Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Иранская миниатюра к 13-15 в. ШИРАЗ.
Школе присуща монументальность, простота, крупные фигуры без деталировки “Шах-намэ” 1333 г. из библ. им. Салтыкова-Щедрина в Санкт-Петербурге - монохромное изо-е всадника с воином “Научная антология” Мохаммада Бадра Джаджарни (1341) - Созвездия, планеты: текст перемежается с горизон композ, плоский красный фон, справа – женщины-планеты, слева – созвездия - Виды оружия, ездовые животные, муз инструменты, драг камни “Шах-намэ” Фирдоуси 1341 г., - Бахрам Бур в гостях у крестьян: доят корову “Шах-намэ” 1370, - Сражение Бахрам Бура с драконом: он на коне, более насыщенный колорит - детские пропорции, упрощенная композиция, неразвитый пейзаж, только намечен холмом с растительностью, выразительная простота “Шашиншах-намэ” 1397. - жизнеописание царя царей – Тимура - воин отдыхает среди деревьев, холмы похожи на волны!!!, фон золотой “Антологии поэзии” 1398 г. - 12 пейзажных иллюстраций, без живых существ, только утки - на 1 плане – водоем с рыбками и лебедями, он берет начало из источника выше, из него растут цветы, из кулис также растут цветы, нарядно 15 в – школа развивается, становится более яркой, многофигурной, обилие оттенков золота “Антология” Искандар-Султана 1410-1411 из Британского музея. - Кааба в Мекке: город сжат до огороженного участка, спарва – паломники, шатры, кулисы теперь не только подставка для фигур, но и частично закрывают предметы! Золотое небо неоднородно - Батальная сцена: Искандар на коне в центре, под ним – кавалькада воинов и темная река с берегом, почва голубая (Дарий, плененный Искандаром? ) - Пленники перед царем Хосровом: симметр композ, изо-е иностр послов в Китай шапках - Единоборство Хосврова со львом: на фоне шатра, реальные жесты - Сюжет о 7 красавицах: Бахрам Гур видит изо-е 7 красавиц - Сцена подглядывания: Искандар подглядывает за купанием Сирен: слева – темная вода, справа – сиреневый берег, сирены – полуптицы с огненными крыльями - Авраам, низвергнутый в пламя: серая пустыня, круг пламени, терновый венец “Шах-намэ” султана Ибрахима (между 1425 и 1435 г.), - животные пейзаже на золотом фоне ( бык и гепард в центре, зайцы, олени, птицы) – образ райского сада - Бахрам гур и его наложница Азаде на верблюде: развитый пейзаж “Шах-намэ” султана Ибрагима ок.1435. - Пир в садах шахского двора - зрелая ширазская школа: золотой фон, четкий рисунок, динамично, кулисность, многофигурность, яркие светящиеся цвета, - 1 стр: водоем на 1 плане - признак роскоши, берег обозначен каймой растений, на нем – слуги с китай фарфором, далее – иностр послы, гости на коврах - 2 стр – шатер с гостями, смотрящими на дам, разнообразие этнических типов 2 пол 15 в – снижение уровня, ведущие мастера переселились в Герад, возврат к примитивным формам, простая композиция и палитра, угловатые фигуры людей “Кавар-намэ” ибн-Хуссейна (ок.1480), - о Махамеде, его племяннике Али - Архангел Гавриил провозгласил Али, вернувшегося с поля боя, пророком Махамедда, он в остроконечном нимбе - Ангел Джибраил провозгласил апофеоз Али золотой фон, тяжеловесные фигуры, водоем - Моисей высекает воду из скалы: примитивная компзиция из 2 групп людей с источником в центре
Иранская миниатюра к 13-15 в. ГЕРАТ.
Расцвет живописи в столичном тимуридском Герате в 15 в при дворе Байсонкура. “Шах-намэ” 1440 (частное собрание, Лондон) Мухаммеда Джуки - Битва на слонах: водоем на 1 плане, торжественность, нарядность, детальность, измельченность, фарш - Сюжет о герое Рустаме, заснувшем на скале, демон Аклан сбрасывает его в море “Калила и Димна” Байсонкура 1430 г. из музея Топкапы в Стамбуле. - Битва льва и быка: совершенные силуэты, красивый пейзаж, центр – белый, вокруг – синий, 2 лисы наблюдают Поэтическая Антология Байсонкура 1427 - Влюбленный-отшельник под окном своей пассии: изысканная арх-ра - Визиль и дервиш посещаю царский дворец (суфизм – отшельничество, ходили в набедренных повязках) Камал ат-Дин Бехзад Хамсе 1481 - 5 поэм мизами - Халиф Мамон в турецкой бане: бритье головы, жанровость - Влюбленная пара детей: Лейла и Меджнун вместе ходили в школу - Траурная сцена о Лейле
Искусство Средней Азии эпохи Тимуридов Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан 7 в – арабы вторглись в Сред Азию 9 в - Сред Азия – самостоятельное гос-во с династией Саманидов (819-999 г) - офиц язык – таджикский - развитие науки (Авиценна), культуры - арх-ра использует сырцовый кирпич в к. 14 в - Иран захвачен Тимуром, 1370 г – Средняя Азия стала центром империи Тимура со столицей Самарканд. Территории Афганистана, Юж. Кавказа. Внук Тимура – Углугбек 1394 - 1449 н 16 в – падение тимуридов, возникло узбекское гос-во, оформились современные народности Арх-ра тимуридов– пышность, помпезность, богатый декор. Голубые купола. Архитектура Бухары. Минарет Калян в Бухаре 1127 - 50 м, фигурная кладка, круг в плане Самарканд - окружен стеной с 6 воротами и рвом - рад-кольцевая планировка: в центре площадь с цитаделью, от нее - глав. улицы. Ясно выступает идея ансамбля, т.е. арх. центра города. Площадь Регистан - огорожена невысокой стеной, из-за которой видны постройки - окружена с 3 сторон 3 медресе - купольные зданиями типологии пештак: медресе Шир Дор, Улуг-бека, Тилля-кари - сама площадь воспринимается как двор медресе медресе Улуг-бека зак в 1420 - с зап стороны Регистана. - построена по канону: с внутр двором и пештаками - пристроены мечеть, ханака, караван-сарай, была обсерватория - мозаики высокого кач-ва медресе Шир Дор 17-18 в. - с вост стороны Регистана, повторяет план Улуг-бека - традиц тип медресе: объем здания представляет массивный блок стены, портал с пештаками, угловые минареты, внутр двор состоит из 2 ярусов келий – худжр, посередине каждой стороны двора – айван с пештаком, в углах зданий – купольные аудитории и мечети - ребристый купол и пештаки покрыт изразцами, в тимпанах арки – львы бросаются на белых ланей, за ними солнце с челов головой, мозаики более пестрые Соборная мечеть Биби-Ханым (1399-1404) - идея парадной арки в портале в форме пештака - вся покрыта изразцами сен-бел-гол на терракоте, пештаки – мозаикой более высокого качества - двор мечети окружен аркадой, за которой с 4-х сторон галереи. В центре галерей – портально-купольные здания. С одной стороны двора – вход, напротив – внутренний 40 м пештак, за которым располагается святилище: квадрат с 4 нишамии мавзолей Гур-Эмир (1405). - усыпальница Тимура - особый тип мавзолея: 8-гранный, над ним доминирует огромный купол на цилиндр барабане - ребристый купол с 2-ной оболочкой: снаружи – гол, синие изразцы, надписи Аллаху на барабане, внутри – звездное небо - на сев стороне – небол портал - много пристроек Ансамбль мавзолеев Шах-и-Зинда в Самарканде (14-16 вв.). - усыпальницы самаркандской знати - представляет собой преломленную улицу, на которую выходят порталы - вход на территорию отмечен пештаком - объем – вытянутый четверик с яйцевидным куполом, иногда двойным, более поздние постройки вытянутые, высокий портал со сталактитовым сводом - все покрыты изразцами: Ранние изразцы 12 в: терракотовые плитки, покрытые глазурью, сглаженная цветовая гамма (белый, голубой), объемные позднее в 14 в будут более яркие (+красный, зеленый), плоские. На порталах 1382-1405 г – применяется уже керам. Мозаика ( более ясные и чистые цвета, т.к при обжиге в изразцах цвета смешиваются), чаще цветы на синем фоне 18-19 в – упадок украш – майлока также терракота погл-надгл роспись Ар-ра Ирана к.14 – 18 в. 1502 г - Сефевиды пришли к власти в Иране, Аббас 1 (1586-1528) сделал столицей Исфахан (500 тыс. чел.) 16-17 в: контакты с центр. Азией сведены к минимуму, модно вывозить из Персии невест в могольский двор. Культура носит придворный хар-р, фанатизм в религии Господство 4-айванной купольной постройки, забыт колонный тип мечети. Легкая арх-ра Исфахан Площадь Майдан-и-шах ( в центре Исфахана, длина 500 м.): к ней с 4-х сторон примыкают: - Большая шахская мечеть - мечеть Лутфаллы - дворец Али-Капу - базары, близ двора начинается аллея Чар Баг – на 3 км, ведет к шахским садам через реку Большая шахская мечеть (нач. 17 в), - обе мечети расположены под углом к площади - 4-айванная, вход под углом к мечети - купола оплывающей луковичной формы!!! - барабан полузакрыт порталами с 2 узкими минаретами -пештаки вытянутые, простые, по углам здания много доп. минаретов - яркая облицовка: 15 в. – белый, голубой 16 в. – бирюзовый тон обогащается желтым, зеленым, фиолетовым 17 в. - + красный - деление изразцов на отдельные панно - Минареты 16-17 в. - балкончик-фонарь увенчан башенкой с куполом - мотив спирали в изразцах - арка внутри портала заполнена сотовым сводом: цветочно-звездные мотивы - арх-ра легкая, как яичная скорлупа, имматериализуется (в эпоху Тимуридов тяжелая, материальные конструкции) мечеть Лутфаллы (нач. 17 в), - - купол внутри покрыт изразцами с изо-ем лепестков дворец Али-Капу («Высокие Ворота») - павильон в парке, 6 этажей, терраса с колоннами - колонны в портике стоят на каменных фигурах животных - в жилой и дворцовой арх-ре доминируют деревянные конструкции: - платаны (чинаревые колонны, капители образованы арочными констр-ми) - деревянные кессетированные потолки - росписи по штукатурке: мотив райского сада - далее – павильон, далее – аллея платанов, далее – шахские сады |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 592; Нарушение авторского права страницы