Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Маркандейа Риши видит иллюзорную энергию Господа



Мудрец Маркандейа Риши был великим преданным Кришны. В течение многих миллионов лет он медитировал и совершал аскезы для Его удовлетворения. Сила его бхакти была столь велика, что даже когда Купидон в сопровождении своих слуг Жадности, Зависти и других – лично пришли, чтобы совратить его, у них ничего не вышло.

Очень довольный своим дорогим слугой, сам Господь Хари лично явился перед ним и предложил попросить о любых благословениях. Маркандейа был совершенно удовлетворен просто самой возможностью лично увидеть Лотосоокого Господа. И, удивляясь непостижимому могуществу Господа, он попросил Его показать, как действует Его иллюзорная энергия. Ему было интересно это не просто так, а потому что эта энергия – это энергия Кришны.

Господь улыбнулся, и произнес: «Да будет так», – после чего отправился в Свою обитель. Мудрец Маркандейа вернулся к себе в хижину, где продолжил свое преданное служение. Сила его бхакти была столь велика, что временами его охватывал экстаз, и он терял внешнее сознание.

Неожиданно однажды вечером пошел дождь. Налетели ураганы, свинцовые тучи затянули небосвод, заполыхали молнии и загремел гром. Реки вышли из берегов, и Маркандейа оказался в бушующем потоке воды. Так происходит всякий раз в конце дня Брахмы во время частично уничтожения этой вселенной, когда она практически полностью заливается водами вселенского потопа. Несмотря на совершенное владение мистическими силами, Маркандейа был в полном замешательстве. Его засасывало в гигантские водовороты, и затем вздымало на гребни исполинских волн. Акулы, киты и ужасные морские чудовища набрасывались на него, и лишь в последний момент он чудом оставался в живых.

Так прошло миллионы лет. Маркандейа был единственным живым существом, уцелевшем в этом хаосе, и он уже не мог понять, где вода, а где воздух, и вообще жив он или мертв. Этим страданиями не было конца. Неожиданно среди этого хаоса потопа он увидел свет. Изо всех оставшихся сил он стал грести к этому свету. Подплывя поближе он увидел, что это крошечный островок, на котором раскинулось огромное баньяновое дерево. Собрав остаток сил, он выбрался на берег этого острова.

Под огромным баньяновым деревом на большом листе он увидел очаровательного младенца, от которого исходило сияние, полностью рассеивающее окружающую мглу. Темно синий цвет тела младенца повергал в стыд самый безупречный из изумрудов. Его лицо источало ослепительную красоту, а шея напоминала раковину. У Него была широкая грудь, изящный носик, прекрасные брови и очаровательные ушки, подобные раковинам, украшенным цветами граната. Уголки Его глаз были красноватыми, словно соцветие лотоса, а сияние его кораловых губ придавало красноватый оттенок чарующей улыбки на его лице. Его блестящие волосики дрожали в такт дыханию, и глубокий пупок мерно двигался в окружение прекрасных складок на Его животике.

Возвышенный брахман с изумлением взирал на это чудо, и у него на глазах младенец своей маленькой ручкой схватился за большой палец ноги, засунул его Себе в рот, и стал сосать. Совершенно очарованный, Маркандейа нагнулся поближе к младенцу, и в это время Он широко раскрыл рот и сладко зевнул. Словно ничтожного комара, Маркандейу подхватил вдох этого младенца, и он оказался у Него во рту. Маркандейа увидел перед собой все четырнадцать планетных систем, как они были до вселенского уничтожения. Он увидел Господа Брахму, Господа Шиву и всех полубогов. Он увидел двадцать четыре материальных элементов и живые существа, населяющие этот мир…

Но тут младенец выдохнул, и, вылетев у Него изо рта, Маркандейу опять швырнуло в воды вселенского опустошения. Перед собой он опять увидел остров, на котором на большом листе лежал этот удивительный младенец. Он улыбался, и уголки Его глаз источали нектар любви. Маркандейа подхватил Его своим взглядом и, поместив глубоко в сердце, бросился навстречу, чтобы обнять трансцендентную Личность Бога.

Но неожиданно Господь исчез. Исчезло баньяновое дерево, остров и сами воды вселенского опустошения. Маркандейа обнаружил, что он по-прежнему сидит у себя в хижине, погруженный в медитацию. Тогда, вспомнив улыбку Господа, когда Он давал свои благословения, Маркандейа Риши понял все и принял исключительное прибежище у Его лотосных стоп.

Задание 31. Объясните аналогию с потерянным кошельком.

Задание 32. Опишите преимущества пути бхакти по сравнению с путями кармы и гьяны.

Задание 33. Почему пути кармы и гьяны являются временными?

Задание 34. В чем заключается сходство и различие между кармой, карма-йогой и бхакти?

Задание 35. В чем заключается сходство и различие между гьяной, гьяна-йогой и бхакти?

Задание 36. Что Вам больше всего понравилось в истории о Маркандейе Риши Какие выводы Вы для себя сделали?

Заключение

Итак мы вкратце описали Вам три основных пути, которые провозглашают все священные писания мира. Это карма, гьяна и бхакти. Одно и тоже послание священных писаний дается Господом в соответствии с местом, временем и уровнем культуры людей. Повсюду можно найти людей, в большей или меньшей степени к одному из этих путей или к их смеси. Поэтому во всех истинных священных писаниях даются наставления, соответствующие всем трем из этих путей, быть может в большей или меньшей степени. Понимание этих трех категорий поможет Вам подняться над различиями в ритуалах и названиях и видеть суть вещей с абсолютной платформы – данной Самим Господом.

Вы также узнали о карма-йоге и гьяна-йоге. Вы узнали, какую роль они играют в жизни преданного, и каким образом, пройдя через эти стадии, мы сможем подняться до уровня чистого беспримесного бхакти. Успехов Вам на этом пути! Харе Кришна!

Задание 37. Разберите наиболее знакомую Вам традиционую религию и на ее примере объясните, какие аспекты религиозной деятельности относятся к карме, гьяне и бхакти.

Задание 38. Объясните, что представляет из себя духовность в понимании представителя интеллигенции, обыкновенного религиозного человека и чистого преданного. Какое из этих определений духовности Вы считаете наиболее справедливым и почему?


 

Глава 5 Вера

Определение веры

Шрила Прабхупада определяет веру как «доверие к чему-то возвышенному». Вера лежит в области эмоций, ее нельзя объяснить рационально. Ее вообще нельзя объяснить, потому эмоции относятся к функции ума, а объяснения – к функции разума. Эмоции, вера, доверие, любовь, предпочтения, привязанности, ценности – все это вещи одного порядка. Вера означает, что мне что-то нравится, а что-то не нравится. Почему? А не почему! Просто… И поскольку мы все индивидуальности, то и вера наша будет индивидуально окрашена.

 

Возникновение веры

Каким образом появляется вера? Вспомним, что вера – это положительные эмоции к какому либо объекту. Что нас будет привлекать, будет зависеть от состояния нашего сознания. Кого-то привлекает бутылка водки, кого-то деньги, кого-то классическая музыка, а кого-то повторение Харе Кришна мантры. Поэтому Кришна описывает, что вера может быть четырех видов – в добродетели, страсти, невежестве и трансцендентная. Но состояние нашего сознание само находится под влиянием тех живых существ и предметов, которые находятся рядом с нами. Оно никогда не пассивно. Цикл восприятия – переживания – волеизъявления – действия постоянно продолжается.

В Хари Бхакти Судходайе есть знаменитый стих, который гласит: «Человека подобен кристаллу хрусталя, который отражает свойства объектов, находящихся рядом с ним. Поэтому следует общаться со святыми личностями, которые более продвинуты, чем вы, любят вас и имееют сходный образ мыслей». Подобным образом, Шрила Прабхупада объяснял, что, общаясь с пьяницами, вы станете алкоголиком; общаясь с бизнесменами, у вас появится страсть к деньгам; а общаясь со святыми личностями, у вас появится тяга к духовной практике.

Однако в жизни мы видим, что это не всегда так. Причин этому может быть две:

· Во-первых, мы можем находиться под влиянием столь глубоких привязанностей, что для того, чтобы они изменились под влиянием окружения, потребуется очень длительное время, быть может не одна жизнь.

· Во-вторых, у живого существа всегда остается свобода выбора и поэтому оно может отвергнуть влияние, которое оказывает на него его окружение.

Поэтому даже в самом развращенном обществе всегда находятся люди, сохраняющие благородство и религиозные принципы. И, напротив, у благочестивых родителей, не смотря на всю их заботу, могут вырасти дети – отпетые негодяи. Но в общем, правило остается и в соответствии с нашим окружением у нас развивается вера, то есть положительные эмоции к определенным объектам – находящимся под влиянием разных гун или трансцендентным: санга санджайате камах или «с кем поведешься, от того и наберешься». Поэтому священные писания столь строго предупреждают нас, чтобы мы тщательно выбирали свое общение. Поучительна в этой связи одна история о Ходже Насреддине, легендарном герое среднеазиатского эпоса.

История о Ходже Насреддине

Однажды Ходжа Насреддин, который был большим остряком, решил подшутить над своими соседями. Он выбежал на улицу и закричал: «Эй, люди! Сегодня счастливый день! У нашего эмира родился сын, и в честь этого на главной площади всем раздают рис! Хватайте же мешки и бегите на главную площадь! » Проводив взглядом своего простодушного соседа, принявшего его слова за чистую монету, он рассказал обо всем жене. Они отдуши посмеялись, и Ходжа прилег на топчан отдохнуть.

Через какое-то время его разбудила суета, происходящая на улице. Выглянув за калитку, он увидел бегущих куда-то людей с мешками. «Что случилось, почтенные», – спросил Ходжа Насреддин. «Как! » – ответил кто-то ему, – «Разве ты не знаешь?! На главной площади эмир рис раздает! » «Ну и глупцы! » – едва сдерживая смех, подумал Ходжа. «Надо же, как я их обманул! »

Прошло еще некоторое время, и поток людей, бегущих по направлению к центральной площади увеличился. «Эй, Ходжа! » – кричали они ему, – «Ты что спишь! Беги быстрее! На главной площади эмир рис раздает! Гляди, тебе не достанется! » В уме Ходжи Насреддина появились сомнения. Он заерзал, встал с топчана и начал ходить взад-вперед по двору. Затем он подошел к жене и сказал: «Послушай, жена, дай мне пустой мешок. Столько людей говорят, что эмир рис раздает. Может и в самом деле раздает? Побегу ка я на центральную площадь, пока не поздно. А то вдруг не достанется! » – и в мгновение ока присоединился к бегущим по дороге людям.

Неприязнь

Обратной стороной веры является неприязнь, когда мы питаем к чему-то тоже эмоции, но отрицательные. Таким образом все, что здесь говорится о появлении о развитии веры будет точно также относиться к появлению и развитию неприязни.

До тех пор, пока мы находимся под влиянием трех стихий материальной природы, наша вера обязательно будет сопряжена с неприязнью – в разных пропорциях. Под влиянием стихии невежества мы практически не испытываем никаких положительных эмоций. Мы раздражены, испытываем страдания и замешательство. Под влиянием стихии страсти мы будем испытывать доверие ко всему, что удовлетворяет наши чувства и нас будет отталкивать все, что препятствует чувственному удовлетворению. Под влиянием стихии добродетели мы умиротворены и практически не испытываем отрицательных эмоций. Практически – потому что лишь на трансцендентном уровне мы будем лишены всех примесей страсти и невежества. На трансцендентном уровне зависти нет совсем, потому что преданный полностью доверяет процессу преданного служения Верховной Личности Бога, и видя все, как Его разнообразные энергии, испытывает по отношении ко всему лишь положительные эмоции.

Как развивается вера

Иногда говорят, что человек – существо рациональное. Это так, человек, в отличие от животного, обладает гораздо более развитым интеллектом. И вместе с тем, если Вы пристально присмотритесь к себе, то Вы признаете, что Вами сперва движут эмоции. Например, почему Вы покупаете именно этот костюм, именно эти благовония? А просто потому, что он вызывает у Вас положительные эмоции. Или может быть не он, может быть продавец или сама обстановка в магазине. Одним словом, что-то Вам нравится, и вы решаете купить этот товар. Затем уже может включиься разум, и Вы приведете себе достаточно доводов, объясняя свое желание. Что товар дешевый, но добротный, что на него есть гарантия, или что он Вам идет.

Таким образом, в корне любых поступков лежит первоначальная вера. Шрила Прабхупада приводил пример с цирюльником. В Индии в деревнях до сих пор есть цирюльники, которые предоставят Вам услуги «брижки и стритья». Они довольно ловко побреют Вас, орудуя острейшим лезвием опасной бритвы. Вы садитесь, и он подносит к вашему горлу острие. Для того, чтобы решиться на это, Вы сперва должны иметь какую-то веру: «Он хороший человек. Он меня не прирежет».

Таким образом вера, доверие всегда идет перед знанием, перед разумом. Если Вы мне не доверяете, то не важно, что бы я Вам не говорил, Вы просто не будете меня слушать. Аргументы типа: «А Вы сперва докажите! …» как правило имеют ту же силу, как и высказывания типа: «Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда». Дело в том, что Вы и так уже однозначно решили все для себя и Ваша вера защищает вас от каких либо еще вариантов.

Интересно, как Шрила Прабхупада в своем введении к «Бхагавад-гите» описывает условие, необходимое для того, чтобы понять «Гиту». Он говорит, что для этого необходимо хотя бы теоретически принять, что Кришна – Верховная Личность Бога. Если Вы хотя бы теоретически принимаете: «Ну, почему бы и нет? Почему бы не почитать эту книгу? Почему бы не попробовать этот путь? », – то тогда Вам удастся по крайней мере проверить, правда ли там написана. Но если у Вас не будет этого первоначального доверия, то тогда вообще никаких шансов.

Таким образом вначале идет доверие. И затем уже мы сможем объективно применить свой разум и проверить на практике, верно ли то, что нам говорят или нет. Сомнение – это, несомненно, признак разума. Но сомневаться лишь в том, что лежит за рамками нашего привычного опыта – это еще не самый великий разум. Шрила Прабхупада приводил в пример сову. Сова – это ночная птица. Днем ее глаза закрыты. Если Вы подойдете днем к сове, и скажете ей:

– Эй, посмотри! Солнце на небе! – Она ответит
– Какое солнце? Нет никакого солнца! Это все мифы и сказки!
– Да нет же, открой глаза, посмотри: вот оно!
– Нет, Вы сперва докажите мне, что оно есть, тогда я открою глаза…

Это пример сомнений, доведенных до абсурда, и они лишь закроют нам путь к достижению и постижению нового. Если мы хотим сомневаться, то почему бы нам не начать сомневаться с себя: «А что, если я не прав!? Все же, мои чувства не совершенны, я могу невольно обманывать себя и других, и вообще человеку свойственно ошибаться». Такие сомнения в себе являются оборотной стороной доверия к другим.

Слепая вера (или положительные эмоции в отношении кого-либо или чего-либо) вряд ли долго сохранится. Потому что мы по своей природе деятельны. И переживание эмоций – это лишь один из аспкектов нашей сознательной деятельности. За эмоциями всегда следует опыт, за которым опять следуют эмоции и так до бесконечности. Для того, чтобы вера сохранилась и развивалась, она должна потдверждаться на практике, а также объясняться разумом. Предположим, Петя говорит мне, что Вася хороший человек. Я доверяю Пете, его положительные эмоции в отношении Васи передаются ко мне, и я начинаю испытвать доверие к нему. Но вот Вася меня обманывает (и я испытываю отрицательные эмоции). Ну, первый раз, я еще смог как-то объяснить себе это. Во второй раз, еще тоже можно понять. Но в третий, в четвертый! … Так я теряю доверие не только к Васе, но и Пете.

Таким образом слепая вера всегда временна. И это хорошо, потому что тогда мы можем быть уверены, что не совершим роковой ошибки, которая приведет к необратимым последствиям. Поэтому можно спокойно принять что-то просто на веру на какое-то время и поэксперементировать. Если объект этой веры истинен, то вера автоматически будет потдверждаться практикой и разумом и будет нарастать. Если же объект веры иллюзорен, то рано или поздно мы убедимся в этом на практике или поймем это с помощью разума.

И, конечно, помимо практики и разума, наша вера будет укрепляться, если мы будем находиться в окружении, благоприятствующему ее развитию. И, напротив, наша вера будет разрушаться или изменяться, если мы позволим себе поддаваться влиянию людей, разделяющих иную систему ценностей, или неблагоприятному окружению.

Например, если вы хотите утвердиться в философии «ешь, пей веселись и ни очем не думай», то мы можем порекомендовать вам следующее. Не ешьте все подряд. Старайтесь есть больше мяса. Можно сырого с кровью – приправьте только луком и чесноком. Супы и бульоны лучше готовить сразу на несколько дней. Гастрономический душок будет способствовать перевариванию пищи. Каждый вечер обязательно выпивайте рюмку коньяка – это будет способствовать очищению крови. Чаще ходите в бары и рестораны, играйте в «Бонзу на деньги». Смотрите телевизор, особенно вечерние и ночные передачи – новости, фильмы ужасов, боевики, и, конечно, эротику – это в особенности возбудит и подогреет ваши чувства. Мойтесь и меняйте белье как можно реже – раз в недею или в месяц. И не будьте в одиночестве – окружите себя партнерами противоположного пола, разделяющими ваши воззрения и меняйте их как можно чаще. Разнообразие придает остроту жизни. И последнее. Никогда не думайте о тех страданиях, которые испытывают животные когда им перерезают глотки на бойнях, когда они едут на конвейере, подвешанные за задние ноги, кровь фонтаном бьют у них из горла, и все тело изгибается в агонии. Не думайте о своих преклонных днях, когда ваше дряблое тело, больное и немощное, уже не сможет наслаждаться, и все отвернутся от вас с отвращением. И, наконец, не думайте о мучительной смерти, которая отнимет у вас все, чего вы достигли в этой жизни, и откроет перед вами дорогу в самые мрачные районы этого материального мира, путешествие по которой будет длиться почти вечность…

Заключение

Итак вера – это доверие или положительные эмоции, которые мы испытываем к кому-либо или чему-либо. В противоположность этому зависть – это, когда мы испытываем отрицательные эмоции к чему-либо. Вера будет определяться индивидуальным состоянием нашего сознания, которое в свою очередь формируется под влиянием нашего окружения. Вначале мы принимаем что-то на веру, а затем в процессе практического опыта и с помощью разума наша вера будет расти или, наоборот, уменьшаться. Другим фактором, влияющим на развитие веры будет наше окружение – благоприятное окружение будет способствовать развитию веры, а неблагоприятное – ее разрушению.

Задание 39. Что такое вера? Чем вера отличается от неприязни?

Задание 40. Откуда у человека появляется вера? Почему в сходных ситуациях у одного человека появляется вера, а у другого нет?

Задание 41. Подробно опишите, какая обстановка, деятельность и общение будет благоприятны для развития любви к Богу.

Задание 42. Опишите, в какой ситуации зародилась и как развивалась Ваша вера в процесс преданного служения. Покажите на примерах, какие факторы способствовали развитию Вашей веры, а какие – ее уменьшению.

Задание 43. Бхакти или любовь к Богу, которую мы описывали в предыдущей главе можно по-другому определить как веру или доверие к деятельности, приносящей удовлетворение (Кришне). Тогда завистью можно назвать отвращение к деятельности, приносящей удовлетворение (Кришне), то есть полной противоположности бхакти. Дайте определение беспримесной зависти к Кришне (рассмотрите все 7 аспектов, аналогичных 7 аспектам беспримесной бхакти – из предыдущей главы). Приведите пример личности, обладавших чистой завистью к Богу.

Наука любви к Богу

Чистое преданное служение


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 357; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.041 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь