Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Сексуальная символика русского фольклора
Проблема отношения полов всегда была актуальна в сфере супружеских взаимоотношений. Разные авторы, размышляя на эту тему, акцентировались на разных ее сторонах: полоролевые стереотипы, половой диморфизм, психология половых различий, психология сексуальности, понятие-представление о маскулинности и феминности. В обыденной жизни люди, взаимодействуя друг с другом, накапливают богатый психологический опыт. Таким образом, первоначально знания житейской психологии существуют неотрывно от деятельности и поведения человека, в последующем и способы практического действия, и субъективные состояния получают свое отражение, начинают существовать в человеческой речи, фиксируются в языке. В слове субъективные переживания как бы отделяются от их носителя и становятся доступными анализу и осмыслению. Многие слова используются и в житейской, и в научной психологии, но содержание терминов может существенно расходиться. Опыт житейской психологии воплощается в народных обрядах, традициях, в устном народном творчестве: сказках, пословицах, поговорках, притчах и т. п. Становлению половой идентичности придавалось большое значение в народной культуре, свидетельством чего является сексуальная символика фольклора. Приведем это подробнее, используя анализ известной исследовательницы фольклора, калининградского психолога М. П. Зыковой. Мифологическое (синкретическое) мышление предков уравнивало реальность с ее символическим выражением. Обряды и ритуальные действа либо в символическом виде создавали желаемую реальность, либо таким же образом уничтожали нежелательную. С течением времени человек перестал отождествлять символ с реальностью. Тем не менее, на уровне коллективного бессознательного символы широко представлены знаками реальности. Известно, что произведения фольклора насыщены символами. Значительная часть этих символов относится к сексуальной сфере человека. Анализ текстов произведений русского фольклора показывает, что определенная их часть иллюстрирует образцы сексуального поведения через символы. Разумеется, значение символов вряд ли до конца понятно человеку. Тем не менее, сексуальная символика фольклора как содержание коллективного бессознательного оказывает влияние на формирование психики человека. Кроме того, часть символов вполне может быть разъяснена самым доступным образом. Особенно явно это можно увидеть, анализируя произведения фольклора. Материалом для анализа послужат обрядовые песни весеннего цикла — веснянки («заклички»), весенние хороводные песни, песни троицко-семицкого цикла. Закликание весны открывало цикл весенне-летних праздников, связанных с плодородием, рождением, совокуплением, пробуждением земли, и человека как ее части. Часть веснянок имеет, условно говоря, один смысл. Общая тема таких веснянок — побуждение и просьба к весне «прилететь», просьба к жаворонкам «принести весну». В цитируемой далее веснянке действие строится вокруг одного из культовых предметов — зеленого венка. В русской языческой культуре зеленый веночек был символом девичества, невинности, но и пробуждающейся сексуальности. В системе символов венок (фактически — круг с отверстием) означает женские половые органы, цвет указывает на невинность, возможно, незрелость, и в то же время — жизнеспособность. Далее обратимся к тексту веснянки.
Выйди, выйди, Иванку, Заспивай нам веснянку! Зимовали, не спивали, Весну дожидали.
Весна, весна, наша весна, Да и что ты нам принесла? Да и бабам по кийочку (по палке) Младым девкам — по веночку.
Я брала веночек вчора, Вчора — вчора со вечора. В мене мати отбирала, Тай нелюбому отдала.
В мене мати отбирала Тай нелюбому отдала. Лучше б я его розирвала, Ниж нелюбому отдала.
Очевидно, что речь идет не только и не столько о зеленом веночке, сколько о сложившейся системе сексуальных отношений. Для молодых (девственных) девушек приход весны обозначал возможность начала сексуальных контактов (весна принесла им по веночку, то есть ее приход означает готовность к началу половой жизни). Как явствует из текста веснянки, именно мать принимает решение о начале сексуальной жизни дочери (мать отбирает веночек, то есть отдает «невинность» девушки тому половому партнеру, которого выбрала сама). Здесь же декларируется и принцип свободы выбора: лучше потерять невинность, чем отдать ее нелюбимому. В российских обрядовых песнях часто используется образ воды как символ женского начала. Известно, что знаменитый купальский обряд символически означал совокупление Воды и Солнца. Солнце представало в образе мужского, активного, действующего начала (Ярило), а вода — женского, подчиненного, более пассивного. На самом деле название праздника не имеет отношения к купанию, поскольку Купо — божество зрелой природы, а не воды. Тем не менее, смысл обряда заключался в совокуплении Воды и Солнца как мужского и женского начал, а название праздник получил по времени его проведения, когда символически «царствовал» Купо. Образ воды как женского начала объясняет простую, казалось бы, весеннюю обрядовую песню:
На горе-горе Петухи поют, Ой, ладо-ладо, Петухи поют! Под горой-горой Озеро с водой. Ой, ладо-ладо, Озеро с водой. Озеро с водой Всколыхнулося. Ой, ладо-ладо, Всколыхнулося. Красны девицы Разыгралися. Ой, ладо-ладо, Разыгралися.
Казалось бы, смысл песни сводится к простому описанию природы, представляет собой «картинку», пейзаж. Но, учитывая то, что древнейшие жанры фольклора всегда насыщены символикой, можно попытаться «расшифровать» внешне простой смысл. Итак, петух практически во всех народных культурах предстает как символ мужского начала. Поющий петух — символ активной, призывной мужской сексуальности. Она является доминирующей, подчиняющей по отношению к женской — озеру (обратите внимание: петухи поют «на горе», а озеро с водой находится «под горой»). Логическим следствием мужского сексуального призыва становится пробуждение женской сексуальности («озеро с водой Всколыхнулося»). Из этого контекста становится понятным и логичным продолжение — «Красны девицы разыгралися». Таким образом, эта песня дает представление о нормах сексуального поведения наших предков, об их представлениях о мужском и женском сексуальных началах. Еще одна песня представляется весьма интересной для анализа. В ней разрабатывается образ полового акта как символического убийства. Вспомним, мужское начало в фольклоре — это охотник, совокупление — убийство жертвы. Знание уже перечисленных выше символов (воды как символа женского начала; птицы, часто хищной, — как мужского; птицы женского рода как женского начала) поможет восстановить сакральный смысл этой обрядовой свадебной песни, игравшейся и как весенний хоровод:
Вдоль по морю, Вдоль по морю — морю синему.
Плыла лебедь, Плыла лебедь — лебедь белая.
Откуль взялся, Откуль взялся сизый селезень?
Он бил — убил, Он бил лебедь сналетаючи.
Он пух пустил, Он пух пустил по сине море.
А перышки, А перышки вдоль по бережку.
Сбирала пух, Сбирала пух красна девица-душа.
Милу дружку, Милу дружку на подушечку.
Итак, ориентируясь на образно-символический строй этой обрядовой песни, можно восстановить ее содержание. Очевидно, речь идет о ритуальном совокуплении (свадебном) жениха и невесты; жених предстает в образе «сизого селезня», само совокупление предстает в виде охоты или убийства («он бил — убил лебедь сналетаючи»). По поводу текста «он пух пустил» могут быть различные толкования: это может означать лишение девственности (пух как символ лона). Вероятно, последние строки песни появились сравнительно позже, хотя и они являются иллюстрацией грядущих сексуальных отношений (сбирание пуха на «подушечку милу дружку» явно предвещает сексуальные отношения). Схожий смысл можно выделить в другой весенней песне, относящейся и к календарным весенним, и к свадебным:
Что на нашей улице Широкое озеро. Рано, рано Широкое озеро.
Что но тому озеру Серы гуси плавали. Рано, рано Серы гуси плавали.
Налетел, налетел Сиз орел на речку. Рано, рано Сиз орел на речку.
Ухапил, ухапил Гусочку за крыльце. Рано, рано Гусочку за крыльце.
Гусочку за крыльце, За белые перья. Рано, рано За белые перья.
Интересно отметить, что даже в песнях, которые по своему содержанию могут быть отнесены к трудовым, очень часто присутствуют образы, связанные с сексуальностью. Объясняется это тем, что языческая обрядность построена на началах аграрной магии, где переплетены процессы и действия, происходящие в природе, с процессами, происходящими между людьми. Так, например, в Духов день полагалось петь «Посеяли девки лен»; «играние» этой песни было обязательным, так как от этого, по мнению предков, зависел урожай льна.
Посеяли девки лен, Ладо-ладо, девки лен. Посеяли, пололи, Ладо-ладо, пололи. Белы ручки кололи, Ладо-ладо, кололи. Повадился во ленок, Ладо-ладо, во ленок Бел-кудрявый паренек, Ладо-ладо, паренек. Весь леночек испримял, Ладо-ладо, испримял. В Дунай-речку побросал, Ладо-ладо, побросал. Дунай-речка не приймай, Ладо-ладо, не приймай. Ко бережку прибивай, Ладо-ладо, прибивай. Ко зелену ко лужку, Ладо-ладо, ко лужку, Ко боярскому двору, Ладо-ладо, ко двору. На боярском на дворе Разыгрался сивый конь. Он бьет землю копытом До желтого до песка, До белого камешка.
Песня, начинаясь как трудовая, и играется соответственно: участники хоровода показывают, как посеяли, пололи лен, кололи руки. Далее, однако, содержание песни, если его воспринимать без учета значений символов, становится малопонятным. Расшифровка же символов позволяет восстановить сакральное содержание и смысл песни. Лен (ленок) как символ всегда связан с женским (девичьим) началом. Испримять (в вариантах — истоптать, истрепать) ленок — возможный символ совокупления. Дунай-речка — символ женского начала. Конь, бьющий землю копытом, — также возможный символ совокупления (конь — активное мужское начало, земля, которую пробивают копытом «до желтого песка и белого камешка», — женское начало). Учитывая то, что песня относится к троицко-купальскому циклу, необходимо знать, что в это время женщинам и девушкам позволялось и даже предписывалось свободное «разгульное» сексуальное поведение, а сам праздник заканчивался массовыми совокуплениями оргиастического характера. Совокупления носили ритуальный характер, в качестве основного смысла выступал побудительный: разбудить к совокуплению силы природы, что в будущем обеспечит хороший урожай (символически воссоздать желаемую реальность). Следовательно, рассматриваемое произведение фольклора повествует о ритуальном совокуплении со «случайным» «бел-кудрявым пареньком»; тем не менее, оно как бы не является настоящим, не принимается в качестве реального: «Дунай-речка, не приймай». Учитывая то, что в символике брачных отношений жених (муж) обычно назывался боярином, можно предположить, что в последнем разделе песни повествуется о грядущем замужестве и грядущих совокуплениях, ограниченных, однако, рамками брака («леночек» «прибивается» к «боярскому двору», где уже ждет «конь», бьющий землю копытом). Таким образом, обратившись к историческому опыту наших предков, можно увидеть, что в рамках народной педагогики существовала система сексуального просвещения, причем она была построена именно в форме фольклорных игр. Здесь необходимо отметить, что часть таких игр является принадлежностью исключительно детского репертуара. Другая часть перешла от взрослых к детям. В ходе исторического развития человек утратил значительную часть фольклорного богатства, а вместе с ним и адекватные средства сексуального просвещения. Тем не менее, половая самоидентификация, формирование адекватного поло-ролевого поведения, проблема отношения полов по-прежнему остаются насущными задачами житейской и научной психологии. В настоящее время эти проблемы особенно актуальны. Проблема отношения полов
Деловой мир, мир бизнеса, традиционно считавшийся мужским, активно и успешно осваивается женщинами. Создаются различные движения, учебные программы, печатаются публикации по проблеме защиты прав женщины в политико-экономическом мире, например, движение феминисток, междисциплинарный курс «Эволюция женской личности», журнал «Psychology of Women Quarterly» в США. В нашей стране данная проблема разрабатывалась не с точки зрения восстановления прав женщины на самореализацию, а с позиции межличностного общения и психологии семьи. Различия в восприятии мужчинами и женщинами одних и тех же явлений, а также противоречие между условиями, предполагающими взаимодействие полов в широком спектре постоянно изменяющихся социальных ролей, и нередко встречающейся жесткой приверженностью традиционным полоролевым стандартам ведут к как прямым, так и скрытым конфликтам. Данная проблема фигурирует и в вопросе полового воспитания детей: нужно ли прививать четкие понятия о мужественности и женственности или воспитывать детей в духе андрогинии, что тесно связано с проблемой перемены пола во взрослом состоянии. Таким образом, понимание и принятие отличий противоположного пола не только как нормального явления, но и как ценности, является проблемным вопросом для различных отраслей психологии. В биологических, социальных и психологических науках определение пола неоднозначно. В строгом смысле пол — совокупность морфологических и физиологических особенностей организма, обеспечивающих половое размножение, сущность которого сводится в конечном счете к оплодотворению. «Пол» и «половые» свойства обозначают явление, связанное с дифферснцировкой и различением мужчины и женщины, тогда как «секс», «сексуальные» свойства подразумевают сексуально-эротические свойства. Пол: а) биологический — совокупность контрастирующих генеративных признаков особей одного вида; б) социальный — комплекс соматических, репродуктивных, социокультурных и поведенческих характеристик, обеспечивающих индивиду личный, социальный и правовой статус мужчины и женщины. «Гендер» (от лат. «род») — обозначение пола как социального понятия и явления; вся совокупность свойств, отличающих мужчину от женщины (в отличие от чисто биологического понимания слова пол («sex») в англоязычной литературе). В гносеологическом плане «гендер» — от греческого «генос» — происхождение, материальный носитель наследственности, рождающийся. Соответствует русскому понятию «род». Отношение в психологии в самом общем виде — это взаиморасположение объектов и их свойств. Общий тип отношений составляют общественные отношения как взаимосвязи между социальными общностями и их свойствами, возникающими в процессе совместной деятельности. Общественные отношения могут быть классифицированы в соответствии со сферой рассмотрения. Выделяют семейные отношения (на уровне социальных общностей); производственные отношения (на уровне занятых той или иной деятельностью групп); мсжличностные отношения (на уровне взаимосвязей между людьми в группах); внутри-личностные отношения (например, эмоционально-волевые установки субъекта по отношению к себе или аффективное отношение к кому-либо другому) к др. Так как в работе рассматриваются отношения полов в области психологии различий, то важно рассмотреть тот путь, которым мужчина и женщина приходят к специфическим проявлениям в межличностных и межгрупповых отношениях. Большинство житейских представлений сводится к тому, что пол, половая принадлежность человеку дается чисто биологически. Но «половая идентичность, то есть осознанная принадлежность к определенному полу, — результат сложного биосоциального процесса, соединяющего онтогенез, половую социализацию и развитие самосознания. Процесс этот, начинающийся с момента оплодотворения яйцеклетки, разделяется на ряд последовательных стадий, каждая из которых выполняет свои специфические задачи, причем результаты таких критических периодов принципиально необратимы». Основные этапы и компоненты половой дифференциации рассмотрены ведущим американским сексологом Д. Мани. Основная идея Мани состоит в том, что «для создания самца требуются дополнительные усилия. Природа в основном заботится о создании самки. На всех критических стадиях развития, если орган не получил дополнительного сигнала или команд, половая дифференцировка автоматически идет по женскому типу. То есть социальные факторы и самосознание — лишь надстройка над тем, что каждому дано природой». Таким образом, Мани описал формирование хромосомного или генетического пола, определяющего будущую генетическую программу организма, в частности дифференциацию его половых желез, и гормонального пола зародыша, определяющего дифференциацию внутренних репродуктивных органов (внутренний морфологический пол) и наружных гениталий (внешний морфологический пол или генитальная внешность), а также нервных механизмов, в дальнейшем регулирующих маскулинное или феминное поведение особи. В постнатальном онтогенезе генитальная внешность задает определенную программу взрослым, детерминируя определение акушерского (или паспортного) пола новорожденного, что, в свою очередь, сигнализирует, в духе какой половой роли, мужской или женской, он должен воспитываться (пол воспитания). Таким образом начинается половая социализация ребенка, то есть обучение ребенка половой роли. Половая роль — некоторая система предписаний, модель поведения, которую должен усвоить и которой должен соответствовать индивид, чтобы его признали мужчиной или женщиной. Половая социализация всегда зависит от норм и обычаев соответствующего общества, культуры. В нее входят: □ система дифференциации половых ролей, то есть половое разделение труда, специфические полоролевые предписания, права и обязанности мужчин и женщин; □ система стереотипов маскулинности и феминности, то есть представления о том, какими являются или должны быть мужчины и женщины. Маскулинность и феминность (от лат. masculinus — мужской и femininus — женский) — нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин; элемент полового символизма, связанный с дифференциацией половых ролей. Обыденное сознание склонно абсолютизировать психофизические и социальные различия полов, отождествляя маскулинность с активно-творческим, культурным, а феминность — с пассивно-репродуктивным, природным началом. Половая идентичность — единство поведения и самосознания индивида, причисляющего себя к определенному полу и ориентирующегося на требования соответствующей половой роли. Половая идентичность основывается на соматических признаках (образ тела) и на поведенческих и характерологических свойствах, оцениваемых по степени их соответствия нормативному стереотипу маскулинности или феминности. Половая идентичность связана с системой личности. В 1, 5 года ребенок знает свою половую принадлежность. К 3—4 годам различает пол окружающих людей, часто ассоциируя его со случайными внешними признаками. В 6—7 лет окончательно осознает необратимость половой принадлежности, и в зависимости от пола дети самостоятельно выбирают разные игры и партнеров. Большое значение в половой социализации играет общество сверстников как своего, так и противоположного пола. Оценивая телосложение ребенка, сверстники подтверждают, укрепляют или ставят под вопрос его половую идентичность и поло-ролевые ориентации. Пубертатный период является критическим из-за того, что обнаруживается и закрепляется не только половая, но и сексуальная идентичность, психосексуальная направленность личности. Таким образом, человек осознает себя мужчиной или женщиной в свете биологических и социальных факторов, тесно и очень сложно связанных друг с другом. При несовпадении биологических и социокультурных (пол воспитания) детерминант пола конечный результат, то есть половая идентичность субъекта, практически непредсказуем. Вопрос о психологических особенностях и различиях представителей мужского и женского пола более сложен, чем вопрос о их биологических и физических различиях. Взаимозаменяемость мужчины и женщины в широкой сфере деятельности порой позволяет ставить под сомнение наличие специфических половых психологических особенностей и на этом основании пренебрегать их изучением. Но, признавая специфические отличия полов, многие исследователи интересуются вопросом их происхождения. В концепции естественного отбора Ч. Дарвина сформулирован принцип, по которому в схватке побеждает или выживает особь с признаками, способствующими сохранению всего вида. Поэтому у самки должны быть развиты качества, способствующие вынашиванию и выращиванию детеныша, а у самца те, которые помогают защитить семейство. Так как беременность делает самку уязвимой и нуждающейся в защите, то обязанности защитника возлагаются на того, кто не может носить ребенка сам. Поэтому самец должен быть физически сильным, готовым к бою. Избыточная нежность в мужчине отрицательно сказывается на способности драться в нужный момент. А избыток агрессивности у женщины сокращает количество беременностей. Таким образом, биологическая теория Дарвина объясняет, почему природа поощряет в мужчине агрессивность, а в женщине заботливость. В психоаналитической теории З. Фрейдом выделены психосексуальные стадии развития ребенка. Отношения с другим полом и к себе зависят от того, прошел ли индивид стадию или имеет место фиксация. С каждой стадией связаны различные типы характера. Взрослые мужчины с фиксацией на фаллической стадии стремятся добиваться успеха и постоянно пытаются доказать свою мужественность и половую зрелость. Они убеждают других в том, что они «настоящие мужчины». У женщин это приводит к склонности флиртовать, обольщать, к беспорядочным половым связям, хотя они могут казаться наивными и невинными в сексуальном отношении. Некоторые женщины, наоборот, могут бороться за главенство над мужчинами, то есть быть чрезмерно настойчивыми, напористыми и самоуверенными. Между 5—7 годами Эдипов комплекс разрушается: мужчина подавляет свои сексуальные желания в отношении матери и начинает идентифицировать себя с отцом, что позволяет приобрести мальчику набор ценностей, моральных норм, установок, моделей полоролевого поведения, обрисовывающего для него, что это значит — быть мужчиной. По Фрейду, отец воспринимается как конкурент, но мальчик осознает, что сам он ниже отца по положению. Возникает «страх кастрации» — боязнь воображаемого возмездия со стороны отца. Прохождение комплекса Электры: первый объект любви — мать. Когда девочка вступает в фаллическую стадию, то она осознает, что у нее нет пениса, как у отца или брата (что может символизировать недостаток силы). С этим открытием девочка начинает хотеть иметь пенис. По Фрейду, у девочки развивается зависть к пенису, что является аналогом страха кастрации у мужчин. Враждебность с матерью основана на том, что по мнению девочки мать родила ее без пениса или отняла пенис за какой-то проступок или в наказание. Со временем девочка освобождается от комплекса Электры. Становясь более похожей на мать, получает символический доступ к отцу, увеличивая таким образом шансы выйти замуж за мужчину, похожего на отца. Позднее некоторые женщины мечтают о первенце — мальчике, феномен, который ортодоксальные фрейдисты интерпретируют как выражение замещения пениса. Генитальная стадия: все индивидуумы проходят в раннем подростковом возрасте через «гомосексуальный» период. Новый взрыв сексуальной энергии направлен на человека одного с ним пола. Хотя явно гомосексуальное поведение не является универсальным опытом этого периода, подростки предпочитают общество сверстников одного с ними пола. Человек, прошедший все стадии, приобретает генитальный характер — идеальный тип личности в психоаналитической теории, характеризующийся зрелостью и ответственностью в социально-сексуальных отношениях. Таким образом, по Фрейду биологическая природа предопределяет у девочек зависть к пенису. Из этого можно сделать вывод, что более полноценным является мужчина, а у женщины всегда будет присутствовать, чаще в подсознательной сфере, некоторая враждебность к противоположному полу, что будет мешать ей реализовывать себя. Социокультурная теория К. Хорни. Хорни не соглашалась почти ни с одним положением Фрейда в отношении женщин. Она возражала против главного основания аналитической концепции в различиях между полами, заключающегося в строении гениталий, и выдвинула свою теорию, учитывающую другое важное биологическое отличие — различную роль мужчины и женщины с точки зрения репродуктивной функции и влияние социокультурных факторов. По Хорни, способность к материнству у женщины имеет физиологическое преимущество. Это проявляется в бессознательном мужской психики — в сильнейшей зависти мальчика к материнству. Но зависть мужчины имеет значительно большие возможности для успешной сублимации, чем зависть девочки к пенису. И «эта зависть служит одной из основных движущих сил формирования культурных ценностей». «Невероятная сила импульса мужчины к творчеству в любой области (пронизана) ощущением его значительной независимости в собственной роли при сотворении живого существа, что и подталкивает его постоянно к сверхкомпенсации за счет других достижений». Женщины часто чувствуют себя неполноценно по сравнению с мужчинами, так как их жизнь основывается на экономической, политической и психосоциальной зависимости от мужчин. Исторически сложилось так, что к женщине относились как к существу второго сорта, не признавая равенство ее прав с правами мужчины и воспитывая так, чтобы она признавала мужское «превосходство». «Наша культура — это мужская культура, которая не способствует раскрытию женщины и ее индивидуальности. Как бы женщину ни превозносили в роли матери или возлюбленной, с точки зрения человеческих или духовных ценностей на первом месте всегда оказывается мужчина». К. Хорни доказывала, что многие женщины стремятся стать более маскулинными из-за стремления к власти и привилегиям «В желании быть мужчиной может выражаться проявление желания обладать всеми теми качествами или привилегиями, которые наша культура считает маскулинными, такими как сила, смелость, независимость, успех, сексуальная свобода, право выбирать партнера». «Весь комплекс чувств и фантазий, содержанием которых является ощущение женщиной своей дискриминации, ее зависть к мужчине, ее желание быть мужчиной и отвергнуть женскую роль» называется женским комплексом маскулинности. Эта установка мешает женщине разглядеть свои достоинства. «Даже материнство воспринимается как лишняя обуза. Все оценивается с мужской, абсолютно чуждой, точки зрения, и поэтому женщине приходится признать свою несостоятельность». Но желание быть мужчиной «ослабляет чувство себя, а подавленная женственность в тех или иных переживаниях непременно напоминает ей о женской роли». Особенностью мужской психики Хорни считает подсознательное тайное недоверие к женщинам, проявляющееся в типичных установках, чаще в несексуальной сфере, например в общей оценке женщин. Хорни анализирует тот пример из Ветхого Завета, где Ева была создана из ребра Адама и проклятием Господним обречена рожать в муках, чем «способность женщины давать жизнь ребенку отчасти отрицается, отчасти обесценивается», и интерпретацию искушения Адама отведать плод с древа познания как сексуального соблазнения, «где женщина предстает соблазнительницей, ввергающей мужчину в несчастье». Она считала, что это порождено обидой и тревогой, что во все времена мешало отношениям между полами. Тревога заключается в страхе перед женщиной, который «глубоко укоренен в сексуальности... Например: мужчина боится только сексуально привлекательных женщин, с которыми, как бы страстно он их ни желал, пытается держаться пренебрежительно. Пожилым женщинам, напротив, оказывается величайшее уважение, даже в тех культурах, где молодых женщин боятся и поэтому подавляют». К. Хорни приводит пример целого ряда табу, существующего в первобытных племенах и связанного с менструацией, беременностью и родами, культа Девы наряду со сжиганием ведьм. Этот страх скрывается как в чрезмерном превозношении женщин, так и презрительном отношении. То есть «мужчина в большей степени сексуально завит от женщины, так как у женщины часть сексуальной энергии передана репродуктивным процессам. Поэтому мужчины жизненно заинтересованы в том, чтобы держать женщин в зависимости. Эти факторы, имеющие психогенную природу и относящиеся к мужчине, по-видимому, лежат в основе великой борьбы за власть между мужчиной и женщиной». Таким образом, К. Хорни обрисовывает отношения полов как не доверительные, что проистекает из социально-культурных условий и которые можно проследить, анализируя исторические факты и письменные источники. Она по-своему объясняет причину недоверия и отвечает на вопрос, почему вообще возникает эта борьба между полами: «Во все времена более сильная сторона будет создавать идеологию, помогающую ей удержать свою позицию и сделать эту позицию приемлемой для более слабой. В этой идеологии особенности слабой стороны будут трактоваться как неполноценность и будет доказываться, что эти отличия неизменные, фундаментальные, Богом данные». Близок по определению природы полового различия к Хорни А. Адлер (индивидуальная психология), объясняющий это положение главным стремлением — стремлением к власти (позже он заменяет это понятие на стремление к превосходству) и наличием предрассудков: «Заблуждения относительно неполноценности женщин и, соответственно, превосходства мужчин постоянно разрушают гармонию между полами». Адлер также фиксирует наличие неудовлетворенности женщин своим положением: «Очевидные преимущества, данные мужчинам, привели к таким нарушениям в психическом развитии женщин, что в настоящее время наличествует почти всеобщая неудовлетворенность женской ролью», которую он назвал «мужским протестом». Он пишет, что «различию между мужественными и женственными чертами нельзя найти оправданий». По его мнению, важность мужского начала усилилась разделением труда, «доминирующее мужское начало направляет деятельность женщины таким образом, что мужчины, как кажется, получают от жизни максимум удовольствия, в то время как женщинам поручают те дела, которых мужчины предпочитают избегать», но само разделение возникло стихийно, изначально для того, чтобы люди занимались тем, к чему они лучше всего приспособлены. Согласно эпигенетической теории Э. Эриксона, на пятой стадии психосоциального развития, обозначенной «Эго-идентичность — ролевое смешение», поиск идентичности может быть трудным процессом для определенных групп людей и в зависимости от окружения человека. Например, молодым женщинам трудно достичь ясного ощущения идентичности в обществе, которое рассматривает женщин как людей второго сорта. С точки зрения Эриксона, феминистское движение получило большую поддержку из-за того, что общество до недавнего времени препятствовало усилиям женщины достичь позитивной идентичности, то есть неохотно предоставляло женщинам новые социальные роли и новые позиции в сфере занятости. Подобные трудности можно наблюдать у групп социальных и сексуальных меньшинств. Кризис идентичности, как фиксация на этой стадии, мешает выбрать карьеру или продолжить образование. Шестая стадия — «интимность — изоляция» — опасна излишней поглощенностью собой или избеганием межличностных отношений. М. Кан своим исследованием подтвердил гипотезу о том, что устойчивое чувство идентичности способствует развитию способности к интимности у созревающей личности. Он выявил, что у мужчин достижение идентичности (по Э. Эриксону) тесно связано с решением жениться — не жениться. В этом смысле достижение идентичности, основанной на традиционно мужских ролевых качествах американской культуры, является решающим. Женщины могут находиться в жесткой зависимости от социальных предписаний необходимости выйти замуж, поэтому достижение идентичности имеет мало общего с замужеством. В то же время достижение идентичности у замужних женщин больше влияет на стабильность супружеских отношений, то есть идентичность, основанная на умении справляться с тревогой и умении выражать чувства открыто, способствует стабильности брака. Согласно юнгианской теории личности, каждый человек несет в себе мощные первичные психические образы — архетипы, которые можно определить как предполагающие факторы, под влиянием которых люди реализуют в своем поведении универсальные модели восприятия, мышления и действия в ответ на какой-то объект или событие. Юнгом описаны многие архетипы, но для проблемы отношений полов интересны такие архетипы, как Анима, Анимус, Персона, Тень и Самость. Персона — публичное лицо, то есть то, как мы проявляем себя в отношениях с другими людьми. Обозначает много ролей, которые мы проигрываем в соответствии с социальными требованиями. То есть это и половые роли мужчины и женщины, и те социальные роли, которые исполняют мужчины и женщины в обществе. Тень — подавленная, негативная и животная сторона личности. Содержит социально неприемлемые и агрессивные импульсы, аморальные мысли и страсти. В отношениях между полами это то, что «не принято показывать». Анима — «душа» представляет внутренний образ женщины в мужчине, его бессознательную женскую сторону или персонифицирующее женское начало — смутные чувства и настроения, пророческие предчувствия, восприимчивость к иррациональному, способность любить, чувство природы и т. п. Анимус — «дух» представляет внутренний образ мужчины в женщине, ее бессознательную мужскую сторону, по-другому персонифицирующий физическую силу, инициативу, организованное действие, духовную глубину и рациональность. Основанный частично на том биологическом факте; что в мужчине и женщине выражены и мужские и женские черты, этот архетип эволюционировал на протяжении многих веков в коллективном бессознательном как результат опыта взаимодействия с противоположным полом. Многие мужчины до некоторой степени феминизировались в результате многолетней совместной жизни с женщиной, а для женщины является верным обратное. Выражение этих архетипов должно быть гармоничным, не нарушать общего баланса, чтобы не тормозить развитие личности в направлении самореализации. Мужчина должен выражать свои феминные качества наряду с маскулинными, и то же самое женщина. Если эти необходимые атрибуты не развиваются, результатом может быть односторонность роста и функционирования. Развитие личности происходит в направлении самореализации посредством уравновешивания и интеграции различных элементов личности. То есть процесс индивидуации позволяет самости становиться центром личности, что позволяет достичь самореализации. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 797; Нарушение авторского права страницы