Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Сознание: его происхождение и сущность



Проблема сознания всегда привлекала пристальное внимание философов, ибо определение места и роли человека в мире, специфики его взаимоотношений с окружающей его действительностью предполагает выяснение природы человеческого сознания. Для философии эта проблема важна и потому, что те или иные подходы к вопросу о сущности сознания, о характере его отношения к бытию затрагивают исходные мировоззренческие и методологические установки любого философского направления. Естественно, что подходы эти бывают разные, но все они по существу всегда имеют дело с единой проблемой: анализом сознания как специфически человеческой формы регуляции и управления взаимодействием человека с действительностью. Эта форма характеризуется прежде всего выделением человека как своеобразной реальности, как носителя особых способов взаимодействия с окружающим миром, включая и управление им.

Такое понимание природы сознания предполагает очень широкий спектр вопросов, который становится предметом исследования не только философии, но и специальных гуманитарных и естественных наук: социологии, психологии, языкознания, педагогики, физиологии высшей нервной деятельности, а в настоящее время и семиотики, кибернетики, информатики. Рассмотрение отдельных аспектов сознания в рамках этих дисциплин всегда опирается на определенную философско-мировоззренческую позицию в трактовке сознания. С другой стороны, развитие специальных научных исследований стимулирует разработку и углубление собственно философской проблематики сознания.

Важнейшим философским вопросом всегда был и остается вопрос об отношении сознания человека к его бытию, вопрос о включенности человека, обладающего сознанием, в мир, о тех возможностях, которые предоставляет человеку сознание, и о той ответственности, которую налагает сознание на человека. Известно, что практически-преобразовательная деятельность как специфическая форма человеческого отношения к миру с необходимостью предполагает в качестве своей предпосылки создание " идеального плана" этой реальной деятельности. Бытие человека в мире всегда связано с сознанием, " пронизано" им, короче говоря, не существует человеческого бытия без сознания, независимого от тех или иных его форм. Другое дело, что реальное бытие человека, его взаимоотношения с окружающей социальной и природной действительностью выступают как более широкая система, внутри которой сознание является специфическим условием, средством, предпосылкой, " механизмом" вписывания человека в эту целостную систему бытия. В контексте человеческой деятельности как целостной системы сознание является ее необходимым условием, предпосылкой, элементом. Таким образом, если исходить из понимания человеческой реальности как целого, то вторичность человеческого сознания по отношению к человеческому бытию выступает как вторичность элемента по отношению к объемлющей его и включающей его в себя системе. Разрабатываемые сознанием идеальные планы деятельности, его программы и проекты предшествуют деятельности, но их осуществление обнажает новые " незапрограммированные" слои реальности, открывает новую фактуру бытия, которая выходит за пределы исходных установок сознания. В этом смысле бытие человека постоянно выходит за пределы сознания как идеального плана, программы действия, оказывается богаче содержания исходных представлений сознания. Вместе с тем это расширение " бытийного горизонта" осуществляется в деятельности, стимулируемой и направляемой сознанием. Если исходить из органической включенности человека в целостность неживой и живой природы, то сознание выступает как свойство высокоорганизованной материи. Отсюда возникает необходимость проследить генетические истоки сознания в тех формах организации материи, которые предшествуют человеку в процессе его эволюции. Важнейшей предпосылкой такого подхода является анализ типов отношения живых существ к среде, в рамках которых в качестве их " обслуживающих механизмов" возникают соответствующие регуляторы поведения. Развитие последних предполагает формирование телесных органов, благодаря которым осуществляются процессы психики и сознания - нервной системы и ее наиболее высокоорганизованного отдела - головного мозга. Однако определяющим фактором в развитии этих телесных органов является та реальная жизненная функция, на которую работают эти органы. Человек сознает при помощи мозга, но сознание - не функция мозга самого по себе, а функция определенного, специфического типа взаимоотношения общественно развитого человека с миром.

Если учитывать эту предпосылку, то сознание с самого начала является общественным продуктом. Оно возникает и развивается в совместной деятельности людей, в процессе их труда и общения. Вовлекаясь в эти процессы, люди вырабатывают соответствующие представления, установки, нормы, которые вместе с их эмоциональной окраской составляют содержание сознания как специфической формы отражения. Это содержание и закрепляется в их индивидуальной психике.

С сознанием в широком смысле слова, конечно, следует связывать и представление о самосознании. Развитие сложных форм самосознания происходит на достаточно поздних этапах истории человеческого сознания, где самосознание приобретает известную самостоятельность. Однако понять его происхождение можно только на основе рассмотрения существа сознания в целом.

Сознание выступает, таким образом, как ключевое, исходное философское понятие для анализа всех форм проявления духовной и душевной жизни человека в их единстве и целостности, а также способов контроля и регуляции его взаимоотношений с действительностью, управления этими взаимоотношениями.

 

Сциентизм и антисциентизм

СЦИЕНТИЗМ (сайентизм, лат. scientia и англ. science — знание, наука) — концепция, заключаю­щаяся в абсолютизации роли науки в системе куль­туры, в идейной жизни об-ва. В качестве образца науки С. обычно рассматривает естественные и т. наз. точные науки. Будучи не строго оформлен­ной системой взглядов, а скорее идейной ориента­цией, С. может проявляться по-разному, с разл. сте­пенью и силой — от внешнего подражания точ­ным наукам, выражающегося в нарочитом приме­нении математической символики или придании анализу филос.-мировоззренческих и социально-гуманитарных проблем формы, характерной для этих наук (аксиоматическое построение, система дефиниций, логическая формализация и т. п.), до превращения науки в своего рода замену религии, способной дать окончательный и безусловный от­вет на все коренные проблемы бытия. С. в фило­софии находит выражение в недооценке ее свое­образия по сравнению с др. науками, в отрицании философии как особой формы духовной деятель­ности, имеющей свою специфику по сравнению со специально научным знанием (неопозитивизм). С. в социологии связан с отрицанием особенностей объекта социального анализа по сравнению с объектами, исследуемыми естественными наука­ми, с игнорированием необходимости учета цен­ностных моментов, с эмпиризмом и описательностью, враждебным отношением ко всяким теоре­тическим построениям, имеющим выход в соци-ально-филос. проблематику, с абсолютизацией значения количественных методов в социальных исследованиях. Основой распространения С. по­служили бесспорные успехи науки в познании при­роды и научно-техническом прогрессе. Вместе с тем отчетливо выявившиеся в наше время деструк­тивные, антигуманные последствия научно-техни­ческой цивилизации порождают активную оппо­зицию С, разл. варианты антисциентизма, настаи­вающие на ограниченности возможностей науки в решении коренных проблем человеческого суще­ствования, а в крайних случаях оценивающие на­уку как силу, враждебную подлинной сущности человека. Философию радикальный антисциен­тизм рассматривает как нечто принципиально от­личное от науки, носящей, по его мнению, чисто утилитарный характер и неспособной подняться до понимания подлинных проблем бытия мира и человека. Социально-гуманитарное знание он трактует исключительно как сферу ценностного сознания, к к-рой неприменим принцип объектив­ности научного исследования. Оценивая контрапозицию С. и антисциентизма, следует избегать крайностей сциентистского культа науки, крити­чески и непредвзято анализировать реальные воз­можности науки, ее роль в культуре, не допускать абсолютизации и канонизации к.-л. исторически преходящих научных картин мира и соответству­ющих норм и идеалов научной рациональности. В то же время нельзя впадать и в крайности ради­кального антисциентизма, игнорирующего, что наука выступает как необходимый продукт разви­тия человеческой культуры и вместе с тем как один из гл. источников и стимуляторов исторического прогресса самой культуры. При этом сама науч­ная рациональность должна быть понята достаточ­но широко, на высоте своих конструктивных воз­можностей, как свободная от ограниченностей и деструкции в своих специфических формах


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 321; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь