Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Марксизм – неклас. Рационализм. Понятие отчуждения.



Отчуждения - процесс отделения от человека его неотъемлемых свойств, противопоставление их ему вплоть до враждебности. Виды отчуждения:

1.отчужд от чел-а результата его труда.

2.отчужд чел-ка от самого себя (продает рабочую силу).

3.отчужд людей друг от друга.

Маркс переключает внимание на эксплуатацию человека человеком, т.е. непосильный труд рабочего, беднеющего по мере обогащения своего хозяина-капиталиста. Маркс вводит для объяснения этого факта выражение «отчуждение труда». С этой целью он анализирует четыре основных фактора указанного явления. Первая фаза отчуждения характеризуется им как самоотчуждение рабочего в процессе производства. Это значит, что рабочий, трудясь, как бы отделяется от своего труда и приобретает по отношению к нему внешнюю позицию. Труд не принадлежит ему, выступая в качестве некой самостоятельной сущности. Причину этого Маркс усматривает в принудительном характере труда. Рабочий «в своем труде не утверждает себя, а отрицает, чувствует себя не счастливым, а несчастным, не развертывает свободно свою физическую и духовную энергию, а изнуряет свою физическую природу и разрушает свой дух».

Первая фаза отчуждения понимается им как неспособность человека обнаружить в своей деятельности нечто адекватное своей собственной сущности.

Вторая фаза связана с тем, что не только сам труд во всем процессе его протекания отчуждается от рабочего, но отчуждается и результат труда. Конечный продукт не принадлежит рабочему, более того, он закабаляет рабочего, ибо усилия, затраченные последним на создание чего-либо, оборачиваются против него самого.

Отсюда с необходимостью следует, что индивид отчуждается от своей собственной сущности. Труд, по образному выражению Маркса, «расчеловечивает».Создавая ценности, человек сам теряет ценность; от человека отчуждается его собственная ценность, но она не испаряется в ничто, а модифицируется в некоего рода «инобытие». Ценность индивида поглощается общественными отношениями, и тут появляется своеобразный феномен общественной жизни, который Маркс позднее обозначил как «товарный фетишизм».

четвертым фактором отчуждения труда выступает процесс взаимообособления людей. Отчужденный труд в условиях капиталистической частной собственности представлен, таким образом, в возрастающей схеме следствий:

1.Самоотчужденный человек (отчужденный труд отчуждает от человека его собственную природу);

2.Отчужденный труд (человек лишается собственной деятельной функции);

3.Отчужденная жизнь (родовая сущность человека превращается в чуждую ему сущность);

4.Отчужденный человек (человек отчуждается от человека)

Чтобы решить причину самоотчужденного труда нужно ликвидировать капитал, т.е. объективную сущность частной собственности, и преобразовать труд, т.е. ее субъективную сторону. Программа Маркса предполагает не просто ликвидацию частной собственности, а ее, «положительное упразднение» («полное, происходящее сознательным образом и с сохранением всего богатства достигнутого развития, возвращение человека к самому себе как человеку общественному, т. е. человечному»).

Цель Маркса — рассмотреть всю человеческую историю с позиций проблемы разделения труда, и именно в этом свете проблема отчуждения получает более полную, исторически обоснованную характеристику. Отчуждение труда связано с разделением труда, то преодоление первого зависит от продолжения второго. Разделение труда, по мнению Маркса, можно ликвидировать только путем всестороннего развития человеческих способностей; это развитие освобождает человека от разного рода ограничений, возникающих в процессе разделения труда, так что человек получает возможность участвовать во всех формах. Тем самым происходит уничтожение труда, понятого как частная собственность.

 

Психоанализ З.Фрейда. Роль культуры в философии З.Фрейда

Философия психоанализа создавалась австрийским психиатром Зигмун­дом Фрейдом. Возникнув как теория объяснения и лечения неврозов, она по­степенно превратилась в философское учение о человеке, обществе и культуре.

Ядро психоанализа составляет представление о вечной тайной войне ме­жду скрытыми в глубинах индивида инстинктами (главными из которых яв­ляется сексуальное влечение - либидо) и необходимостью соблюдать обще­принятые нормы и правила поведения в обществе, которые осуществляют контроль инстинктов.

Социальные запреты, подавляя энергию инстинктов, вынуждают ее ис­кать обходные пути. И она проявляется в виде неврозов, сновидений забыва­ния неприятного и т.д.

Бессознательное – огромный пласт психики, по своему объёму значительно больший, чем вся сознательная жизнь. Бессознательное – это бездонный резервуар нашей биологической по своей природе энергии: комплексы, страхи, неврозы, инстинкты.

Главный вывод Фрейда: человек никогда не может сам себя знать до конца. Бессознательное не просвечивается светом разума.

Психическая структура по Фрейду: «Сверх-Я» (СуперЭго), «Я» (Эго), «Оно» (Ид)

Источником энергии психических процессов яв­ляется ОНО - ИД. ИД - это сосредоточение слепых инстинктов (сексуаль­ных, агрессивных), требующих немедленного удовлетворения.

Приспособлению субъекта к реальной жизни служит Я - ЭГО (сознание), ко­торое воспринимает информацию об окружающем мире, состоянии организма и регулирует ответные действия человека в интересах его самосохранения.

СВЕРХ - Я включает моральные стандарты, нормы поведения, усвоен­ные личностью в процессе воспитания и прежде всего от родителей. Это про­является в виде совести и может вызвать чувство вины или страха. Поскольку требования к ЭГО со стороны ИД и СУПЕР - ЭГО, как правило, несовмести­мы, то человек практически постоянно находится в состоянии конфликта. Это создает невыносимое напряжение, от которого индивид спасается с по­мощью защитных механизмов.

Для философии Фрейда основная мысль – это то, что поведением людей управляют иррациональные психические силы, а не законы общественного развития, что интеллект – аппарат маскировки этих сил, а не средство активного отражения реальности, все более углубленного его осмысления.

Под культурой Фрейд понимал совокупность социальных свойств людей, их знания и умения к различным видам деятельности, нормы поведения, совокупность материальных и духовных ценностей, политических и государственно правовых институтов. Он говорил о репрессивной функции культуры, которая заключалась, по его мнению, в том, что социальные нормы и ценности, моральные и политические установки поведения людей подавляют их естественные инстинкты и влечения и в этом смысле лишают их свободы, возможности наслаждения и счастья. В своей работе " Неудовлетворенность культурой " Фрейд приходит к выводу, что " большую долю вины за наши несчастья несет так называемая культура ". По его мнению, люди были бы гораздо счастливее, если бы отказались от современной культуры и цивилизации.

Однако культура (общество) предоставляет человеку возможность выражать свои желания с помощью творчества. (путем сублимации. Сублимация — это преобразование (переключение) инстинктивных форм
психики в более цивилизованные ее формы (творчество, политику))

Он считал, что человек может овладеть своими инстинктами и страстями и сознательно управлять ими в реальной жизни. Задача психоанализа, по его мнению, состоит в том, чтобы бессознательный материал человеческой психики перевести в область сознания и подчинить своим целям.

Философия Ф.Ницше

Основные идеи:

1.Переоценка всех ценностей, критическая идея ломки и уничтожения устаревших моральных (в основном христианских) ценностей и замена их новыми, провозглашаемыми в учении Ницше. Постепенно, говорит Ницше, возникает осознание того, что в мире нет некой “цели”, достижением которой озабочен весь мир, в мире нет “единства”, нет истины. С помощью этих понятий человек полагал себя смыслом и мерой ценностей всех вещей, “он создал такое целое, чтобы иметь возможность веровать в свою собственную ценность”. И вот этот мир зашатался. Нет истины, нет морали, нет Бога. Нигилизм “слабых” - это упадок и разложение. Радикальный нигилизм, нигилизм “сильных” - это путь абсолютного авторства – создание новой морали, нового человека.

Больше всего Ницше критиковал заповедь «Возлюби ближнего как самого себя» Он не понимал, с чего он должен любить неразумных, плохо себя ведущих, ленивых, тех, кто разрушает свою жизнь и т.д. После этого предложил идею, что нужно любить «дальнего» т.к. в том, кто далеко, о ком ничего не знаешь, меньше вероятность разочароваться. Эта любовь принимает форму борьбы с людьми сегодняшними, любовь сопровождается презрением, отчуждением ближнего. Это любовь к “идее” человека, к человеку, каким он может быть. В программу “переоценки ” входит и пересмотр человеческого счастья. Человек не обязан быть счастливым, он обязан быть свободным. Счастье – не цель существования человека, а самоборьба за власть и воля к власти.

Из зависти «слабые» могут тормозить «сильных». Их орудие – мораль. «Падающего – толкни» фраза Ницше.

Мораль по Ницше лицемерна, корыстна, помогает «слабым» и является препятствием к истинному познанию.

2.«Воля к власти». Индивидуальная воля человека, сущность любого существования и бытия заключается в повышении и росте этой конкретной «воли к власти». Волю считает первичной по отношению к сознанию и мышлению и связывает ее с человеческой деятельностью. «Я обладаю волей и действую, а, следовательно, я живу». Жизнь для Ницше находится между природой и культурой. Жить – это значит быть иным, нежели природа, не подчинятся ни природной, ни человеческой необходимости. Жизнь как реализация человеком “воли к власти” - это сфера творения смысла, это сверхжизнь, лишенная нормативности.

3.Идея сверхчеловека, вытекающая из концепции роста воли к власти, теория преодоления всех отрицательных качеств человека и приближение его к идеалу Сверхчеловека – создателю и носителю новых ценностей и новой морали. Новые ценности – способность к переоценке ценностей, духовное творчество, полная концентрация воли к власти, самосовершенствование. Сверхчеловек - Господин, хозяин не только своей судьбы, но и чужих судеб. Лишен общепринятых моральных норм, милосердия, знает свой путь, свои взгляды на мир. Необходимое условия для становления сверхчеловеком - избавление от оков христианства и совести. Совесть – король, который управляет внутренней жизнью людей. Ницше считает, что простой человек сам не знает, чего он хочет.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 1124; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь