Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Являются ли страховые агентства кооперациями?



Проанализированные нами варианты определения природы связи страхователя и страховой компании не подтверждают, что эта связь равносильна торговому партнерству. Но логично ли считать природой их связи кооперацию? Можно ли назвать страховые агентства кооперативными организациями, созданными на средства их членов, вносящих определенные паи и взносы с целью взаимного оказания помощи членам кооперации?

Для законной деятельности кооперации группы людей, которые оказывают помощь члену кооперации, потерпевшему несчастный случай, необходимо соблюдение ряда условий:

1. Члены кооперации должны вносить оговоренную долю из своих средств в форме благотворительности, исходя из принципа исламского братства. Помощь нуждающимся выделяется из аккумулированных средств кооперации.

2. Проводимые на средства из сбережений финансовые и торговые операции должны соответствовать установлениям шариата.

3. Член кооперации не должен вносить пожертвования на условии получения им фиксированного денежного возмещения при несчастном случае. Из средств кооперации может выплачиваться нефиксированное возмещение, которое полностью или частично покроет понесенный ущерб, в зависимости от финансового состояния кооперации.

4. Пожертвования – это дарственное подношение. Требование их возврата признается незаконным (харам) 1.

---------------------------

1. Мухаммад аль-Газали. " Аль-Ислам валь-манахидж аль-иштиракийа" (Ислам и социализм), с. 131.

 

Только некоторые профсоюзы и благотворительные организации могут похвастаться соблюдением вышеперечисленных условий. Члены подобных учреждений вносят ежемесячный взнос в форме благотворительности; они не имеют права на получение внесенных взносов, не имеют права назначить фиксированную сумму денежного возмещения при несчастном случае.

Что касается страхования, особенно страхования жизни, то здесь не соблюдаются вышеприведенные условия:

1. Страхователи никогда не вносят взносы в форме благотворительности.

2. Страховые агентства используют накопленные средства в финансовых операциях, использующих процентные схемы. Мусульманину же не разрешается участвовать в процентных операциях согласно единодушному мнению всех мусульманских ученых.

3. Страхователь по прошествии оговоренного срока получает от страхового учреждения совокупность внесенных им взносов плюс добавленный процент. Чем это не процентная ставка (риба)? Несоответствие страхового учреждения принципам кооперации проявляется также в том, что богатый страхователь получает более крупное денежное возмещение, нежели несостоятельный страхователь, поскольку первый застраховался на большую сумму, хотя принципы кооперации требуют того, чтобы максимальная сумма выплачивалась бедному и нуждающемуся члену.

4. В случае расторжения договора страхователь лишается большой части внесенных им ранее взносов. Подобное взимание не имеет под собой основания в исламском праве.

 

 

Коррективы

Тем не менее я считаю, что страховому договору от несчастных случаев можно придать форму, ориентировочно соответствующую формам исламских экономических связей. Это – договор «о пожертвовании с условием возмещения»: страхователь вносит средства в благотворительной форме с условием, что при несчастных случаях получает денежное возмещение, которое окажет ему помощь и облегчит его участь. Эта форма связей разрешена в некоторых исламских правовых школах. Если страховой договор примет такую форму, а страховая компания не будет проводить процентные финансовые операции, то в данном случае страхование переходит в разряд законной, дозволенной деятельности. Что касается «страхования жизни», то подобная форма, как я знаю, не соответствует ни одной из существующих форм исламских экономических связей.

 

Исламская страховая система

Как мы видим, Ислам запрещает страховые учреждения в их существующих формах. Но это вовсе не означает, что Ислам противостоит самой идее страхования. Ислам выступает только против существующей методологии и средств. Если методы страхования примут другую форму, не противоречащую исламским экономическим связям, то это приветствуется Исламом.

В любом случае исламская система обеспечивает страхованием своих последователей и всех граждан, проживающих в исламском государстве, посредством особенных, присущих ему методов, что характерно для него во всех его законах и директивах. Исламское страхование осуществляется либо путем " такафуль" («взаимной поруки членов общества»), либо путем государственных институтов и " байт-ульмал" (" дом финансов" ) – общественного страхового учреждения, обеспечивающего страхованием гражданина исламского государства.

В исламском праве предусмотрены страхование людей от несчастных случаев и оказание им помощи в постигших их бедствиях. Прежде мы уже говорили о том, что человек, потерпевший финансовый крах, имеет права требовать от государства полного или частичного возмещения понесенных убытков1.

Существует страхование категории людей, потерявших кормильца. Пророк Мухаммад (Мир ему) сказал: " Я более ответственен за каждого мусульманина, чем он за самого себя. Кто оставил после себя имущество, оно принадлежит его наследникам. А кто оставил после себя долги или несчастных (т.е. семью, малых детей), я беру на себя ответственность за них" 2.

Но самым потрясающим установлением Ислама в области страхования является существующая в фонде закята отдельная статья, адресованная " обремененным долгами". Некоторые комментаторы Корана включают в понимание коранических слов «обремененный долгом» и тех, кто вследствие пожара, наводнений, паводков лишился места проживания, потерял имущество и работу и т.п. Некоторые правоведы разрешают выделять этой категории людей из фонда закята денежное возмещение, равное их утерянному имуществу, – независимо от размера последнего.

 

1. Глава II, раздел " Труд и профессия"; хадис, сообщенный Кубайсой.

2. Передано аль-Бухари и Муслимом.

 

 

Использование культивируемых земель

Если в собственности мусульманина находятся сельскохозяйственные угодья, то он должен рационально использовать их, выращивая для своего блага деревья или зерновые культуры. Ислам не приветствует запустение плодородных земельных угодий, считая это отказом от благ и расточительством, а Пророк (Мир ему) запретил расточительство.

У владельцев земли существует несколько вариантов ее использования:

Самостоятельная обработка земли

Вариант, когда владелец земли сам ее обрабатывает, сея, сажая, поливая и собирая урожай, это считается похвальным. Такой человек будет вознагражден Аллахом независимо от того, кто будет питаться плодами его полей и садов: люди, птицы или животные. Известно, что Пророк (Мир ему) приветствовал своих сподвижников из ансаров, которые были потомственными земледельцами.

Передача земли в аренду

Если владелец земли не может обрабатывать ее сам, он может отдать ее в пользование тому, кто способен этим заниматься и имеет для этого все необходимое: орудия труда, помощников, семена и животных. В этом случае, согласно учению Ислама, собственник земли не имеет права что-либо брать от того, кто работает на его земле. Абу Хурайра передает, что Пророк (Мир ему) сказал: " Если кто-то имеет землю, то пусть возделывает ее или же предоставит ее своему брату" 1.

Джабир говорил: " Во времена Посланника Аллаха (Мир ему) за выращенные нами злаки (на чужой земле) мы получали остатки зерен в колосьях после обмолота". И тогда Пророк (Мир ему) сказал: " Если кто-то имеет землю, то пусть возделывает ее или же предоставит ее своему брату, иначе пусть избавится от этой земли" 2.

1. Передано аль-Бухари и Муслимом.

2. Передано Ахмадом и Муслимом.

 

Некоторые ранние мусульмане поверхностно рассматривали этот хадис, придерживаясь мнения, что обрабатываемая земля может использоваться только двумя способами: собственник возделывает ее сам или же передает для этого кому-либо другому, не получая чего-либо взамен. В последнем случае участок земли остается в собственности хозяина, но собранная продукция полностью принадлежит тому, кто ее произвел.

Ибн Хазм передает по иснаду от аль-Аузаи, который сказал, что Ата, Макхуль, Муджахид, аль-Хасан и аль-Басри говорили: " Не засеять землю дирхамами и динарами - нужен человек, что засеет ее или отдаст (засеять) другим".

По мнению Абдуллы Ибн Аббаса, предписание Пророка (Мир ему) передавать владельцем земли не возделываемую им землю тем, кто готов этим заниматься, не носило обязательной формы, а было выражено лишь в форме рекомендации и предпочтения. Аль-Бухари передает, что Амр Ибн Динар говорил: «Я сказал Таусу (одному из ближайших сподвижников Ибн Аббаса): " Если бы ты отказался от издольщины (типа " аль-мухабара" )! Ведь люди полагают, что Пророк (Мир ему) запретил заниматься этим". Таус ответил: " Самый знающий из них (то есть Ибн Аббас) сообщил мне, что Пророк (Мир ему) не запретил это, но сказал: " Бесплатная передача (земли) твоему брату лучше, чем отдавать ее в аренду за определенную долю" »1.

1. Передано аль-Бухари.

 

3. Издольщина (аль-музараа) на землю

Третий вариант использования земли предполагает разрешение владельцем обрабатывать ее другому человеку, использующему свое оборудование, семена, животных, при условии, что владелец получит установленную долю (в процентах), например половину, треть или любую другую часть, определенную заранее по взаимному соглашению. Часть эта устанавливается от совокупного объема произведенной на участке продукции; владелец также может предоставить работающему на земле свои семена, оборудование и животных или оказать другую услугу. Такие отношения называют издольщиной, которые имеют разновидности: аль-музараа, аль-масака и аль-мухабара.

Аль-Бухари и Муслим сообщают со слов Ибн Умара, Ибн Аббаса и Джабира Ибн Абдуллы, что Пророк (Мир ему) позволил жителям Хайбара (иудеям) обрабатывать земли за половину урожая фиников и зерновых.

Основываясь на этом хадисе, разрешающем такой вид издольщины, правоведы говорят:

" Это достоверный и известный способ, который применял Посланник Аллаха (Мир ему) до конца своей жизни, а после него праведные халифы до конца жизни, то же самое делали и пришедшие после них, так что не осталось в Медине никого, кто бы не занимался этим. Жены Пророка (Мир ему) также практиковали это после смерти их мужа. Такую практику нельзя считать потерявшей силу, поскольку отношение к ней в компетенции Пророка (Мир ему), который до конца своей жизни осуществлял ее. А после него его халифы и сподвижники (да благословит их Аллах) действовали подобным образом, и ни один из них не был против этого, как же может кто-либо не считаться с такого рода опытом? И если бы в этих действиях было что-либо изменено во время жизни Пророка (Мир ему), как можно было бы продолжать делать это после наложения запрета? И как бы было возможно, что его ближайшие сподвижники и последователи находились в полном неведении о запрете, если история с Хайбаром была широко известна, и они действовали, опираясь на нее? И где был передатчик хадисов, который должен был известить об этой отмене, о которой никто не упомянул и не сообщил? 1

1. Ибн Кудама. " Аль-Мугни", т.5, с.384.

 

Запрещенная форма издольщины

На заре Ислама был распространен такой вид издольщины, который Пророк (Мир ему) запретил практиковать своим сподвижникам, так как в нем имелись элементы гарара, ведущие к конфликту, а также действия, не соответствующие справедливости, на страже которой стоит Ислам. Собственник передает свою землю с условием, что он получит произведенную на ней продукцию с определенного участка земли или же с оговоренного объема или веса произведенного зерна, а обрабатывающий землю получит всю оставшуюся часть или они поделят ее пополам.

Пророк считал, что должна быть соблюдена справедливость между партнерами, независимо от того, удался урожай или нет. Будет несправедливо, если при плохом урожае одному достанется все в счет гарантии, а другому не останется ничего. А если не уродится урожай на определенном для собственника участке земли, то получит что-либо только тот, на чьем участке урожай будет. Для избежания всего этого необходимо, чтобы стороны договаривались на проценты от урожая. В таком случае при хорошем урожае выигрывают обе стороны, а при плохом урожае проигрывают также обе стороны. Это справедливо по отношению к обоим партнерам.

Аль-Бухари передает, что Рафи Ибн Хадидж говорил: " Мы занимались земледелием больше, чем кто-либо другой в Медине, и брали землю в аренду, отдавая хозяину (урожай) с определенного для него участка земли. Иногда урожай погибал на нашей части и оставался невредимым у хозяина, а иногда получалось наоборот, и Пророк запретил нам это … ".

Муслим передает, что Рафи Ибн Хадидж сказал: " Люди во времена Пророка (Мир ему) арендовали землю за урожай, выращиваемый в местах возле ручьев, источников, водоканалов, или за определенное количество урожая. Иногда случалось, что урожай погибал на одном месте, а на другом оставался в целости, или случалось наоборот, а люди не имели других арендованных участков. Пророк (Мир ему) запретил подобную практику".

Аль-Бухари передает со слов Ибн Хадиджа, что Пророк (Мир ему) спросил: " Что вы делаете со своими полями? " Они ответили: " Мы отдаем их в аренду за четверть и за (определенное количество) васков1 из фиников и ячменя". Он сказал: " Не делайте этого".

------------------

1. Васк - мера веса.

 

Под этим подразумевалось, что собственник земли забирает лучшую часть из оговоренного количества урожая (четверть), а затем разделяет оставшиеся три четвертых с земледельцами (арендаторами).

Из этого мы видим, как Пророк (Мир ему) стоял на страже справедливости в своей общине, стремясь не допустить конфликта и разногласий среди верующих.

Заид Ибн Сабит передал, что два человека пришли к Пророку (Мир ему) разрешить земельный спор, и он им сказал: " Если из-за этого возникла проблема, то не предоставляйте наделов в аренду" 1.

Следовательно, собственник земли и обрабатывающий ее должны проявлять друг к другу великодушие и щедрость; собственник не должен требовать слишком большую часть урожая, а обрабатывающий участок не должен обманывать собственника. Ибн Аббас сказал, что Пророк (Мир ему) не запретил издольщину, но требовал соблюдения добропорядочности партнеров друг к другу2. Как-то спросили Тауса: " О Абу Абдурахман! Если бы ты отказался от издольщины (типа «аль-мухабара»)! Ведь люди полагают, что Пророк (Мир ему) запретил заниматься этим". Он ответил: " Я помогаю им (обрабатывающим землю) и обеспечиваю их" 3.

1. Передано Абу Даудом.

2. Передано ат-Тирмизи, эти сведения достоверны.

3. Передано Ибн Маджой.

У него не было цели только поиметь что-то со своей земли, но он также хотел накормить людей, дав им работу и тем самым оказывая им помощь и обеспечивая их. Это и есть мусульманское общество.

Могут быть собственники земли, которые предпочитают не засеивать и не сажать, если их не удовлетворяет часть прибыли, которую предлагает обрабатывающий землю. Учитывая этот факт, Умар Ибн Абдуль-азиз издал декрет по всему халифату: " Передавайте землю в пользование за одну треть, одну четверть, одну пятую и так до одной десятой урожая, но не оставляйте землю бесхозной".

 

4. Сдача земли в аренду за деньги

Четвертый вариант предполагает сдачу земли в аренду тому, кто ее обрабатывает, за определенную сумму денег (золотом или серебром). Многие известные правоведы разрешили такой вариант, другие запретили, ссылаясь на достоверный хадис Пророка (Мир ему) который не допускал сдавать землю в аренду за деньги. Среди рассказчиков этого хадиса - два сподвижника, принимавших участие в битве при Бадре, а также Рафи Ибн Хадидж, Джабир, Абу Саид, Абу Хурайра и Ибн Умар. Все они сообщают, что Пророк (Мир ему) полностью запретил аренду сельскохозяйственных земель1.

1. Ибн Хазм. " Аль-Мухалла", т.8, с.212.

 

Исключением из данного запрета явилась издольщина, которую продемонстрировал Пророк (Мир ему) с жителями Хайбара, а после его смерти такие отношения практиковали праведные халифы.

Исчерпывающим ответом на данный вопрос являются слова Ибн Хазма, который изучил по нему развитие исламского законодательства и заявил: " Когда Пророк (Мир ему) прибыл в Медину, люди практиковали сдачу в аренду своих сельскохозяйственных угодий (о чем передают Рафи и другие). Эта традиция, несомненно, имела широкое распространение до прихода Посланника Аллаха (Мир ему) и с началом его миссии. Ни один здравомыслящий человек не может подвергнуть это сомнению. Затем, как это подтвердили Джабир, Абу Хурайра, Абу Саид, Рафи, Захир аль-Бадри, Ибн Умар и другие, Пророк (Мир ему) полностью запретил аренду земли (отменив имевшееся разрешение), что также не вызывает сомнения.

Кто утверждает, что запрет на аренду был отменен, является лжецом, в словах которого нет научного обоснования. Согласно Корану, подобные утверждения являются харамом, пока не представлено доказательство в правдивости сказанного. По данному вопросу имеется лишь один вариант аренды, это за часть от урожая (треть, четверть и т.д.), который Посланник Аллаха (Мир ему) практиковал в Хайбаре (до этого был полный запрет) и не отменил вплоть до своей смерти1.

1. Там же, т.8, с.224.

 

Группа ученых ранней эпохи Ислама придерживалась того же мнения. Таус, правовед из Йемена и один из выдающихся последователей сподвижников, отвергал возможность сдавать свою землю за золото и серебро, но не видел вреда в том, что земля арендовалась за одну треть или одну четверть урожая. Когда кто-либо вступал с ним в спор, говоря, что Пророк (Мир ему) запретил это, он отвечал: " Муаз Ибн Джабаль (проповедник Посланника Аллаха в Йемене) прибыл к нам и давал землю за треть или четверть (урожая), и мы сейчас продолжаем эту практику". Фактически Таус подчеркивал, что аренда земли за золото и серебро не была одобрена, но передача земли на условиях определенной части урожая была разрешена.

То же самое было передано от Мухаммада Ибн Сирина и аль-Касыма, внука Абу Бакра Сыддыка, которые не видели ничего предосудительного в том, что земля сдавалась за треть, за четверть и за десятину, при этом владелец земли ничего не вкладывал в урожай. Они ничего не сообщили из того, что запрещало бы аренду.

Однако имеется другая группа последователей сподвижников Пророка (Мир ему), которые полностью запретили аренду, как за деньги, так и за часть урожая. Без сомнения, их аргументы бессильны перед тем, что именно это практиковалось Посланником Аллаха, его халифами и Муазом в Йемене, которые узаконили издольщину в первом веке Ислама, запретив аренду земли за деньги, что соответствует текстам хадисов и разуму.

 

Согласно кийас (суждению по аналогии), аренда земли за деньги недопустима

Правильное суждение по аналогии (кийас), основанное на исламских принципах и достоверных и ясных текстах (нас), приводит к выводу о том, что аренда земли за деньги запрещена.

а) Пророк (Мир ему) запретил арендовать землю за определенную часть, например за какую-либо меру веса урожая, установленную для владельца земли. Разрешено лишь сдавать землю в аренду, исходя из пропорционального соотношения, например за треть или четверть участка (от процентного соотношения урожая), чтобы оба партнера получили свою долю или разделили убытки от неурожая. Если же одной стороне гарантирована прибыль, а другая сторона рискует ничего не получить за свой труд, сделка в таком случае походит на азартную игру или же ростовщические отношения.

Предположим, мы вознамерились сдавать землю в аренду за деньги, чем это будет отличаться от запретного метода издольщины? Снова владелец земли получает гарантированную прибыль, а арендатор, вкладывая свой труд, играет в азартную игру, в которой он может выиграть или проиграть, в зависимости от того, уродит земля или нет.

б) Когда владелец какой-либо вещи сдает ее в аренду другому лицу и назначает арендную плату за ее пользование, ему действительно полагается такая плата, если принять во внимание тот факт, что он подготовил эту вещь для того, чтобы арендатор мог ее использовать; по мере того как со временем вещь от использования изнашивается и теряет первоначальную стоимость, ее собственник заслуживает компенсации. Но что касается земли, то разве может собственник подготовить ее для использования арендатором, поскольку именно Аллах, а не собственник готовит землю для возделывания? Как же может земля изнашиваться или терять стоимость в результате возделывания, если земля - это не здание или оборудование, которые со временем теряют первоначальную стоимость или же изнашиваются от использования?

в) Человек, сняв дом, живет в нем, получая непосредственную выгоду от этого; также и с арендой оборудования человек непосредственно получает выгоду. Но с арендой участка земли дело обстоит иначе, поскольку доходы от нее не гарантированы. Арендатор земли не получает с нее сиюминутной выгоды, как в случае с домом, он должен приложить к земле труд, и его надежды могут сбыться, а могут и не сбыться. Следовательно, нельзя проводить аналогии между арендой земли и арендой дома.

г) Аль-Бухари и Муслим сообщают, что Посланник Аллаха (Мир ему) запретил продавать плоды посевов и садов, пока они окончательно не созреют и не будет сохранены от напастей. Пророк обосновывает это словами: " А если Аллах не уродит плод, то как вы можете взять плату у своего брата?! ".

Если нельзя продавать несозревшие плоды из-за возможных напастей, которые их могут погубить, то как можно сдавать пустую, необработанную и незасеянную землю. Поэтому хадис: " А если Аллах не уродит плод, то как вы можете взять плату у своего брата?! ", больше касается последнего случая.

Я сам был свидетелем того, как хлопковые поля были охвачены нашествием гусениц, которые не оставили после себя ничего, кроме сухих стеблей. Несмотря на это, собственники земли потребовали уплаты ренты от арендаторов, которым ничего не оставалось, как ее уплатить, согласно условиям контракта, подписать который их вынудила нужда. О каком равенстве и справедливости можно говорить, когда не выполняются предписания Ислама?

Издольщина не будет справедливой, если в ней не предусмотрено возможной прибыли и убытка для обеих сторон1.

1. В данном случае автор ссылается на то, что было сказано Ибн Хазмом в " Аль-Мухалла", т.8, Ибн Таймийей в " Аль-Каваид ан-Нуранийа", профессором Абу Аля аль-Маудуди в лекции " Земельная собственность в Исламе" и профессором Махмудом Абу ас-Саудом в его статье " Использование земли в Исламе", опубликованной в журнале " Аль-Муслимун".

 

 

Хотя Шейх-уль-ислам Ибн Таймийа считает аренду земли разрешенной, он, однако, отмечает, что сотрудничество на условиях передачи части урожая более соответствуют законам шариата и его принципам, говоря: " Сотрудничество на условиях передачи части урожая предпочтительнее аренды и ближе к справедливости и принципам шариата. Потому что в данном случае обе стороны разделяют как прибыль, так и убытки, в отличие от аренды за деньги, по которой собственник берет плату, в то время как арендатор не имеет гарантии получения урожая" 1.

1. Ибн Таймийа. " Аль-Хисба филь-ислам", с.21.

 

Другой ученый, Ибн аль-Кайим, высказываясь об угнетении крестьян правителями и чиновниками в его время, говорит: " Если бы правители и чиновники следовали предписаниям Аллаха и Его Посланника (Мир ему), исполняя сунну и беря в пример праведных халифов в своих взаимоотношениях с крестьянами, они получили бы пищи выше своих голов и ниже своих ног (были бы полностью обеспечены) и Аллах раскрыл бы для них благодать небес и земли; они имели бы дохода намного больше, чем получили от угнетения и тирании. Но они, будучи невежественными и алчными, были угнетателями и совершали несправедливые деяния, и Аллах лишил их Своего благословения и обильной пищи. Помимо лишения благословения Аллаха в этом мире, их ждет Его наказание в мире будущем!

Если задать вопрос: каковы правила, установленные Аллахом и Его Посланником (Мир ему) и каковы действия сподвижников, чтобы быть в согласии с Аллахом? - ответ таков: справедливая форма сотрудничества с условием передачи части урожая такова, что как собственник, так и пользователь земли должны находиться в равных условиях, никто из них не имеет тех привилегий, которые не утвердил своей волей Аллах. Обычаи, которые были введены правителями и чиновниками, разрушали страны и развратили людей, лишивших себя помощи и благословения Аллаха. Многие из них сами употребляли запретное, а тело, выращенное из харама, предназначено для адского огня.

Справедливую издольщину практиковали мусульмане, жившие во времена Пророка (Мир ему) и праведных халифов. Такое сотрудничество вошло в обычай семей и потомков Абу Бакра, Умара, Усмана, Али и семей других переселенцев в Медину (мухаджиры). Это подтвердили великие сподвижники Пророка (Мир ему), такие, как Ибн Масуд, Убай Ибн Кааб, Заид Ибн Сабит и многие другие. Такого же мнения придерживались ученые, полагавшиеся на хадисы, как, например, Ахмад Ибн Ханбал, Исхак Ибн Рахаваит, Мухаммад Ибн Исмаил аль-Бухари, Дауд Ибн Али, Мухаммад Ибн Исхак Ибн Хузайма, Абу Бакр Ибн аль-Мунзир, Мухаммад Ибн Наср аль-Марузи. Другие великие ученые мусульманских правовых школ, такие, как аль-Лаис Ибн Сад, Ибн Абу Лайла, Абу Юсуф, Мухаммад Ибн аль-Хасан и другие, высказали то же самое мнение.

Пророк (Мир ему) заключил соглашение с жителями Хайбара, что они будут трудиться на земле за половину урожая фруктов и зерновых, вкладывая свои деньги в обработку земли и подготовку семян. Это соглашение оставалось в силе во время его жизни и после, до тех пор пока Умар не выслал этих жителей из Хайбара. Соответственно, ученые, утверждающие, что семена могут быть приобретены как самим работником, так и обеими сторонами, полностью правы. Аль-Бухари в своем сборнике упоминает о том, что Умар Ибн аль-Хаттаб нанимал людей с условием, что, если он (Умар) обеспечивает семенами, его доля, в таком случае, будет составлять половину урожая, а если они сами принесут семена, их доля может превысить половину" 1.

Во всех дошедших до нас сообщениях об издольщине нам не известно, чтобы земледелец получал менее чем половину.

Наиболее благоприятным распределением дохода было бы такое, где доля работника не составляла меньше половины, как это практиковал Пророк (Мир ему) и его сподвижники с иудеями Хайбара2. Было бы недостойно для человека, если бы его доля (урожая) была бы меньше доли владельца земли.

1. Ибн аль-Кайим. " Ат-Турук аль-Хикмийа филь-ислам", с.248-250.

2. В данном случае, автор ссылается на то, что было сказано Ибн Хазмом в " Аль-Мухалла", т.8, профессором Абу Аля аль-Маудуди в лекции " Земельная собственность в Исламе" и профессором Махмудом Абу ас-Саудом в его статье " Использование земли в Исламе", опубликованной в журнале " Аль-Муслимун".

 

Партнерство в животноводстве

Партнерство по разведению скота получило широкое распространение в нашей стране и особенно на селе. Оно заключается в том, что один из партнеров берет на себя полную или частичную затрату по закупке скота, а другой занимается его разведением; затем оба партнера делят прибыль между собой.

Чтобы прийти к определенному мнению в отношении такого вида партнерства, нужно проанализировать его различные виды.

Первый вид. Партнерство создается в коммерческих целях, например для откорма телят на мясо или разведения коров для получения молока.

Один из партнеров затрачивает необходимую сумму для приобретения скота, а другой занимается ведением хозяйства; затраты на содержание (корм, питье и тому подобное) несут обе стороны, а не один из партнеров. Из суммы от реализации скота вычитаются расходы на содержание, а оставшаяся прибыль распределяется в заранее оговоренной пропорции. Будет несправедливым, если только одному из партнеров придется нести всю сумму затрат на содержание без получения какой-либо компенсации, притом что прибыль разделяется между ними.

Второй вид. В данном случае все то же самое, за исключением того, что партнер, занятый ведением хозяйства, несет затраты на его содержание, а в компенсацию за это он использует молоко или труд животных.

Используя животных, невозможно точно определить соотношение между затратами на их содержание и извлекаемой от них пользы (молоко или труд). Поэтому здесь присутствует элемент неопределенности (гарар). Мы считаем такие отношения дозволенными, поскольку элемент гарара достаточно мал, и этому есть схожее подтверждение в шариате. В достоверном хадисе о залоге, говорится, что можно использовать молоко и труд взятого в залог скота. Пророк (Мир ему) говорит: " Если верховое животное оставлено в залог, на нем можно ездить за его содержание, и если животное (дающее молоко) оставлено в залог, то молоко от него используется за его содержание, что же касается расходов, то их должен нести тот, кто ездит верхом и пьет (молоко)" 1.

1. Передано аль-Бухари от Абу Хурайры.

 

В этом хадисе Пророк (Мир ему) разрешил за содержание верхового животного ездить на нем, а за содержание молочного скота использовать его молоко.

Если это позволено при залоге, что укрепляет взаимовыгодные доверительные отношения (несмотря на то, что неизвестно, что превысит – расходы на содержание животного, или же прибыль, от него извлекаемая), то нет ничего плохого в том, что это будет разрешено и при партнерстве в животноводстве, о котором упомянуто выше. Это мой личный вывод из данного хадиса, и я надеюсь, что он верен.

Что же касается выращивания маленьких телят (от которых на данном этапе невозможно получить ни труда, ни молока), то согласно исламским правилам недопустимо, чтобы одна сторона в ущерб себе несла расходы на содержание, а вторая пользовалась этим. Это не соответствует тем справедливым отношениям, которые предписывает Ислам. Поэтому в данном случае расходы на содержание должны быть поделены между партнерами.

 

ОТДЫХ И РАЗВЛЕЧЕНИЯ

 

Предназначение Ислама - в разрешении реальных проблем, а не в пребывании в религиозных иллюзиях, несбыточных идеалах и мечтах. Эта религия предназначена не для крылатых ангелов, а для обычных людей, что принимают пищу и ходят по своим нуждам.

Соответственно, Ислам не требует от людей, чтобы речь их сводилась только лишь к произнесению благочестивых молитв, чтобы любое их молчание было занято мыслями о боге, чтобы слушали они исключительно Коран, а свободное время проводили в мечетях. Более того, Ислам признает, что Аллах заложил в человека такие потребности и желания, как умение радоваться, смеяться, веселиться и развлекаться, так же как принимать пищу и питье.

 

Всему свое время

Некоторые из сподвижников Пророка (Мир ему) достигли больших духовных высот. Они считали, что, для того чтобы оставаться в таком положении, необходимо все время быть серьезным, постоянно молиться, поворачиваясь спиной ко всем наслаждениям и удовольствиям этого мира; не развлекаться и не отдыхать, а только лишь направлять свои взгляды и помыслы на загробную жизнь, которая далека от бренной жизни с ее развлечениями.

Послушаем, что рассказал о себе сподвижник и переписчик изречений Пророка (Мир ему) Ханзала аль-Усаиди: «Абу Бакр встретил меня и спросил: " Как поживаешь, Ханзала? Я ответил: " Ханзала стал лицемером! " Абу Бакр воскликнул: " О Боже! Что ты говоришь? " Я ответил: " Каждый раз Посланник Аллаха (Мир ему) напоминает нам об аде и рае, так что эта картина предстает перед нами. Но стоит нам покинуть Пророка и вернуться к своим женам и детям, как мы забываем обо всем ". Абу Бакр сказал: " Клянусь Аллахом, со мной происходит то же самое". Затем мы пришли с ним к Посланнику Аллаха (Мир ему), и я сказал: " О Посланник Аллаха! Ханзала стал лицемером". Он спросил: " Как такое случилось? " Я ответил: " О Посланник Аллаха! Каждый раз, когда ты напоминаешь нам об аде и рае, то их картина предстает перед нами, но стоит покинуть тебя, вернувшись к женам и детям, как мы забываем обо всем! Тогда Посланник Аллаха (Мир ему) сказал: " Клянусь Тем, в чьей длани моя душа! Когда вы пребываете со мной, вспоминая Аллаха, ангелы пожимают вам руки, независимо от того, восседаете вы или в пути. Однако, о Ханзала! Всему свое время". Он трижды произнес фразу: " всему свое время" » 1.

1. Передано Муслимом.

 

Посланник тоже человек

Его жизнь явилась прекрасным примером для подражания. Находясь в одиночестве, он выстаивал молитву в слезах с полным отречением от мира, при этом ноги его затекали. Когда дело касалось отстаивания истины, он не уступал никому, стоя на позициях Аллаха. В своей повседневной жизни он, так же как все, наслаждался благами, улыбался и шутил, при этом говорил только правду. Пророк (Мир ему) старался быть радостным, сторонился печали и того, что вело к ней. Он вопрошал Аллаха, чтоб Он уберег его от неприятностей: " О Аллах, я ищу прибежища у Тебя от горя и печали" 2.

2. Передано Абу Даудом.

 

Что касается чувства юмора у Пророка (Мир ему), то сообщается о том, что однажды пожилая женщина пришла к нему и попросила: " О Посланник Аллаха! Попроси Аллаха, чтобы Он ввел меня в рай". Пророк (Мир ему) сказал ей: " О, мать такого-то человека! В рай не войдут пожилые! ". Женщина расстроилась и заплакала, полагая, что она никогда не попадет в рай. Тогда Пророк (Мир ему) разъяснил ей смысл своих слов, сказав ей, что старые люди не войдут в рай, будучи пожилыми, Аллах воссоздаст ее вновь и введет в рай молодой девушкой. Затем он процитировал ей следующий аят:

" Воистину, Мы сотворили их (попавших в рай) и сохранили девственницами, любящими, равными по возрасту" (Коран, 56: 35-37).1

1. Передано ат-Тирмизи.

 

Утомление сердец

Следуя примеру Пророка, благородные и благочестивые сподвижники также шутили, смеялись, играли и развлекались, чтобы дать себе отдохнуть. Тем самым они удовлетворяли те потребности в отдыхе, что заложены в человеке, и без которых он не может полноценно исполнять своих обязанностей. Али Ибн Абу Талиб сказал: " Утомляются сердца, также как и тела, так что развлекайтесь со смыслом". И также он говорил: " Время от времени дайте расслабиться сердцам, так как напряженное сердце слепнет". А Абу ад-Дарда сказал: " Я расслабляю свое сердце бессмыслицей, чтобы это помогло мне в служении истине".

Нет ничего предосудительного в том, что мусульманин расслабляется, проводя свое время в веселье и шутках, или развлекается в компании своих друзей. Однако эти удовольствия не должны становиться привычкой, с которой он не расстается ни утром, ни вечером, забывая о своих обязанностях и воспринимая серьезное в качестве шутки. Существует поговорка: " Пусть в ваших речах будет юмора столько, сколько соли в еде (пропорционально)".

Мусульманин не должен в своих шутках высмеивать недостатки других людей. Всевышний Аллах говорит:

" О вы, которые уверовали! Пусть одни люди не глумятся над другими: может быть, они лучше их" (Коран, 49: 11).

Недопустимо ради того, чтобы рассмешить людей, использовать ложь. Пророк (Мир ему) предупреждал о недопустимости подобного, говоря: " Горе тем, кто несет ложь, чтобы рассмешить людей. Горе тому! Горе тому! " 1.

1. Передано ат-Тирмизи.

 

Разрешенные виды развлечений


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 295; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.085 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь