Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Древнегреческая натурфилософия (Милетская школа, элеаты и др.)
Разделим все на подпункты для более простого понимания: 1) Милетская школа 2) Пифагорейская школа 3) Элейская школа 4) Демокрит
Милетская школа · Представители: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен · У них натуралистический подход в понимании Природы и Космоса · Также искали первоначало – субстанцию. Первовещество понималось не как мертвая материя, а как вещество живое и в частях, наделенное душой и движением (пантеизм). · Их мировоззрение было по сути натуралистическим. Решения философских и естественно-научных вопросов было связано с практической деятельностью. ФАЛЕС. Основные взгляды: • Первоначало всего сущего — вода — «фазис», жидкий, • Неживая природа, все вещи имеют душу и способна к ощущению и восприятию (гилозоизм). • В положении «все из воды» была дана отставка олимпийским богам и мифологическому мышлению и продолжен путь к естественному объяснению природы. Анаксимандр. • Первоначало всего сущего — «апейрон» — вечная, бесконечная субстанция, из которой все возникло, все состоит и в которую все превратится. Недоступно чувствам, но постижимо разумом. Анаксимен. • Первоначало всего сущего — воздух. Гераклит. • В основе всего существующего лежит огонь. Это первоначало, находящееся в вечном движении и изменении. • Вторым определяющим элементом мировоззрения Гераклита является утверждение о всеобщей текучести вещей, изменяемости. «Нельзя войти в одну и ту же реку дважды». • Все происходит по необходимости и из «противоположного обмена». Необходимость — это всеобщий, единый для всего существования закон «Логос». «Все – едино» • Возможен переход одной противоположности в другую, т.е. Гераклит вплотную подходит к постановке проблемы единства противоположностей Пифагорейская школа: · Истинное мировоззрение, по Пифагору, покоится на трех основах: морали, религии и знании. Мораль Пифагора — это мораль аристократа. · Первопричина всего сущего — число. Все в природе измеряется, · Мистика чисел составляет ядро пифагорейского идеализма. · Учение о противоположностях оформляется в систему метафизически
Элейская школа (Ксенофан, Парменид, Зенон, Мелисс): • Элеаты первыми попытались понять мир, применяя к многообразию вещей философские понятия предельной общности (бытие, небытие, движение). Элеаты в качестве субстанции всего сущего выдвинули бытие. Они же поставили вопрос о соотношении бытия и мышления, т. е. основной вопрос философии. • Единое бытие понимается элеатами как непрерывное, нераздельное, одинаково присутствующее в каждом мельчайшем элементе действительности, исключающее количественную множественность • Парменид резко отличает постигаемую разумом подлинную истину и мнение, опирающееся на чувственное познание. По его представлению, сущее неподвижно, однако ошибочно оно рассматривается как подвижное. Только разум может постичь истину о мире, исходя из тождества мышления и бытия • В понятии бытия, как его осмыслили элеаты, содержится три момента: • Сущее, по Зенону, имеет материальный характер, оно находится в единстве и неподвижности. Известность он приобрел благодаря попыткам доказать отсутствие множественности и движения у сущего. Эти способы доказательства получили название эпихерм и апорий.
Демокрит. Демокрит создал учение об атомистическом строении материи. Он считал, что объективно существуют атомы и пустота. Бесконечное число атомов наполняет бесконечное пространство — пустоту. Атомы неизменны, постоянны, вечны. Они движутся в пустоте, соединяются между собой и образуют бесконечное число миров. Атомы отличаются друг от друга по форме, величине, порядку и положению. Развитие мира, по Демокриту, совершается закономерно и причинно обусловлено. Однако, отстаивая идею естественной причинности и необходимости, Демокрит отрицал случайность. Случайным он называл то, причину чего мы не знаем. Демокрит считался основоположником материалистического направления в философии. Он считал, что познание возможно лишь благодаря органам чувств. Данные органов чувств, по Демокриту, перерабатываются разумом.
Философия Платона Гносеология Платона. (Гносеология - Раздел философии, в котором изучаются проблемы природы и возможностей познания, отношения знания к реальности, исследуются всеобщие предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности) Есть Мир идей (эйдосов) и мир вещей. Отдельная вещь является материальной копией первоначальной идеи. Идеи пребывают в Задача философа - с помощью диалектики пробудить в человеке воспоминания о том, что с ним было раньше (душа до рождения тела живет в мире идей). Диалектика - умение задавать вопросы и отвечать на них, способность отрешиться от чувственного и устремиться к истинному бытию.
9.МетафизикаАристотеля. Аристотель интересуется именно эмпирическими науками. Платоновскую тройственную, структуру - мир идей, мир вещей, материя - Аристотель заменяет двойственной - форма и материя. Действительное бытие вещи состоит в единстве формы и материи, где форма - активное, творческое начало, а материя - пассивное. Форма - это реализация данной возможности. Косная материя содержит в себе лишь возможность возникновения действительного многообразия вещей. Чтобы эту возможность превратить в действительность, надо придать материи соответствующую форму. Проблема формы и материи ввела в философии две важных категории: возможность и действительность. Эти категории указывают на источник движения уже не как внешний по отношению к вещи, а как лежащий внутри нее. Формообразующую функцию, по Аристотелю, осуществляет перводвигатель, который должен быть вечным и неподвижным, не связанным с материей. Таким перводвигателем является Бог, определяемый как форма всех форм, как причина и вершина мироздания. То есть, в конечном счете, Аристотель отрывает форму вещей от самих вещей и превращает ее в самостоятельную субстанцию по аналогии с миром платоновских идей. Аристотель, утверждая единство материи и формы, материального и идеального миров, разрабатывает учение о том, что изучение мира состоит в открытии форм, но для достижения этого необходимо отправляться не от самих форм, а от данной нам действительности. Первой ступенью познания является, по Аристотелю, чувственное познание посредством ощущений высшая ступень познания осуществляется посредством разума и состоит в нахождении общего в единичных вещах.
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 1754; Нарушение авторского права страницы