Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ОТНОШЕНИЕ МУСУЛЬМАН К НЕМУСУЛЬМАНАМ



 

 

1. ВЕРОВАНИЯ И ОБЫЧАИ

Здоровая вера является основой исламского общества. Таухид (единобожие) является сутью этой веры и духом всего Ислама. Сохранение этой веры и чистоты таухида является первостепенным устремлением исламских законов и наставлений. Чтобы противостоять невежественным верованиям, устремленным к идолопоклонству, необходимо, чтобы мусульманское общество было чисто от всевозможных проявлений язычества и заблуждений.

 

Почитание законов Аллаха

Один из основополагающих принципов веры, которую заложил Ислам в своих последователей, заключается в том, что весь огромный мир, в котором живет человек (между небом и землей), не движется хаотично без руководства и не следует страстям тварей этого мира, которые бы непременно ввергли все и всех в конфликты и столкновения. Как говорит Коран,

" …и если бы истина следовала их [низменным] страстям, то сгинули бы небеса, земля и те, кто на них" (Коран, 23: 71).

Напротив, Вселенная следует незыблемым законам, как сказано в Коране:

" Ты никак не найдешь замены для наказания Аллахом, никак не уклонишься от Его наказания" (Коран, 35: 43).

Мусульмане знают из Священного Писания своего Господа и деятельности своего Пророка (Мир ему), что они обязаны с уважением относиться к законам бытия, познавая причины различных явлений (установленных Аллахом), и отвергать всевозможные суеверия, распространяемые лжесвященниками, шарлатанами и самозванцами.

 

Противостояние суевериям и мифам

К моменту прихода Пророка (Мир ему) в обществе имели широкое распространение шарлатаны или, как еще их называют, экстрасенсы или провидцы, которые рассказывали о прошлом и предсказывали будущее. Некоторые из них прибегали к помощи джиннов и другой нечистой силы. Пророк (Мир ему) объявил войну этим шарлатанам, не имеющим ничего общего с наукой, божественными знаниями и Священным Писанием. Он процитировал им то, что было ниспослано ему от Аллаха:

«Скажи: " Из тех, кто на небесах и на земле, только Аллах ведает сокровенное... " » (Коран, 27: 65).

В соответствии с этим сокровенное не ведомо ни ангелам, ни джиннам, ни человеку.

Повинуясь Аллаху, Пророк (Мир ему) провозгласил:

" Если бы я ведал о сокровенном, то приумножил бы для себя [долю] в добре, а зло вовсе не коснулось бы меня. Ведь я - лишь увещеватель и вестник для тех, кто верует" (Коран, 7: 188).

В отношении джиннов, служивших Сулейману, Всевышний Аллах говорит:

"... уразумели джинны, что если бы им было ведомо сокровенное, то они не пребывали бы в унизительных мучениях" (Коран, 34: 14).

В соответствии с этим всякий заявляющий, что он знает о сокровенном, является лжецом перед Аллахом, истиной и людьми. Когда люди пришли к Пророку (Мир ему), чтобы проверить его знания о сокровенном, для чего скрывали что-то в своих руках, они спросили его: " Что у нас в руках? " Пророк (Мир ему) заявил им: " Воистину я не прорицатель. Тому, кто прорицает, прорицанию и прорицателям уготован огонь (ада)" 1.

 

1. Передано Муслимом

 

 

Вера предсказателю - куфр

Ислам выступает не только против прорицателей и предсказателей, но и против тех, кто идет к ним, пользуется их услугами и верит в их греховные воображения и заблуждения. Пророк (Мир ему) сказал: " У того, кто идет к предсказателю и слушает его предсказания, веря в них, не будет принят намаз в течение сорока дней" 1.

Он также сказал: " Кто идет к предсказателю и верит его словам, тот отрицает то, что было ниспослано Мухаммаду" 2, поскольку в откровении, ниспосланном Мухаммаду (Мир ему), утверждается, что знание сокровенного всецело во власти одного Аллаха, и, если Мухаммад (Мир ему) не обладает информацией о нем, тем более это не дано остальным:

«Скажи: " Я не утверждаю, что при мне сокровищницы Аллаха, и я не знаю сокровенного. Я не говорю вам, что я – ангел. Я следую только тому, что дано мне в откровении" » (Коран, 6: 50).

1. Передано Муслимом.

2. Передано аль-Баззаром, со слов достоверных пересказчиков.

 

Если и после этого ясного изречения Корана мусульманин продолжает верить, что некоторые люди могут предсказывать судьбу и знать сокровенные тайны, то это показывает, что он не верит в истинность ниспосланных Аллахом откровений своему Посланнику (Мир ему).

 

Гадание на стрелах

Исходя из выше разъясненного, гадание на стрелах является запретным в Исламе. Арабы в период джахилийи использовали для предсказания стрелы. На одной из стрел они писали: " Мой Господь повелел мне"; на другой - " Мой Господь запретил мне"; а третья оставалась без надписи. Если они намеревались отправляться в путешествие, вступать в брак, совершать набеги и тому подобное, они шли в храм с идолами, где хранились эти стрелы. И принимали решение на основе выбранной стрелы. Если им выпадала повелевающая стрела, то действовали согласно этому повелению; если им выпадала запрещающая стрела, то воздерживались от намеренных действий; если же попадалась стрела без надписи, то они вытаскивали стрелу вновь, пока не выходила стрела с указанием.

Подобное этому мы можем встретить и сегодня, когда люди гадают на песке, морских ракушках, книгах, картах, на кофейной гуще и т. п. Ислам запретил все подобные отвратительные деяния. После упоминания о запрещенных продуктах питания Всевышний Аллах говорит:

"...запрещено вам также предсказывать будущее. И все это - нечестие" (Коран, 5: 3).

А Пророк (Мир ему) сказал: " Тот, кто обращается к предсказателю, гадает на стрелах или возвращается из путешествия из-за дурного знака, не достигнет высокого положения (в раю)" 1.

1. Передано ат-Табарани.

 

Колдовство

Подобным же образом Ислам осуждает колдовство и тех, кто занимается им. Коран говорит о тех, кто изучает колдовство и магию:

"...а люди учились также приносящему им вред и не приносящему пользы..." (Коран, 2: 102).

Пророк (Мир ему) причислил занятие колдовством и магией к большим (не прощаемым) грехам, которые губят нации раньше, чем саму личность, и которые, в свою очередь, способствуют деградации тех, кто занимается этим, до того, как они снизойдут в загробный мир. Он сказал:

" Избегайте семи больших (не прощаемых) грехов". Его спросили: " О Посланник Аллаха, какие они? " Он ответил: " Придавать кого-либо Аллаху в сотоварищи, колдовство, убийство человека без права, ростовщичество, присвоение имущества сироты, дезертирство в бою, наговоры на целомудренных, верующих женщин" 1.

Некоторые правоведы рассматривают колдовство как неверие (куфр), или же путь, ведущий к неверию, а другие даже придерживаются мнения, что занимающиеся этим делом должны караться смертью, чтобы очистить общество от этого зла. Коран же учит нас искать защиты у Аллаха от зла, исходящего от колдунов, "...от зла дующих на узлы [колдуний]" (Коран, 113: 4).

Поскольку дутье на узлы - один из приемов колдовства, Пророк (Мир ему) сказал: " Тот, кто дует на узлы, занимается колдовством, а тот, кто занимается колдовством, совершает ширк (придает Аллаху [себя] в сотоварищи)" 2.

1. Передано аль-Бухари и Муслимом.

2. Передано ан-Насаи.

 

Ислам запретил мусульманину ходить к предсказателям для познания сокрытых тайн, а также запретил заниматься колдовством и обращаться к колдунам для излечения болезни или разрешения каких-либо проблем. Это то, что отверг Посланник Аллаха (Мир ему), сказав: " Не принадлежат к нам те, кто определяет дурной знак или же верит в него; занимается предсказаниями или верит предсказателю; занимается колдовством или пользуется услугами колдуна" 1.

Абдулла Ибн Масуд говорит: " Тот, кто обращается к прорицателям, колдунам и жрецам и верит в то, что они говорят, отвергает то, что ниспослано Мухаммаду" 2. А Пророк (Мир ему) сказал: " Не войдут в рай пристрастившиеся к алкоголю, верующие в колдовство и порывающие кровные (родственные) узы" 3.

1. Передано аль-Баззаром.

2. Передано аль-Баззаром.

3. В сборнике " Сахих" Ибн Хаббана.

 

Греховно не только занятие колдовством, но и вера в него, которая популяризирует колдовство. Грех возрастает, если колдовство используется для достижения запретных действий, таких как, например, разлучение супругов, нанесение вреда телу и другие подобные злодеяния, осуществляемые посредством колдовства.

 

Амулеты

К той же категории грешников относятся те, кто носит амулеты, морские ракушки и тому подобные предметы, считая, что они способствуют выздоровлению или же сохранению от болезней. И в нашем веке мы видим, как кто-то вывешивает над дверьми своих домов подковы. Более того, еще и сегодня находятся шарлатаны в разных странах, использующие невежество людей, которые расписывают для них брелки, амулеты, талисманы и утверждают при этом, что они защитят их от джиннов, злых духов, демонов, сглаза, зависти и тому подобного.

Ислам определил методы предотвращения болезни и их лечение, отвергая любого рода шарлатанство. Пророк (Мир ему) говорил: " Ищите средство излечения. Воистину, Тот, Кто создал болезнь, Он также создал от нее лекарство" 1.

1. Передано Ахмадом.

 

Он также сказал: " Средство излечения имеется в трех вещах: питье меда, кровопускании и прижигании огнем" 1.

Эти три метода сегодня можно сравнить со следующими видами лечения: принятие вовнутрь, хирургическое вмешательство и прижигание с использованием электроэнергии.

Что же касается бус, морских ракушек и амулетов или же декламирования определенных заклинаний с целью излечения или профилактики заболеваний, то эти методы являются явно выраженным невежеством и заблуждением, противоречащим учению Аллаха и понятию единобожия (таухида).

Укба Ибн Амр рассказывал, как он пришел к Пророку (Мир ему) с группой из 10 человек. Пророк (Мир ему) у девяти из них принял клятву верности (бай'а) и отказал последнему. " А как же он? " - спросили они. " У него на руке амулет! " - ответил Пророк (Мир ему). Человек сорвал амулет, после чего Пророк (Мир ему) принял от него клятву верности, сказав: " Кто носит это – придает Аллаху сотоварища" 2.

Пророк (Мир ему) также сказал: " Аллах не исполнит того, ради чего был повешен амулет. И Аллах не исполнит того, ради чего была повешена морская ракушка" 3.

1. Передано аль-Бухари и Муслимом.

2. Передано Ахмадом и аль-Хакимом.

3. Передано Ахмадом, Абу Яла. Источники Абу Яла надежны и правдивы. Эти сведения сообщены также и аль-Хакимом, который считает их достоверными.

 

Умран Ибн Хасин рассказывал, что Пророк (Мир ему), увидев мужчину, носящего на руке медный браслет, воскликнул: " Горе тебе! Что на тебе? " Тот ответил: " Это чтобы защитить себя от слабости". Пророк (Мир ему) сказал: " Но это только усилит твою слабость. Выброси его! Воистину, если ты умрешь вместе с ним, то тебе никогда не достичь блаженства" 1.

 

1. Передано Ахмадом, Ибн Хаббаном, Ибн Маджой, но у последнего отсутствуют слова " Выброси его...".

 

Эти наставления Пророка (Мир ему) проникли в умы его сподвижников, и они покончили с подобными заблуждениями и лживыми обычаями. Иса Ибн Хамза рассказывал: " Я навестил Абдуллу Ибн Хакима, у которого была горячка. Я спросил его: " Ты не носишь амулет? " Он ответил: " Боже упаси меня от этого". По другой версии он сказал: " Я предпочту этому смерть". Посланник Аллаха (Мир ему) говорил: " Повесивший на себя амулет уповает на него" 1.

Абдулла Ибн Масуд однажды увидел свою жену, на шее которой висели бусы. Он сорвал их с нее, сказав: " С каких это пор семейство Абдуллы разбогатело так, что придает Аллаху кого-то в сотоварищи без Его на то дозволения". Затем он продолжил: " Я слышал, как Пророк (Мир ему) сказал: " Заклинание, амулеты и очарование есть придание Аллаху (кого-то) в сотоварищи". Его спросили: " Абу Абдуррахман! Мы знаем о заклинании и амулетах, но что означает очарование? " Он сказал: " Это то, что используют женщины, чтобы очаровать своих мужей" 2. Очарование является элементом колдовства.

1. Передано ат-Тирмизи.

2. Передано Ибн Хаббаном.

 

Ученые утверждают, что недопустимо, чтобы заклинание произносилось на непонятном человеку языке, так как оно может принести ему порчу или неверие (куфр). Однако если произносимые слова понятны и в них упомянуто имя Аллаха, то это допустимо, ибо заклинание в этом случае направлено с мольбой к Аллаху, а не в качестве лечения и лекарства, тогда как в эпоху джахилийи было много магических заклинаний с непонятным смыслом, которые содержали колдовство и ширк.

Сообщается, что Абдулла Ибн Масуд запретил своей жене произносить подобные заклинания. Она сказала ему: " Я как-то вышла из дому, и на меня взглянул некто так, что после этого у меня прослезился глаз (имея в виду, что ее сглазили). Когда я произношу заклинание, слезотечение останавливается, когда я прекращаю, оно возобновляется". Ибн Масуд сказал: " Это Сатана! Когда ты повинуешься ему, он освобождает тебя (от слезотечения), но если ты не подчиняешься ему, он тычет в твой глаз пальцем. Если бы ты поступила, как велел Пророк (Мир ему), для тебя это было бы лучше и, вероятнее всего, излечило бы твой глаз. Промой свой глаз водой и скажи: " Устрани боль, о Господь человечества. Излечи меня, Исцелитель. Только от Тебя - излечение, которое не оставляет за собой болезнь" 1.

 

1. Эти слова записаны Ибн Маджой, а у Абу Дауда можно встретить их более короткий вариант.

 

Дурное предзнаменование

Видеть дурное предзнаменование в определенных вещах, местах, времени, в людях и тому подобном было довольно распространенным явлением среди людей. В древности народ пророка Салиха (Мир ему) сказал ему:

" Мы видим дурное предзнаменование в тебе и в тех, кто с тобой" (Коран, 27: 47).

Когда бедствие обрушилось на фараона и его народ, "...приписали его дурным предзнаменованиям, связанным с Мусой и тем, кто был с ним" (Коран, 7: 131).

Много раз, когда Всевышний Аллах испытывал неверных, ниспосылая на них бедствия, они говорили посланникам Аллаха (Мир им):

" Воистину, вы приносите нам дурное предзнаменование" (Коран, 36: 18).

Ответ посланников был следующий:

" Дурное предзнаменование в вас самих" (Коран, 36: 19).

Они имели в виду, что причина дурных предзнаменований кроется в собственных деяниях, неверии, упрямстве и неповиновении Аллаху и Его посланникам.

Арабы периода джахилийи имели многовековой опыт подобных обычаев, связанных с верованиями в разнообразные предзнаменования, распространенными до прихода Ислама. Ислам отверг все это и призвал к здравомыслию. Пророк (Мир ему) ставил верования в дурные предзнаменования в один ряд с прорицанием и колдовством, говоря: " Не принадлежат к нам те, кто определяет дурной знак или же верит в него; занимается предсказаниями или верит предсказателю; занимается колдовством или пользуется услугами колдуна" 1.

Пророк (Мир ему) также говорил: " Предсказания посредством рисования линий на песке, по полету птиц, по бросанию камней рассматриваются как ширк" 2.

1. Передано ат-Табарани со слов Ибн Аббаса, который передал сведения правдивых рассказчиков.

2. Передано Абу Даудом, ан-Насаи и в сборнике " Сахих" Ибн Хаббана.

 

Дурные знаки не имеют под собой научной основы и не отражают реальной действительности, а лишь показывают слабость и подверженность суевериям. Как может здравомыслящая личность верить в то, что какой-то человек, место, крик птицы, движение глаза или слово может принести несчастье?!

Несмотря на свою человеческую слабость, которая подчас приводит людей к суеверию, человек не должен поддаваться этой слабости, прибегая к этому греху. В хадисе говорится: " Никто не застрахован от трех вещей: подозрения, дурных предзнаменований и зависти. Если у вас закралось подозрение, не поддавайтесь ему; если вы почувствовали дурное предзнаменование, не отступайте от намеченного; и если вы позавидовали, не преступайте" 1.

1. Передано ат-Табарани.

 

Если следовать хадису и эти три опасности не реализуются на практике (останутся всего лишь в мыслях), то Всевышний Аллах простит его. Ибн Масуд сообщил, что Пророк (Мир ему) трижды повторил: " Вера в дурные предзнаменования - ширк".

Ибн Масуд сказал: " …Аллах сохраняет тех, кто уповает на Него" 1, имея в виду, что никто из нас не застрахован от предрассудков, но Аллах предохранит от них тех, кто уповает на Него и сторонится этих опасностей.

1. Передано Абу Даудом и ат-Тирмизи.

 

 

Борьба с обычаями периода джахилийи

Так же, как Ислам предпринял наступление на верования и предрассудки эпохи джахилийи, представляющие опасность для разума, морали и поведения человека, он борется с обычаями этого периода, которые основывались на нетерпимости, высокомерии, самовосхвалении и возвеличивании своего племени.

 

Ислам не приемлет нетерпимость

Ислам обрушился всей своей мощью на всевозможные проявления нетерпимости. Мусульманину запрещено проявлять нетерпимость к кому-либо, и сам Пророк (Мир ему) отвергает тех, кто нетерпим к другим, говоря: " Не из нас те, кто призывает к нетерпимости (по отношению к другим). И не из нас те, кто борется во имя нетерпимости. И не из нас те, кто погибает во имя нетерпимости" 2.

2. Передано Абу Даудом.

 

Нет различия между расами, народами и регионами. И недопустимо, чтобы мусульманин возвышал одну расу над другой, один народ над другим, один регион над другим. Для верующего в Аллаха и Судный День недопустимо вступаться за своих людей без определения того, правы они или нет, справедливы или нет.

Василя Ибн аль-Аска рассказывал: «Я спросил: " О Посланник Аллаха! Что означает нетерпимость? " Он ответил: " Когда ты поддерживаешь свой народ, который чинит несправедливость" »1.

1. Передано Абу Даудом.

 

А Всевышний Аллах говорит:

" О вы, которые уверовали! Будьте стойки в справедливости, свидетельствуя перед Аллахом, если даже свидетельство будет против вас самих, ваших родителей или родственников" (Коран, 4: 135).

" И не допускайте, чтобы ненависть [других] людей побудила вас отклониться от справедливости" (Коран, 5: 8).

Известную поговорку эпохи джахилийи " помогай брату своему, будь он угнетатель или угнетенный", люди воспринимали в буквальном смысле слова. А когда вера полностью овладела сердцами сподвижников, Пророк (Мир ему) повторил эту поговорку для них, имея в виду другое значение. Они были удивлены и поражены этим и спросили его: " О Посланник Аллаха! Понятно, что нужно помогать тому, кто угнетен, но как можно помогать угнетателю? " Он ответил: " Путем удержания его от угнетения других" 1.

1. Передано аль-Бухари.

 

Основываясь на вышеизложенном, мы можем с уверенностью утверждать, что любого рода нетерпимость, будь то клановая или этническая, являются пережитком времен невежества (джахилийи), против чего выступает Ислам, его Посланник и Книга. Ислам признает только то вероубеждение, что заложено в нем. И он призывает людей к братским отношениям и не допускает превосходства одних над другими, кроме как по критериям веры и безверия. Человек, враждебный Исламу, является врагом мусульман, несмотря на то, соотечественники они, соплеменники или кровные родственники. Всевышний Аллах говорит:

" Не найдешь ты среди уверовавших в Бога и в день Судный людей, которые были бы дружелюбны к тем, кто враждебен Господу и Посланнику Его, если даже это отцы их, сыновья, братья или родственники" (Коран, 58: 22). В Коране также сказано: " О вы, которые уверовали! Не считайте друзьями отцов ваших и братьев, раз предпочли они Вере неверие" (Коран, 9: 23).

 

Не гордитесь своим происхождением и расой

Аль-Бухари сообщил, что Абу Зарр - араб и Билял - африканец (одни из первых мусульман) во время ссоры оскорбили друг друга. Охваченный гневом, Абу Зарр сказал Билялу: " Ты - сын чернокожей! " Билял пожаловался на это Пророку (Мир ему), который, обратившись к Абу Зарру, сказал: " Ты оскорбил его матерью? Воистину, ты не изжил у себя пережитков времён джахилийи" 1.

Сам Абу Зарр передает, что Пророк (Мир ему) сказал ему: " Пойми, что лучше других не белокожий или чернокожий, а тот, кто более богобоязненный" 2.

Пророк (Мир ему) также говорил: " Все вы дети Адама, а Адам был создан из глины" 3.

Ислам запретил мусульманам восхваляться своим происхождением, превознося своих отцов и дедов, утверждая, например: я сын того-то или потомок тех-то, а ты потомок других; я белокожий, а ты чернокожий или я араб, а ты неараб. Какова ценность происхождения родственных связей, если происхождение всех людей едино? Более того, если предположить, что происхождение имеет ценность, что оно прибавляет или отнимает у человека, рожденного от того или иного отца? Пророк (Мир ему) сказал: " Ваше происхождение не дает вам повода оскорблять других. Все вы дети Адама, и нет между вами преимуществ, кроме как по религии и богобоязненности" 4.

1. Передано аль-Бухари.

2. Передано Ахмадом.

3. Передано аль-Баззаром.

4. Передано Ахмадом.

 

" Люди произошли от Адама и Евы... В День Воскресения Аллах не спросит вас о вашем происхождении и родственных связях, так как наиболее достойный из вас пред Аллахом тот, кто более богобоязненный" 1.

Пророк (Мир ему) выражал свой гнев в отношении тех, кто похвалялся своими отцами и дедами, говоря: " Пусть люди прекратят похваляться своими умершими предками, которые представляют из себя угли ада, или будут они для Аллаха презреннее жука, ковыряющегося своим носом в навозе. Аллах очистил вас от джахилийских самовосхвалений своими предками. Каждый из вас либо богобоязненный верующий, либо самовосхваляющийся грешник. Вы люди - дети Адама, а Адам был создан из глины" 2.

1. Передано Ахмадом.

2. Передано Абу Даудом и ат-Тирмизи; слова взяты у последнего, считавшего их достоверными. Эти сведения сообщены аль-Байхаки, записавшим их от правдивых рассказчиков.

В этом хадисе выражено назидание тем, кто похваляется своим происхождением от древней цивилизации фараонов, Персидской империи и им подобных, которых Посланник Аллаха (Мир ему) назвал не чем иным, как топливом для ада.

Во время прощального хаджа, когда тысячи мусульман собрались в священном месте, Пророк (Мир ему) выступил с прощальной проповедью перед собравшимися, сделав акцент на основополагающих принципах: " О люди, ваш Господь Един. Знайте, что не существует превосходства арабов над неарабами или неарабов над арабами, белокожего над чернокожим или же чернокожего над белокожим, за исключением (превосходства в) богобоязненности… Воистину, самый достойный среди вас пред Аллахом тот, кто более богобоязненный" 1.

1. Передано аль-Байхаки.

 

Оплакивание умерших

Другим обычаем эпохи джахилийи, который отверг Ислам, было чрезмерное оплакивание и скорбь по умершим.

Ислам учит своих последователей, что смерть - это не исчезновение человека, а его переход из одного мира в другой. Нет необходимости для чрезмерного оплакивания, которым не вернуть умершего и не изменить того, что решил Аллах. Верующий должен с выдержкой и достойно встретить смерть близких, так же как любое другое горе, сваливающееся на него. И воспринимать надо чью-то смерть как назидание и упование на встречу в вечной жизни, при этом повторяя аят:

" Поистине, мы принадлежим Аллаху и к Нему мы возвращаемся" (Коран, 2: 156).

Обряд же по оплакиванию умерших периода джахилийи строго запрещен для мусульман. Пророк (Мир ему) заявил: " Не из нас те, кто бьет себя по щекам, рвет на себе одежду и кричит (оплакивает) подобно тому, что было во времена джахилийи" 1.

Мусульманину не разрешено носить траурное одеяние, отказываться от украшений или менять обычную форму одежды в знак своей скорби и печали.

1. Передано аль-Бухари.

 

Однако жена должна соблюдать траурный период, длящийся четыре месяца и десять дней со дня смерти мужа, в знак верности священным узам брака. В Исламе данный период считается продолжением ее предыдущего брака, и вдове в течение этого времени не разрешено надевать украшения и принимать предложения о вступлении в новый брак. Если же скончавшийся не является ее мужем, а, к примеру, ее отец, брат или сын, женщина не может находиться в трауре более трех дней. Аль-Бухари сообщил, что Зайнаб бинт Абу Саляма рассказала со слов Умм Хабибы (жены Пророка), когда у нее умер отец Абу Суфьян Ибн Харб, а также со слов Зайнаб бинт Джахш, у которой умер брат, что каждая из них при этом использовала благовония, говоря: " Клянусь Аллахом, у меня нет потребности в благовониях, но я слышала, как Посланник Аллаха (Мир ему) сказал: " Не разрешено женщине, верующей в Аллаха и Судный День, находиться в трауре по умершему более трех ночей, кроме как по мужу четыре месяца и десять дней" 1.

Период траура по умершему мужу обязателен и не должен нарушаться. Однажды женщина пришла к Пророку (Мир ему) и сказала: " Муж моей дочери умер, и она жалуется на глаза. Можно ли ей использовать сурьму? " Пророк (Мир ему) дважды или трижды повторил: " Нет! " 2.

1. В книге " Похороны" из " Сахих" аль-Бухари.

2. В книге " Развод" из " Сахих" аль-Бухари. Рассказ передан Умм Хабибой, рассказ Зайнаб подобен ее рассказу.

 

Это значит, что украшение или прихорашивание в течение предписанного периода идда запрещено. Выражение скорби понятно и естественно, поэтому можно скорбеть, не демонстрируя этого или оплакивать человека без выкриков. После смерти Халида Ибн Валида Умар слышал, как плакали некоторые женщины. Присутствующие хотели их остановить, но Умар сказал: " Пусть плачут по Абу Сулейману (кунья Халида), покуда они не посыпают голову землей и не ревут".

 

ДЕЛОВЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ

 

Всевышний Аллах создал людей в равной степени зависимыми друг от друга. Нет человека, который бы мог обладать всем тем, что ему необходимо. Один человек имеет излишки того, что нужно другим, у других есть то, что нужно ему. Аллах сделал так, чтобы люди занимались выгодным для себя взаимообменом товаров и вещей посредством покупки и продаж. Все это необходимо для поддержания производства и процветания жизни.

Различные виды сделок и обменов товара были распространены у арабов на заре миссии Пророка, который одобрил и утвердил законность тех из них, что соответствовали принципам шариата, и осудил, запретив, то, что не соответствовало этим принципам. Запреты коснулись тех дел, что ведут к греху, гарар1, эксплуатации, попранию прав одной из сторон сделки и тому подобному.

1. Гарар - неоправданный или чрезмерный риск, возникающий из-за случайного или умышленного искажения сути или даже формы контракта.

 

Недопустимо продавать запретные товары

Любая деятельность, ведущая к греху или преследующая греховную выгоду, пресекается Исламом. Это касается любых торговых сделок, например со свининой, алкоголем и другими запретными пищевыми продуктами, а также такими предметами, как идолы, кресты, статуи и тому подобные. Разрешение торговать данными видами товаров предполагает распространение греховной продукции, что недопустимо и запретно. Поэтому Пророк (Мир ему) сказал: " Воистину, Аллах и Его Посланник запретили продажу опьяняющих напитков, мертвечины, свинины и идолов" 1, а также: " Воистину, что касается того, что запретил Аллах, то Он также запрещает использовать то, что было за эти предметы оплачено (цену)" 2.

1. Передано аль-Бухари и Муслимом.

2. Передано Ахмадом и Абу Даудом.

 

 

Сделки – гарар

В любой торговой сделке имеются свои недочеты, будь то по причине отсутствия полной информации о товаре, или осуществление сделки при отсутствии товара (например, продажа не выловленной рыбы), или ущемление интереса одного из партнеров. Поэтому Пророк (Мир ему) запретил подобного рода сделки.

Такие запретные сделки, как продажа будущего потомства от быка, или еще не рожденного верблюжонка, или непойманной птицы и рыбы, в шариате называются – гарар3 (отсутствие определенности товара на момент заключения сделки).

3. Об этом можно прочесть в сборнике " Сахих аль-Муслим".

 

Во время Пророка (Мир ему) люди заключали между собой сделки на продажу и покупку еще не поспевшего урожая. И часто возникала ситуация, когда после заключения такой сделки в результате непогоды погибал урожай, что порождало конфликт между покупателем и продавцом. Поэтому Пророк (Мир ему) запретил продажу урожая до того, как он поспеет1, или должны быть оговорены условия форс-мажорных обстоятельств. Подобным же образом он запретил продажу колосьев зерновых культур до их созревания и без предоставления гарантии в случае их порчи2, сказав: " А если Аллах не уродит плод, то как вы можете взять плату у своего брата?! " 3.

1. Передано аль-Бухари и Муслимом.

2. Передано Муслимом.

3. Передано аль-Бухари и другими.

 

Однако не всякий гарар запретен, так как в некоторых сделках практически невозможно исключить элементы гарара, как, например, при покупке дома, в котором невозможно определить внутреннее состояние его фундамента и стен. Но сделки с непристойным гараром, которые приводят к конфликтам и спорам или незаконному приобретению чужого имущества, являются запретными.

Если вероятность неопределенности (гарар) мала, сделка не запрещена. Обычно это касается общепринятых способов реализации, например, разрешается продавать несобранный урожай корнеплодов типа моркови, лука, редиса и тому подобных. По мнению имама Малика, все подобные сделки по продаже товаров первой необходимости, при которых элементы гарара минимальны, разрешены1.

1. В " Аль-Каваид ан-Нурания" на с.118 Ибн Таймийа пишет: " Принцип, заложенный имамом Маликом в отношении сделок по продаже, более компетентен, так как он взят у Саида Ибн аль-Мусаиба, являющегося ведущим специалистом в вопросах фикха по торговым сделкам". Мазхаб имама Ахмада близок к мнению Малика.

 

Манипуляция ценами

Ислам отдает предпочтение свободному рынку, в котором спрос рождает предложение. Однажды, когда во времена Пророка (Мир ему) поднялись цены, то люди обратились к нему: " О Посланник Аллаха! Сделай, чтоб цены были фиксированными ". На это он ответил: " Воистину, Аллах - фиксирующий цены. Он Берущий, Дающий и Обеспечивающий, и я надеюсь, что, когда встречу Аллаха, никто из вас не предъявит мне иск в том, что я ущемил чье–либо право (по крови и имуществу)" 2.

2. Передано Ахмадом, Абу Даудом, ат-Тирмизи, Ибн Маджой, ад-Дарими, Абу Яла.

 

Этими словами Пророк Ислама (Мир ему) объявил, что вмешательство в свободу действия личности является нарушением ее прав, с чем нельзя представать пред Аллахом.

Однако, когда некоторые предприниматели пытаются монополизировать рынок, манипулируя ценами, учитывается, что интересы общества выше интереса отдельных личностей, и разрешается фиксация цен (в рамках имеющихся правил и принципов), дабы огородить интересы общества от алчных коммерсантов.

Исходя из выше приведенного хадиса, фиксация цены недопустима, если нет угрозы нанесения ущерба или притеснения для членов общества. Ученые правоведы установили, что фиксация цен в одном случае может быть несправедливой и запретной, а в другом - может быть справедливой и разрешенной.

Если контроль над ценами вынуждает людей продавать свои товары по цене, неприемлемой для них, лишая их разрешенной Аллахом выгоды, это считается запретным (харамом). Если же, с другой стороны, контроль над ценами призван установить справедливость среди людей, например принуждая продавцов торговать по цене, равной той, что установлена на эквивалентные товары1 и, таким образом сдерживая их от получения сверхприбыли, в таком случае контроль дозволен и необходим.

1. Устанавливается цена на рыночной основе - на основе соотношения спроса и предложения.

 

Процитированный выше хадис относится к ситуации первого типа, когда люди продают товары естественным способом, без каких-либо манипуляций со своей стороны, а цена возрастает из-за дефицита товара или же из-за роста населения (в данном случае действует закон спроса и предложения), дело обстоит таким образом, как было угодно Аллаху. В этих случаях требовать продажи товаров по фиксированной цене будет несправедливым принуждением.

В отношении второго типа ситуации, в случае, когда владельцы товара отказываются продавать свой товар (несмотря на то, что люди нуждаются в нем), создавая искусственный дефицит, чтобы потом продать его по сверхреальной стоимости, необходимо принудить владельца товара продавать по цене, равной его эквиваленту. В данном случае контроль над ценами есть установление справедливости, предписанной Аллахом1.

1. Ибн Таймийа. " Рисалат-уль-Хисба", а также Ибн аль-Кайим " Ат-Турук аль-Хикмия".

 

Спекуляция

Несмотря на то что Ислам дает свободу в способах ведения торговли, включая рыночную конкуренцию, он в то же самое время сильно осуждает тех, кто рьяно устремляется удовлетворить свои материальные потребности, не гнушаясь приобретать огромные богатства за счет других, в ряде случаев в ущерб всему обществу.

Поэтому Пророк (Мир ему) осуждает спекуляцию, говоря: " Если кто-либо укрывает в течение сорока дней продукты питания (чтоб нажиться), того Аллах отвергнет" 1.

Он также сказал: " Если кто-то припрятывает товары до повышения цен, он является грешником" 2.

Термин " грешник" не может считаться легким порицанием, так как Всевышний Аллах употребляет этот термин в отношении известных тиранов:

"... Воистину, Фир'аун, Хаман и их воины были грешниками! " (Коран, 28: 8).

Пророк (Мир ему) разъясняет отвратительную сущность спекулянта следующими словами: " Горе спекулянту, который, услышав об удешевлении, печалится, а от подорожания радуется" 3.

И он говорит: " Предоставляющему (требуемый продукт) воздастся, а укрывающий будет проклят" 4.

1. Передано Ахмадом, аль-Хакимом, Ибн Абу Шайбой, аль-Баззаром.

2. Передано Муслимом.

3. Ар-Рази упоминает этот хадис в своем сборнике.

4. Передано Ибн Маджой и аль-Хакимом.

Существует два способа получения прибыли. Один из них заключается в укрытии товара для создания искусственного дефицита, чтобы сильно нуждающиеся в этом товаре вынуждены были переплатить за него большую цену. За это действие полагается наказание. Другой способ состоит в том, что товара продается за приемлемую цену, затем приобретается новый, его реализуют и так далее. Такой способ торговли служит интересам общества, его благословляет Аллах, и воздастся тому, кто действует таким способом, о чем говорится в приведенном выше хадисе.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 362; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.115 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь