Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Клятва об отказе от супружеской близости - запрещена
Ислам, отстаивая права женщины, запрещает мужчине из-за гнева прерывать половую близость с женой на невыносимый для нее срок. Если подобное действие сопровождается клятвой с его стороны, ему дается период в четыре месяца, в течение которого он должен успокоиться и вернуться к ней. Если он успокаивается и возобновляет половые отношения до истечения четырех месяцев, возможно, Аллах простит ему его злоупотребление и откроет ему дверь для покаяния. Он также должен понести наказание за нарушенную клятву. Если же, с другой стороны, этот период истекает, но он не возвращается к жене, это влечет автоматический развод со стороны жены как наказание мужу за пренебрежение ее правами. Некоторые законоведы считают, что развод должен автоматически наступать по истечении четырех месяцев и при этом не требуется решение судьи. Другие, однако, требуют, чтобы в конце этого периода предоставлялось юридическое разрешение ситуации с последующим решением суда о примирении или разводе. Клятва об отказе от супружеской близости в шариате называется " аль-иляа". По поводу ее Всевышний Аллах говорит: " Те, которые поклялись избегать своих жен, должны ожидать четыре месяца. Если же они [в течение этого времени] раздумают, то, воистину, Аллах – прощающий, милостивый. Если мужья примут решение о разводе, то, воистину, – Аллах слышащий, знающий" (Коран, 2: 226-227). Период в четыре месяца был определен с целью предоставить мужу время, необходимое для самоуспокоения и возобновления отношений по своей доброй воле. Более того, период в четыре месяца рассматривается в качестве периода, в течение которого женщина может выдержать разлуку с мужем. Исследователи Корана рассказывают о следующем случае: однажды ночью, прогуливаясь по Медине, халиф Умар услышал, как пела женщина: " Длинная ночь, покрыта мглою; Не могу заснуть без ласки суженого. Клянусь Аллахом, что, если бы не страх перед Ним, эта кроватка покачивалась бы из стороны в сторону". Умар расспросил об этой женщине и узнал, что муж ее отбыл в длительную военную экспедицию и давно не был дома. Тогда он обратился к своей дочери Хафсе (вдове Пророка): " Как долго может женщина выдержать разлуку со своим мужем? " Она ответила: " Четыре месяца". После чего глава правоверных издал указ, чтобы мужчины не покидали своих жен более чем на четыре месяца.
РОДИТЕЛИ И ДЕТИ
Ислам чтит родословную Ребенок - это отпрыск отца, перенимающий его черты и особенности, а после его смерти являющийся его продолжателем и воплощением бессмертия рода. Ребенок унаследует черты характера и внешность, а также умственные качества и индивидуальные черты отца, как хорошие, так и плохие, благонравные и уродливые. Ребенок - это часть сердца своего отца и кусочек его плоти. Всевышний Аллах узаконил брак и запретил супружескую измену, чтобы исключить сомнения и двусмысленность в отцовстве, а также чтобы сохранить чистоту родословной. Брак предполагает, что женщина должна принадлежать только своему мужу, и никто не должен вторгаться в его ниву. Таким образом, каждый ребенок, рожденный в супружестве, будет ребенком ее мужа, без какой-либо необходимости признания или же публичного объявления им данного факта или же подтверждения со стороны матери. " Ребенок принадлежит тому, в чьей ложе он зачат", как было объявлено Посланником Ислама (Мир ему)1. 1. Передано аль-Бухари и Муслимом.
Отец не должен отвергать свое потомство Мужу недопустимо отрицание своего отцовства по отношению к любому ребенку, рожденному его женой в период их законного брака. Подобный отказ навлекает позор не только на жену, но и на ребенка. Таким образом, мужу запрещено предпринимать подобный шаг на основании всего лишь подозрений, случайно оброненного слова или же злых сплетен. Если же он уверен и может доказать, что его жена ему изменяла, шариат не принуждает воспитывать ребенка, которого он не считает своим, а также делать этого ребенка своим наследником, по крайней мере, не допускает, чтобы мужчина страдал от подозрений и сомнений всю жизнь. Для выхода из данной ситуации в исламском праве предусмотрена процедура клятвенного заверения под названием " лиан". Если мужчина убежден или же имеет основания для подозрений, не располагая доказательствами, что его жена вступала в половую связь с другим мужчиной и вынашивает от него ребенка, он может представить дело на рассмотрение мусульманского судьи (кади), который проводит процедуру клятвенных заверений между супругами, как предписано в суре " Ан-Нур": " Что же касается тех, которые обвиняют в неверности своих жен, не имея свидетелей, кроме самих себя, то заменой свидетелей для кого-либо из них служат четыре клятвы именем Аллаха в том, что он, воистину, говорит правду, а также пятая клятва в том, что да проклянет его Аллах, если он лжет. И снято будет наказание с нее (т.е. невинно обвиненной женщины), если она четырежды поклянется Аллахом в том, что он (т.е. муж), воистину, лжет, а пятый раз (поклянется) в том, что пусть покарает ее гнев Аллаха, если муж говорит правду" (Коран, 24: 6-9). После этого супруги должны навсегда расстаться, а ребенок остается с матерью.
Усыновление запрещено в Исламе Как отец не может отказаться от своего дитя, так любому человеку нельзя усыновить чужого ребенка. Подобно другим народам, у арабов периода джахилийи бытовали традиции, согласно которым они по желанию могли усыновлять любого. После публичного объявления об усыновлении ребенка он принимал их фамилию и становился таким же полноценным членом семьи и рода, как и все остальные домочадцы. Усыновление считалось действительным, даже если был известен его отец и его принадлежность к известной фамилии. Такая традиция усыновления была широко распространена среди арабов во время прихода Ислама. Даже Мухаммадом (Мир ему) до прихода Ислама был усыновлен Заид Ибн Харис, который ребенком был захвачен в плен во время одного из походов, совершенных против враждебного племени в период джахилийи. Хаким Ибн Хазам купил его для своей тети Хадиджи, а после ее брака с Пророком (Мир ему) Хадиджа подарила Заида мужу. Когда отец и дядя Заида узнали о его месте жительства, они пришли к Пророку (Мир ему) с требованием вернуть Заида. Мухаммад (Мир ему) дал Зайду право выбора, и тот предпочел остаться с Посланником Аллаха (Мир ему). Пророк (Мир ему) освободил и усыновил его, засвидетельствовав об этом публично, после чего мальчика начали называть «Заид Ибн Мухаммад», и он был первым из невольников, принявших Ислам. Какова же точка зрения Ислама на систему усыновления? Ислам совершенно очевидно рассматривает такую систему как фальсификацию природы человека и реальности. Принятие чужого (некровного) человека в семью в качестве одного из ее членов создает неприемлемые условия для женщин этой семьи, которые в действительности не являются для него махрам. Жена мужчины, усыновившего мальчика, не является для него матерью, дочери мужчины не являются его сестрами, сестра мужчины не является его тетей, поэтому все они считаются ему чужими (кровно). Более того, приемный сын обретает права на наследство усыновивших его родителей, таким образом, ущемляются права кровных родственников. Все это может привести к возникновению конфликтов и вражды между кровными и приемными родственниками. Поэтому в Коране запрещена эта традиция джахилийи, причем запрещена категорически, дабы не допустить ее пагубных последствий. Всевышний Аллах говорит: "...и не сделал ваших приемных сыновей вашими [кровными] сыновьями. [Одно дело] - ваши слова из ваших уст, Аллах же вещает [только] истину, и Он наставляет на прямой путь. Зовите же их (т.е. приемных детей) по [именам] их [кровных] отцов, это более справедливо перед Аллахом. Если же вы не знаете их отцов, то они [все же] - ваши братья по вере и ваши близкие" (Коран, 33: 4-5). Давайте поразмыслим над словами Корана: " и не сделал ваших приемных сыновей вашими [кровными] сыновьями. [Одно дело] - это ваши слова из ваших уст". На самом деле слово " усыновление" - это пустой звук, не отражающий действительности. Голословное утверждение (об усыновлении) не меняет реальности, не делает чужого человека родственником или же усыновленного человека кровным сыном. Всего лишь словесное выражение или образная речь не могут повлиять на то, чтобы кровь усыновителя стала течь в венах приемного сына, не могут возбудить чувства отцовской привязанности в сердце мужчины - усыновителя и сыновних чувств в сердце мальчика или же передать наследственные качества, а также физические, умственные или психологические особенности. Ислам запретил все формы усыновления, которые имеют отношение к наследованию имущества, а также разрешил вступать в брак с овдовевшей или разведенной женой приемного сына. Коран признает право на наследство только тех, кто связан кровными и брачными узами: "...[однако кровные] родственники ближе друг к другу [по наследованию]..." (Коран, 8: 75). В Коране заявлено, что мусульманам запрещено жениться на бывших женах собственных детей, а не приемных: " запретны [вам также] жены ваших кровных сыновей" (4: 23). Таким образом, мужчина может жениться на жене своего приемного сына, так как эта женщина принадлежала человеку, не связанному с ним кровно, что равноценно тому, что этот мужчина может жениться на любой другой разведенной.
Запрет на усыновление - от слов к делу Обычай усыновления имел очень глубокие корни среди арабов в доисламский период, и было не просто изжить эту традицию. Но Всевышний Аллах пожелал искоренить усыновление не только словом, но и делом, дабы предотвратить его негативные последствия. Для решения этой задачи Аллах избрал самого Пророка (Мир ему), чтобы рассеять все сомнения по данному вопросу, и правоверные могли свободно вступать в брак с бывшими женами своих приемных сыновей. Что еще более важно, они с уверенностью могли сказать, что халял - это то, что разрешено Аллахом, а харам - это то, что запрещено Им. Заид Ибн Харис, известный нам под именем Заид Ибн Мухаммад, вступил в брак с двоюродной сестрой Пророка (Мир ему), Зайнаб Бинт Джахш. Заид и Зайнаб не были счастливы вместе, и Заид становился все более неудовлетворенным своей женой, часто жалуясь на нее Пророку (Мир ему). Хотя Пророку (Мир ему) Всевышний дал знать, что Заид разведется с Зайнаб и он после этого женится на ней, но человеческая слабость одолела его, и он страшился бросить вызов обществу. Поэтому, когда Заид жаловался ему на свою жену, Пророк (Мир ему) говорил ему: " Удержи свою жену при себе и будь богобоязненным". Тогда были ниспосланы аяты из Корана, с одной стороны предостерегающие Пророка (Мир ему), а с другой - укрепляющие его волю, дабы достойно противостоять обществу, в котором твердо укоренились традиции, запрещавшие жениться на женах своих приемных сыновей (чужих по крове). Всевышний Аллах говорит: " [Вспомни, Мухаммад] как ты сказал тому, кого облагодетельствовали Аллах и ты: " Удержи свою жену при себе и страшись Аллаха". Ты таил в своей душе то, чего не скрывал Аллах, и ты боялся людей, в то время как следует более страшиться Аллаха. Когда же Заид удовлетворил свое желание [и развелся], Мы женили тебя на ней, чтобы верующим было дозволено жениться на [разведенных[ женах своих приемных сыновей, после того как те удовлетворят по поводу них свои желания. Веление Аллаха претворяется неукоснительно" (Коран, 33: 37). Затем Коран продолжает поддерживать действия Посланника Аллаха, подчеркивая его правоту следующими словами: " Не в ответе Пророк за то, что установил Аллах для него согласно предписанию Аллаха для прежних [пророков]. Веление Аллаха предопределено [к исполнению] для тех, которые сообщают послания Аллаха, страшатся Его и не страшатся никого, кроме Аллаха. Только Аллах предъявляет счет [за содеянное]. Мухаммад – не отец кого-либо из ваших мужей, а только Посланник Аллаха и печать пророков. Аллах ведает о всем сущем" (Коран, 33: 38-40). Усыновление в целях заботы и воспитания Как было разъяснено выше, Ислам запретил усыновление, так как нельзя личным волеизъявлением сделать родным того, кто таковым не является. Недопустимо, чтобы искусственно вживленный в семью мальчик становился ее полноценным членом и обладал теми же правами, что и остальные домочадцы, например, беспрепятственно контактировал с неродной ему женской половиной дома, получал наследство или не мог вступить в брак с не родственными ему по крови женщинами семьи. Существуют формы отношений, напоминающие усыновление, но не являющимися запретными в Исламе. Люди могут брать в дом сироту или подкидыша, чтобы воспитать его. Они обеспечивают его кровом, одеждой и пищей, обращаясь с ним, как с собственным ребенком, при этом они не считают его родным сыном. Такой акт заслуживает в Исламе высокой оценки, и совершивший его удостаивается рая, как сказал Пророк (Мир ему): " Я и обеспечивающий сироту будем в раю вот так", - и Пророк показал свой средний и указательный пальцы, между которыми был небольшой разрыв. Подкидыш рассматривается как сирота, в Коране он также упоминается как " ибну-сабиль", о котором Ислам предписал заботиться. Если у человека нет потомства, а он желает оказывать материальную поддержку такому ребенку, он имеет право дать этому ребенку все, что пожелает, при жизни, а также завещать ему до трети своего состояния.
Искусственное оплодотворение Ислам стоит на защите родословной, запрещая прелюбодеяние и усыновление, поддерживая таким образом генеалогическую линию, чтобы никто со стороны не мог нарушить ее. Ислам запрещает также искусственное оплодотворение, если оно не от спермы мужа. По этому поводу известный ученый шейх Шалтут говорит: " Это презренное преступление и великий грех, приравниваемый к прелюбодейству. Суть и результат у них един, это оплодотворение за счет спермы мужчины, который не состоит в законном браке с оплодотворяемой. Такой подход неприемлем для человеческой природы и чужд божественным предписаниям. Отсутствие полной картины преступного прелюбодеяния в процедуре искусственного оплодотворения не дает права наказывать за него, как за прелюбодейство, согласно божественному предписанию и в соответствии с небесными книгами. Однако нет сомнений в том, что оплодотворение донором, не являющимся мужем женщины, является более серьезным преступлением и более отвратительным явлением, чем усыновление, поскольку ребенок, родившийся в результате такого оплодотворения, несет в себе результат усыновления (внедрение чужеродного элемента в потомственную линию) в сочетании с прелюбодеянием, что не приемлет ни закон, ни человеческое достоинство. Подобным действием человек опускается до уровня животного, которому не присущи благородные чувства, имеющиеся у членов человеческого сообщества" 1. 1. «Фетвы шейха Шалтута», с.300.
На приписывание ребенку чужого отцовства наложено проклятье Как в Исламе запрещено отцу не по праву отказываться от своего ребенка, также запрещено и ребенку претендовать на родство, к которому он не принадлежит, называя отцом того, кто таковым не является. Пророк (Мир ему) отнес такое поведение к подлым деяниям, которые заслуживают проклятия Создателя и Его созданий. Однажды Али, стоя на минбаре, зачитал слова Посланника Аллаха (Мир ему): " Кто называет отцом не своего отца или невольник называет хозяином не своего хозяина, тот проклят Аллахом, Его ангелами и всеми людьми. Аллах не примет от них в День Воскресения ни покаяния, ни выкупа" 1. Саад Ибн Абу Ваккас передает, что Пророк (Мир ему) сказал: " Кто называет отцом не своего отца, зная, что он не его отец, тому запретен рай" 2. 1. Передано аль-Бухари и Муслимом. 2. Передано аль-Бухари и Муслимом.
Не убивайте своих детей Сохраняя, таким образом, потомственную связь, Ислам предоставил ребенку и родителю их права, которые они должны блюсти по отношению друг к другу. И он запретил им все, что может нарушить эти права. Ребенок имеет право на жизнь. Ни отец, ни мать не имеет права покушаться на жизнь своего ребенка (будь то мальчик или девочка), как это делали арабы в период джахилийи. Всевышний Аллах говорит: " Не убивайте своих детей, опасаясь бедности. Мы даем пропитание и им и вам. Воистину, убивать детей – тяжкий грех" (Коран, 17: 31). " Когда зарытую заживо спросят (девочку), за какой же грех ее убили" (Коран, 81: 8-9). Каким бы ни был мотив этого убийства (экономический ли, например страх перед нищетой и голодом, или же иной, например страх за опозоренную честь от рожденной девочки, как это считалось у арабов до Ислама), Коран безоговорочно запрещает этот акт дикости, который является не чем иным, как преднамеренным убийством и жестокостью, направленной против беззащитного существа. Поэтому, когда Пророка (Мир ему) спросили: " Каков величайший грех? ", он ответил: " Считать кого-либо равным Аллаху, в то время как Он твой Творец". - " Что еще? " - спросили его. " Убийство своего ребенка из страха, что вам придется делиться с ним пищей", - ответил он1. 1. Передано аль-Бухари и Муслимом.
Пророк (Мир ему) брал клятву с женщин и мужчин, когда они принимали Ислам. В тексте этой клятвы они обязались не совершать этого запретного преступления, клялись, "...что не станут ничему поклоняться наряду с Аллахом, что не будут красть, совершать прелюбодеяние, убивать своих детей..." (Коран, 60: 12). Право ребенка - получить от своих родителей достойное имя, чтобы, повзрослев, он не стыдился бы его. Недопустимо давать ребенку имя, которое бы означало, что он раб кого-то, кроме Аллаха, как, например, " Абдун-наби" (" Раб Пророка" ) или " Абдуль-масих" (" Раб Христа" ) и тому подобное. Ребенок имеет право на заботу, воспитание и быть обеспеченным всем необходимым. При этом родители не должны переусердствовать или ущемлять ребенка, заботясь о нем. Пророк (Мир ему) говорил: " На каждого из вас наложены полномочия, и вы несете за них ответственность" 1. " Неизмерим грех того, кто ущемляет в пропитании" 2. " Аллах спросит каждого уполномоченного за того, за кого он отвечает, исполнил ли он свои обязанности или нет. Вплоть до того, что спросит мужчину о его домочадцах" 3. 1. Передано аль-Бухари и Муслимом. 2. Передано аль-Бухари, Муслимом, Абу Даудом, ан-Насаи и аль-Хакимом. 3. Передано Ахмадом, ан-Насаи и Абу Даудом.
Одинаково относиться к своим детям Отец обязан равнозначно относиться к своим детям, равноценно наделяя их благами. Ему нельзя без уважительной причины проявлять большую благосклонность к кому-нибудь из них, дабы не породить ненависть и вражду между детьми. То же самое относится и к матери. Пророк (Мир ему) повторил трижды: " Будьте справедливы к своим сыновьям" 1. 1. Передано Муслимом, Ахмадом и Абу Даудом.
История, положенная в основу этого хадиса, заключалась в том, что жена Башира Ибн Саада аль-Ансари попросила своего мужа дать в подарок сад или же раба своему сыну ан-Нуману Ибн Баширу. Она попросила Башира пойти к Пророку (Мир ему), чтоб он засвидетельствовал этот дар. Башир пошел к нему, сказав: " Дочь такого-то, - имея в виду свою жену, - попросила меня подарить раба своему сыну". - " У него есть братья? " - спросил Пророк (Мир ему). " Да", - ответил он. " Ты подарил то же самое и им? " - спросил Пророк (Мир ему). " Нет", - сказал Башир. Тогда Пророк (Мир ему) сказал: " Так нельзя. И я свидетельствую только по праву" 1. Некоторые иные хадисы сообщают по данному поводу следующее: " Не проси меня свидетельствовать несправедливость. У твоих детей есть право на то, чтобы ты был справедлив ко всем им, так же как и у тебя есть право на то, чтобы они почитали тебя" 2. " Будьте богобоязненными и справедливыми к своим детям" 3. Имам Ахмад Ибн Ханбал сказал, что предпочтительное отношение к одному из детей допускается, если он или она инвалид, в то время как остальные здоровы4. 1. Передано от Ибн Хаббана. 2. Передано Абу Даудом. 3. Передано аль-Бухари и Муслимом. 4. В " Аль-Мугни" (т.5, с.605) утверждается, что особое отношение к ребенку допустимо в случае нужды, инвалидности, слепоты, если он или она происходит из многодетной семьи или есть другая подобная причина, также допустимо отбирать у ребенка подарки в случае, если он использует их для греховных или злонамеренных целей.
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 635; Нарушение авторского права страницы