Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Научные методы эмпирического исследования
Среди методов научного исследования, как уже отмечалось, различаются методы, свойственные эмпирическому и теоретическому уровням исследования. Общелогические методы применяются на обоих уровнях, но они преломляются через систему специфических для каждого уровня приемов и методов. Один из важнейших методов эмпирического познания - наблюдение. Под наблюдением понимается целенаправленное восприятие явлений объективной действительности, в ходе которого мы получаем знание о внешних сторонах, свойствах и отношениях изучаемых объектов. Процесс научного наблюдения является не пассивным созерцанием мира, а особого вида деятельностью, которая включает в качестве элементов самого наблюдателя, объект наблюдения и средства наблюдения. К последним относятся приборы и материальный носитель, с помощью которого передается информация от объекта к наблюдателю (например, свет). Важнейшей особенностью наблюдения является его целенаправленный характер. Эта целенаправленность обусловлена наличием предварительных идей, гипотез, которые ставят задачи наблюдению. Научное наблюдение в отличие от обычного созерцания всегда оплодотворено той или иной научной идеей, опосредуется уже имеющимся знанием, которое показывает, что наблюдать и как наблюдать. Наблюдение как метод эмпирического исследования всегда связано с описанием, которое закрепляет и передает результаты наблюдения с помощью определенных знаковых средств. Эмпирическое описание - это фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах, данных в наблюдении. С помощью описания чувственная информация переводится на язык понятий, знаков, схем, рисунков, графиков и цифр, принимая тем самым форму, удобную для дальнейшей рациональной обработки (систематизации, классификации и обобщения). Описание подразделяется на два основных вида - качественное и количественное. Количественное описание осуществляется с применением языка математики и предполагает проведение различных измерительных процедур. В узком смысле слова его можно рассматривать как фиксацию данных измерения. В широком смысле оно включает также нахождение эмпирических зависимостей между результатами измерений. Лишь с введением метода измерения естествознание превращается в точную науку. В основе операции измерения лежит сравнение объектов по каким-либо сходным свойствам или сторонам. Чтобы осуществить такое сравнение, необходимо иметь определенные единицы измерения, наличие которых дает возможность выразить изучаемые свойства со стороны их количественных характеристик. В свою очередь, это позволяет широко использовать в науке математические средства и создает предпосылки для математического выражения эмпирических зависимостей. Сравнение используется не только в связи с измерением. В ряде подразделений науки (например, в биологии, языкознании) широко используются сравнительные методы. Наблюдение и сравнение могут проводиться как относительно самостоятельно, так и в тесной связи с экспериментом. В отличие от обычного наблюдения в эксперименте исследователь активно вмешивается в протекание изучаемого процесса с целью получить о нем определенные знания. Исследуемое явление наблюдается здесь в специально создаваемых и контролируемых условиях, что позволяет восстанавливать каждый раз ход явления при повторении условий. Активное вмешательство исследователя в протекание природного процесса, искусственное создание им условий взаимодействия отнюдь не означает, что экспериментатор сам, по своему произволу творит свойства предметов, приписывает их природе. Ни радиоактивность, ни световое давление, ни условные рефлексы не являются свойствами, выдуманными или изобретенными исследователями, но они выявлены в экспериментальных ситуациях, созданных самим человеком. Его творческая способность проявляется лишь в создании новых комбинаций природных объектов, в результате которых выявляются скрытые, но объективные свойства самой природы. Взаимодействие объектов в экспериментальном исследовании может быть одновременно рассмотрено в двух планах: и как деятельность человека, и как взаимодействие самой природы. Вопросы природе задает исследователь, ответы на них дает сама природа. Познавательная роль эксперимента велика не только в том отношении, что он дает ответы на ранее поставленные вопросы, но и в том, что в ходе его возникают новые проблемы, решение которых требует проведения новых опытов и создания новых экспериментальных установок.
Верификация. Фальсификация ВЕРИФИКАЦИЯ (позднелат. verificatio — доказательство, подтверждение; от лат. verus — истинный и facio — делаю) — понятие, употребляемое в логике и методологии науки для обозначения процесса установления истинности научных утверждений (теорий, гипотез), их эмпирической проверки. Различают непосредственную В. — как прямую проверку утверждений, формулирующих данные наблюдений и экспериментов (или утверждений, фиксирующих зависимость между этими данными), и косвенную В. — как установление логико-математических отношений между косвенно верифицируемыми и непосредственно верифицируемыми утверждениями. Научные утверждения, содержащие абстрактные теоретические понятия, — аксиомы, гипотезы и т. п. — относятся к косвенно верифицируемым положениям. Следует различать также В. как актуальный процесс проверки научных утверждений и верифицируемость, т. е. возможность В., ее условия. Именно анализ условий и схем верифицируемости выступает в качестве предмета логико-методологического исследования. Термин «В.» получил широкое распространение в связи с концепцией анализа языка науки в логическом эмпиризме, к-рый сформулировал т. наз. принцип В., или верифицируемости. Согласно этому принципу, всякое осмысленное утверждение науки о мире должно быть сводимо к совокупности т. наз. протокольных предложений, фиксирующих данные «чистого опыта». Т. обр., гносеологическим основанием принципа В. выступала феноменалистская доктрина, согласно к-рой познание не может выйти за пределы чувственного опыта. Основой подобной сводимости для логического эмпиризма выступала выдвинутая Витгенштейном в «Логико-философском трактате» идея относительно возможности представить каждое осмысленное утверждение науки в качестве функции истинности элементарных утверждений. Образцом здесь выступала стандартная, первопорядковая логика, где любое составное предложение разложимо на элементарные, или «атомарные», предложения. Явная гносеологическая и методологическая несостоятельность принципа верифицируемости, сводящего научное знание к «чистому опыту» и лишающего научной осмысленности утверждения, непосредственно не проверяемые опытным путем, вынудила его сторонников позднее принять ослабленный вариант этого принципа и заменить понятие строгой и исчерпывающей В. понятием частичной и косвенной В., или подтверждения. В совр. логико-методологической литературе, где безоговорочно признается факт теоретической «на-груженности» экспериментальных данных, В. рассматривается как важная компонента многопланового процесса развития научного знания. В ходе этого развития процедуры В., в частности, позволяют проверить (подтвердить или опровергнуть) новое, дополнительное теоретическое содержание соперничающих научных теорий или гипотез по отношению к имеющимся экспериментальным данным, т. е. выявить их относительное эмпирическое содержание. Причем, как свидетельствует история науки, единичная неудавшаяся проверка автоматически не влечет за собой отказ от апробированной научной теории — эксперименты, как правило, оказываются «решающими» лишь задним числом. И. П. Меркулов ФАЛЬСИФИКАЦИЯ (от лат. falsus — ложный и facio — делать) — один из способов проверки истинности теоретических утверждений (гипотез, теорий) посредством их опровержения путем сопоставления с полученными в результате опыта эмпирическими данными. В основе Ф. лежит формально-логическое отношение, согласно к-рому теоретическое высказывание является опровергнутым, если его отрицание логически следует из множества совместимых между собой утверждений наблюдения. Опираясь на это логическое отношение, Поппер ввел в противовес неопозитивистскому принципу верификации (Верифицируемости принцип) принцип Ф., к-рый был истолкован им не как способ определения осмысленности научных утверждений, а как метод отделения науки от ненауки. Согласно Попперу, статусом научности обладают лишь такие высказывания, к-рые в принципе могут быть фальсифицированными, принципиально же нефальсифицируемые утверждения лишаются его. В. Н. Садовский |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 566; Нарушение авторского права страницы