Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


История Божетсва Шри Мадана-Моханы



Пятьсот лет назад Божество Мадана-Моханы явилось во сне к Адвайте Ачарье, вечному спутнику Господа Чаитаньи. Господь Мадана Мохан во сне открыл ему Свое местонахождения, и наутро при помощи местных жителей Адвайта Ачарья действительно откопал Божество. Адвайта Ачарья подумал, что не сможет должным образом заботиться о Божестве, поэтому он передал Его одному возвышенному брахману-преданному, который начал полоняться Ему в спонтанной любви.

Когда спустя какое-то время по приказанию Господа Чаитаньи во Вриндаван пришел Санатана Госвами, ему случилось посетить дом этого брахмана, и то, что он увидел, поразило Его. Вся семья относилась к Божеству буквально как к своему маленькому сыну: когда они садились есть, они усаживали рядом с собой Шри Мадана-Мохана. Их маленький сын отказывался один ложиться спать – без любимого Божества. Сперва Санатана Госвами был потрясен такой фамильярностью и начал, было, отчитывать брахмана за оскорбления, которые он наносит Божеству. Но затем Господь раскрыл ему возвышенный уровень этих преданных, и Санатана Госвами почувствовал себя очень неловко и припал к стопам этого брахмана, прося у него прощения.

Спустя какое-то время Господь Мадана-Мохана явился во сне к Санатане Госвами, объяснил, кто Он такой, и сказал, что хочет, чтобы он забрал Его у того брахмана, и сам начал поклоняться Ему. На следующий день Санатана пришел к брахману и передал ему желание Божества. Но брахман был настолько привязан к Господу Мадана-Мохане, что категорически отказался. И лишь когда Господь лично во сне явился этому брахману, тот согласился вверить Его заботе Шрилы Санатне Госвами.

Санатана Госвами установил Божество в небольшой хижине на холме Двадашадитйа-тила на берегу реки Ямуны. Будучи санньяси, Санатана Госвами ежедневно ходил собирать милостыню, из муки, которую ему жертвовали, он готовил чапати (сухие лепешки) и предлагал их Божеству. Однажды Господь Мадана Мохана попросил его предлагать Ему чапати хотя бы с солью, на что Санатана Госсвами в любовном гневе возмутился: «Я нищий санньяси. Пожалуйста, будь доволен тем, что у меня есть. А то сегодня Ты просишь соли, а завтра Ты попросишь топленого масла и сладостей! »

Но, конечно, все это время Санатана Госвами постоянно молил Кришну о том, чтобы построить великолепный храм и организовать пышное поклонение Шри Мадана-Мохану. И вот однажды по Ямуне мимо проплывала баржа, принадлежащая богатому торговцу солью Кришнадасу Капуру, и случилось так, что баржа застряла на мели прямо напротив хижины Санатаны Госвами. Санатана Госвами убедил перепуганного торговца обратиться с молитвами к Шри Мадане-Мохану, и как только тот послушал его совета, баржа неожиданно снялась с мели. Почтенный торговец проследовал дальше в Агру, где продал всю соль, и всю прибыль пожертвовал на строительства прекрасного храма Шри Мадана-Мохане, который и поныне украшает Вриндаван. Строительство храма было завершено к 1580 году.

Впоследствии во время нашествия мусульманского императора Аурангазеба Божество было перевезено в Джайпур, где преданные поклоняются Ему и сейчас. Санатана Госвами является главным учителем самбандха-гьяны в нашей цепи ученической преемственности.

История Божества Шри Говиндаджи

Господь Говиндаджи вновь явился пятьсот лет назад Шриле Рупе Госвами. Получив указание Господа Чаитаньи открыть затерянные места игр Господа Кришны и установить поклонение Ему в храмах, Рупа Госвами на первых порах чувствовал себя очень беспомощно и постоянно молился Господу. Как-то раз, сидя на берегу Ямуны, Рупа погрузился в размышления о стоящей перед ним трудной задаче. Вдруг откуда ни возьмись появился маленький мальчик и спросил Госвами о причине его уныния. Шри Рупа поделился с Ним своими раздумьями. Выслушав подробный рассказ Шри Рупы, мальчик жестом позвал Госвами следовать за Ним и привел его к небольшому холму. «Внутри, – сказал Он, – сокрыто великолепное Божество Говиндадев, установленное почти пять тысяч лет назад великим внуком Шри Кришны Ваджрой. Во время нашествия мусульман местные жители спрятали Божество в этом холме, чтобы уберечь Его от разрушения, а позднее Оно было утеряно».

«Каждый день, – продолжал мальчик, – большая корова приходит на это место и орошает молоком весь холм. Оно просачивается внутрь, и Говиндадев наслаждается своим дневным прасадом». Рассказав Шри Рупе Госвами эту удивительную историю, мальчик скрылся из вида. На следующее утро с изрядной долей скептицизма Шри Рупа пришел к холму, чтобы увидеть своими глазами, действительно ли эта корова существует, а ее молоко впитывается в землю. К его удивлению корова в самом деле появилась, и все произошло так, как рассказывал мальчик. Потрясенный Рупа позвал местных жителей, чтобы копать землю в том месте, где, как он теперь убедился, было спрятано Божество Говиндадев.

Приложив немалые усилия, под руководством Рупы Госвами, они в конце концов отыскали Божество и преисполнились энтузиазма построить храм в Его честь и начать поклонение Говиндадеву. Жители Вриндавана были очень благодарны Рупе Госвами, начавшему поиски Божества, и вскоре стали его верными последователями.

Под покровительством знаменитого императора Акбара храм был вскоре возведен, хотя окончательно его строительство завершилось к 1590 году, через несколько лет после ухода Рупы Госвами из этого мира. Впоследствии Божество Говиндаджи также было перенесено в Джайпур, а сам храм серьезно пострадал во время набега Аурангазеба, который из зависти снес три верхних этажа этого величественного шестиэтажного шедевра духовной архитектуры. Шри Рупа Госвами считается ачарьей или главным учителем абхидхейа-гьяны в нашей цепи ученической преемственности.

Господь Гопинатха явился Парамананде Бхаттачарье и Мадху-пандиту Госвами, которые установили поклонение Ему на берегу Ямуны в Вамши-Вате во Вриндаване – месте, где пять тысяч лет назад Кришна стоял, играя на флейте во время наступления ночи танца раса. Ачарьей прайоджана-гьяны же считается другой великий святой – Шрила Рагхунатха Дас Госвами.

Задание 65. Объясните, что такое самбандха, абхидхейа и прайоджана

Задание 66. Какие из положений, описываемые в стихах из Бхагавад-гиты: 2.20, 6.47, 15.15, 18.55 – относятся к разделу самбандхи, абхидхейи и прайоджаны?

Задание 67. Объясните, в чем заключаются основные положения философии Господа Чайтаньи?

Задание 68. Какие личности олицетворяют знание самбандхи, абхидхейи и прайоджаны? Как получить их милость?

Задание 69. Что Вам больше всего понравилось в историях о Мадане-мохане и Говиндаджи и почему?


Глава 6 Философия – Самбандха

Кришна – Верховная Личность Бога: Аспекты Абсолюта

Начнем с эпиграфа:

ваданти тат таттва-видас
таттва яджгьянам адвайам
брахмети параматмети
бхагаван ити шабдйате

«Сведущие трансценденталисты, постигшие Абслютную Истину, говорят, Она – суть недвойственное знание, постигаемое как безличный Брахман, всепроникающая Сверхдуша и Личность Бога.» (ШБ. 1.2.11)

Абсолютная Истина... Когда мы очень издалека приближаемся к горе, то вначале мы видим лишь дымку, которая выдает ее присутствие. Затем, когда мы подходим поближе, перед нами прорисовываются очертания ее контура. И, наконец, когда мы подходим к подножию вплотную, нам раскрывается все в мельчайших подробностях. Мы видим выступающие скалы и глубокие расщелины, буйную растительность, многочисленных животных и птиц, обитающих на ее склонах. Подобным образом начинающий трансценденталист в процессе духовной практики постепенно приближается к Абсолютной Истине и постигает все более полно и глубоко. Веды учат нас, что таких уровня откровения Абсолюта три, каждый из которых включает в себя предыдущие:

1. Уровень Брахмана или безличного аспекта Абсолюта

2. Уровень Параматмы или всепроникающего аспеата Абсолюта

3. Уровень Бхагавана или личностного аспекта Абсолюта

Брахман

Брахманом именуют безличный аспект Абсолюта, как бытия, лежащего за пределами этого временного материального творения. В Ведах описывается, что Верховный Господь – сат-чит-ананда, то есть вечен, исполнен знания и блаженства. Брахман воплощает в себе аспект сат Абсолюта, т.е. аспект вечного бытия. Уровень осознания Брахмана – это стадия освобождения от материального сознания. Уровня осознания Брахмана достигает гьяни, размышляя над природой Абсолютного путем отрицания временных объектов этого материального мира. На санскрите это называется нети-нети: " Это не Абсолютная Истина, и это не Абсолютная Истина, и то не Абсолютная Истина…"

Если такие поиски увеничиваются успехом, то такой философ осознает, что Абсолют существует, но не имеет материальной формы, материального цвета, материальных чувств, не занимается материальной деятельностью, и вообще не имеет ничего общего с этим материальным миром. Он не синий, не зеленый, не красный, не горький и не соленый, не теплый и не холодный, он не говорит и не молчит, не кусается и не щипается, не ходит и не лежит. Его нельзя познать и нельзя почувствовать. Он просто существует, этот Брахман. То есть осознание безличного Брахмана – это осознание того, чем не является Абсолютная Истина.

Есть одна история, которая напоминает попытки гьяни описать безличный Брахман. Однажды в супермаркет пришел глухонемой. Продавец вежливо спросил, что бы он хотел приобрести, но тот лишь делал непонятные жесты руками и нечленораздельно мычал: «Ау-Аы! Аы-Аа! » Продавец начал показывать ему на различные товары, выставленные на витрине, но тот лишь отрицательно качал головой, и продолжал твердить: «Ау-Аы! Аы-Аа! » Через пятнадцать минут этой пытки отчаявшийся продавец призвал на помощь менеджера. Менеджер, не смотря на свой колоссальный опыт работы с клиентами, через пять минут «Ау-Аы! Аы-Аа! » тоже начал приобретать комплекс неполноценности. Вокруг необычного клиента собралась толпа зевак, с любопытством взирающих на то, чем же закончится эта история.

«Надо не уронить марку», - подумал менеджер, и стал лихорадочно молиться Кришне. И Кришна, зная мысли каждого послал в его голову гениальную мысл. «Послушайте! » – воскликнул он, – «У нас же есть грузчик Вася! Так ведь он тоже глухонемой! Давайте его позовем – он то уж с ним точно договорится! » Кто-то позвал за Васей, и действительно! Они обменялись знаками, и через мгновение Вася скрылся за прилавком, затем вытащил какой-то сверток и отдал покупателю. Покупатель вытащил из бумажника двадцать долларов, вручил Васе, и что-то довольно мыча, бодро зашагал к выходу. Честь супермаркета была спасена.

«Вася! » – в один голос закричали продавец и менеджер, – «Что ты ему продал!!??? » Вася выдержал паузу, с гордостью посмотрел на них и многозначительно промычал: «Ау-Аы! Аы-Аа! »…

Большинство философов и теологов находятся именно на этом уровне понимания Абсолюта, что вполне естественно: как с помощью материальных ума, разума и чувств они смогут выйти за пределы материального. Они по прежнему размылшяют о материи, хотя к этому они гордо прибавляют, что «это не Абсолютная Истина». Не имея понимания духовных измерений реальности, лежащих за пределами наших чувств, онизаявляют, что Абсолют вообще не имеет формы, чувств и лишен всяких признаков. Словом, «Ау-Аы! Аы-Аа! »

Таких философов называют имперсоналистами, ибо они описывают Абсолют как безличный. Высшиее назначение, к которому они стремятся – это слияние с вечным бытием этим Абсолютом. Разочаровавшись в материальной жизни и не имея положительного знания о духовной природе, они считают вообще все формы илюзорными или майей. Они считают майей или иллюзией даже трансцендентый облик Кришны. Поэтому их еще называют майавади, то есть считающих, что все многообразие есть майа или иллюзия. В ведической традиции одним из наиболее значительных мудрецов, придерживащихся этой философии является Шанкарачарья.

Шрила Прабхупада замечал, что майавада – это высшее проявление зависти к Кришне, поскольку они практически бросают вызов Кришне: «У тебя нет ни рук ни ног, ни глаз ни ушей. Твое так называемое явление – это тоже иллюзия. На самом деле существует лишь безличный Брахман, лежащий выше всего этого. И, достигнув совершенства, я сольюсь с Его бытием, и осознаю, что Я и есть этот Брахман! » Посмотрите на философии большинства современных теологов, философов, эзотериков и йогов. Вы слышите эту тему!? Грустно, но это все тот же эгоцентризм, но уже, приобретший абсолютные масштабы.

Но множество великих святых личностей признают это самым начальным аспектом познания Абсолюта. Обладая высшим духовным видением, они утверждают, что Абсолют действительно не имеет лишь материальной формы и чувств, но обладает чисто духовной формой и чувствами лежащими полностью вне этого материального творения. Его действительно невозможно познать с помощью материальных разума и чувств, но Он Сам может даровать нам духовные разум и чувства, способные проникнуть в эти высшие измерения. В Брахма-самхите говорится, что безличный Брахман – это сияние, исходящего от трансцендентного облика Кришны, вечно пребывающего в духовном мире. И чистые преданные Господа наслаждаются Его трансцендентным именем, обликом, качествами и играми, но невезучим имперсоналистам остается лишь довольствоваться «Ау-Аы! Аы-Аа! »

Параматма

Слово «Параматма» в переводе с санскрита означает «Сверхдуша». В этом аспекте Абсолютная Истина пронизывает Собой все творение.. Если безличный Брахман по определению непознаваем, то Сверхдушу уже могут созерцать в трансе достигшие совершенства великие йоги-мистики. Процесс мистической йоги или аштанга-йоги подробно описал в своих «Йога-сутрах» великий мудрец Патанджали, и он включает в себя восемь ступеней:

1. Йама – следование ограничениям

2. Нийама – следование религиозным принципам

3. Асана – выполнение физических поз

4. Пранайама – дыхательные упражнения

5. Пратйатхара – отстранение деятельности чувств

6. Дхарана – сосредоточение ума

7. Дхйана – медитация

8. Самадхи – транс

По милости Господа, йогу, который с помощью аскезы и физических упражнений полностью подчинил контролю ум и чувства, на стадии самадхи открывается образ Свердуши. В этой божественной форме Господь имеет четыре руки, в которых Он держит диск, булаву, раковину и цветок лотоса. Цвет Его тела – иссиня-черный, но вместе с тем от него исходит ослепительное сияние – брахмаджйоти или сияние безличного Брахмана, с которым хотят слиться гьяни. Но подлинный йоги не имеет желания слиться с этим сиянием. Он просто хочет, неотрываясь, созерцать этот божественный облик. Таким образом ему открываются аспекты сат и чит Абсолюта, то есть вечного бытия и трансцендентного знания. То есть йоги, осознавший Параматму, уже автоматически осознает безличный Брахман.

В форме Параматмы Господь пронизывает Собой все творение, поддерживая его. Но Господь лично не вмешивается в дела этого материального мира. Когда-то, в соответствии с настойчивыми желаниями некоторых живых существ, Он создал материальный мир, запустил эту гигантскую машину материальной природы. И теперь Он лишь обеспечивает поддержание законов, по которым она функционирует. В Бхагавад-гите Кришна описывает функции Сверхдуши: упадраштануманта ча – быть свидетелем и давать санкцию. То есть, находясь в сердце живого существа, Господь является свидетелем всех его желаний. Затем Он смотрит, позволяют ли прошлые поступки исполнить это желание, и если позволяют, то дает санкцию материальной природе исполнить эти желания.

Хотя в форме Параматмы Господь присутствует в каждом атоме, тем не менее Он един и неделим. Это подобно тому, как в каждом доме, где есть телевизор, можно смотреть передачу, которая происходит где-то в телестудии. Таким образом, следует избегать выражений типа «твоя Параматма» или «моя Параматма», так как Параматма одна единственная.

Господь нейтрален, но вместе с тем, желая, чтобы живые существа вернулись домой, Он использует каждую возможность, чтобы напомнить нам о нашей истинной природе Его вечных слуг. Голос совести или интуитивное внутреннее ощущение того, что истинно, а что нет – это голос Сверхдуши. Конечно, этот голос часто заглушается миллионами материальных желаний и привязанностей, подобно радиостанции, заглушаемой помехами. Но вместе с тем ощущение того, что мы вечны, что есть Бог, что определенные поступки принесут окончательное благо, а определенные нет – есть у каждого.

Кроме этого, как Сверхдуша, Господь время от времени «организовывает» для живого существа встречи с чистыми преданными, чтобы дать им шанс получить семя бхакти. А тех, кто уже созрел для этого, Сверхдуша направляет к лотосным стопам истинного духовного учителя. И когда-то, когда, следуя наставлениям гуру, преданный достаточно очистится, на высших стадиях духовного развития он сможет непосредственно воспринимать указания Сверхдуши, как лучше служить гуру и Кришне.

В «Катха-упанишад» индивидуальная душа и Сверхдуша сравниваются с двумя птицами сидящими на дереве. Это дерево – материальное тело. Оно усеяно горькими и сладкими плодами – плодами материальной деятельности. Одна из этих птиц, душа, постоянно клюет эти плоды, в то время, как другая лишь наблюдает за ней. Склевав все плоды с одного дерева, первая птица перелетает на другое, и вторая ее сопровождает. Так, исчерпав свою карму, душа оставляет одно тело, и принимает новое. И даже если это тело свиньи или насекомого, Господь неизменно сопровождает нас, и, будучи нашим верным другом, Он терпеливо ждет, когда же мы обернемся к Нему, и, навсегда оставив это дерево тела, устремимся в бескрайнее небо духовного мира.

Бхагаван

Во введении к Шримад Бхагаватам Шрила Прабхупада делает одно глубокое утверждение. Он говорит, что понятия «Бог» и «Абсолютная Истина» – это не одно и то же. Постараемся это понять. Когда мы говорим «Бог», то мы имеем в виду «самый великий из всех». То есть, если выстроить «по росту» всех великих личностей, то Бог будет самым первым, то есть самым великим. Понятие же «Абсолютная Истина» в дополнение к этому означает, что она является источником и включает в себя все остальное. В качестве грубого примера можно привести матрешек. Самая большая матрешка – не просто самая большая. Она кроме этого является источником всех остальных матрешек, которые вкладываются одна в другую.

Поэтому Абсолютную Истину просто нельзя сравнивать ни с чем другим. Она есть полное целое, а все остальное – ее части. Можно сравнивать разные части одного целого, но нельзя сравнивать часть и все целое. Они принадлежат к разным категориям. Например, рулевое колесо, тормоза, двигатель, кузов – это все части автомобиля и их предназначение – это исправно служить всей машине. Но предназначение автомобиля уже иное: это комфортное средство передвижения. От отдельных частей этого просто никто не требует. Никому и в голову не прийдет сравнивать, как удобнее ездить: сядя в мягком автомобильном кресле, стоящем на полу, или стоя на ногах с рулевым колесом в руках. От них требуется лишь одно – исправно работать в составе всей машины. Подобным образом про Кришну, Абсолютную Истину в Чаитанья Чаритамрите говорится: екале ишвара кришна ара саба бхритйа – Кришна – это Абсолютная Истина, полное целое, а все остальное служит Ему.

Таким образом, в своем высшем аспекте Бхагавана, Абсолютная Истина является источником всего сущего. Ее сравнивают с солнцем, а все остальное: безличный Брахман, Параматма, живые существа, материальный и духовный миры, время – подобно бесчисленным многообразным лучам и энергиям, исходящим от него.

Если Брахман лишь просто существует где-то за пределами материального творения, Параматма пассивно поддерживает все в этом мире, то будучи причиной всех причин и источником всего сущего, Бхагаван играет активную творческую роль. Такая индивидуальная творческая активность личностна по своей природе. Видя сотворенный объект, мы понимаем, что за ним стоит определенная личность. И, наоборот, мы судим о личности по той деятельности, которую она совершает.

Будучи Абсолютной Истиной, полным целым, Бхагаван, отличается от всех остальных личностей, которые являются Его частями. Он уникальная, трансцендентная личность, Верховная Личность Бога. Он обладает бесконечно разнообразными личностыми чертами, но они духовны и их нельзя сравнивать с качествами мирских личностей. Эти материальные качества являются лишь отблеском изначальных духовных качеств Кришны.

«Бхагаван» в переводе с санскрита означает «Тот, кто обладает всеми качествами в полной, бесконечной степени». Великий мудрец Парашара Муни свел все эти бесконечные качества к шести основным:

аишварйасйа самаграсйа
вирйасйа йашасах шрийах
гьяна-ваирагйайош чаива
саннам бхагам итигана

«Бхагаваном может называться Тот, кто обладает в полной мере следующими шестью достояниями: всем богатством, всей силой, всей славой, всей красотой, всем знанием и всей отрешенностью».

Кришна обладает всеми этими качествами в полной мере, поэтому Шримад Бхагаватам говорит: кришнас ту бхагаван свайам – Кришна – изначальная Верховная Личность Бога. «Кришна» означает «всепривлекающий». Нас привлекают в других разнообразные качества: красота, образование, богатство, знание, отрешенность и т.д. Люди называют Бога разными именами, привлекаясь Его различными качествами: Творец, Всевышний, Отец, Всемогущий и т.д. Поэтому имя «Кришна» подразумевает все эти имена.

Когда 5000 лет назад Кришна явился на этой планете, он проявлял все эти шесть качеств Бхагавана. Вот некоторые из примеров:

1. Богатство: В Двараке Кришна жил со своими царицами в 16, 108 дворцах, построенных из мрамора, украшенных золотом, слоновой костью и изумрудами.

2. Сила: Играя роль маленького пятилетнего мальчика, Кришна поднял мизинцем левой руки огромную гору Говардхана, дав возможность всем обитателям Вриндавана укрыться под этим «зонтиком» от ужасного урагана.

3. Слава: Во время жертвоприношения Раджасуйа все собравшиеся цари, великие мудрецы и полубоги единодушно признали Кришну как самую знаменитую личность.

4. Красота: Кришна столь красив, что это красота привлекает даже Его Самого. Однажды Он увидел Свое собственное отражение в зеркальной колонне дворца Двараки и воскликнул: «О, я никогда не видел такой удивительной личности раньше! Кто Он? Мне хочется обнять Его, как это делает Шримати Радхарани! »

5. Знание: В школе Своего духовного учителя Сандипани Муни Кришна за два месяца овладел знанием всех Вед, прикладных дисциплин и искусств. Он мог говорить на всех языках мира, и даже на языках птиц и животных.

6. Отрешенность: Несмотря на огромную привязанность, которую питали к Нему миллионы обитателей Вриндавана, Кришна запросто покинул их всех, отправившись в Матхуру, чтобы исполнить Свой долг и наказать Камсу.

Естественно, это лишь крошечное проявление бесконечных качеств Кришны. Однако даже они не знали себе равных в этой вселенной.

Аспект Бхагавана могут ос ознать лишь Его чистые преданные. Кришна Сам говорит об этом в Бхагавад-гите: бхактйа мам абхиджанати – Меня можно постичь лишь путем преданного служения. В Упанишадах подтверждается это:

«Всевышнего Господа невозможно достичь благодаря глубокому разуму, выслушивая чьи-то тщательные объяснения, и даже изучая Веды. Его достигнет лишь тот, кого Он Сам выберет. Такой личности Он проявляет Свой собственнй образ». Как это происходит, мы подробно описывали в параграфе 1.3. Такой преданный постигает Абсолютную Истину во всех ее трех аспектах: сат-чит-ананда, вечности, знания и блаженства. В отличие от йоги, который лишь созерцает образ Господа, преданный активно служит Кришне, испытывая от этого огромное наслаждение. Как Кришна описывает это в Бхагавад-гите: мад-гатим лабхате парам – назначение такого преданного – Его высшая обитель в духовном мире, о которой мы расскажем чуть позже.

Задание 70. Каковы три уровня постижения Абсолютной Истины, и что они означают?

Задание 71. Как называют трансценденталистов, стремящихся постичь Абсолютную истину на этих уровнях, и что они для этого делают?

Задание 72. Докажите, что аспект Бхагавана выше, чем аспект Параматмы, который, в свою очередь, выше аспекта Брахмана.

Задание 73. Приведите примеры представлений о трех аспектах Абсолютной Истины в рамках традиционной для Вашего общества религии.

Задание 74. Каковы шесть достояний Бога? Приведите по одному примеру проявления этих достояний в играх Кришны помимо тех, что даны выше.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 491; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.04 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь