Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Арх-ра средневекового Магриба



Арх-ра средневекового Магриба

Магриб: Алжир, Тунис и Марокко

Магриб – по араб. Запад, мавр – по греч. черный

В 7 в вошел в состав арабского халифата; предшествующие художественные традиции на территории стран Северной Африки.

Мечеть Сиди-Укба (9 в.) в Кайруане (Карфаген), Тунис

- колонного типа, большой, простой, строгий прямоуг двор

- крепостной вид: мощные стены с мощными контрфорсами

- мощный минарет в виде башни из трех 4-ков с куполком

- к михрабной нише ведет широкий Т-образный трансепт, пересекающий молитвенный зал

- слегка преломленные арки, акротерии

- 2-ные колонки из мрамора и гранита во дворе с композитными капителями

- между арками – полуколонны

- пол и низ колонн обтянуты циновками на 1/3 с ромбовидным узором

- неф перед михрабом с 2 куполами

- михраб покрыт ромбовидными изразцами и плитками мрамора

- разной деревянный минбар

Мечеть Хасана в Рабате (к.12 в.)

- по размерам больше кордовской

- 3 внутр двора лежат не на одной оси, около 400 колонн! с композит капителями (мотив райского сада, рощи)

- минарет: верх и низ гладкие, центр – детально проработан: перспект арка, зубчатые окна, сотовый свод

Мечеть Кутубийя в Марракеше (12 в.)

- 150 массивных столбов, 17 нефов, завершенных трансептом, идущим вдоль михраба

- подковообразная арка с преломлением в замке на низком импосте

- анфилады арок пересекают короткие продольные нефы, перекрытые плоскими или 2-скатными потолками

- снаружи каждый неф перекрыт 2-скатной кровлей, 5 куполов трансепта

- минарет: квадратный, 2 четверика на нем, ребристый купол, центр минарета декорирован 3 рядами окон, арками и орнаментом (контраст гладких и декорированных частей)

13-14 в – декорация противоречит конструкции: богатый, многоцветный орнаментальный декор покрывает каждую арх деталь: мозаики, резьба капителей, арабески, лепные сталактиты

Сложение типа небольшого медресе в Марокко – для небольшого кол-ва учащихся со внутр двором. Состоят из небольшого двора, окруженного кельями учеников и мечети

Медресе Аттарин (14 в.) в Фесе

- пилоны на высоту чел роста облицованы изразцами

- арка многолопастная, ребристая

- капитель цветочная, с ионическими волютами

- стуковый орнамент окрашен позолотой

Медресе Бу Ананиа в Фесе (14 в.)

- мечеть с крестообразными опорами

- вход под углом ко двору

- переизбыточность декора во внутр дворе: м-у столбами – ступенчатые арки из деревянных перекладин

Городские ворота Рабата (12-13 в.)

- гладкие пилоны по углам портала

- классическая магрибская арка: подковообразная, с преломлением в замке, на высоком импосте, окружена сталактитовым сводом

- кружевная проработка внутр поверхности арки

Мавзолоей в Маракеше:

- высокая техника резьбы: многолопастные арки, листья, стручки, буквы с глазками

 

Дворцовые и крепостные постройки.

Дворец Каср аль-Кадим (нач. 9 в.) близ Кайруана.

Дворец в Седрате (10-11 вв.)

Искусство Мавританской Испании времен Кордовского Эмирата

711 г. – войска Омейядских правителей из Сев Африки через Гибралтар вторглись на Пиринейский п-ов, разгромили Королевство вестготов, Испания вошла в состав Багдадского Халифата

756 г. – Абд Ар Рахман 1 – потомок Омейядов, спасшийся от аббасидской резни, основал независимый от Багдадского Халифата Кордовский эмират.

Кордова:

- выращивание риса, возделывание шелковицы

- развитие культуры, культ поэзии, прекрасной дамы

- развитие науки: открытие Кордовского Университета – «обиталище наук»

- производство бумаги

- 500 тыс. жителей, мосты, фонтаны с питьевой водой

10 в. – расцвет Испании, омейядские правители приняли титул халифов

кон 10 в – эконом и полит упадок Кордовского Халифата

11 в – нашествие испанцев-христиан (реконкиста)

сер 12 в – новая волна мусульман из Сев Африки пришла на помощь и подчинила Пиренеи

кон 13 в – держава Альмохадов распалась, образовались феодальные гос-ва, экономический расцвет

1238 – испанцы-христиане оттеснили мусульман на Юг, где образовался Гранадский Эмират: роскошь правящей верхушки и нищета низов

1492 – Гранада пала под натиском турков

Соборная мечеть в Кордове ( осн. в 785, закончена в 10 в.)

- постепенно расширялась и достраивалась

- колонная, обнесена зубчатыми стенами с мощными контрфорсами

- двор небольшой, нет главной оси

- 180 на 130 м, 600 колонн! - небольшие, тонкие и низкие из мрамора, яшмы и порфира, 19 нефов! мотив райского сада

- интерьер: полосатые красно-белые арки, колонны без баз, 2-ные аркады

- деревянный подвесной потолок из перекрещивающихся многолопастных арок (позолота и роспись по дереву)

- нервюры сводов образуют 8-угольные звезды

- моноголопастные арки у михраба

Минарет Ла Хиральда в Севилье (12 в.), арх-р Джебер

- призматическая башня, сочетающая мощь и изящество

- похож на минарет Хасана в Рабате: декор в центре (4 яруса окон с балкончиками, слепые арки и орнамент, вверху - галереи)

 

Арх-ра Гранадского Эмирата

 

После 1238 г, когда мавры вытеснены на юг, где создана Гранада, воздействие традиций мавританской архитектуры продолжается на постройки других конфессий.

Кордова – «жилище наук»

Гранада – «жилище наслаждений, роскоши, изобилия»

1492 – падение Гранадского Эмирата под натиском турков

синагога Санта Мария ла Бланка в Толедо 13 в.

- подковообразная арка

- низ колонн облицован красным камнем как будто циновка

Башня замка Сан Сальвадор 13 в.

-

замок Альгамбра (13-15 вв., осн. сооружения - 14 в)

- стоит на холме на месте укрепления 11 в.

- алхамра– красный (красные стены)

- зал приемов, мечеть, баня, гарем, дворцы

- 2 основных двора расположены под углом 90 гр., соединены тонким переходом: Миртовый и Львиный двор

- Миртовый окружен парадными покоями, с Сев стороны примыкает башня Комарес (в ней зал послов) – плоские необработанные углы, обнесен аркадой на тонких колонках, ажурные арки, внутри: до уровня плеча – мозаика, выше – резной стук с позолотой. В центре двора – водоем, по торцам - колонны

- Львиный двор окружают частные, жилые постройки, со всех сторон обнесен тонкими колоннами, в центре – фонтан с 12 львами, по торцам двора – павильоны с куполами, многолопастные арки из позолоченного стука образуют сталактитовые своды

- дворцы Альгамбры богато декорированы: многолопастные арки, сталактитовые своды, люстровые облицовки, мозаики, раскрашенный алебастр, сложные арабески, голубой, красный, золотой цвет

Мавританский стиль в Испании после падения Гранады в 1492 г. Алькасар - дворец Педро Жестокого и формирование стиля мудехар (готика + Мавритания), его перспективы в истории архитектуры.

 

ДПИ Мавританской Испании

 

Расцвет художественных ремесел.

Керамика:

12 в – появление пюстра. Центры: Малага, Альмерия

Альгамбрские вазы. 2 пол 14 в

- сделаны в Малаге для Альгамбрского дворца

- 12 ваз, до 135 см, с заостренным дном, легкая форма, росписи кобальтом и золотом, покрыты люстровой глазурью, арабески.

- например Ваза Фортуни: ножки по заказу Фортуни, яйцевидный корпус с вытянутой шейкой и плоскими ручками на ней, желтый фон, зеленовато-перламутровый люстр, растительный фриз и куфи

13 в – про-во валенсийских фаянсов: торжественный сине-золотой колорит, выразительные орнаменты.

- блюдо с орлом – эмблема Валенсии (сине-золотой колорит)

- блюдо с музыкантами

- тарелка со львом – геральд стилизованный лев со щитом

- «Крылатые» вазы с большими ручками появились в кон 15 в.

Мавританские ткани - начинают производить в 12 в.

10-12 в – геральдические композиции в медальонах с символичными живот и птицами, крас-жел-чер колорит

- ткань с павлинами: попарно, символ бессмертия

13 в – болеее геометризованный узор, филигранная работа

- ткань с круглым медальоном с орнаментом, вверху – надписи из Корана

- Знамя со звездой

14-15 в – шелка-альгамбры: изощренная рафинированность

ИСКУССТВО ИРАНА 7-15 ВВ.

 

Древнеперсидское наследие и культура Ирана средних веков.

Ахеменидов 4 – 6 в до н э

Селевкидов 3 в до н э – 3 в н э

Парфянского царства

и Сасанидов 3-7 вв. н.э.

7 в - завоевание Ирана арабами и вошел в составе культуры арабского халифата. Сначала была веротерпимость арабов к другим религиям, продолжали строить христ храмы и зороастрийские, но в основном - мечети

9-10 в – Иран (Персия) освободилась из-под власти Арабского Хаифата, началось её возрождение, возникли самост гос-ва Тахиридов и Саффаридов.

Юг – мусульманская культура в государстве Буидов.

С-В – Персидская культура и государство Саманидов со столицей в Бухаре.

11 в – нашествие тюрок-сельджуков, территории Ирана в составе государства Сельджукидов и проблема дальнейших взаимодействий с культурой Турции.

13 в – Монгольское вторжение и культура Персии. Фарси – перс стихи, Омар Хэйан, Фирдоуси, Хафиз

Градостроительство

Древняя традиция зороастризма:

Киотсы – шатры с отверстием для выхода дыма

Башни молчания – погреб сооружения, 4-гранные, с площадкой наверху

9 в – города получили феодальный хар-р, сначала были шахристаны – небольшие поселения вокруг укрепленных усадеб владельцев округи.

10 в – центр хоз жизни переместился в рабады – укрепленные торгово-ремесленные предместья

Мечеть Тарик-ханэ (775) в Дамгане

Арабские наместники требовали возведения в соответствии с арабскими нормами, зодчие привносили и местный колорит.

- квадратная, арабского дворового (колонного) типа, крепостные стены

- местные черты: стрельчатые арки, грузные круглые приземистые столбы, квадратная абака, арки опираются на столбы без капителей, арки завершаются куполами с отверстиями (от киотсов), облицовка стуком, разнообразная кладка

мечеть в Наине (960)

- колонного типа, колонны толще арабских, очень толстые

- формы столбов разные: 4 и 8-гранники, сплошь облицованы резным стуком с ковровым орнаментом ( 8 конечные звезды, растения)

- внутр. пространство массивно

- арки со сводами и отверстиями

2 пол 10 в: на смену дворовой мечети приходит 4-айванная (древ Сасанидская традиция)

2 айванного типа Мечети: “мечеть-айван” и 4-айванная мечеть

и наследие конструкции зороастрийского чортака в “мечетях-киосках”.

Мечеть в Нейризе 10 в

- типа “мечеть-айван”: главная часть мечети имеет вид глубокого сводчатого айвана (зала), открытого во двор. Мечеть типа Чартак (большой купольный зал)

Тип персидского минарета:

11-13 в – особенность ранних минаретов – высокая, тонкая, круглая в плане башня с балкончиком-фонарем, активное использование кирпич фигур кладки, иногда нижняя половина граненая.

14 в появились пештаки – парные минареты, фланкирующие портал

Минареты в Бистаме (декорированный цилиндр с шапкой), Йезде, Исфахане.

Персидские мавзолеи:

разработка этого архитектурного типа в свете культа имамов, могилы имамадзе – сыновей ислама – места поклонений Шиизм и суннизм; их проблематика в контексте истории материальной культуры. Основные типы мавзолеев – башенные с шатровым завершением и купольные. Портально-купольные мавзолеи в Тусе (14 в) и Серахсе.

Развитие суфизма (суннизм) Суфизм — это путь очищения души от скверных качеств (нафса) и привития похвальных качеств духу (рух).

Богослов аль-Газали (1058—1111) считал, что суфизм — это сама суть ислама. Заслуга Аль-Газали заключается в том, что он попытался устранить противоречия между исламской ортодоксией и суфизмом. Согласно Аль-Газали, критерием истинного суфизма является отсутствие противоречий с Кораном и сунной пророка Мухаммада.

Омар Хайям, Ибн Араби.

К 12 веку складывается четырехайванный тип здпния. Большое значение приобрел центральный двор, середину кадой стороны которого прорезал глубокий сводчатый айван. Роль молитвенного зала стал играть айван киблы. Позднее позади нередко возводили купольный зал с михрабом.

Джума-мечеть (9 в., перестр.11-12 и 14-16 вв.) в Исфахане, т.е. Соборная

- айванный тип с колонными залами

- 4-айванная, вокруг двора – главный купол

- за михрабом – купольное святилище

- квадратные пилоны

- 470 сводов!!!, своды на парусах и купола снабжены световым отверстием

- резной стук на обнаженной поверхности столба

- минарет: высокая тонкая башня

Декор:

11-12 вв – господство арх монохромной декорации – резьба по стуку и фигурная кладка кирпича

12 в –начали применяться изразцы

13-14 в - архитектурный декор нарастает: резьба по стуку и распространение цветной изразцовой облицовки с 14 в.

Башня Кабуса близ Горгана (1006-1007)

- Кабус правил городом в 966 – 972

- тип царской усыпальницы в виде шатра,

- в плане – круг с 10 треуг выступами

- тело башни обработано выступами - контрфорсами

- купол в виде конуса – сфероконический

- 50 над землей, 10 – под землей

стройный, строгий, 2 узких фриза надписей

Далее аскетичность убирается – вычурная гофрировска стен, обилие мелких деталей, богатство орнамента. Постройки становятся более приземистыми.

Мавзолей в Рее (12-н.13 в.).

- башня Торгула 1139

- коническое покрытие не сохр.

- напоминает шатер, который опирался на легкие стропы

КЕРАМИКА.

8-9 в – керамика с надглазурной люстровой росписью, богатая орнаментика

Нишапурская керамика 9-10 вв и аналогии с керамикой Афрасиаба (близ Самарканда).

11-13 вв - расцвет керамики (сельджукидский период);

- ясные простые формы(блюда, чаши), нарядность, красочность, богатая орнаментика, плотное заполнение орнамента, сцены из Шах Наме. Кувшин из Кашана, бюлюдо из Реи

керамика “монгольского стиля” и сине-белая.

- блюдо с птицей – сильно стилизованное изо-е, красная на белом фоне

- блюдо с барсом, блюдо с надписями

- сосуд в виде птицы Сирин 12 в

- блюдо с всадником 12 в

Китайские технологии и декоративные принципы в Персии. Распространение люстровых росписей.

Керамика 13-14 в

Сложение типа керамики “минаи” – посуда, расписанная легкоплавкими эмалевыми красками, более мелких форм, тонкостенная, изысканная, светлый фон, многоцветная, поэтичные сцены (влюбленные), однотипные лица, похожие на аниме

- Блюдо с изо-ем охоты

Центры керамического производства в Рее, Кашане, Султанабаде.

Керамика.16-17

- расцвет, новые формы: глубокие сфер чаши и узкие бутыли

- появился сине-фиолетовый люстр вместо золотистого

- роспись кобальтом в подражание Китаю

Лаковая живопись по дереву и папье-маше.

Самарканд

- окружен стеной с 6 воротами и рвом

- рад-кольцевая планировка: в центре площадь с цитаделью, от нее - глав. улицы. Ясно выступает идея ансамбля, т.е. арх. центра города.

Площадь Регистан

- огорожена невысокой стеной, из-за которой видны постройки

- окружена с 3 сторон 3 медресе - купольные зданиями типологии пештак:

медресе Шир Дор, Улуг-бека, Тилля-кари

- сама площадь воспринимается как двор медресе

медресе Улуг-бека зак в 1420

- с зап стороны Регистана.

- построена по канону: с внутр двором и пештаками

- пристроены мечеть, ханака, караван-сарай, была обсерватория

- мозаики высокого кач-ва

медресе Шир Дор 17-18 в.

- с вост стороны Регистана, повторяет план Улуг-бека

- традиц тип медресе: объем здания представляет массивный блок стены, портал с пештаками, угловые минареты, внутр двор состоит из 2 ярусов келий – худжр, посередине каждой стороны двора – айван с пештаком, в углах зданий – купольные аудитории и мечети

- ребристый купол и пештаки покрыт изразцами, в тимпанах арки – львы бросаются на белых ланей, за ними солнце с челов головой, мозаики более пестрые

Соборная мечеть Биби-Ханым (1399-1404)

- идея парадной арки в портале в форме пештака

- вся покрыта изразцами сен-бел-гол на терракоте, пештаки – мозаикой более высокого качества

- двор мечети окружен аркадой, за которой с 4-х сторон галереи. В центре галерей – портально-купольные здания. С одной стороны двора – вход, напротив – внутренний 40 м пештак, за которым располагается святилище: квадрат с 4 нишамии

мавзолей Гур-Эмир (1405).

- усыпальница Тимура

- особый тип мавзолея: 8-гранный, над ним доминирует огромный купол на цилиндр барабане

- ребристый купол с 2-ной оболочкой: снаружи – гол, синие изразцы, надписи Аллаху на барабане, внутри – звездное небо

- на сев стороне – небол портал

- много пристроек

Ансамбль мавзолеев Шах-и-Зинда в Самарканде (14-16 вв.).

- усыпальницы самаркандской знати

- представляет собой преломленную улицу, на которую выходят порталы

- вход на территорию отмечен пештаком

- объем – вытянутый четверик с яйцевидным куполом, иногда двойным, более поздние постройки вытянутые, высокий портал со сталактитовым сводом

- все покрыты изразцами:

Ранние изразцы 12 в: терракотовые плитки, покрытые глазурью, сглаженная цветовая гамма (белый, голубой), объемные

позднее в 14 в будут более яркие (+красный, зеленый), плоские.

На порталах 1382-1405 г – применяется уже керам. Мозаика ( более ясные и чистые цвета, т.к при обжиге в изразцах цвета смешиваются), чаще цветы на синем фоне

18-19 в – упадок

украш – майлока также терракота погл-надгл роспись

Ар-ра Ирана к.14 – 18 в.

1502 г - Сефевиды пришли к власти в Иране, Аббас 1 (1586-1528) сделал столицей Исфахан (500 тыс. чел.)

16-17 в: контакты с центр. Азией сведены к минимуму, модно вывозить из Персии невест в могольский двор. Культура носит придворный хар-р, фанатизм в религии

Господство 4-айванной купольной постройки, забыт колонный тип мечети. Легкая арх-ра

Исфахан

Площадь Майдан-и-шах ( в центре Исфахана, длина 500 м.):

к ней с 4-х сторон примыкают: - Большая шахская мечеть

- мечеть Лутфаллы

- дворец Али-Капу

- базары, близ двора начинается аллея Чар Баг – на 3 км,

ведет к шахским садам через реку

Большая шахская мечеть (нач. 17 в),

- обе мечети расположены под углом к площади

- 4-айванная, вход под углом к мечети

- купола оплывающей луковичной формы!!!

- барабан полузакрыт порталами с 2 узкими минаретами

-пештаки вытянутые, простые, по углам здания много доп. минаретов

- яркая облицовка:

15 в. – белый, голубой

16 в. – бирюзовый тон обогащается желтым, зеленым, фиолетовым

17 в. - + красный

- деление изразцов на отдельные панно

- Минареты 16-17 в.

- балкончик-фонарь увенчан башенкой с куполом

- мотив спирали в изразцах

- арка внутри портала заполнена сотовым сводом: цветочно-звездные мотивы

- арх-ра легкая, как яичная скорлупа, имматериализуется (в эпоху Тимуридов тяжелая, материальные конструкции)

мечеть Лутфаллы (нач. 17 в),

-

- купол внутри покрыт изразцами с изо-ем лепестков

дворец Али-Капу («Высокие Ворота»)

- павильон в парке, 6 этажей, терраса с колоннами

- колонны в портике стоят на каменных фигурах животных

- в жилой и дворцовой арх-ре доминируют деревянные конструкции:

- платаны (чинаревые колонны, капители образованы арочными констр-ми)

- деревянные кессетированные потолки

- росписи по штукатурке: мотив райского сада

- далее – павильон, далее – аллея платанов, далее – шахские сады

ТЕБРИЗ. с 1530 г.

Бехзада и другие крупные художники: Мир-Сайид-Али, Султана Мухаммада.

“Хамсэ” Низами 1539-1543 гг.

- Хосров наблюдает за купанием Шерин: лошади переглядываются – лирическая композиция, почва жел, зел, гол, лиловая, фон золотой, горы уподоблены профилям животных

“Хамсэ “ Низами 1525

- Битва Искандара с Дарием: симметрич композиция (2 группы), многофигурность, ¾ ракурс лошади, сефевидская палочка в тюрбане

КАЗВИН.

Перенос столицы в Казвин в 1548 г. Развитие казвинской и мешхедской школы ( все художники переехали из Тибриза сюда)

“Антология “ Джами ок. 1570 г.

- лирическая поэма

- Сцена прибытия 2-х влюбленных на необитаемый остров: большие индивид. Фигуры, кипарис (разлука, страсть), цветущие растения, водоем с рыбами, 2 зайчика, яркие нежные тона: лиловый, нефритовый, красный

- Юсуф в походе: Иосиф с нимбом на рынке, жанровость: драка, камни ухмыляются, арх-ра выходит на поля

“Диван” Хафиза с живописью Сам Мирзы (ок. 1533).

- Влюбленные развлекаются музыкой и танцами: темный фон, 2 влюбленных под ковровым тентом, вокруг все пьют, светящиеся краски

Худ Махмуд Мусамвин

- Битва: измельчено, перегружено, сумбурно, ярко, сложные композиции всадников, детальное изо-е доспехов

Низами. “Хосров и Ширин” ок. 1540.

- Битва Хасрова с Бахрамбуром: измельчено, сложно, перегружено, фарш

МЕШХЕД. Расцвет мешхедской школы в середине 16 в. при Ибрахиме-мирзе. Джами: “Семь престолов” 1556-65 гг. и “Золотая цепь” (Музей искусства Востока, Москва).

ШИРАЗ.

“Хамсэ” Низами 1532-42гг. (Эрмитаж) и 1543 г. (Ленинграское отдление ИВАН), 1548 г. (галерея Фрир, Вашингтон).

“Шах-намэ” нач. 16 в. (Москва, Музей искусства Востока).

“Хамсэ” Низами 1560 из Национальной библиотеки в Париже. Джами: “Юсуф и Зулейха” ( 50-60 гг. 16 в.). “Жизнь животных” Газвини (1545, Дублин).

Сочинения Хусайна Байкара 1560 г.

- Сцена на городской улице: монохромно жанровый хар-р, нет глубокого лиризма: подглядывание, мастерские, преступник в колодках

Разные

16-17 в – большое кол-во провинц школ: Тибриз( с 16-17 в), Бухара

Принц Ниср обезлавливает льва (Бухара)

- пустая разреженная композиция, наивность в изо-и головы коня

Жизнь народов Мира (Казвин)

- Единорг, бык и туземки: обнаженные туземки на деревьях, нежная сине-нефритовая гамма, рисунок низкого качества

Жизнь животных (Казвин)

- Жизнь мангуста: измельченные композиции, 2 влюбленных, кипарисы

ИСФАХАН.

Перенос столицы Аббасом I в Исфахан в 1598 г. и сложение исфаханской школы миниатюры.

Мухаммед аль Кусейн

- Любовная сцена: юноша обнимает девушку за талию, его друг подглядывает, идеализированные, а не конкретные образы

Творчество Риза -и -Аббаси (раб.в 1593- 1635 гг.)

- развитие портрета: на отдельных листах, индивид изо-я, естественные, миниатюра изживает себя

- Девушка в меховой шапке 1602 г: отдельный лист!, станковая графика, портретно

- Старик: калам, 10 см., точность в жесте

- Пастух и собака

- Юноша в красном

БУХАРА и провинциальные школы.

Мавзолей Руми 13 в

- в форме иранского минарета с облицовкой зелеными изразцами

Мосты и крепостные сооружения сельджуков. Крепость Зазадин-хан в Конъе.

 

Архитектура Турции 16 В.

 

Расширение территории османской Турции. Рост городов.

Мечеть Баязида II (1507).

- купол лежит не на стенах, а на 4 столбах с 2 конхами

- традиции предшеств времени, но бассейн вынесен во двор за пределы мечети

- двор обнесен обходными галереями с белыми и розовыми мраморными колоннами, сталактитовыми капителями и стрел аркой, галереи перекрыты куполами

Творческий путь архитектора Мимана Синана (р. 1489).

Выделял 3 мечети Шех-Заде (учен работа), Сулеймане в Стамбуле(подмастерье), Селемие в Эдрине (мастер)

Синан решал проблему внур про-ва, используя традиции Св Софии, но не разделял прос-во на главное подкупольное и подчиненные боковые. Купола с 4-х сторон опираются на конхи, ниже которых расположены более мелкие своды.

Синан создал огромные ничем не расчлененные прост-ва, вместе с тем очень декоративные: множество сводов, окон, ниш, росписей, инкрустации по мрамору.

Теки Сулеймане в Дамаске

- странноприимный дом и госпиталь

- полосатая кладка – от Византии, стрельчатые арочки

- 2 купола и сомкнутый свод в центре, игра с куполами

Мечеть Баязет

- оч большой двор

- идея тройного купола: центральный барабан поддержан 2 полукружиями

- 2-ные галереи перекрыты полукуполами

- тип мечети – большая Османская мечеть (они мгновенно обрастали кухнями и домами)

площадь Ими Като, мечеть Рустам Паша-великий визирь

- небол купол

Турецкая миниатюра 16 в.

 

Образование в 16 в. единой миниатюрной мастерской в Стамбуле и ее состав. Наследие Стамбульских альбомов. Развитие портрета: портрет Селима II. “Описание стоянок войны султана Сулеймана с Ираком” 1537 г. и сложение жанра “топографической” миниатюры. “Цветы истории” 1583. “Книга об искусстве” 1550-1590 с миниатюрами кисти Османа. Характеристика турецкой каллиграфии 16-17 вв. Каллиграф Касим Губари.

Рукопись для Баязеда 2 (1481-1512)

- композиция в виде фризов, отделенных золотыми полосами

- темный колорит: синий, зеленый, серо-корич

1480 – приезд итал худ-ка ко двору Баязеда

Портрет Махмуда 2 Синан Бей

- под влиянием реалистичного иск-ва Европы

16 в – расцвет миниатюры, призвана прославлять султана

- более прозаична, чем у Сефевидов, нет романтики, повествовательна, ясный рассказ, фигуры расположены фризообразными рядами, деление на планы, прямая перспектива, контуры угловатые, жесткие, , тяжелая и грубоватая красочная гамма, резкие контрасты

«История султана Сулеймана»

- более 20 мин: походы, приемы, завоеванные крепости, построенные мечети

- статичные фиуры, угловатые, лица невыразительны

- звучные краски: сочно-малиновый, оранжевый, фиолет, золотой

- Сулейман среди своей армии: войско в походе, Сулейман на черном коне, фризообразное расположение воинов

- переправа через р. Драву: река, мост 2 отряда воинов

Диван Баны

Антологи я – похоже на Тибриз

17 в – ничего нового не создано

 

Искусство Турции 17 В.

 

Архитектура: развитие традиций Синана в творчество его ученика Мехмеда-ага (1540-1620).

Ансамбль Голубой мечети (Ахмедие) (1609-1614).

- на площади рядом с Софией, конструкции как у Софии

- пузырящийся купол доведен до абсолюта

- 6 минаретов – проекция на мечеть прока в Медине

- про-во светлее и больше, чем у Синана, на 2 этаже галерей – тоже своды, а не стропила

- боле чистый, рафинированный памятник, чем у Синана

- купол, 4 полукупол с обходными галереями, башни по углам, своды покрыты свинцом, в интерьере – зелено-голубая

мечеть Ени Валиде к 17 в. (Новая мечеть)

- более вертикальная, высокий крутой купол

- небольшой дворик

- рафинированная чистая декорация, изразцы с каллиграфией: гол-зел-бел

Мечети Ени-джами и Чинили-Джами.

 

Турецкая керамика и изразцы

Крупные раст мотивы, исполненные в декоративной, свободной манере

2 группы по типу росписей:

1) Изникская школа в 16 в.: кораллово-красный и зел-голубой, рельефные узоры, растительные мотивы, деревья, люди, характерное изо-е стилизованной лодки с косым парусом

2) Дамаск: синяя гамма, изо-я тюльпанов, ирисов, винограда, сгруппированных на дне блюда или на шаровидных сосудах

Развитие колорита росписей сосудов и изразцов. Своеобразие турецкой орнаментики. Основные направления экспорта турецкой керамики и изразцов. Их эволюция в 17 в.

 

Художественный металл, оружие и ювелирные изделия. Центры: Стамбул, Эрзерум, Трабзон.

 

Арх-ра Делийского Султаната

7 в - первые вторжения мусульман, но мусульман гос-во в Индии образовалось в 13 в.

нач. 13 в – тюркские племена (иранцы, афганцы) вторглись в Сев. Индию, образовали Делийский султанат – первое централизованное гос-во в Индии! Его возглавляли юноши-рабы (выходцы из воинского сословия пленных рабов). Началось утверждение ислама, т.к. он больше подходил, чем индуизм с его кастами для установления власти. Джайнские храмы рушили.

14 в – расширение Делийского султаната: талманиды, тулгакиды, расцвет строительства при династии Туглукидов, столица Туглукабад

1413 г – распад Делийского Султаната

15 в – раздробленность

16-17 – время правления Великих Моголов

Искусство Делийского султаната:

- ранее был индуизм, теперь ислам:

-новые здания с ясным геометр планом (мечеть, минарет, мавзолей), новые конструкции (арка, свод, купол с 2 оболочкой), пластичная массивная арх-ра, тяготение к монумент конструкциям

- скульптура запрещена, более плоский декор (резьба по камню и по стуку-в интерьере), - - монумент живопись сокращается, появилась миниатюра,

- не распространились изразцы, использовали каменную мозаику и инкрустацию,

Мечеть Кувват аль-ислам (осн. в 1193) с минаретом Кутб-минар (1199). в Дели

- «Сила или мощь ислам»

- на месте индуистского храма 12 в с использованием старых колонн

- развалины мечети – активное использование арки, в фасаде использовали кладку напуском для формирования арки, а не саму арку

- индуистский декор по стилю: эрот. сцены, животные, пластично

- местные мотивы: Якши, львиные маскароны на пилонах

- минарет звездчатого типа, h=72, 5 м, d=от 15 до 2 м (3 яруса – первичны, 2-поздних): ярусы уменьшаются кверху, органическая раст форма, переход оформлен в виде балконов, похож на башню шикхару, выступы ярусов: 1-круг и квадрат, 2- круг, 3-квадрат. Минарет сначала стоял отдельно от мечети

- облицовка цветным песчаником, надписи цветущими шрифтами

- резьба: розетки, жемчужные ожерелья, сталактиты

гробница Гияз-ат-дина Туглака (ок. 1325)). В Туглакабаде

- крепость с мавзолеем, суровый вид

- 5-уг план с бастионами по углам

- сам мавзолей – пирамидальный компакт объем из красного песчаника с белым куполом и красным шпилем

Фатехпур Сикре

- столица Победы, построил Акбар, покинут вскоре из-за нехватки воды. Правление шаха Акбара (1556-1605) – время проникновения мыслей о гармонизации

- сам город лишен улиц, состоит из дворцов, окруженных террасами и дворами, все здания ориентированы с С на Ю на мечеть.

ансамбль в Фатехпур Сикре 1570-80

- комплекс состоит из мечети, мавзолея, минаретов, дворца

Мечеть

- 180 на 145 м, по сторонам света, традиционная схема дворцовой мечети

- стены внутри обведены колонными портиками, на З стороне – мечеть, у Сев – мавзолей, на Ю и Вос – 2 входа

Буланд Дарваза (Врата Великолепия) 1602 г.

- главные, южные ворота мечети, ведут на площадь к мечети и гробнице,

- торжественная лестница, стены расчленены на 3 яруса, вверху галерея с куполами, стены портала под углом к айвану, усиливая его глубину

- из желтого песчаника, белый мрамора и красный известняк

- в арке – мукарнасы

Гробница Силини Чичити

- большой свес крыши с консолями

- стены с резными решетками из белого мрамора (джали – резные панели), воздушная

-активна тема беседок на тонких колонках- хавели (из Сев Индии)

- внутри – росписи по мрамору, замена изразцов каменной инкрустацией: порфир, нефрит, лазурит, малахит

При Шахе Джехане (1628-1658)– отход от монументальности, облегчение форм, дематериализация, использование мрамора вместо песчаника, декоративность, измельчание арх форм

Красный форт в Дели 1645

- из красного песчаника,

- был дворцом, резиденцией Великих Моголов, 1 фасад выходит на центр площадь, регулярная планировка внутри: 4 сада, галереи вокруг двора, дворцы

- неубедителен по сравнению с Агрофортом, как декорация

- много декоративных зубцов-мачахупи и павильонов-беседок-хавели на тонких колонках (из Сев. Индии), мелких куполков и прозрачных арок

Агра

- при Великих Моголах играла роль 2-ой столицы. С сер. 17 в – ведущую роль. При шахе Джехане Агра: 1 млн чел, 1-этажные здания, веротерпимость.

Агра-форт 1637

- мощная крепость с объемными башнями, массивная кладка пирамидальных стен

- сдержанный декор по верху

- форт стоит на реке Джамна, посвящен богине Ямне – супруга Бога смерти, напротив через реку – Тадж Махал

Тадж-махал (1629) в Агре

- построен на пике активного строительства шаха Джехана

- мавзолей назван в часть жены: Мумтаз – дочь вельможи, красивая, умная

- ансамбль состоит из мавзолея, мечети, павильона для собраний, и 4 минаретов по углам стоящих на платформе из красного песчаника, к которой примыкает парк чербаг,

- принцип парка чербаг (4 сада): 2 пересек водоема, в центре – фонтан, Тадж Махал отнесен от центра к Джамне

- ансамбль обнесен с 3 сторон стеной из красного песчаника с воротами, на Юге главные с купольными павильонами «чатри»

- мавзолей стоит на цоколе, h=75 м, 8-гр с 2 пештаками (порталы с минаретами), 4 айвана с порталами, по углам цоколя 4 минарета h=41 м

- оплывающий 2 слойный купол с кассетами, 4 купола по углам

- центр вход: мрамор из Джайпоро – с сероватыми прожилками

- плоский резной декор, каменная инкрустация, рельеф полузавядших цветов по мрамору, дематериализация объема здания глубокими нишами в 2 яруса

- пирамидальность, компактность – от Индии, постамент, пространственность – от исламской арх-ры

- позади него течет река Джамна, она создает дымку – ирреальность

- растения: кипарисы как минареты, магнолии как купола

- мечеть в левой от входа стене: красная с белым куполом

- дом для гостей справа от Тадж-махала: звездчатые нервюры, роспись белилами по красному песчанику, купол беломраморный

- эти боковые павильоны: роспись белым по красному – снижение стоимости и значимости здания

 

Жемчужная мечеть(1648) в Агре и мавзолей Итимад ут-Дауда(1622-28).

Мечеть Джами-масджиид в Дели ( Джума-мечеть)

- 100 на 100 м, 10 м цоколь. Графично, переход к белому мрамору.

После этого – война 4 сыновей шаха Джехана, победил Ауругзем – самый плохой и религиозный, заточил отца в замке, похоронил в Тадж-махале, там стоят 2 гробницы.. Разогнал все миниатюр мастерские, чума – люди бегут из Дели

 

Акбар-намэ (к.16 в.)

- падешах Акбар на слоне: погонщики, охотники, слоны объемные, конь плоский

- Юноша за чтением: наивный пейзаж, дерево необъемно

- Уставший Акбар

Могольская миниатюра не имела логического продолжения

1580 – к Акбару приехали миссионеры из Португалии, привезли живопись с собой

Развитие портрета в миниатюре: портреты в профиль или в ¾, строгая, серьезная, важная поза, но живо, четко схвачено, интерес к личности человека, индивидуально

Портрет Хамаюма (отец шах Акбара) н. 16 в

- на слоновой кости

- лицо и торс – от Европ живописи

- нимб, цветок в руке

Арх-ра средневекового Магриба


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 690; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.231 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь