Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Ешиль Джами в Бурсе. Ханчи ибн Буса.



- 2 купол зала на главной оси (в одном – мраморный бассейн для омовения), по бокам примыкают по 2 купол помещения

София Константинопольская и ее превращение в мечеть.

- официальная дворцовая мечеть

- вокруг мечети – мавзолей великих моголов

- обзавелась 4 минаретами, михрабом

- закрыли фрески и мозаики, повесили щиты с именем Аллаха

-Арабский мир – дворовая мечеть, Иран – айванная, Турция – купольная

- Арабский мир – резьба, Иран – изразцы, Турция – и резьба и изразцы

Уч Шерефели. Камал Ад-дин. Многго разновеликих куполов. 4 маленьких минарета и один большой.

Идея – Османская империя – наследница Византии, 100 лет искали концепцию купол мечети

Минареты. Мечеть Фатих (1463-70) как первый пример османской мечети.

Архитектура Турции 16 В.

 

Расширение территории османской Турции. Рост городов.

Мечеть Баязида II (1507).

- купол лежит не на стенах, а на 4 столбах с 2 конхами

- традиции предшеств времени, но бассейн вынесен во двор за пределы мечети

- двор обнесен обходными галереями с белыми и розовыми мраморными колоннами, сталактитовыми капителями и стрел аркой, галереи перекрыты куполами

Творческий путь архитектора Мимана Синана (р. 1489).

Выделял 3 мечети Шех-Заде (учен работа), Сулеймане в Стамбуле(подмастерье), Селемие в Эдрине (мастер)

Синан решал проблему внур про-ва, используя традиции Св Софии, но не разделял прос-во на главное подкупольное и подчиненные боковые. Купола с 4-х сторон опираются на конхи, ниже которых расположены более мелкие своды.

Синан создал огромные ничем не расчлененные прост-ва, вместе с тем очень декоративные: множество сводов, окон, ниш, росписей, инкрустации по мрамору.

Теки Сулеймане в Дамаске

- странноприимный дом и госпиталь

- полосатая кладка – от Византии, стрельчатые арочки

- 2 купола и сомкнутый свод в центре, игра с куполами

Мечеть Джума Джами в Евпатории

- 2 купола, нет поддержки, вместо этого рисуются подпружные арки на фасаде

- высокое свободное прост-во

Мечеть Баязет

- оч большой двор

- идея тройного купола: центральный барабан поддержан 2 полукружиями

- 2-ные галереи перекрыты полукуполами

- тип мечети – большая Османская мечеть (они мгновенно обрастали кухнями и домами)

площадь Ими Като, мечеть Рустам Паша-великий визирь

- небол купол

Мечеть Шах-задэ (1548) в Стамбуле

- некрополь принцев (мемориальное кладбище)

- массивные граненые столбы еще четко прорисованы, несколько грузная арх-ра

- структура сводов выделена полосатой кладкой арок

- глубокий сельджукский портал

Мечеть Сулеймание (1556) в Стамбуле,

- гармоничный, плавный изящный силуэт вписан в правильный треугольник

- квартал примыкает к рынку, огромный двор, усыпальница

- минареты вокруг дворика, а не центр объема

- окружение мечети обходными галереями с системой куполов и сводов – это изобретение Синана, на 2 этаже галерей – плоские стропила

- иллюзия пузырящегося купола, стремящегося вверх, купол выше, чем в Софии на 6 м.

- в интерьере четко видна конструкция, многоярусные ряды окон

мечеть Селимие в Эдирне (1574).

- купол опирается на 8 столбов, эта ротонда вписана в квадрат

- единое внутр прост-во

- пропорции у Синана выше и стройнее, чем в Софии, купола более крутые

- объем расчленен по горизонтали рядами арок и окон, по верт – 8 башенками с шатрами, расположенными м-у арок, и 4 минареами

- минареты: тонкие, стройные, граненые или канеллированные, расчленены балкончиками на 2-3 яруса, завершены шпилем

Мавзолей султана Сулеймана.

Базар Тирьяки и бани Хассеки в Стамбуле.

Рынок Али-паша в Эдирне.

 

Турецкая миниатюра 16 в.

 

Образование в 16 в. единой миниатюрной мастерской в Стамбуле и ее состав. Наследие Стамбульских альбомов. Развитие портрета: портрет Селима II. “Описание стоянок войны султана Сулеймана с Ираком” 1537 г. и сложение жанра “топографической” миниатюры. “Цветы истории” 1583. “Книга об искусстве” 1550-1590 с миниатюрами кисти Османа. Характеристика турецкой каллиграфии 16-17 вв. Каллиграф Касим Губари.

Рукопись для Баязеда 2 (1481-1512)

- композиция в виде фризов, отделенных золотыми полосами

- темный колорит: синий, зеленый, серо-корич

1480 – приезд итал худ-ка ко двору Баязеда

Портрет Махмуда 2 Синан Бей

- под влиянием реалистичного иск-ва Европы

16 в – расцвет миниатюры, призвана прославлять султана

- более прозаична, чем у Сефевидов, нет романтики, повествовательна, ясный рассказ, фигуры расположены фризообразными рядами, деление на планы, прямая перспектива, контуры угловатые, жесткие, , тяжелая и грубоватая красочная гамма, резкие контрасты

«История султана Сулеймана»

- более 20 мин: походы, приемы, завоеванные крепости, построенные мечети

- статичные фиуры, угловатые, лица невыразительны

- звучные краски: сочно-малиновый, оранжевый, фиолет, золотой

- Сулейман среди своей армии: войско в походе, Сулейман на черном коне, фризообразное расположение воинов

- переправа через р. Драву: река, мост 2 отряда воинов

Диван Баны

Антологи я – похоже на Тибриз

17 в – ничего нового не создано

 

Искусство Турции 17 В.

 

Архитектура: развитие традиций Синана в творчество его ученика Мехмеда-ага (1540-1620).

Ансамбль Голубой мечети (Ахмедие) (1609-1614).

- на площади рядом с Софией, конструкции как у Софии

- пузырящийся купол доведен до абсолюта

- 6 минаретов – проекция на мечеть прока в Медине

- про-во светлее и больше, чем у Синана, на 2 этаже галерей – тоже своды, а не стропила

- боле чистый, рафинированный памятник, чем у Синана

- купол, 4 полукупол с обходными галереями, башни по углам, своды покрыты свинцом, в интерьере – зелено-голубая

мечеть Ени Валиде к 17 в. (Новая мечеть)

- более вертикальная, высокий крутой купол

- небольшой дворик

- рафинированная чистая декорация, изразцы с каллиграфией: гол-зел-бел

Мечети Ени-джами и Чинили-Джами.

 

Турецкая керамика и изразцы

Крупные раст мотивы, исполненные в декоративной, свободной манере

2 группы по типу росписей:

1) Изникская школа в 16 в.: кораллово-красный и зел-голубой, рельефные узоры, растительные мотивы, деревья, люди, характерное изо-е стилизованной лодки с косым парусом

2) Дамаск: синяя гамма, изо-я тюльпанов, ирисов, винограда, сгруппированных на дне блюда или на шаровидных сосудах

Развитие колорита росписей сосудов и изразцов. Своеобразие турецкой орнаментики. Основные направления экспорта турецкой керамики и изразцов. Их эволюция в 17 в.

 

Художественный металл, оружие и ювелирные изделия. Центры: Стамбул, Эрзерум, Трабзон.

 

Арх-ра Делийского Султаната

7 в - первые вторжения мусульман, но мусульман гос-во в Индии образовалось в 13 в.

нач. 13 в – тюркские племена (иранцы, афганцы) вторглись в Сев. Индию, образовали Делийский султанат – первое централизованное гос-во в Индии! Его возглавляли юноши-рабы (выходцы из воинского сословия пленных рабов). Началось утверждение ислама, т.к. он больше подходил, чем индуизм с его кастами для установления власти. Джайнские храмы рушили.

14 в – расширение Делийского султаната: талманиды, тулгакиды, расцвет строительства при династии Туглукидов, столица Туглукабад

1413 г – распад Делийского Султаната

15 в – раздробленность

16-17 – время правления Великих Моголов

Искусство Делийского султаната:

- ранее был индуизм, теперь ислам:

-новые здания с ясным геометр планом (мечеть, минарет, мавзолей), новые конструкции (арка, свод, купол с 2 оболочкой), пластичная массивная арх-ра, тяготение к монумент конструкциям

- скульптура запрещена, более плоский декор (резьба по камню и по стуку-в интерьере), - - монумент живопись сокращается, появилась миниатюра,

- не распространились изразцы, использовали каменную мозаику и инкрустацию,

Мечеть Кувват аль-ислам (осн. в 1193) с минаретом Кутб-минар (1199). в Дели

- «Сила или мощь ислам»

- на месте индуистского храма 12 в с использованием старых колонн

- развалины мечети – активное использование арки, в фасаде использовали кладку напуском для формирования арки, а не саму арку

- индуистский декор по стилю: эрот. сцены, животные, пластично

- местные мотивы: Якши, львиные маскароны на пилонах

- минарет звездчатого типа, h=72, 5 м, d=от 15 до 2 м (3 яруса – первичны, 2-поздних): ярусы уменьшаются кверху, органическая раст форма, переход оформлен в виде балконов, похож на башню шикхару, выступы ярусов: 1-круг и квадрат, 2- круг, 3-квадрат. Минарет сначала стоял отдельно от мечети

- облицовка цветным песчаником, надписи цветущими шрифтами

- резьба: розетки, жемчужные ожерелья, сталактиты

гробница Гияз-ат-дина Туглака (ок. 1325)). В Туглакабаде

- крепость с мавзолеем, суровый вид

- 5-уг план с бастионами по углам

- сам мавзолей – пирамидальный компакт объем из красного песчаника с белым куполом и красным шпилем


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 615; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.025 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь