Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Бхава – экстатическая любовь к Богу



Наконец, покоренный привязанностью своего преданного, Кришна милостиво проливает на него луч своей внутренней энергии хладини-шакти. По Ее милости мы полностью осознаем свои вечные взаимоотношения с Кришной и начинаем видеть Его образ в своем сердце. От материальных аспектов нашего сознания остается лишь только тень. Нас охватывают различные виды экстаза: иногда слезы льются из наших глаз, волосы на теле встают дыбом, мы непроизвольно смеемся или плачем. Но, впрочем, эти признаки могут и не проявляться внешне. Шрила Рупа Госвами в «Нектаре Преданности» описывает подлинные характеристики преданного, достигшего уровня бхавы:

1. Он всегда стремится все свое время занимать в преданном служении Господу. Он не желает быть праздным. Он хочет служить всегда и неуклонно, двадцать четыре часа в сутки.

2. Он всегда сдержан и настойчив

3. Он всегда отрешен от материального

4. Он не стремится к материальным почестям

5. Он всегда уверен, что Кришна прольет на него Свою милость

6. Он всегда очень стремится с верой служить Господу

7. Он очень привязан к повторению святых имен Господа

8. Он всегда стремится описывать трансцендентные качества Господа

9. Он испытывает блаженство, живя в месте, где проходили игры Господа, таких как Майапур или Вриндаван.

Уровень бхавы Господь Чаитанья описывает в шестом стихе шикшаштаки:

Найанам галад-ашру-дхарайа
ваданам гадгада-рудхайа гира
пулакаир ничитам вапух када
тава нама-грахане бхавишйати

«О мой Господь, когда же мои глаза украсятся слезами любви, постоянно текущими в то время, как я произношу Твои святые имена? Когда же я произнесу Твое имя, и в тот же миг сорвется мой голос, а волосы на теле встанут дыбом? »

Према – чистая любовь к Богу

Наконец, на уровне премы все материальное осквернение исчезнет без следа, и мы сможем не только видеть Господа, но и вступать с Ним в непосредственное общение, служа Ему в Его вечных играх под руководством одного из Его вечных спутников. Иногда же Кришна будет скрываться от нас, чтобы через чувство разлуки усилить любовь к нему. Господь Чаитанья описывает этот уровень в седьмом и восьмом стихах шикшаштаки:

Йугайитам нимешена
чакшуша правришаитам
шунйайитам джагат сарвам
говинда вирахена ме

«О Говинда, в разлуке с Тобой каждое мгновение для меня подобно двенадцати годам и даже более. Слезы текут из моих глаз подобно ручьям, и я ощущааю всю пустоту мира, покинутого Тобой».

фшлишйа ва пада-ратам пинашту мам
адаршанам марма-хатам кароту ва
йатха татха ва видадхвату лампато
мат-прана-натхас ту са эва напарах

«Я знаю, что нет для меня иного Господа, кроме Кришны, и Он останется таковым навсегда, даже если Он грубо обмнимет меня или разобьет мое сердце, скрывшись от меня. Он полностью волен делать все, что ни пожелает, все равно Он останется моим высокочтимым Господом безо всякой причины».

Что дальше?

Бхава и према – это лишь первые стадии преданного служения на уровне совершенства. Затем идут другие, начиная со снехи, чувства особой нежности, и вплоть до махабхавы, любви, которую питает к Кришне Шримати Радхарани и Ее близкие спутницы. Но это несовершенное материальное тело просто не приспособлено для переживания эмоций подобной силы. Поэтому, как описывают ачарьи, после того, как мы оставим это телонам предстоит явиться в одной из бесчисленных материальных вселенных во Вриндаване, где в тот момент Кришна будет проявлять свои вечные игры. Однако это рождение и эта жизнь не будет связана ни с какими материальными наслаждениями и страданями, ибо мы явимся уже в своем духовном теле, вечном, исполненном знания и блаженства, которого достигли еще в прошлой жизни. Мы будем участвовать в играх Кришны, и так достигнем окончательного совершенства в своем служении. А в конце Своих игр Кришна в этом же теле перенесет нас в духовный мир на планету Голоку Вриндавана. Счастливого пути! Харе Кришна!

Задание 53. Выучите наизусть санскрит, значение слов и перевод стихов из Бхакти-расамрита-синдху, описывающих последовательность стадий преданного служения (Ответьте своему куратору или преподавателю).

Задание 54. Откуда у обусловленной души берется семя веры в процесс преданного служения?

Задание 55. Что является «питательной средой» для практики преданного служения?

Задание 56. Каковы проявления неустойчивости в преданном служения. Приведите примеры из своей жизни, когда Вам удавалось преодолеть их?

Задание 57. Каковы четыре вида анартх? Приведите примеры, когда Вам удавалось преодолеть какие-то из них.

Задание 58. Каковы 4 качества преданного, достигшего уровня ништхи? Встречались ли Вы с проявлением этих качеств у других преданных? Приведите примеры.

Задание 59. На примере жизни Шрилы Прабхупады покажите проявление каких-либо четырех из признаков преданного, находящегося по крайней мере на уровне бхавы.

Задание 60. На какой из девяти стадий преданного служения Вы находитесь? Обоснуйте свое утверждение.

Самбандха, Абхидхея и Прайоджана

Методы познания

Каким образом мы познаем мир? Задавая вопросы родителям, обучаясь в школе, читая книги и газеты, смотря телевизор, исследуя его, думая и размышляя над окружающим, испытывая озарения – можно перечислить тысячи путей обретения знания. Для нашего удобства Ведическая наука сводит эти методы познания к трем:

1. пратйакша или чувственный опыт,

2. анумана или логический вывод,

3. шабда или получение знание из достоверного источника

Немного задумайтесь, и Вы убедитесь, что все источники нашего знания или методы доказательств попадают под одну из этих трех категорий. В какой же мере применимы эти методы в познании Абсолютной Истины? Рассмотрим это более подробно.

Пратйакша

Пратйакша означает чувственный опыт. Мы постоянно взаимодействуем с внешним миром с помощью своих чувств – видим, слышим, обоняем, осязаем и пробуем на вкус окружающую реальность. Иногда мы делаем это непосредственно, а иногда с помощью разнообразных приспособлений, как, например, я смотрю сейчас на экран компьютера сквозь очки. Получив таким образом информацию об окружающем мире с помощью воспринимающих чувств, мы затем проверяем ее на практике. И если наш опыт подтверждается, мы принимаем полученное знание как более или менее достоверное.

Какие же недостатки у этого метода познания? Во-первых наши чувства несовершенны. Мы не можем видеть в темноте, мы не можем ориентироваться в запахах так, как это могут собаки, наш слух тоже несовершенен. Затем множество явлений мы вообще не можем воспринимать непосредственно, поэтому нам приходится создавать всевозможные микроскопы, спектрометры, датчики и т.д. Но здесь есть тоже беда, поскольку мы создаем все эти приборы с помощью тех же несовершенных чувств.

Другим источником «искажений» является наш собственный ум. У всех у нас есть опыт, когда, охваченные каким-либо беспокойством, мы становимся рассеяными и можем не заметить даже пересекающий нам дорогу автомобиль или трамвай. Или же когда мы сильно хотим чего-то, мы можем «увидеть» или «услышать» это, даже если оно не существует. Охваченный страстью юноша будет видеть в девушке все те качества, которые он хотел бы видеть, и когда через некоторое время он начнет осозновать свою иллюзию, его постигнет разочарование. Или, если мы испытываем неприязнь к другому человеку, то мы будем слышать в любых его словах угрозу или желание досадить нам. Мы будем видеть это в каждом его движении. На санскрите это звучит: атмаван манйате джагат – каждый видит мир сквозь призму своего ума.

Я помню, в студенческие годы я как-то затянул до последнего момента написание курсовой работы по химии. Просидев несколько дней в библиотеке, я написал теоретическую часть, и мне лишь оставалось выполнить практический синтез. Обычно эта реакция проходит легко и успешно, но до защиты курсовой оставался лишь один день, и по закону бутерброда (который всегда падает маслом вниз), после многих часов нагревания, перемешивания, бурления, шипения и выпаривания, на выходе я получил совершенно пустую колбу. Может быть там и было что-нибудь на стенках, но с помощью своих несовершеных глаз этого таже на просвет не было видно. Но я твердо верил, что здесь где-то должно быть мое вещество (иначе это означало бы двойку, с чем мой ум примириться решительно не хотел). Поэтому я налил в колбу чистой дистиллированной воды, снял спектр. На спектре была какая-то непонятная «каша». Но поскольку мои глаза были умащены бальзамом любви к моему веществу, я сразу же «нашел» его в своем спектре, и на следующий день с уверенным видом защитил курсовую работу, которая была хорошо оценена учеными профессорами. Да здравствует современная наука!

Поэтому материальное знание, которые мы обретаем с помощью чувственного опыта всегда относительно и несовершенно. В области же трансцендентной, которая по определению лежит за пределами чувственного опыта, этот метод просто бесполезен. Кришну называют адхокшаджа или Тот, кто находится за пределами чувственного восприятия. Лишь освоив духовное измерение с помощью других, совершенных методов познания, мы сможем увидеть, услышать и прикоснуться к Кришне.

Анумана

Анумана означает логический вывод. Мы получаем информацию об окружающем мире с помощью чувств. В виде образов она хранится в нашей памяти. И затем, анализируя и сопоставляя эту информацию с уже имеющейся, мы делаем определенные выводы, приписываем ей определенный смысл. Это называется также индуктивным методом познания, когда, основываясь на полученных фактах, мы строим определенные теории и модели окружающего мира.

Например, как-то Сэр Исаак Ньютон прогуливался по королевскому фруктовому саду, размышляя о природе сущего. Неожиданно его что-то больно ударило по голове. Это было яблоко – большое спелое яблоко. Сэр Исаак Ньютон начал яростно растирать шишку и был уже готов проклясть и все творение, и его Творца, но в его ушибленную голову пришла гениальная идея. После долгих препирательств с учеными из Королевского Ботанического Общества, которые никак не могли понять, как эта идея поможет поднять урожайность яблоневых садов, он все-таки прославился как открыватель закона всемирного тяготения.

Какие же ограничения есть у этого метода? Во-первых, он основывается на фактах, которые мы получаем из чувственного опыта, а как мы обсуждали это в предыдущем параграфе, чувственный опыт всегда несовершенен. Во-вторых, наша логика тоже зачастую содержит изъяны. Поэтому все выводы, которые мы сделаем из несовершенных фактов с помощью несовершенной логики тоже будут несовершенными. И поскольку мы все ошибаемся по-разному, из одних и тех же фактов можно сделать разные выводы. Есть классическая история, иллюстрирующая этот момент.

Однажды четверо слепцов затеяли спор, о том, что из себя представляет слон. После нескольких часов бурных дебатов они решили поставить эсперимент, и на его основании прийти к окончательным выводам. Они попросили прохожего провести их к слону. Подойдя к нему, первый слепец начал ощупывать его. Часть тела, которую он ощупывал, оказалась ногой слона. Тщательно исследовав ее, и проанализировав свой опыт, он вернулся к своим товарищам и заявил: «Слон – это большая колонна». Другой слепец подошел к хоботу слона, и, ощупав его, сказал: «Нет, слон – это страшная змея! » Третий слепец пощупал ухо слона и пришел к выводу, что слон – это пальма с огромными листьями. Четвертый подергал слона за хвост и заявил, что слон – это просто особая веревка.

Эта история проливает свет на еще одно несовершенство индуктивного метода. Суть его в том, чтобы собирать факты, и затем обобщать их. Но нас окружает бесконечное разнообразие. И фактов будет бесконечно много. Поэтому такой процесс познания просто никогда не сможет привести к совершенной, абсолютной картине мира. Так как будут находиться все новые и новые факты, и прийдется до бесконечности строить все новые и новые теории, объясняющие их. Пунах пунаш чарвита чарвананам – пережевывание уже жеванного, как говорит Прахлада Махарадж. Это именно то, что происходит в современной науке.

Этот научный метод познания, несомненно, имеет свою пользу, так как он позволяет решать человеку множество практических вопросов (и преданные с благодарностью пользуются плодами современной науки, занимая их в служении Кришне). Но важно понимать, что с его помощью мы можем получить лишь ограниченную модель определенной области окружающего нас материального мира. Эта модель при каких-то условиях будет работать, при каких-то нет. Так, например, было с физикой. Законы Ньютона были хороши для описания движения планет, но совершенно не годились для работы с атомными частицами. Для этого они были слишком грубыми. Поэтому была разработана квантовая механика. Но, в свою очередь, пользоваться этой квантовой механикой совершенно не практично для вычисления скорости баржи, плывущей по течению.

Кришна посылает ученым в головы множество замечательных идей и гипотез, но все эти теории не являются полным описанием природы вещей. Это относительное описание части материального мира, предназначенное для решение определенного круга задач. К сожалению, заложенная в обусловленной душе склонность к самообману и обману приводит к тому, что эти модели начинают объявляться абсолютной истиной. Их преподают в школе и ВУЗах, утверждая, что именно так и устроен мир. На них строят целые философии и идеологии. Но они подобны зданию на слабом фундаменте, которое с течением времени непременно рухнет. Надо ли много говорить о том, что даже самый острый материальный разум соверешнно бессилен, чтобы проникнуть в природу того, что по определению лежит за его пределами – природу духовного мира и Верховной Личности Бога?!

Шабда

Шабда означает «то, что услышано». Это знание, полученное из источника, которому можно доверять. Мы уже обсуждали это немного в первой главе, в разделе, посвященной принятию авторитетов. Большую часть знаний мы получаем не в результате собственных экспериментов или построения теорий – мы получаем ее от других: от родителей, учителей, друзей, из книг, средств массовой информации. В этом элементарный здравый смысл: зачем тратить время и заново изобретать колесо?!

Единственная сложность здесь состоит в том, чтобы убедиться в достоверности источника. Что касается относительного материального знания – мы можем прислушиваться к традиционным авторитетам в обществе: выдающимся ученым, писателям, политикам и т.д. Хотя здесь важно сохранять долю здорового скептицизма и понимать, что, во-первых сама информация обязательно будет несовершенна, а, во-вторых, люди, которые передают ее, могут осознанно или неосознанно исказить ее для достижения своих целей:

1. Наши чувства несовершенны

2. Мы склонны обманывать других

3. Мы склонны впадать в иллюзию

4. Мы склонны совершать ошибки

И масштабы этих искажений могут быть совершенно колоссальными! Достаточно вспомнить лишь ту иллюзию которую успешно создавала в течение семидесяти лет советская идеологическая пропагандистская машина.

Но тем не менее шабда – это единственный метод, который вообще дает нам шанс постичь Абсолютную Истину, лежащую за пределами разума и чувственного опыта. Кто может быть в данном случае источником достоверной информации – тот, кто сам совершенен и обладает совершенным знанием. В свою очередь, он должен получить эту совершенную информацию от другого совершенного источника. И, чтобы эта цепь замкнулась, у ее начала должен быть Сам Кришна, Верховная Абсолютная Истина. Кришна раскрывает нам Себя через:

1. Гуру – истинного духовного учителя

2. Садху – святых личностей

3. Шастры – Ведические священные писания

Все духовное знание Кришна вложил в Ведические шастры, которые называются апаурушейа, или нерукотворными. Но для того, чтобы правильно понять Веды, нам необходимо руководство духовного учителя и других святых личностей, которые знают их смысл. В противном случае с помощью своих несовершенных разума и чувств мы никогда не сможем с уверенностью догадаться, что же именно в Ведах говорится. И мы сможем оказаться в положении ученых литературоведов, которые пишут сотни страниц диссертаций и научных трудов, рассуждая о том, что хотел сказать в своих стихотворениях Пушкин или Лермонтов. Если бы почтенные поэты как-нибудь смогли бы воскреснуть и прочитать все то, что им приписывают, они, наверное, очень бы удивились!

Кто-то скажет: «А где гарантия того, что нас опять не обманут, что мы можем доверять Ведам и тех, кого вы зовете святыми личностями? »

В ответ мы спросим их: «А какая может существовать альтернатива? Чувственный опыт и разум в принципе не способны выйти за рамки этого временного материального существования. Поэтому по крайней мере можно попробовать принять совершенное знание у тех, кто может им обладать. Духовный учитель и святые личности – в отличие от подавляющего большинства современных ученых, философов и политиков, действитльно обладают возвышенными нравственными качествами: честность, смирение, свобода от гордыни, доброта и полное отсутствие эгоизма. Пообщайтесь с ними, и Вы почувствуете это сами. Затем Веды. Столько философий приходит и уходит, столько книг пишется и уходит в забвение. Но Веды существуют миллионы лет. Ни один ученый с уверенностью не сможет сказать, когда они появились. А сама Ведическая традиции утверждает, что на заре творения Кришна передал это знание первому сотворенному существу Брахме. С тех пор миллионы и миллиарды людей принимали Ведическое знание, следовали ему и достигали совершенства. Поэтому здравый смысл подскажет Вам, что если и есть шанс обрести совершенство перед тем, как оставить тело, то это здесь. В конце концов, попытка достойна усилий! »

Гуру, садху и шастры в совокупности дают нам источник получения духовного знания. Знание считается верным, если оно подтверждается духовным учителем, святыми личностями и священными писаниями. Но для того, чтобы процесс передачи совершенного знания прошел успешно, мало иметь совершенный источник. Мы также должны иметь для этого совершенные разум и чувства. Возникает вопрос, откуда же их взять. Ответ таков: Кришна пребывает в нашем сердце и, видя наше искреннее желание понять Его, делает наши чувства и разум свободными ото всех материальных недостатков. Он всемогущий Господь, и поэтому для Него это абсолютно возможно. Таким образом единственным требованием, которое предъявляется к нам, для того, чтобы процесс передачи совершенного знания из абсолютного источника состоялся, является наше смирение и искреннее желание понять истину.

Когда родители обучают ребенка завязывать шнурки на бантик, они говорят ему: «Делай так! » – и он просто следует этому, принимая их авторитет (шабда). Затем, став немного постарше, он может начать экспериментировать с разными узлами (пратйакша) и, наконец, прийти к логическому выводу (анумана), что это действительно самый эффективный метод завязывания шнурков. Если же малыш заупрямится и будет наставивать на том, что он сам придумает, как завязывать шнурки, то, скорее всего, после нескольких неудачных попыток он или заплачет от досады, или же просто оставит ботинки в покое и начнет играть во что-нибудь более интересное.

Подобным образом, приняв трансцендентное знание из совершенного источника (шабда), мы затем можем и должны убедиться в нем на практике (пратйакша) и осмыслить с помощью разума (анумана). Шабда помогает этим методам:

1. Говоря, в какую сторону их нужно направить свои разум и чувства, чтобы найти Абсолютную Истину. Например, нам самим бы в голову не пришло, что мы можем продвигаться, предлагая Кришне вегетарианскую пищу, и затем вкушая прасад. Сперва мы узнаем об этом из книг или от других преданных. Немного поразмыслив, мы соглашаемся с тем, что это логично. И, наконец, мы пробуем это делать сами и убеждаемся на практике, что это действительно работает.

2. Давая нам критерии, по которому мы сможем отличить вечное от преходящего. Например, сейчас множество самозванцев утверждают, что являются так называемыми «воплощениями Бога». Все воплощения Господа описаны в священных писаниях. Там перечисляются основные воплощения Кришны, а также перечисляются признаки, по которым можно отличить воплощения Бога. Мы можем воспользоваться этими описаниями, чтобы установить истину.

Таким образом мы принимаем шабду или ссылку на авторитет Ведических писаний как основной метод познания, и подкрепляем его экспериментом и логическими рассуждениями. В написании данного учебника мы также следуем этой традиции.

Задание 61. Опишите три метода познания, принимаемые в Ведической традиции.

Задание 62. Каковы четыре вида несовершетсв обусловленной души? Приведите примеры.

Задание 63. Каковы три источника знания, принимаемые в Ведической традиции как авторитетные? Как Вы думаете, почему они заслуживают доверия?

Задание 64. К каким видам доказательств Вы в первую очередь будете прибегать, когда на страницах данного учебника Вы будете сталкиваться с заданиями типа «Обоснуйте свое мнение»?

Три раздела Ведического знания:

В соответствии с Ведической традицией, все знание, содержащее в Ведах, делится на три раздела:

1. Самбандха-гьяна или описание природы вещей и их взаимоотношений. Слово самбандха означает «взаимоотношения».

2. Абхидхейа-гьяна или описание процесса, с помощью которого можно осознать эти взаимоотношения. Слово абхидхейа означает «процесс».

3. Прайоджана-гьяна или описание совершенства этих взаимоотношений. Слово прайоджана означает «цель жизни».

Эти категории универсальны, и их можно применять в любой отрасли знания. Например, в соответствии с традиционными представлениями современной материалистической науки, которой учат в школе все сущее является комбинаций атомов, которые связываются в молекулы и т.д. Человек является очень сложной комбинацией таких атомов и молекул, возникшей на определенной стадии эволюции материи. Это описывает самбандху или взаимоотношения между тем, что ученые считают окончательными объектами реальности. Затем абхидхейа или процесс, который они предлагают – это процесс так называемого научного познания мира с помощью выдвижения различных теорий и проверки их на практике экспериментальными методами. И прайоджаной, в соответствии с их представлениями, является ситуация, когда человек полностью познает законы природы, овладеет ими, победит старость, болезни и смерть и будет жить счастливо и вечно… Харе Кришна! Успеха им в их нелегком деле…

 

 

Учение Господа Чаитаньи

В соответствии с учением Господа Шри Кришны Чаитаньи, высшего объекта любви всех преданных, суть всего Ведического знания содержится в следующих девяти положениях:

1. Кришна – единственный источник абсолютного знания

2. Он всемогущ

3. Он суть океан трансцедентного блаженства

4. Живые существа суть Его неотъемлимые частицы

5. Некоторые живые существа обусловлены материальной природой

6. Некоторые живые существа свободны от материальной природы

7. Все энергии Господа одновременно едины с Ним и отличны от Него

8. Беспримесная преданность – это единственное средство освобождения для обусловленных душ

9. Любовь к Верховному Господу – это единственная цель жизни

Первое описывает метод познания. Положения со второго по седьмое относятся к категории самбандха. Восьмое описывает абхидхейу, а девятое – прайоджану. Вместе со вводным предложением получается десять утверждений и их называют даша-мулой. В последующих двух главах мы более подробно рассмотрим самбандху и абхидхейу. Что касается прайоджаны, мы отошлем Вас к «Нектару Преданности», где в частях со второй по четвертую Шрила Прабхупада во всех подробностях описывает эти вершины трансцендентной науки. Смиренно следуя практике преданного служения, по милости духовного учителя в свой черед нам раскроются и эти сокровенные тайны.

«Чатур-шлока» Шримад Бхагаватам в свете Самбандхи, Абхидхей и Прайоджаны

В качестве примера анализа ведической мудрости в терминах этих трех категорий, рассмотрим знаменитую «Чатур-шлоку» Шримад Бхагаватам. На заре творения Господь Брахма удовлетворил Господа своими аскезами и преданным служением, и Господь лично предстал перед ним и поведал сокровенное знание Шримад Бхагаватам. Изначально Бхагаватам была поведана в четырех стихах (чатур-шлока), которые содержат в себе полное знание. И затем Вьясадева на наше благо «развернул» их в восемнадцать тысяч стихов, которыми мы теперь имем возможность наслаждаться. Убедимся же, что эти четыре стиха дейтсвительно содержат самбандху, абхидхейу и прайоджану, то есть Ведическое знание во всей его полноте.

(1) ахам эвасам эвагре
нанйад йат сат-асат парам
пащчад ахам йад этач ча
йо ‘вашишйета со ‘смй ахам

«О Брахма, это Я, Личность Бога, существовал до начала творения, когда не было ничего, кроме Меня. Не было тогда и материальной природы, причины возникновения мироздания. Все, что ты видишь сейчас, – тоже Я, Личность Бога, и то, что останется после уничтожения, - тоже Я, Личность Бога». (ШБ 2.9.33)

Этот первый стих передает самбандха-гьяну. Он описывает Кришну как всемогущий источник всего бытия, знания и блаженства. Он описывает также, что все живые существа, также как и материальный мир являются Его энергиями. Таким образом, этот стих охватывает утверждения с первого по четвертое из даша-мулы Господа Чаитаньи.

(2) рите ‘ртхам йат пратийета
на пратийета чатмани
тад видйад атмано майам
йатхабхасо йатха тамах

«О Брахма, все, что кажется обладающим какой-то ценностью, но при этом не связано со Мной, – нереально. Знай же, что это – Моя иллюзорная энергия, отблеск света во тьме». (ШБ 2.9.34)

Второй стих также описывает самбандха-гьяну. Он описывает взаимоотношения между живыми существами и материальной энергией, таким образом охватывая пятое и шестое положения даша-мулы.

(3) йатха маханти бхутани
бхутешуччавачешв ану
правиштанй аправиштани
татха тешу не тешв ахам

«О Брахма, как первоэлементы вселенной входят в космос и в то же время не входять в него, так и Я пребываю во всем сотворенном и в то же время существую отдельно от всего». (ШБ 2.9.35)

На первый взгяд может показаться, что этот третий стих тоже описывает лишь самбадха-гьяну, седьмое положение даша-мулы или одновременное единство и различие между Господом и Его энергиями. Но Шрила Прабхупада в своем комментарии дает нам дополнительное, более глубокое видение этого стиха. Помимо самбандхи этот стих также описывает и прайоджану, ибо именно таково видение чистого преданного, маха-бхагаваты, чьи глаза умащены бальзамом любви к Богу. Господь Чаитанья объясняет Рамананде Раю, что чистый преданный, даже взирая на окружающее его творение, видит не буквально его, а Того, кто стоит за ним стоит – Кришну в прекрасном образе Шьямасундары в желтых одеждах, павлиньим пером в волосах и флейтой в руках. Таким образом этот стих описывает высшее совершенство жизни – чистую любовь к Богу или девятое положение даша-мулы.

(4) этавад эва джигьясйам
таттва-джигьясунатманах
анвайа-вйатирекабхйам
йат сйат сарватра сарвада

«Тот, кто ищет Высшую Абсолютную Истину, Личность Бога, должен во что бы то нистало продолжать свой поиск вплоть до достижения своей цели – всегда и везде, при любых обстоятельстах, как прямыми, так и косвенными методами». (ШБ 2.9.36)

Этот стих описывает абхидхейа-гьяну или метод постижения Личности Бога. Прямые методы, упоминаемые в этом стихе – это разнообразные методы преданного служения, начиная со слушания, прославления, памятования и т.д. Косвенные методы – это ограничения, которым необходимо следовать, такие как отказ от мясоедения, азартных игр, одурманивающих средств и недозволенных половых отношений, сведение к минимуму общения с непреданными и т.д. Этот процесс должен совершаться всегда и везде – другими словами, такое преданное служение должно быть беспрерывным и беспримесным. Таким образом этот четвертый стих охватывает оставшееся восьмое положение даша-мулы Господа Чаитаньи.

Таким образом категории самбандхи, абхидхейи и прайоджаны представляют совершенный инструмент для изучения священных писаний, и Шрила Прабхупада хотел, чтобы мы учились пользоваться этим инструментом.

Три Божества Вриндавана

Трансцендентное знание невозможно постичь собственными усилиями – это может сделать только Сам Кришна. Кришна вечно прибывает во Вриндаване, и Он принимает формы Мадана-Моханы, Говинды и Гопинатхи, наделяя нас знанием самбандхи, абхидхейи и прайоджаны. Эти Божества являются главными Божествами Вриндавана, и без Их милости невозможен никакой духовный прогресс.

Пусть же эти Божества прольют на нас Свою милость и позволят нам хоть в какой-нибудь степени описать здесь Свое самое сокровенное знание!

1. Сперва как Мадана-мохана или «Тот, кто очаровывает даже бога любви», Он лично раскрывает нам самбандха-гьяну. В Чаитанья Чаритамрите Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами возносит следующую молитву Божеству Мадана-Моханы:

Джайатам суратау пангор
мама манда-матер гати
мат-сарвасва-падамбходжау
радха-мадана-моханау

«Слава бесконечно милостивым Радхе и Мадана-мохане! Я хром и лишен разума, однако Они направляют меня, и Их лотосные стопы для меня – это все».

Вот коментарий Шрилы Прабхупады к этому стиху:

«В материальном мире в настоящее время мы находимся в крайнем невежестве относительно своих вечных взаимоотношений с Верховным Господом. Пангох описывает того, кто не может передвигаться независимо, с помощью собственных усилий, а манда-матех – это тот, у кого не хватает разума, поскольку он слишкам поглощен материалистичной деятельностью. Таким личностям лучше всего не пытаться добиться успеха на пути кармической деятельности или философского поиска, а просто вручить себя Верховной Личности Бога. Совершенство жизни состоит в том, чтобы просто вручить себя Всевышнему. Поэтому в начале своей духовной жизни мы должны поклоняться Мадана-мохане, чтобы Он привлек нас и нейтрализовал нашу привязанность к материальным чувственным наслаждениям. Такие взаимоотношения с Мадана-моханой просто обязательны для преданных-неофитов».

Господь Мадана-Мохана сперва привлекает нас, являясь в образе инициирующего духовного учителя или дикша-гуру. Он очаровывает нас своей чистотой, глубиной и преданностью. У нас появляется вера к этой удивительной личности и мы вручаем себя ему, прося о духовном посвящении. Затем мы начинаем осознавать свои вечные отношения с Господом Чаитаньей Махапрабху. Нас начинает привлекать Его чудесный образ Божеств Шри Шри Гаура-Нитаи, когда Господь Чаитанья, танцуя в экстазе санкиртаны, завораживает всех, кто смотрит на Него своим ослепительным духовным сиянием. И, наконец, Господь Чаитанья милостиво раскрывает Себя как Кришна – Мадана-Мохана, который привлекает всех своим именем, формой, качествами и играми, которые Он совершает со своими вечными спутниками на Голока Вриндаване.

2. Затем как Говинда или «Тот, кто приносит удовлетворение чувствам, занятым в преданному служении», Кришна раскрывает нам абхидхейа-гьяну:

Дивйад-вриндаранйа-калпа-друмадхах
шримад-ратнагара-симхасана-стхау
шимад-радха-шрила-говинда-девау
прештхалибхих севйаманау смарами

«Во Вриндаване, в храме из драгоценных камней под деревом желаний на сияющем троне сидят Шри Шри Радха-Говинда, принимая служение от своих самых сокровенных спутников. Я приношу Им свои смиренные поклоны».

Когда преданный желает нести служение Господу с сильной привязанностью, то тогда он поклоняется Говинде, совершая трансцендентное преданное служение. «Говинда» означает «Тот, кто приносит наслаждение коровам и чувствам». У нас есть богатый опыт чувственных наслаждений в этом мире. Но подлинное наслаждение наши чувства будут испытывать, когда мы займем их в бескорыстном чистом преданном служении Кришне. И Кришна рад служить Своим преданным, как Он постоянно заботится о трансцендентных коровах сурабхи, которые безраздельно посвятили Ему свои жизни.

Господь Говинда является нам в образе наставляющих духовных учителей (шикша-гуру), обучая нас, как совершать преданное служение, и действительно занимая нас этим служением. Кроме этого, довольный нашим служением Он дает нам наставления из сердца как Сверхдуша или чайтйа-гуру. По их милости мы становимся участниками движения санкиртаны Господа Чаитаньи, и так становимся достойными получить величайший дар чистой према-бхакти. Постепенно осознавая, что Господь Чаитанья неотличен от Шри Шри Радхи-Говинды, мы начинаем понимать, как повторение святых имен – это личное служение Радхе и Кришне и Их вечным спутникам во Вриндаване.

3. И, наконец, как Гопинатха или «повелитель Гопи», Он лично является перед нами Сам, олицетворяя Собой высшее совершенство – прайоджана-гьяну. На этой стадии нам мы видим положение духовного учителя как вечного спутника Господа, и в своей духовной форме под его руководством совершаем свое вечное служение. Мы принимаем участие в Гаура-лиле, помогая Господу раздавать и вкушать нектар Своей сладости. А в Кришна-лиле мы достигаем окончательного положения слуги слуги слуги… Их Светлостей Шри Шри Радхи-Гопинатхи, Божества и источник высшего наслаждения для девушек Враджа:

Шриман раса-расарамбхи
вамши-вата-тата-стхитах
каршан вену-сванаир гопир
гопинатхах шрийе ‘сту нах

«Шри Шрила Гопинатха, источник трансцендентного вкуса танца раса, стоит на берегу Ямуны в Вамшивате и привликает внимание девушек-пастушек звуками Своей знаменитой флейты. Пусть же все они прольют на нас свои благословения».

Божества Мадана-Мохана, Говиндаджи и Гопинатхи были изначально установлены во Вриндаване пять тысяч лет назад Царем Ваджра-набхой, правнуком Кришны. Через четыре тысячи лет, когда Индию завоевали мусульмане, священники этих Божеств были вынуждены спасаться бегством, и спрятали Их в джунглях. Со временем Божества занесло землей, и никто уже не знал, где Они находятся..


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 603; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.071 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь