Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Особенности исторических периодов философии.



Особенности исторических периодов философии.

Философское мышление эпохи Античности: 1) движение от понятия стихии к понятию бытия у элеатов; 2) интерес к полисному человеку у сократиков; 3) зарождение количественных (математических) методов у пифагорейцев; 4) описание атомов Левкиппом и Демокритом; 5) систематизация философских знаний Платоном и Аристотелем; 6) формулировка парадоксов (апорий) Зеноном; 7) интерес к отдельному человеку у эпикурейцев и стоиков; 8) проявление атеистических мотивов у Феодора, Карнеада; космоцентризм (стремление понять мир как целое, его происхождение и сущность), антропоцентризм.

Философское мышление эпохи Средневековья: 1) подчинение теологии; 2) соединение догматизма и рационализма; 3) особый интерес к формальной логике. Принципы: теоцентризм (Бог - центр бытия, природа и человек - творения Бога), креационизм (сотворение мира Всевышним из ничего), провиденциализм (предопределенность спасения мира Богом), теодицея («оправдание Бога» - неслучайность, оправданность зла в сотворенном Богом мире), сотериологизм - ориентация всей жизнедеятельности человека на спасение души, ревеляционизм (принцип богооткровенности - предполагает существование некоего «таинственного», которое необходимо знать людям для спасения), эсхатологизм (история есть целесообразный процесс, направляемый Богом к заранее предопределяемой цели - царству Эсхатона («царству Божию»).

Философское мышление эпохи Возрождения (XΙ V-XVΙ вв.): 1) высшая ценность - человек; 2) повышенный интерес к неоплатонизму; 3) история утрачивает сакральный смысл; 4) активное утверждение индивидуальности в науке, искусстве; 5) очищение латыни, возрождение греческого языка; 6) вера в Бога, бессмертие души; 7) опережало возникновение новых социальных классов; 8) порождало героев и антигероев. Представители: Англия (Томас Мор); Франция (Мишель Монтень, Пьер Шаррон, Жан Боден); Италия (Никколо Макиавелли, Джордано Бруно, Марселино Фичино); Голландия (Эразм Роттердамский, Гуго Гроций); Германия (Якоб Беме).

Философское мышление эпохи Реформации (XVΙ -XVΙ Ι вв.): 1) существование на стыке Возрождения и Нового времени; 2) появление элементов новой этики, признающей автономию человеческой личности; 3) идея активного вовлечения личности в общественные дела расходилась с идеей национального единства; 4) приспособление средневековой мистики к учению о внутреннем отношении к Богу; 5) антифеодальная направленность не была осознанной и последовательной. Городские слои только формировались в новый класс; 6) не придавалось большого значения отраслям знания, не связанным с преобразованием церкви; 7) не появилось целой философской системы. Представители: Германия (Ф. Меланхтон, Г. Мюнцер), Швейцария (У. Цвингли), Чехия (Я. Гус), Франция (Ж. Кальвин).

Философское мышление Нового времени (XVΙ Ι -XVΙ Ι Ι вв.): 1) критическое отношение к средневековому духовному наследию; 2) поворот к чувственному сознанию; 3) ориентация на практические результаты; 4) использование математических методов; 5) попытки создать новую модель мира; 6) ограничение влияния религиозно-церковных учений; 7) влияние стагнации в итальянских городах, заката испанского могущества на смещение философских центров. Представители: Англия (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк, Дж. Беркли, Д. Юм), Франция (Р. Декарт, П. Гассенди, Б. Паскаль, Д. Дидро), Голландия (Б. Спиноза), Германия (Г. Лейбниц, И. Кант, Г.В.Ф. Гегель).

Философское мышление эпохи Просвещения (XVΙ Ι Ι в.): 1) рационализм; 2) влияние механицизма; 3) интерес к проблеме воспитания; 4) освобождение от некоторой элитарности, присущей философии Возрождения; 5) критика церковных догм; 6) осмеяние и отрицание социальных, правовых устоев феодального общества; 7) расхождение между нравственными, социальными идеалами и планами их осуществления; 8) двойственное отношение к революции: страх и надежда; 9) осознание зарождающейся интеллигенции как самостоятельной духовной силы; 10) признание косвенной вины простого народа за невежество и суеверие; 11) внимание к концентрированности и компактности знания (словари, энциклопедии); 12) нередко - литературно-художественное выражение идей. Представители: Великобритания (Дж. Локк, Д. Толанд), Франция (Ф. Вольтер, П. Гольбах), Германия (Г. Лесиинг, И. Кант, И.Г. Фихте), Россия (М. Ломоносов, А. Радищев, Н. Новиков).

Таким образом, знание о мире, человеке и его отношение к миру изменяются от одной исторической эпохи к другой. « Философия - время, постигнутое в мысли» (Г.В.Ф. Гегель)

Понятие человека. Биологическое, духовное и социальное в человеке.

Но что же такое человек? На первый взгляд, этот вопрос кажется до смешного простым: с чем мы как будто бы знакомы лучше всего, оказывается на деле самым сложным объектом познания.Хотя многое в человеке уже осмыслено (и конкретно-научно, и философски), еще немало остается загадочного и невыясненного в самой сущности человека (имеется в виду сущность не первого, а более глубинного порядка). Человек — это вселенная во Вселенной! И в нем не меньше тайн, чем в мироздании. Более того, человек — это главная тайна мироздания. И если мы говорим о неисчерпаемости для познания материального мира, то тем более неисчерпаем человек — венец творчества природы. Загадочность этого феномена становится тем больше, чем больше мы пытаемся проникнуть в нее. Однако бездна этой проблемы не только не отпугивает от нее, а, напротив, все сильнее притягивает к себе, как магнит.

Можно выделить три разных измерения человека: биологическое, социальное и духовное.

Биологическое выражается в анатомо-физиологических, генетических явлениях, а также в нервно-мозговых, электрохимических и некоторых других процессах человеческого организма.

внутренний душевно-духовный мир человека — его сознательные и бессознательные процессы, воля, переживания, память, характер, темперамент и т.д. Но ни один аспект в отдельности не раскрывает феномен человека в его целостности. Человек, есть разумное существо. Что же в таком случае представляет его мышление: подчиняется ли оно лишь биологическим закономерностям или только социальным? Человеческое мышление являет собой сложноорганизованный биопсихосоциальный феномен, материальный субстрат которого, конечно, поддается биологическому измерению но его содержание, конкретная наполненность — это уже безусловное взаимопереплетение психического и социального, причем такое, в котором социальное, опосредствуясь эмоционально-интеллектуально-волевой сферой, выступает как психическое. Человек есть воплощенный дух и одухотворенная телесность, духовно-материальное существо, обладающее разумом. И в то же время это субъект труда, социальных отношений и общения с помощью членораздельной речи. При этом, говоря о социальной природе человека, мы не имеем в виду, что будто бы только социальная среда формирует его. Социальное понимается как альтернатива субъективистскому подходу к человеку, абсолютизирующему его индивидуальные психологические особенности. Такое понятие социальности, с одной стороны, является альтернативой индивидуалистическим трактовкам, с другой — не отрицает биологического начала в человеке, также имеющего универсальный характер.

Смысл жизни. Место и роль человка в мире в разные исторические периоды.

Человек разумное социальное существо. Его деятельность целесообразна. И чтобы действовать целесообразно в сложном реальном мире, он должен не только много знать, но и уметь. Уметь выбрать цели, уметь принять то или иное решение. Для этого ему необходимо, в первую очередь, глубокое и правильное понимание мира – мировоззрение.

Универсальная картина мира – это определенная сумма знаний, накопленных наукой и историческим опытом людей. Человек всегда задумывается о том, каково его место в мире, зачем он живет, в чем смысл его жизни, почему существует жизнь и смерть; как следует относиться к другим людям и к природе и т.д.

Каждая эпоха, каждая общественная группа и, следовательно, каждый человек имеют более или менее ясное и четкое или расплывчатое представление о решении вопросов, которые волнуют человечество. Система этих решений и ответов формирует мировоззрение эпохи в целом и отдельной личности. Отвечая на вопрос о месте человека в мире, об отношении человека к миру, люди на основе имеющегося в их распоряжении мировоззрения вырабатывают и картину мира, которая дает обобщенное знание о строении, общем устройстве, закономерностях возникновения и развития всего, что так или иначе окружает человека. Обладая общими знаниями о своем месте в мире, человек строит и общую свою деятельность, определяет общие и частные свои цели в соответствии с определенным мировоззрением. Эта деятельность и эти цели есть, как правило, выражение тех или иных интересов целых групп или отдельных людей. В одном случае их связь с мировоззрением может обнаруживаться достаточно отчетливо, в другом же она затемняется теми или иными личностными установками человека, особенностями его характера. Однако такая связь с мировоззрением обязательно существует и может быть прослежена. А это означает, что мировоззрение играет особую, очень важную роль во всей деятельности людей. В центре всех философских проблем стоят вопросы о мировоззрении и общей картине мира, об отношении человека к внешнему миру, о его способности понять этот мир и целесообразно действовать в нем.

Мировоззрение является интегральным образованием, обобщающим пласты человеческого опыта, дающее смысл жизни чловеку. Это, во-первых, обобщенные знания, полученные врезультате профессиональной, практической деятельности. Во-вторых, духовныеценности, способствующие формированию нравственных, эстетических идеалов.

Существующие виды знания могут быть разделены на естественно-научные и гуманитарные. Первые рождаются благодаря исследованию мира природы, вторые- мира человека. Вненаучные и донаучные формы знания в большей мере значимы именно мире человека, что также отражается на феномене культуры, объединяющем в себе как научное знание-точное, теоретическое и систематизированное, так и знание вненаучное-религиозное, художественное, эзотерическое, а также знание донаучное –бытовое и практическое.

В результате овладения богатством и разнообразием знаний, рожденных человеком в ходе исторической практики, и происходит приобщение человека к величайшему миру культуры, развивается его интеллект, психоэмоциональная сфера, изживаются изначальные задатки присущей ему животности, формируется способность воспринимать и творить прекрасное и утонченное.

Милетская школа.

Первая философская школа. В ней впервые сознательно был поставлен вопрос о первоосновах всего сущего. На первом месте здесь стоит вопрос о сущности мира. Основу мира эти философы (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр) видят в определенном материальном принципе. Школа стихийно тяготеет к материализму. Ее представители интуитивно понимали мир как материальный. Вместе со стихийным материализмом в мышлении этих философов проявляется и “наивная” диалектика.

 

Фалес. Соединял практическую деятельность с глубоким изучением природы. Свои географические, астрономические и физиологические познания Фалес связал в философское представление о мире, материалистическое в основе, несмотря на явные следы мифологических представлений. Фалес полагал, что все существующее возникло из воды. По форме Земля - плоский диск, плавающий в воде. Вселенная полна богов, все воодушевлено. Полагал, что ближе всего к Земле находятся звезды, а дальше всего - Солнце.

 

Анаксимандр. Прозаическое сочинение “О природе”. Впервые чертит карту земли и создает нечто вроде небесного глобуса. Земля по форме напоминает срез цилиндра или колонны. Небо - сфера, окружающая Землю со всех сторон. Земля неподвижно пребывает в центре мира, находясь на равном расстоянии от всех точек небесной сферы. Пространство первоначально было заполнено неизвестным веществом, затем над Землей возникли оболочки воды и воздуха, огня. При высыхании Земли вода скопилась в углублениях. Родина жизни - илистое дно моря. Люди должны были родиться и первоначально развиться внутри рыб и только по достижении силы вышли оттуда.

 

Анаксимен. Первовеществом объявляет воздух. Воздуху свойственны процессы разрежения и сгущения, посредством которых из него образуются все вещества. Разрежаясь, воздух становится огнем; сгущаясь, последовательно превращается в воду, в землю, в камни. Земля - плоский диск, парящий на воздухе. Устанавливает истинный порядок расположения Луны, Солнца и звезд в мировом пространстве по отношению к Земле. Воздух - источник жизни, душа - “дыхание”, дуновение воздуха.

 

Философия элейской школы.

Ксенофан (565 - 470 до н. э.). Подверг критике господствующие представления о множестве богов. О природе богов и обо всем остальном не может быть истинного знания, а может быть лишь мнение. Ксенофан - один из первых представителей пантеистического мировоззрения. Он считал, что мир “вечен и неучтожим”, представляет собой нечто единое, и это единое есть бог, который “сросся со всем”. Вере в существование под Землей ада он противопоставляет учение о бездонности Земли, вере в божественность светил - представление об их естественной природе. Звезды возникают из воспламенившихся облаков. Все, что рождается, есть земля и вода, и люди родились из воды и земли.

 

Парменид (540 - 470 до н. э.). Философия Парменида направлена против учения Гераклита о всеобщем движении, изменении. Мир, по Пармениду, вещественный шар, в котором нигде нет пустоты и, следовательно, движение невозможно, так как мировое пространство заполнено все целиком. Всякая мысль, утверждает Парменид, всегда есть мысль о существующем. Из абсолютной заполненности пространства следует, что мир един и в нем нет частей. Всякое множество только обман чувств. Из этого же вытекает вывод о невозможности движения. Ничто не возникает и не уничтожается. Учение Парменида полно мифологических представлений. В центре мира, согласно Пармениду, пребывает богиня-правительница (или Правда и Необходимость); она “держит жребий” и правит всеми небесными движениями.

 

Зенон ( 490 - 430 до н. э.). Аристотель видел в Зеноне родоначальника “диалектики” - этим словом называлось тогда искусство достигать истины в споре путем выяснения противоречий в суждении противника и путем устранения этих противоречий. Однако Зенон не был диалектиком в современном смысле: он старался доказать метафизические положения Парменида о невозможности движения, возникновения и т. д. Допускал существование множества вещей. В парадоксе о летящей стреле доказывается, что стрела в каждый данный момент находится в определенной точке пространства, занимает место, равное ее длине, стало быть, не движется. Для того чтобы стрела передвигалась, она должна в каждый момент времени находиться в определенном месте и вместе с тем не находиться в нем. Но это противоречиво и, следовательно, невозможно.

 

Пифагорейская школа.

Пифагор.(580-500 г до н.э.) Отвергал матереализм милет-цев. Основа мира не материя первоначало, а числа, которые образуют космический порядок- преобразования общ. порядка. Познать мир- значит познать управляющие им числа. Пер-вая попытка постановки вороса о роли количественной стороны явлений природы. Математика, геометрия, теории архитектуры, музыки, скульптуры(высота тона струны зав. от ее длины.) Движ небесных тел подчиняется математи-ческим соотношениям- гармония сфер.

Пифагорейцы отрывали числа от вещей, превращали их в самостоятельные существа, абсолютизировали и обожеств-ляли их. Священная монада(единица)- это мать богов, все-общее первоначо и основа всех прир.явлений. Двойка- это принцип противоположности, отрицательности в природе (женское–делится на 2). Природа образует тело(тройка), являясь триединством первоначала и его противор.сто-рон(мужское). Четверка- образ четырех элементов приро-ды и т.д.. Мысль о том, что все в прир. подчинено опред. числ. соотнош., благодаря абсол чисел приводила П. к идеа-листическому утверждению, что именно число, а не мате-рия явл. первоосновой всего.(Начало всего: 1, 2, 3, 4. Им соответствуют по порядку точка, линия, прямая, объем. Сумма чисел 1+2+3+4=10–священная декада-основа мира). Из объемных фигур происходят чувственно воспринимае-мые тела, которые имеют четыре основы: огонь, воду, зем-лю и воздух; превращение последних приводит к миру жи-вого и человека.

 

Анаксагор.

Основная задача философии Анаксагора - согласование провозглашенной элеатами вечности, нетленности истинно сущего с изменениями, движением и множеством, о которых свидетельствуют чувства. Мир не есть единство, чуждое различий и множеств. Он состоит из бесконечного числа делимых до бесконечности частиц.

В каждой вещи есть частица другой. Жизнь мира есть процесс. Ум - сила, приводящая частицы в движение и производящая видимое в настоящее время состояние мира. В исходном состоянии мира все вещи были смешаны. Затем “ум”, т. е. движущая сила, коснулся этой смеси, и в ней возникло круговое движение, вследствие которого стали отделяться друг от друга ранее смешанные плотное и редкое, теплое и холодное, светлое и темное, сухое и влажное. Так возникли две огромные области: область огненного эфира - теплого, светлого и сухого вещества и область воздуха - вещества более плотного, холодного, темного и влажного. В дальнейшем путем сгущения выделились облака, из облаков - вода, из воды - земля и из земли - камни. Земля плоская, имеет форму барабана и держится на воздухе. Светила - камни, захваченные круговращением эфира. Солнце - раскаленная глыба. В природе господствует необходимость.

крупнейший представитель древнегреческого материализма Демокрит (ок. 460 - начало IV в. до н. э.). исходное положение атомистической системы Демокрита - тезис о существовании пустоты и атомов, образующих своими бесконечно многообразными соединениями все сложные тела. Атомы отличаются друг от друга по форме, порядку и положению. Эти первоначальные различия и лежат в основе всех наблюдаемых различий. Признание универсальной причинности. Жизнь и смерть организмов сводятся к соединению и разложению атомов, причем основой жизненных отправлений считаются круглые, гладкие и весьма малые атомы. Душа состоит из огненных атомов и есть их временное соединение. Бессмертие души Д отвергает. Из смертности души следует отрицание загробного мира.

 

Учение Д о познании. Исходным началом и основанием познания Д признавал ощущения. Д различает то, что существует “во мнении”, от того, что существует в действительности. Д разрабатывалась логика.

 

Взгляды на общество. Политику Д рассматривал как важнейшее искусство, задача которого - обеспечение общих интересов свободных граждан рабовладельческой демократии. Идеал Д - жизнь, обеспеченная общим законом и порядком, безмятежная и благодушная. Важнейшим условием общественной жизни Д считает разделение труда.

 

Огромное влияние на античную и мировую философию оказал Сократ(469 — 399 гг. до н. э.). Сократ официально не принадлежал к указанным группам, но разделял многие идеи софистов и использовал софистику в практической деятельности. Он активно подвергал критике софистов за то, что те «учат мудрости за плату», утверждал, что существуют такие человеческие качества, которые у человека от Бога и священны (это красота, мудрость и проч.), поэтому непристойно, аморально торговать ими.

Важнейшей задачей Сократ считал «воспитание людей», содержание которого видел в дискуссиях и беседах, а не в систематическом освоении каких-либо знаний.

Философия и этика Библии.

 

В Библии отсутствует абстрактное, всеобъемлющее понятие, адекватное современному значению «этики». Термин мусар стал означать «этику» в позднейшем иврите (см. Мусар), но в Библии он означал лишь воспитательную функцию, исполняемую отцом, его значение близко к значению слова «упрекать». В Библии этические требования рассматриваются как существенная часть требований, которые Бог предъявляет человеку. Эта тесная связь между этической и религиозной сторонами (хотя они не отождествляются полностью) является одной из главных особенностей Библии; отсюда вытекает центральное положение этики во всей Библии. В свою очередь Библия оказала решающее влияние на формирование этики в европейской культуре, как прямо, так и косвенно, через этические учения в апокрифической литературе (см. Апокрифы и псевдоэпиграфы) и Новый завет.

Философия К. Маркса (1818 – 1883) отражает переходный характер развития философии в XIX столетии. Она является составной частью единого социально-политического учения, включающего также политическую экономию и теорию «научного социализма». Это во многом определило специфику философской теории марксизма.

 

Важнейшей стороной философии марксизма является исторический материализм. Его основной принцип был сформулирован еще в немецкой идеологии: «Не общественное сознание определяет общественное бытие, а наоборот общественное бытие определяет общественное сознание». Общественное бытие понимается как реальный процесс жизни людей, основу которого составляет производство материальной жизни.

 

Новизна и оригинальность философии марксизма состоит в следующем:

· была создана новая форма материализма – диалектический материализм;

· впервые было создано и обосновано материалистическое понимание истории;

· была разработана и введена в философию категория «практика», сыгравшая значительную роль в развитии философии ХХ века;

· осуществлено соединение теории и практики, философии и революционного коммунистического движения.

 

Вклад В.И. Ленина.

С середины 90-х годов XIX века определяющую роль в развитии отечественного марксизма играет В.И. Ленин (1870 – 1924). Он занимался в основном проблемами социальной теории и практики: разработал теорию империализма как высшей стадии капитализма, теорию социалистической революции. Задачи идейной борьбы побудили его к написанию теоретической работы «Материализм и эмпириокритицизм» (1911). Некоторые философы-марксисты стремились к реформированию марксизма, соединению его с некоторыми новейшими философскими учениями («эмпириомонизм» А. Богданова, богоискательство и богостроительство А. Луначарского). В своей работе В.И. Ленин подвергает критике попытки реформ марксизма, критикует эмпириокритицизм как субъективно-идеалистическую философию, дает новое определение материи: «Материя есть объективная реальность, данная нам в ощущении». В «Философских тетрадях» (1916) В.И. Ленин обращается к материалистическому исследованию проблем диалектики. Философские работы В.И.Ленина надолго определили основные черты советской философии.

Марксизм оказал огромное влияние на судьбы народов не только нашей страны, но и всего человечества. Влияние марксистской философии испытали многие западные философы ХХ столетия, причем не только философы-марксисты, но и представители ряда немарксистских течений: экзистенциализма, структурализма, социологии Франкфуртской школы, представители так называемого фрейдомарксизма (Э. Фромм) и др.

Русская философия.

Особенности: тесная связь с философией античности, связана с христианством.

-Интерес к человеку: «Что такое человек? », «Что такое я сам? »

-космическое бытие человека, уподобиться Богу, нравственная проблематика, русский человек ищет добро и правду.

Русский человек стремиться постичь нравственность.

Проблема: отношение русского мира культуре Западной Европе.

Огромная роль отводится интуиции, чувственному опыту и непосредственному постижению мира.Русское мировоззрение содержит философию «мы», коллективизм, общинность.

- Соборность, которая означала единство и свободу многих на основе их общей любви к Богу и абсолютных ценностей( истина, красота, благо)

-Религиозность, доверие религиозному опыту; разработка христианского мировозрения.

Становление введение русской философии в 11 веке -17в в Киевской Руси. Творческий импульс русская культура получает от Византии.С самого начала фил. Мысль России была связана с осмыслением своеобразии России.

«Слово о законе и благодати»-написал 1-ый русский митрополит Иларион.

Каждый народ имеет право на избрании Христа.Это произведение заложило основы русского самосознания.Русский народ здесь осмысливается как «носитель благодати», который прежде закона.

Под влиянием Западной Европы в Россию проникают идеалы возрождения, просветительства.

Предметами философского поиска русских мыслителей были: Проблема человека; Космизм (восприятие космоса как единого целостного организма); Проблемы морали и нравственности; Проблемы выбора исторического пути России — между Востоком или Западом (сугубо специфическая проблема русской философии, приведшая к конфронтации русской интеллигенции в середине XIX века: см. Славянофилы, Западничество); Проблема власти; Проблема государства; Проблема социальной справедливости; Проблема идеального общества; Проблема будущего.

Первым русским философом был Михаил Ломоносов, обогативший своими открытиями почти все области знания. Вслед за ним пришли: Радищев, Чаадаев, известный своей дуалистической картиной мира, по которой мир построен из атомов и молекул, и многие другие.

Неклассическая философия выросла на исторической почве социального кризиса, охватившего экономические, политические, духовно-нравственные основы человеческого бытия. Философы-экзистенциалисты пытались осмыслить и выразить тревожное, и даже трагическое мироощущение многих индивидов. Они защищали демократию, права и свободы личности. Философия должна помочь человеку преодолеть трагическое умонастроение, искать и находить свое «Я», смысл своей жизни в самых драматических ситуациях.

Начиная со второй половины XIX в., именно отдельный человек становится центром философского универсума. Сложилось целое идейное движение, сконцентрированное вокруг проблемы человека и его места в мире. В целом это экзистенциальная философия, включающая собственно экзистенциализм, персонализм, философскую антропологию.

 

Философия жизни – в широком смысле слова всякая философия, ставящая вопросы о смысле, цели, ценности жизни, обращаясь к неподдельной полноте непосредственного переживания. Философия жизни стремится «понять жизнь из нее самой»; она стоит на стороне чувства, инстинкта, выступая против интеллекта; она защищает иррационализм и мистику от всякого рационализма, созерцание – от понятия, «творческое» - от «механического».

Неопозитивизм – философское течение, распространенное в первой половине XX в. Главная идея неопозитивизма – философия должна заниматься логическим анализом языка науки, т.к. язык – главное средство, через которое человек позитивно (достоверно) воспринимает окружающий мир. Логический анализ языка – это анализ текста, знаков, понятий, связей внутри знаковых систем, семантика (смысл) знаков – этим неопозитивизм сближается с герменевтикой. Основной принцип неопозитивизма – принцип верификации – сравнения положений науки с фактами опыта. Положение представляет интерес для науки, лишь когда его можно подвергнуть проверке фактами. Большинство проблем прежней философии (бытие, сознание, идея, Бог) должно быть исключено из философии, т.к. они не подлежат верификации и являются проблемами, не имеющими научного разрешения. Другая идея неопозитивизма – освобождение философии от метафизических (не имеющих достоверного научного решения) проблем.

Неотомизм – наиболее авторитетное течение современной теологической (богословской) философии, являющейся официальной теоретической платформой католицизма. База неотомизма – учение Фомы Аквинского.

Философия жизни явилась предшественницей экзистенциализма – философии существования. Экзистенциализм не является ни определенной философией, ни учением, это скорее способ мышления, которое в центр своего рассмотрения ставит человеческое существование

. Экзистенциализм – философское течение, центральной проблемой которого явилось существование человека со всем комплексом его социальных и психологических проблем.

Сознание есть свойство высокоорганизованной материи мозга. Мозг составляет материальную основу психологических явлений. Данные естествознаний говорят о том, что сознание есть функция человеческого мозга. Мозг дифференциал на различные участки обладающих функциональным многообразием.

Сознание есть отражение человеком внешнего мира. Этот тезис разделяли многие мыслители. С точки зрения материального сознания это воск, который способен принимать различные формы под воздействие из вне.

Основной деятели материализма полагали, что отражение внешнего мира происходит в материальной деятельности людей. Более того материальная деятельность определяет структуру сознания.

В отражении внешнего мира человеком и животным существует как общее так и различное.

Различие - сознание человека возникает на базе развитой первой системы - головного мозга, но этого не достаточно. Для возникновения сознания требуется факторы социального порядка - трудовая коллективная деятельность людей. Сознание формируется благодаря труду и общению в первую очередь языковому. Если этих факторов не будет, то у ребенка не возникает сознание.

Различие в отражении состоит в том, что животные не выделяют себя из внешнего мира, не отличают себя от своей жизнедеятельности. Человек же изменяет природу своими действиями. Отличительной чертой является самосознание, осознание своего личного Я. Выделить себя из природы человеку позволяет наличие второй сигнальной системы.

Общее связано с чувственным отражением действительности. Кроме того, животные обладают сознательным планомерными действиями. Им присущ - индивидуализм и дедукция, анализ и синтез и.т.д. Кроме того, животные эмоционально отражают мир.

Рассмотрение сознания на отражения внешнего мира не позволяет отождествлять сознание с физиологическими материальными процессами. Сознание идеально. Идеально сознание постольку, поскольку в голове человека образуются снимки, по ним объекты материальной действительности. Необходимо различать сознание и психику. Психика - внутренний духовный мир человека. Сознание - является одной из составляющих психики.

Сознание и самосознание.Человек не только есть сам в себе, но есть и для себя, что проявляется в обращенности на самого себя: он создал себя. Человек мыслит и знает себя. Человек отдает отчет в том, что делает, думает, чувствует. И исторически, и в ходе своего индивидуального развития человек первоначально осознает предметы и свои практические действия а на более высоком уровне развития - и свои мысли о предметах и действиях. Он осознает себя как личность. Самосознание предполагает выделение и отличие самого себя, своего я от всего, что его окружает. Самосознание - это сознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе. В формированиисамосознания существенную роль играют ощущения человеком своего собственного тела, движений, действий. Человек может стать самим собой лишь во взаимодействии с другими людьми, с миром через свою практическую деятельность, общение. самосознание тесно связано с феноменом рефлексии, как бы расширяя его смысловое поле. Рефлексия - размышление личности о самой себе, когда она вглядывается в сокровенные глубины своей внутренней духовной жизни. Уровни рефлексии могут быть весьма разнообразны – от элементарного самосозерцания, до глубоких раздумий над смыслом жизни своего бытия, его нравственным содержанием. Осмысливая собственные духовные процессы человек нередко критически оценивает негативные стороны своего духовного мира, дурные привычки. Познавая себя, человек никогда не остается таким же, каким он был прежде.Важнейшим свойством сознания является идеальность. Идеальное – это такая динамическая, подвижная модель объекта, в которой выражена его содержание и которая свободна от всех его реальных социо-природных свойств.

Нравственное сознание - одна из форм общественного сознания, являющаяся, как и другие его формы, отражением общественного бытия. Оно содержит в себе исторически изменяющиеся нравственные отношения, представляющие собой субъективную сторону морали. В основе нравственного сознания находится категория нравственности.

Нравственность - это понятие, которое является синонимом морали, хотя в теории этики существуют и различные трактовки этих терминов. Например, мораль рассматривается как форма сознания, а нравственность - это сфера нравов, обычаев, практических поступков.

Мораль возникла раньше других форм общественного сознания, еще в первобытном обществе, и выступала регулятором поведения людей во всех сферах общественной жизни: в быту, в труде, в личных отношениях. Она имела всеобщее значение, распространялась на всех членов коллектива и закрепляла в себе все общее, что составляло ценностные основы общества, которых складывались взаимоотношения между людьми. Мораль поддерживала общественные устои жизни, формы общения.

Она выступала как совокупность норм и правил поведения, выработанных обществом. В морали отражены отношения человека к обществу, отношения человека к человеку и требования общества к человеку. В ней представлены правила поведения людей, которые определяют их обязанности друг к другу и к обществу.

Нравственное сознание пронизывает все сферы деятельности человека. Можно выделить профессиональную мораль, бытовую мораль и мораль семейную. При этом моральные требования имеют идейную основу, они связаны с пониманием того, как человек должен себя вести. Нравственное поведение должно соответствовать соответствующим идеалам и принципам, при этом большое значение здесь имеют понятия добра и зла, чести и достоинства.

Эстетическое сознание

Эстетическое сознание в системе форм общественного сознания занимает особое место. Выделившись в особую ветвь духовной культуры, оно в то же время выполняет синтезирующие функции, поскольку в структуру эстетического сознания входят такие элементы, как эстетические взгляды, идеалы, оценки, вкусы, эстетические чувства, потребности, эстетическая теория. Эстетическое сознание - это тот духовный фундамент, который обеспечивает гармоничное единство и внутреннюю взаимосвязь различных проявлений духовной жизни человека и общества в целом.

Эстетическое сознание формируется в процессе эстетической деятельности и определяется как целостное, эмоционально насыщенное отражение действительности. Объективной основой эстетического сознания является природная и социальная действительность и общественно-историческая практика. Эстетическое сознание представляет собой одну из граней духовно-практического освоения мира. Творчество " по законам красоты" возникает на основе трудовой деятельности и является ее дополнением. В процессе трудовой и эстетической деятельности формируются чувства человека, возникают эстетические потребности, которые оказывают целостное воздействие на личность.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 1389; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.079 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь