можно понять, что под вредом подразумевается именно физический вред. Т.е. что шайтан не сможет поразить его, не сможет навредить его рассудку и телу. И это мнение ближе к правильному, несмотря на то, что конкретизация обобщенного текста противоречит основам. Но если мы возьмем смысл хадиса обобщенно, то это будет означать, что в таком случае ребенок полностью будет в безопасности от совершения грехов и всего прочего. А это никак не согласуется (с другими текстами) и маловероятно, и в любом случае произойдёт то, о чём говорил Пророк (мир ему и благословение Аллаха).[11] Однако, если мы отнесем хадис к защите от вреда разуму и телу, то нет в таком случае проблем, и никакой довод не противоречит такому пониманию”. См. “аль-Ихкам” 1/398.
Что касается обсуждаемой мольбы при половом акте, то она произносится как мужем, так и женой. См. “Фатауа аль-Ляджна” 19/356.
И эту мольбу следует произносить независимо от того, предохраняются родители или нет, и даже если жена уже беременна, как это передается от шейха Ибн База.
Что касается тех, кто забыл произнести эту мольбу перед половым актом, то шейх аль-Альбани сказал: “Если он забыл произнести эту мольбу, однако сам из числа тех, кто всегда ее произносит, то я считаю, что Всевышний Аллах убережет его от того, чтобы шайтан принимал участие вместе с ним в половом акте с его женой. В отличие от другого (кто редко произносит эту мольбу или вообще не произносит ее). Потому что положения связаны с тем, что совершается часто”. Сл. “Сильсиля аль-худа уа-ннур” № 12.
Соблюдение обрядов, связанных с рождением детей
После рождения ребёнка, следует совершить те обряды, которые были перечислены во втором разделе, включая также жертвоприношение ‘акыка и бритьё волос ребёнка. И если есть возможность совершить ‘акыку за новорожденного, то не следует это оставлять, даже избрав мнение о том, что за её оставление нет греха. Ведь учёные, поясняя смысл хадиса: «Каждый ребенок является заложником своей ‘акыки», говорили, что одна из мудростей ‘акыки в том, что она служит защитой ребёнка от шайтана. Имам Ибн аль-Къайим сказал: “Не оспаривается то, что ‘акыка может служить защитой для новорожденного от вреда шайтана после его рождения, как и поминание Аллаха при половом акте и зачатии этого ребенка служит защитой для него от вреда шайтана. По этой причине было мало случаев, когда родитель оставлял совершение ‘акыки, чтобы тем самым ребёнок не попал под поражение шайтана”. См. “Тухфатуль-маудуд” 91.
Также Ибн аль-Къайим говорил: “Может быть так, что ребенок будет лишен блага по причине халатности его родителей (в совершении ‘акыки)”. См. “Задуль-ма’ад” 2/326.
Шайтанов и всего плохого
Всевышний Аллах о матери Марьям (Марии) сказал: «Вот сказала жена ‘Имрана: “Господь! Я дала обет посвятить Тебе одному того, кто находится в моей утробе. Прими же от меня, ведь Ты – Слышащий, Знающий”. Когда она родила ее, то сказала: “Господь мой! Я родила девочку, – но Аллаху было лучше знать, кого она родила. – А ведь мальчик не подобен девочке. Я назвала ее Марьям и прошу Тебя защитить её и её потомство от шайтана изгнанного и побиваемого”» (Али ‘Имран 3: 35-36).
Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) часто просил защиты для (своих внуков) аль-Хасана и аль-Хусайна, произнося слова: «Прибегаю к совершенным Словам Аллаха, чтобы они защитили вас от любого шайтана, и любого (ядовитого) существа, и от всякого дурного глаза! » − и он говорил: «Поистине, так ваш праотец Ибрахим просил у Аллаха защиты для Исма‘ила и Исхака». аль-Бухари 3371.
أ ُ ع ِ ي ذ ُ ك ُ م ا ب ِ ك َ ل ِ م ا ت ِ ا ل ل َ ّ ه ِ ا ل ت َ ّ ا م َ ّ ة ِ ، م ِ ن ْ ك ُ ل ِ ّ ش َ ي ْ ط ا ن ٍ و َ ه ا م َ ّ ة ِ ، و َ م ِ ن ْ ك ُ ل ّ ع َ ي ْ ن ٍ ل ا م َ ّ ة ٍ
/У’изукума би-калимати-Ллахи-ттаммати мин кулли шайтанин уа хамматин, уа мин кулли ‘айнин лямматин/.
‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: “Однажды Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) вошел и услышал плач ребенка, после чего сказал: «Почему ваш ребёнок плачет? Почему бы вам не почитать ему заклинание от сглаза? »” Ахмад 6/72. Хадис хороший. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 1048.
Со слов Джабира (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Удерживайте ваших детей с наступлением ночи (закатом солнца), ибо, поистине, в этот период расходятся шайтаны. А по прошествии некоторого времени можете их отпускать. И закрывайте (ночью) двери (своего дома), поминая имя Аллаха, ибо, поистине, шайтан не открывает запертую дверь! Завязывайте свои бурдюки, поминая имя Аллаха, и прикрывайте свои сосуды, поминая имя Аллаха, (а если прикрыть нечем), положите что-нибудь поперёк него, и гасите свои светильники». аль-Бухари 3280, 3304, 3316, 5623, Муслим 2012, 2013.
Смысл запрета выпускать детей с закатом солнца в том, что в этот период шайтаны расходятся по земле и начинают свою активность ещё сильнее. И чтобы они никак не навредили детям, не напугали их и т.п., Пророк (мир ему и благословение Аллаха) велел удерживать их в этот период при себе. См. “аль-Икмаль” 6/482, “Кашф аль-мушкиль” 3/18.
Также ни в коем случае не следует родителю призывать проклятие и обращаться с мольбой против своего ребёнка. Ведь со слов Джабира (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не взывайте к Аллаху против самих себя, и не взывайте против ваших детей и вашего имущества, чтобы это не совпало с тем периодом времени, когда обращаются к Аллаху с просьбами о дарах, ибо тогда Он ответит вам ». Муслим 3009.