Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Предмет философии и её основные проблемы. Структура философского знания.
Предмет философии — все сущее во всей полноте своего смысла и содержания. Философия нацелена не на то, чтобы определить внешние взаимодействия и точные границы между частями и частицами мира, а на то, чтобы понять их внутреннюю связь и единство. Основные усилия осознавшей себя философской мысли направляются к тому, чтобы найти высшее начало и смысл бытия. Фундаментальные проблемы (или разделы) философской науки, ее предметное самоопределение — это уникальность и смысл бытия человека в мире, отношение человека к Богу, идеи познания, проблемы нравственности и эстетики, проблемы сознания, идея души, ее смерть и бессмертие, социальная философия и философия истории, а также история самой философии. Основные проблемы философии: — объекта и предмета философии (объект — мир как единое целое; предмет — законы, свойства и формы бытия, которые действуют во всех областях материального мира, во всех предметах, процессах, явлениях, так как они связаны в неразрывном единстве); — первоосновы мира (первая сторона главного назначения философии); — развития мира (диалектический и метафизический способы познания); — познания мира (определение объекта и субъекта познания, решение проблемы истины, роли практики); — человека и его места в мире (изучение мироздания, развития человеческой культуры). Структура философского знания: — онтология (философия бытия); — гносеология (теория познания); — логика (познание принципов мышления); — аксиология (учение о ценностях); — эстетика (изучение прекрасного); — антропология (исследование проблем природы, сущности человека); — праксеология (социальная философия).
9. Функции философии, её роль в жизни человека и общества. Соотношение философии с обыденным познанием, наукой, религией, искусством, политикой). Все функции философии можно разделить на две группы: мировоз-зренческие и методологические. В свою очередь в мировоззренческих функциях можно выделить следующие: - гуманистическая функция. Философия помогает нам осмыслить жизнь, укрепить свой дух. - социально-аксиологическая функция расчленяется на ряд подфункций, среди которых важнейшими являются конкструктивно-ценностная, интерпретаторская и критическая подфункция. - культурно-воспитательная функция . Знание философии, в том числе требований к познанию, способствует формированию у человека качеств культурной личности: ориентации на истину, правду, доброту. - отражательно-информационная функция . Одна из главных задач философии - разработка мировоззрения, соответствующего современному уровню науки, исторической практике и интеллектуальным требованиям человека. Подобно науке, философия есть сложная динамическая информационная система, созданная для сбора, анализа и переработки информации с целью получения новой информации. Такая информация конкретизируется в философских понятиях (категориях), общих принципах и законах, образующих целостную систему. Внутри этой системы выделяются разделы философского знания: онтология - учение о бытии; гносеология - учение о познании; социальная философия - учение об обществе; этика - учение о морали; эстетика - учение о прекрасном; логика - учение о законах мышления; философская антропология - учение о человеке; аксиология - учение о природе ценностей; методология - учение о методе; история философии - учение о развитии философских знаний. Кроме того, можно выделить прикладные аспекты философского знания: философия науки, философия техники, философия истории, философия политики, философия права, философия культуры, философия религии. Со стороны своего метода философия способна выполнять несколько функций по отношению к науке: эвристическую, координирующую, интегрирующую, логико-гносеологическую. Существо эвристической функции состоит в содействии приросту научных знаний, в том числе в создании предпосылок для научных открытий. Координирующая функция философии состоит в координировании методов в процессе научного исследования. Интегрирующая функция связана с объединяющей ролью философского знания по отношению к какому-либо множеству элементов, составляющих систему или способных образовать целостность. Логико-гносеологическая функция заключается в разработке самого философского метода, его нормативных принципов, а также в логико-гносеологическом обосновании тех или иных понятийных и теоретических структур научного знания. Исторические типы философии: Античная философия и её космоцентрический характер. Античная философия — это последовательно развивавшаяся философская мысль, которая охватывает период свыше тысячи лет — с конца VII в. до н. э. вплоть до VI в. н. э. Античная философия - едина и своеобразна, но не изолированна от других философских течений. Она складывалась на основе перенесенных с востока в греческие города зачатков астрономических, математических и других знаний и в результате обработки древнейшей мифологии в искусстве и поэзии. Уже в V веке нашей эры возникли философские и космологические школы, в которых миф играет роль образного выражения мысли, а не основного воззрения. Исходной точкой развития был философский материализм. Фалес, Анаксимандр, Гераклит и Анаксимен - представители философской школы того времени. В Грецию приходит представление о том, что человек является микрокосмом, а мир - макрокосмом. Космоцентризм - центральное понятие античной философии - понятие космос: 1 - космос - это живое, телесное, разумное и прекрасное существо; 2 - человек - это малый космос, микрокосмос, подобный большому космосу, макрокосмосу; 3 - в античности нет понятия личности, человек обязан развивать и тело, и разум; 4 - развитие разума означало огромный интерес к познанию и нравственность; 5 - и мир, и человек прекрасны, поэтому люди обязаны создавать прекрасное; 6 - в космосе действуют вечные законы, в человеческой жизни они проявляются как судьба, которую нельзя изменить; 7 - все предопределено; 8 - человек должен вести себя как герой, все равно только судьба знает, когда он умрет. Ионийская и Италийская философия античности (Милетская, Элейская, Пифагорейская школы). Милетская школа. Первая философская школа. В ней впервые сознательно был поставлен вопрос о первоосновах всего сущего. На первом месте здесь стоит вопрос о сущности мира. Основу мира эти философы (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр) видят в определенном материальном принципе. Школа стихийно тяготеет к материализму. Ее представители интуитивно понимали мир как материальный. Вместе со стихийным материализмом в мышлении этих философов проявляется и “наивная” диалектика.
Фалес. Соединял практическую деятельность с глубоким изучением природы. Свои географические, астрономические и физиологические познания Фалес связал в философское представление о мире, материалистическое в основе, несмотря на явные следы мифологических представлений. Фалес полагал, что все существующее возникло из воды. По форме Земля - плоский диск, плавающий в воде. Вселенная полна богов, все воодушевлено. Полагал, что ближе всего к Земле находятся звезды, а дальше всего - Солнце.
Анаксимандр. Прозаическое сочинение “О природе”. Впервые чертит карту земли и создает нечто вроде небесного глобуса. Земля по форме напоминает срез цилиндра или колонны. Небо - сфера, окружающая Землю со всех сторон. Земля неподвижно пребывает в центре мира, находясь на равном расстоянии от всех точек небесной сферы. Пространство первоначально было заполнено неизвестным веществом, затем над Землей возникли оболочки воды и воздуха, огня. При высыхании Земли вода скопилась в углублениях. Родина жизни - илистое дно моря. Люди должны были родиться и первоначально развиться внутри рыб и только по достижении силы вышли оттуда.
Анаксимен. Первовеществом объявляет воздух. Воздуху свойственны процессы разрежения и сгущения, посредством которых из него образуются все вещества. Разрежаясь, воздух становится огнем; сгущаясь, последовательно превращается в воду, в землю, в камни. Земля - плоский диск, парящий на воздухе. Устанавливает истинный порядок расположения Луны, Солнца и звезд в мировом пространстве по отношению к Земле. Воздух - источник жизни, душа - “дыхание”, дуновение воздуха.
Философия элейской школы. Ксенофан (565 - 470 до н. э.). Подверг критике господствующие представления о множестве богов. О природе богов и обо всем остальном не может быть истинного знания, а может быть лишь мнение. Ксенофан - один из первых представителей пантеистического мировоззрения. Он считал, что мир “вечен и неучтожим”, представляет собой нечто единое, и это единое есть бог, который “сросся со всем”. Вере в существование под Землей ада он противопоставляет учение о бездонности Земли, вере в божественность светил - представление об их естественной природе. Звезды возникают из воспламенившихся облаков. Все, что рождается, есть земля и вода, и люди родились из воды и земли.
Парменид (540 - 470 до н. э.). Философия Парменида направлена против учения Гераклита о всеобщем движении, изменении. Мир, по Пармениду, вещественный шар, в котором нигде нет пустоты и, следовательно, движение невозможно, так как мировое пространство заполнено все целиком. Всякая мысль, утверждает Парменид, всегда есть мысль о существующем. Из абсолютной заполненности пространства следует, что мир един и в нем нет частей. Всякое множество только обман чувств. Из этого же вытекает вывод о невозможности движения. Ничто не возникает и не уничтожается. Учение Парменида полно мифологических представлений. В центре мира, согласно Пармениду, пребывает богиня-правительница (или Правда и Необходимость); она “держит жребий” и правит всеми небесными движениями.
Зенон ( 490 - 430 до н. э.). Аристотель видел в Зеноне родоначальника “диалектики” - этим словом называлось тогда искусство достигать истины в споре путем выяснения противоречий в суждении противника и путем устранения этих противоречий. Однако Зенон не был диалектиком в современном смысле: он старался доказать метафизические положения Парменида о невозможности движения, возникновения и т. д. Допускал существование множества вещей. В парадоксе о летящей стреле доказывается, что стрела в каждый данный момент находится в определенной точке пространства, занимает место, равное ее длине, стало быть, не движется. Для того чтобы стрела передвигалась, она должна в каждый момент времени находиться в определенном месте и вместе с тем не находиться в нем. Но это противоречиво и, следовательно, невозможно.
Пифагорейская школа. Пифагор.(580-500 г до н.э.) Отвергал матереализм милет-цев. Основа мира не материя первоначало, а числа, которые образуют космический порядок- преобразования общ. порядка. Познать мир- значит познать управляющие им числа. Пер-вая попытка постановки вороса о роли количественной стороны явлений природы. Математика, геометрия, теории архитектуры, музыки, скульптуры(высота тона струны зав. от ее длины.) Движ небесных тел подчиняется математи-ческим соотношениям- гармония сфер. Пифагорейцы отрывали числа от вещей, превращали их в самостоятельные существа, абсолютизировали и обожеств-ляли их. Священная монада(единица)- это мать богов, все-общее первоначо и основа всех прир.явлений. Двойка- это принцип противоположности, отрицательности в природе (женское–делится на 2). Природа образует тело(тройка), являясь триединством первоначала и его противор.сто-рон(мужское). Четверка- образ четырех элементов приро-ды и т.д.. Мысль о том, что все в прир. подчинено опред. числ. соотнош., благодаря абсол чисел приводила П. к идеа-листическому утверждению, что именно число, а не мате-рия явл. первоосновой всего.(Начало всего: 1, 2, 3, 4. Им соответствуют по порядку точка, линия, прямая, объем. Сумма чисел 1+2+3+4=10–священная декада-основа мира). Из объемных фигур происходят чувственно воспринимае-мые тела, которые имеют четыре основы: огонь, воду, зем-лю и воздух; превращение последних приводит к миру жи-вого и человека.
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 2974; Нарушение авторского права страницы