Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Младшие физики в Античной философии (Эмпидокл,Анаксагор,Демокрит)



Эмпедокл. В разработке своего учения Эмпедокл опирается на мысль Парменида о вечности, неразрушимости и неизменности истинно существующего. Однако он считает достоверным существование множества вещей, основу которых образуют четыре разнородных вещественных начала: огонь, воздух, вода и земля. Все в мире находится в процессе соединения и разложения. Помимо 4 вещественных (элементарных) начал в мире существуют также две вещественные движущие силы - любовь и вражда. Отличает неподвижные звезды от движущихся планет. Поразительная догадка о том, что свету необходимо время для распространения в пространстве, огромная скорость света не позволяет нам наблюдать длительность этого процесса. Растения возникли самопроизвольно до возникновения животных. Существующее в настоящее время множество форм животных порождалось постепенно. На первой стадии возникли отдельные органы будущих животных, на второй стадии происходило сочетание разнородных частей. Большинство из них погибли, уцелели только те, в которых части случайно оказались подходящими друг другу. Из сохранившихся образований на третьей стадии составилось множество форм, по виду уже животных, но еще лишенных различий между полами. Последние появляются только на 4 стадии - стадии порождений.

 

Анаксагор.

Основная задача философии Анаксагора - согласование провозглашенной элеатами вечности, нетленности истинно сущего с изменениями, движением и множеством, о которых свидетельствуют чувства. Мир не есть единство, чуждое различий и множеств. Он состоит из бесконечного числа делимых до бесконечности частиц.

В каждой вещи есть частица другой. Жизнь мира есть процесс. Ум - сила, приводящая частицы в движение и производящая видимое в настоящее время состояние мира. В исходном состоянии мира все вещи были смешаны. Затем “ум”, т. е. движущая сила, коснулся этой смеси, и в ней возникло круговое движение, вследствие которого стали отделяться друг от друга ранее смешанные плотное и редкое, теплое и холодное, светлое и темное, сухое и влажное. Так возникли две огромные области: область огненного эфира - теплого, светлого и сухого вещества и область воздуха - вещества более плотного, холодного, темного и влажного. В дальнейшем путем сгущения выделились облака, из облаков - вода, из воды - земля и из земли - камни. Земля плоская, имеет форму барабана и держится на воздухе. Светила - камни, захваченные круговращением эфира. Солнце - раскаленная глыба. В природе господствует необходимость.

крупнейший представитель древнегреческого материализма Демокрит (ок. 460 - начало IV в. до н. э.). исходное положение атомистической системы Демокрита - тезис о существовании пустоты и атомов, образующих своими бесконечно многообразными соединениями все сложные тела. Атомы отличаются друг от друга по форме, порядку и положению. Эти первоначальные различия и лежат в основе всех наблюдаемых различий. Признание универсальной причинности. Жизнь и смерть организмов сводятся к соединению и разложению атомов, причем основой жизненных отправлений считаются круглые, гладкие и весьма малые атомы. Душа состоит из огненных атомов и есть их временное соединение. Бессмертие души Д отвергает. Из смертности души следует отрицание загробного мира.

 

Учение Д о познании. Исходным началом и основанием познания Д признавал ощущения. Д различает то, что существует “во мнении”, от того, что существует в действительности. Д разрабатывалась логика.

 

Взгляды на общество. Политику Д рассматривал как важнейшее искусство, задача которого - обеспечение общих интересов свободных граждан рабовладельческой демократии. Идеал Д - жизнь, обеспеченная общим законом и порядком, безмятежная и благодушная. Важнейшим условием общественной жизни Д считает разделение труда.

 

Ранняя классика Античности: софисты, Сократ.

Фил-фия Сократа (469 - 399 до н. э.).

В Древней Греции мыслители посвящали жизнь исканию истины, замыкаясь в тесном кругу друзей, не искали публичного признания, не создавали аудитории слушателей. В 5 в. до н.э. ситуация изменилась. Во многих городах на смену старинной аристократии и тирании пришла власть рабовладельческой демократии. Возникли новые выборные учреждения – народные собрания, суды, что породило потреб-сть в подготовке людей, владеющих искусством политич. красноречия, убедительного и логического слова.

В этих условиях и появились Софисты – люди, которые посвящали себя умственной деятельности и были профессиональными учителями. Их цель - обучить учеников использовать приобретенные знания в дискуссиях и спорах. Они мало занимались вопросами мироздания. Учили побеждать противника в спорах. В фил. софисты привлекали внимание к проблеме чел., об-ва, знания. Софисты учили, что объективный мир непознаваем, т.е. были первыми агностиками. Однако агностицизм софистов ограничен их релятивизмом (все в мире относительно).

К наиболее выдающимся представителям софистов относятся Протагор (ок. 481 — 411 гг. до н. э.), Горгий (ок. 483 — 375 гг. дон. э.) и др. Исходный принцип софистов, сформулированный Протагором, звучал так: «Человек — мера всех вещей», То, что приносит человеку удовлетворение, — хорошо, а то, что причиняет страдание, — плохо.

В рамках тео-рии познания многие из софистов стали релятивиста-ми.

Так, Горгий считал, что в теории познания действуют три тезиса:

Первый: ничего не существует.

Второй: если что-то и существует, его невозможно познать.

Третий: если что-то и возможно познать, то эти знания невозможно передать и объяснить другому.

Для софистов хар-но:

критическое отнош-е к окружающей действит-ти;

стремление все проверить на парктике, лигично доказать правильность/неправельность той/иной мысли;

Стремление доказать условность гос-ва и права, их несоверш-во.

Свою правоту доказывали с помощью софизмов – логич приемов, уловок, благодаря кот прав с перв взгляда умозаключ оказывалось в итоге ложн и собесед-к запутывался в собств мыслях.

Несмотря на то, что деят-ть софистов выхывала неодобр-е как властей, так и представителей иных фил школ, соф-ты внесли больш вклад в греч фил и к-ру.

Главные заслуги софистов для философии:

-критич взгляд на окруж действит-ть

-распрост-е больш кол-ва фил и иных знаний среди граждан греч полисов

-чел становится средоточием фил интересов

Огромное влияние на античную и мировую философию оказал Сократ(469 — 399 гг. до н. э.). Сократ официально не принадлежал к указанным группам, но разделял многие идеи софистов и использовал софистику в практической деятельности. Он активно подвергал критике софистов за то, что те «учат мудрости за плату», утверждал, что существуют такие человеческие качества, которые у человека от Бога и священны (это красота, мудрость и проч.), поэтому непристойно, аморально торговать ими.

Важнейшей задачей Сократ считал «воспитание людей», содержание которого видел в дискуссиях и беседах, а не в систематическом освоении каких-либо знаний.

Строение мира, физическая природа вещей, считал Сократ, непознаваемы, познать мы можем только себя самих. Это понимание предмета познания Сократ выразил формулой: -«познай самого себя»

Осн. задача познания практическая — искусство жить.

Знание, по Сократу, есть мысль, понятие об общем.

Центром фил-ии Сократа стал чел-ек, его отношение к семье, обществу, законам и не в последнюю очередь — отношение к богам. В беседах и дискуссиях мудрец обращал внимание на познание сути добродетели.

В отличие от Софистов Сократ отстаивал абсолютность добра и зла. Зло не имеет онтологического статуса. Зло это отсутствие добра. Мнение - субъективное отношение к объективной истине. Мы можем признавать или не признавать истину, но она существует независимо от нас. (тоже отличие от софистов, для которых нет объективной истины). Истинное знание - это знание, что есть добро и зло. Знание = добродетель. Знающий человек не творит зла.

Для Сократа мерилом всех вещей является человек как разумное, мыслящее существо, поскольку в мышлении находят свое выражение общие законы.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 730; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь