Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Магриб: Алжир, Тунис и Марокко



Магриб – по араб. Запад, мавр – по греч. черный

В 7 в вошел в состав арабского халифата; предшествующие художественные традиции на территории стран Северной Африки.

Мечеть Сиди-Укба (9 в.) в Кайруане (Карфаген), Тунис

- колонного типа, большой, простой, строгий прямоуг двор

- крепостной вид: мощные стены с мощными контрфорсами

- мощный минарет в виде башни из трех 4-ков с куполком

- к михрабной нише ведет широкий Т-образный трансепт, пересекающий молитвенный зал

- слегка преломленные арки, акротерии

- 2-ные колонки из мрамора и гранита во дворе с композитными капителями

- между арками – полуколонны

- пол и низ колонн обтянуты циновками на 1/3 с ромбовидным узором

- неф перед михрабом с 2 куполами

- михраб покрыт ромбовидными изразцами и плитками мрамора

- разной деревянный минбар

Мечеть Хасана в Рабате (к.12 в.)

- по размерам больше кордовской

- 3 внутр двора лежат не на одной оси, около 400 колонн! с композит капителями (мотив райского сада, рощи)

- минарет: верх и низ гладкие, центр – детально проработан: перспект арка, зубчатые окна, сотовый свод

Мечеть Кутубийя в Марракеше (12 в.)

- 150 массивных столбов, 17 нефов, завершенных трансептом, идущим вдоль михраба

- подковообразная арка с преломлением в замке на низком импосте

- анфилады арок пересекают короткие продольные нефы, перекрытые плоскими или 2-скатными потолками

- снаружи каждый неф перекрыт 2-скатной кровлей, 5 куполов трансепта

- минарет: квадратный, 2 четверика на нем, ребристый купол, центр минарета декорирован 3 рядами окон, арками и орнаментом (контраст гладких и декорированных частей)

13-14 в – декорация противоречит конструкции: богатый, многоцветный орнаментальный декор покрывает каждую арх деталь: мозаики, резьба капителей, арабески, лепные сталактиты

Сложение типа небольшого медресе в Марокко – для небольшого кол-ва учащихся со внутр двором. Состоят из небольшого двора, окруженного кельями учеников и мечети

Медресе Аттарин (14 в.) в Фесе

- пилоны на высоту чел роста облицованы изразцами

- арка многолопастная, ребристая

- капитель цветочная, с ионическими волютами

- стуковый орнамент окрашен позолотой

Медресе Бу Ананиа в Фесе (14 в.)

- мечеть с крестообразными опорами

- вход под углом ко двору

- переизбыточность декора во внутр дворе: м-у столбами – ступенчатые арки из деревянных перекладин

Городские ворота Рабата (12-13 в.)

- гладкие пилоны по углам портала

- классическая магрибская арка: подковообразная, с преломлением в замке, на высоком импосте, окружена сталактитовым сводом

- кружевная проработка внутр поверхности арки

Мавзолоей в Маракеше:

- высокая техника резьбы: многолопастные арки, листья, стручки, буквы с глазками

 

Дворцовые и крепостные постройки.

Дворец Каср аль-Кадим (нач. 9 в.) близ Кайруана.

Дворец в Седрате (10-11 вв.)

Искусство Мавританской Испании времен Кордовского Эмирата

711 г. – войска Омейядских правителей из Сев Африки через Гибралтар вторглись на Пиринейский п-ов, разгромили Королевство вестготов, Испания вошла в состав Багдадского Халифата

756 г. – Абд Ар Рахман 1 – потомок Омейядов, спасшийся от аббасидской резни, основал независимый от Багдадского Халифата Кордовский эмират.

Кордова:

- выращивание риса, возделывание шелковицы

- развитие культуры, культ поэзии, прекрасной дамы

- развитие науки: открытие Кордовского Университета – «обиталище наук»

- производство бумаги

- 500 тыс. жителей, мосты, фонтаны с питьевой водой

10 в. – расцвет Испании, омейядские правители приняли титул халифов

кон 10 в – эконом и полит упадок Кордовского Халифата

11 в – нашествие испанцев-христиан (реконкиста)

сер 12 в – новая волна мусульман из Сев Африки пришла на помощь и подчинила Пиренеи

кон 13 в – держава Альмохадов распалась, образовались феодальные гос-ва, экономический расцвет

1238 – испанцы-христиане оттеснили мусульман на Юг, где образовался Гранадский Эмират: роскошь правящей верхушки и нищета низов

1492 – Гранада пала под натиском турков

Соборная мечеть в Кордове ( осн. в 785, закончена в 10 в.)

- постепенно расширялась и достраивалась

- колонная, обнесена зубчатыми стенами с мощными контрфорсами

- двор небольшой, нет главной оси

- 180 на 130 м, 600 колонн! - небольшие, тонкие и низкие из мрамора, яшмы и порфира, 19 нефов! мотив райского сада

- интерьер: полосатые красно-белые арки, колонны без баз, 2-ные аркады

- деревянный подвесной потолок из перекрещивающихся многолопастных арок (позолота и роспись по дереву)

- нервюры сводов образуют 8-угольные звезды

- моноголопастные арки у михраба

Минарет Ла Хиральда в Севилье (12 в.), арх-р Джебер

- призматическая башня, сочетающая мощь и изящество

- похож на минарет Хасана в Рабате: декор в центре (4 яруса окон с балкончиками, слепые арки и орнамент, вверху - галереи)

 

Арх-ра Гранадского Эмирата

 

После 1238 г, когда мавры вытеснены на юг, где создана Гранада, воздействие традиций мавританской архитектуры продолжается на постройки других конфессий.

Кордова – «жилище наук»

Гранада – «жилище наслаждений, роскоши, изобилия»

1492 – падение Гранадского Эмирата под натиском турков

синагога Санта Мария ла Бланка в Толедо 13 в.

- подковообразная арка

- низ колонн облицован красным камнем как будто циновка

Башня замка Сан Сальвадор 13 в.

-

замок Альгамбра (13-15 вв., осн. сооружения - 14 в)

- стоит на холме на месте укрепления 11 в.

- алхамра– красный (красные стены)

- зал приемов, мечеть, баня, гарем, дворцы

- 2 основных двора расположены под углом 90 гр., соединены тонким переходом: Миртовый и Львиный двор

- Миртовый окружен парадными покоями, с Сев стороны примыкает башня Комарес (в ней зал послов) – плоские необработанные углы, обнесен аркадой на тонких колонках, ажурные арки, внутри: до уровня плеча – мозаика, выше – резной стук с позолотой. В центре двора – водоем, по торцам - колонны

- Львиный двор окружают частные, жилые постройки, со всех сторон обнесен тонкими колоннами, в центре – фонтан с 12 львами, по торцам двора – павильоны с куполами, многолопастные арки из позолоченного стука образуют сталактитовые своды

- дворцы Альгамбры богато декорированы: многолопастные арки, сталактитовые своды, люстровые облицовки, мозаики, раскрашенный алебастр, сложные арабески, голубой, красный, золотой цвет

Мавританский стиль в Испании после падения Гранады в 1492 г. Алькасар - дворец Педро Жестокого и формирование стиля мудехар (готика + Мавритания), его перспективы в истории архитектуры.

 

ДПИ Мавританской Испании

 

Расцвет художественных ремесел.

Керамика:

12 в – появление пюстра. Центры: Малага, Альмерия

Альгамбрские вазы. 2 пол 14 в

- сделаны в Малаге для Альгамбрского дворца

- 12 ваз, до 135 см, с заостренным дном, легкая форма, росписи кобальтом и золотом, покрыты люстровой глазурью, арабески.

- например Ваза Фортуни: ножки по заказу Фортуни, яйцевидный корпус с вытянутой шейкой и плоскими ручками на ней, желтый фон, зеленовато-перламутровый люстр, растительный фриз и куфи

13 в – про-во валенсийских фаянсов: торжественный сине-золотой колорит, выразительные орнаменты.

- блюдо с орлом – эмблема Валенсии (сине-золотой колорит)

- блюдо с музыкантами

- тарелка со львом – геральд стилизованный лев со щитом

- «Крылатые» вазы с большими ручками появились в кон 15 в.

Мавританские ткани - начинают производить в 12 в.

10-12 в – геральдические композиции в медальонах с символичными живот и птицами, крас-жел-чер колорит

- ткань с павлинами: попарно, символ бессмертия

13 в – болеее геометризованный узор, филигранная работа

- ткань с круглым медальоном с орнаментом, вверху – надписи из Корана

- Знамя со звездой

14-15 в – шелка-альгамбры: изощренная рафинированность

ИСКУССТВО ИРАНА 7-15 ВВ.

 

Древнеперсидское наследие и культура Ирана средних веков.

Ахеменидов 4 – 6 в до н э

Селевкидов 3 в до н э – 3 в н э

Парфянского царства

и Сасанидов 3-7 вв. н.э.

7 в - завоевание Ирана арабами и вошел в составе культуры арабского халифата. Сначала была веротерпимость арабов к другим религиям, продолжали строить христ храмы и зороастрийские, но в основном - мечети

9-10 в – Иран (Персия) освободилась из-под власти Арабского Хаифата, началось её возрождение, возникли самост гос-ва Тахиридов и Саффаридов.

Юг – мусульманская культура в государстве Буидов.

С-В – Персидская культура и государство Саманидов со столицей в Бухаре.

11 в – нашествие тюрок-сельджуков, территории Ирана в составе государства Сельджукидов и проблема дальнейших взаимодействий с культурой Турции.

13 в – Монгольское вторжение и культура Персии. Фарси – перс стихи, Омар Хэйан, Фирдоуси, Хафиз

Градостроительство

Древняя традиция зороастризма:

Киотсы – шатры с отверстием для выхода дыма

Башни молчания – погреб сооружения, 4-гранные, с площадкой наверху

9 в – города получили феодальный хар-р, сначала были шахристаны – небольшие поселения вокруг укрепленных усадеб владельцев округи.

10 в – центр хоз жизни переместился в рабады – укрепленные торгово-ремесленные предместья

Мечеть Тарик-ханэ (775) в Дамгане

Арабские наместники требовали возведения в соответствии с арабскими нормами, зодчие привносили и местный колорит.

- квадратная, арабского дворового (колонного) типа, крепостные стены

- местные черты: стрельчатые арки, грузные круглые приземистые столбы, квадратная абака, арки опираются на столбы без капителей, арки завершаются куполами с отверстиями (от киотсов), облицовка стуком, разнообразная кладка

мечеть в Наине (960)

- колонного типа, колонны толще арабских, очень толстые

- формы столбов разные: 4 и 8-гранники, сплошь облицованы резным стуком с ковровым орнаментом ( 8 конечные звезды, растения)

- внутр. пространство массивно

- арки со сводами и отверстиями

2 пол 10 в: на смену дворовой мечети приходит 4-айванная (древ Сасанидская традиция)

2 айванного типа Мечети: “мечеть-айван” и 4-айванная мечеть

и наследие конструкции зороастрийского чортака в “мечетях-киосках”.

Мечеть в Нейризе 10 в

- типа “мечеть-айван”: главная часть мечети имеет вид глубокого сводчатого айвана (зала), открытого во двор. Мечеть типа Чартак (большой купольный зал)

Тип персидского минарета:

11-13 в – особенность ранних минаретов – высокая, тонкая, круглая в плане башня с балкончиком-фонарем, активное использование кирпич фигур кладки, иногда нижняя половина граненая.

14 в появились пештаки – парные минареты, фланкирующие портал

Минареты в Бистаме (декорированный цилиндр с шапкой), Йезде, Исфахане.

Персидские мавзолеи:

разработка этого архитектурного типа в свете культа имамов, могилы имамадзе – сыновей ислама – места поклонений Шиизм и суннизм; их проблематика в контексте истории материальной культуры. Основные типы мавзолеев – башенные с шатровым завершением и купольные. Портально-купольные мавзолеи в Тусе (14 в) и Серахсе.

Развитие суфизма (суннизм) Суфизм — это путь очищения души от скверных качеств (нафса) и привития похвальных качеств духу (рух).

Богослов аль-Газали (1058—1111) считал, что суфизм — это сама суть ислама. Заслуга Аль-Газали заключается в том, что он попытался устранить противоречия между исламской ортодоксией и суфизмом. Согласно Аль-Газали, критерием истинного суфизма является отсутствие противоречий с Кораном и сунной пророка Мухаммада.

Омар Хайям, Ибн Араби.

К 12 веку складывается четырехайванный тип здпния. Большое значение приобрел центральный двор, середину кадой стороны которого прорезал глубокий сводчатый айван. Роль молитвенного зала стал играть айван киблы. Позднее позади нередко возводили купольный зал с михрабом.

Джума-мечеть (9 в., перестр.11-12 и 14-16 вв.) в Исфахане, т.е. Соборная

- айванный тип с колонными залами

- 4-айванная, вокруг двора – главный купол

- за михрабом – купольное святилище

- квадратные пилоны

- 470 сводов!!!, своды на парусах и купола снабжены световым отверстием

- резной стук на обнаженной поверхности столба

- минарет: высокая тонкая башня

Декор:

11-12 вв – господство арх монохромной декорации – резьба по стуку и фигурная кладка кирпича

12 в –начали применяться изразцы

13-14 в - архитектурный декор нарастает: резьба по стуку и распространение цветной изразцовой облицовки с 14 в.

Башня Кабуса близ Горгана (1006-1007)

- Кабус правил городом в 966 – 972

- тип царской усыпальницы в виде шатра,

- в плане – круг с 10 треуг выступами

- тело башни обработано выступами - контрфорсами

- купол в виде конуса – сфероконический

- 50 над землей, 10 – под землей

стройный, строгий, 2 узких фриза надписей

Далее аскетичность убирается – вычурная гофрировска стен, обилие мелких деталей, богатство орнамента. Постройки становятся более приземистыми.

Мавзолей в Рее (12-н.13 в.).

- башня Торгула 1139

- коническое покрытие не сохр.

- напоминает шатер, который опирался на легкие стропы


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 686; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.077 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь