Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Определите источник и представьте анализ источника. Лунь-ЮйКакие иероглифы и какие особенности учения Конфуция могут быть здесь использованы?
4. Учитель сказал: " Шунь управлял, не действуя. Как он это делал? Он ничего не делал другого, кроме как почтительно сидел повернувшись лицом к югу" 101. Сяо для элиты и недеяние
Из Древнеиндийской философии.
В какой из философских школ Др.Индии утверждается одно первоначало, два, множество начал( вайшешика множество начал, санкхъя два, веданта одно первоначало)? Что такое майя? Ма́ йя— в индуизме и буддизме — философская категория, постулирующая, что мир вещей, феноменов и людей есть лишь иллюзия. Майя является иллюзией не оттого, что она лишена бытия, а оттого что она — преходяща. Майя — созданная творцом иллюзия, череда перемен, цепь страданий, и цель адепта путем отречения от соблазнов, постижения высшего начала преодолеть цепи майи, выйти из бесконечного круговорота сансары. Что такое Брахма, Брахман, брахман, Атман? Бра́ хма) — бог творения в индуизме. Наряду с Вишну и Шивой является одним из богов Тримурти. Супруга Брахмы — богиня знания и учёности Сарасвати. Брахму часто отождествляют с ведическим божеством Праджапати. Брахма́ н—— понятие, обозначающее безличный, индифферентный абсолют, «душу мира», первооснову всех вещей и феноменов. Брахману не может быть дано никакое позитивное определение, дать ему характеристику можно только через отрицание: бесконечный, неизменный, неподвижный[1][2]. В ведической философии концепция Брахмана (то есть Бога-Абсолюта) тесно связана с личностным восприятием каждым человеком всеобъемлющего Бога-Брахмана в качестве индивидуального Атмана — своего наивысшего запредельного «Я». А́ тман—вечная, неизменная духовная сущность. Абсолют, осознающий своё собственное существование. Термин, используемый для описания высшего «Я», человека и всех живых существ. После Пробуждения человек знает себя как «Атма» — я не это, я ТО, «я есть абсолют, и я это знаю» — абсолют (человек) осознаёт своё существование. Какой философской школе принадлежат данные понятия? Что такое Индра, адришты, махабхуты? Какой школе принадлежат данные понятия? вайшешика Индра-созерцающий бог В учении вайшешики адришты — тайные силы, запускающие процесс развития мира после творческого импульса Бога. Махабхута—пять великих или универсальных элементов: звук, воздух, огонь, вода и земля В какой школе использован принцип воздаяния? Вайшешика Что такое Пуруша, махабхуты, гунны, махаб, танмантры?
Махабхута—пять великих или универсальных элементов: звук, воздух, огонь, вода и земля Танмантра – неделимая частица (по времени, по размерам и т.д.). Пуруши –в вайшешике – первочеловек, в санкхъя – дух, пассивный зритель действий Пракрити Перечислите 4 истины буддизма. Четыре благородные истины сформулировал сам Будда Шакьямуни и кратко их можно изложить так: существует страдание; существует причина страдания — желание; существует прекращение страдания — нирвана; существует путь, ведущий к прекращению страдания, — восьмеричный путь. Что такое восьмеричный путь? Восьмеричный Путь — путь, ведущий к прекращению страдания, лежащий посередине между приверженностью мирским удовольствиям и аскетизмом, указанный Буддой. 1) зарождение намерения пройти путь, 2) решимость, 3) соблюдать правила, заповеди всю жизнь, 4) расширение сознания 5) постарайся избавиться от желаний, 6) избавься от мыслей о желании, 7) избавься от мыслей 8) нирвана Что такое карма, дхарма, варна? Карма—вселенский причинно-следственный закон, согласно которому праведные или греховные действия человека определяют его судьбу, испытываемые им страдания или наслаждения. Карма лежит в основе причинно-следственного ряда, называемого сансарой и применяется в основном для понимания связей, выходящих за пределы одного существования. Дхарма - совокупность установленных норм и правил, соблюдение которых необходимо для поддержания космического порядка. Ва́ рна —деление древнеиндийского общества на четыре основных сословия: брахманы — жрецы, учёные, подвижники кшатрии — воины, правители вайшьи — земледельцы, ремесленники, торговцы шудры — слуги, наёмные рабочие. Что такое сансара, мокша? Что такое самадхи? Санса́ ра— круговорот рождения и смерти в мирах, ограниченных кармой. Мо́ кша — освобождение из круговорота рождений и смертей (сансары) и всех страданий и ограничений материального существования. Сама́ дхи—состояние, при котором исчезает сама идея собственной индивидуальности и возникает единство воспринимающего и воспринимаемого. В чем специфика способов познания в древнеиндийской философии? Созерцание, мир- это иллюзия Что такое шабда- прамана? Шабда-пранама – это единственное доказательство истины, которое полностью приемлют преданные вайшнавы и другие философские школы Индии. Что такое упанишады? Упаниша́ ды — древнеиндийские трактаты религиозно-философского характера. Являются частью Вед и относятся к священным писаниям индуизма категории шрути. В них в основном обсуждается философия, медитация и природа Бога. Какие исторические периоды соответстветствуют созданию упанишад,? Четыре Веды являются сборником мантр и гимнов, воспевающих различных девов ведической религии и уже содержащих в себе основы монотеизма.[5][6] Появившиеся позднее Брахманы представляют собой сборник обрядовых инструкций, в которых обстоятельно описаны различные жреческие функции. Араньяки и Упанишады относятся к веданте. Араньяки детально описывают различные медитативные и йогические практики, тогда как в Упанишадах получают своё дальнейшее развитие религиозные и философские концепции, изложенные в Ведах. Центральной темой Упанишад является познание человеком самого себя и окружающего мира. Характерное для Брахман толкование жреческого ритуала оказываются в них на втором плане. Упанишады оказали огромное влияние на развитие индийской философии. Шанкара в VIII веке написал свои комментарии к 11 Упанишадам. Эти Упанишады называют мукхья Упанишадами, и их принято считать самыми древними, составленными в основном в ведический период. В «Муктика-упанишаде» имеется список из 108 Упанишад, которые принято относить к канону муктика. Упоминается, что число Упанишад, впервые переведённых на персидский язык в середине XVII века мусульманским мистиком и принцем Дара Шукухом составляло 50. Некоторые исследователи упоминают общее число Упанишад как превышающее 108, например Макс Мюллер в 1879 году знал о существовании 170, а другие насчитали более 200 или даже 300. Среди индийских рукописей хранящихся в Рукописном фонде Санкт-Петербургского филиала Института востоковедения РАН есть произведения, содержащие сведения, которые, согласно индийской традиции, считались тайными. Среди них, есть сочинение «Гаруда-упанишада», содержащее заклинания змей (№ 158), а также некоторые упанишады «Атхарва-веды». Раскройте суть диалога бога Ямы и Начикетаса в Катхе – упанишаде. Поиск истины Перескажите содержание одной из глав Дхаммапады с точки зрения благородных истин буддизма. ДХАММАПАДА ХХ. Глава о пути В этой главе говорится о том, что восмеричный путь – лучший. Только следуя ему можно очиститься, избавиться от страстей, а следовательно и от страданий. Это полностью отражает благородные истины буддизма. Как Вы понимаете значение жертвы Пуруши ( творение мира)? Пуруша—существо, из тела которого была создана Вселенная Подобен ли Пуруша человеку? да Первоначально Пуруша насытил себя Духом или удовлетворил другую форму голода? Что означает « чистота» Пуруши? Пуруши – первочеловек., он созерцал лишь прикрасное, его боги-органы чувств были чисты, поэтомы можно говорить о чистоте Пуруши. Какое значение имеет понятие жертвоприношения для философствования в рамках брахманизма и индуизма. Я́ ́ джна- обряд жертвоприношения в индуизме, [1] который взял своё начало в религиозных практиках ведической религии. Яджна обычно совершается для удовлетворения девов или для исполнения определённых желаний (ритуалы камья). Самым важным элементом яджны является жертвенный огонь (божественный Агни) куда предлагаются различные подношения, которые через посредство Агни уходят к девам. Индуисты верят в то, что яджны способствуют излечению различных болезней и очищению окружающей среды. Считается, что одним из основных эффектов яджны является «праджанья» — нисхождение жизненной энергии и духовной силы с высших космических планов бытия. В брахманизме жертвоприношения символически воссоздавали акт сотворения мира. Различите древние (Бхагавадгита) и более поздние источники ( Катха – упанишада). Приведите пример из источников.
Из какого текста данные отрывок? Бхагавадгита Перескажите содержание и представьте анализ данных отрывков с точки зрения философии брахманизма. Используйте вводную статью Б.Л.Смирнова, излагающего содержание и основные идеи данного текста. Глава 10 Философски Х глава развивает идею о двух Пурушах и со свойственной санскритской литературе любовью к деталям рассматривает проявления Единого Духа как самотождественное различие единомножества. Таким образом, глава Х тесно связана с предыдущими, поэтому и здесь нельзя видеть нарушения целостности произведения Вижу богов в твоем теле, также множество разных существ, боже! Вижу Тебя повсюду в образах неисчислимых, с многочисленными руками, чревами, устами, глазами; Венчанного, лучезарного, всеозаряющего, со скипетром, диском, Ты высочайшее, Непреходящее (АУМ), подлежащее постиженью, кров высочайший вселенной, Безмерномощного, неисчислиморукого, без конца, середины, начала, Ибо то, что между землей и небом преисполнено одним Тобой, также все стороны света. Эти сонмы богов в Тебя вступают, трепеща, сложив руки, другие (Тебя) славословят, восклицая " Свасти! ", Рудры, Адитьи, Васавы, Садхьи, Вишвы, Ашвины, Маруты, Твой великий образ со многими очами, устами, Неба касаясь, Ты сияешь огромными, палящими очами, многоцветный, разверзнув зевы; Узрев подобные огням губительного времени Твои страшные зевы с торчащими клыками, Все сыновья Дхритараштры со множеством других владык народа, Спешат вступить в Твои ужасные, с торчащими клыками зевы; Как водные потоки многих рек отовсюду стремятся к океану, Как мотыльки, в блестящее пламя попав, гибелью завершают стремленье, Ты, облизывая со всех сторон миры, их поглощаешь пламенными устами; Поведай, кто Ты, ужаснообразный, смилуйся владыка богов; Тебе поклоненье!
Глава IV ЙОГА ЖЕРТВЫ БРАХМО рассматривается проблема познания как основы деятельности человека, поясняется феноменологическое разнообразие этого единого жертвоприношения. Оно понимается различно людьми, на разных ступенях сознания. Основная мысль главы – определение действия как жертвы, научение действовать жертвенно, то есть не ради достижения своих целей, но бескорыстно, ради общего блага. Много у меня прошлых рождений, у тебя также, ___ Я Атман, нерожденный, непреходящий, Я существ владыка, Всякий раз, когда ослабляется дхарма Для спасения праведных, для гибели злодеев, Дивно мое рождение и мое Дело; кто это воистину знает, Многие страх, гнев и страсть покинув, преисполненные Мною, Как ко Мне кто приходит, так я его принимаю: Кто стремится к успеху в делах, здесь богам приносит жертвы, Распределение качеств и долга в четырех кастах Я сказал, Меня не пятнают дела, действия плод не прельщает; Это постигнув, предки дела совершали, стремясь к свободе; Что есть действие, что есть бездействие? – даже вещие этим смущались; Что есть действие, что запрещенное действие, понять это нужно, Кто в бездействии действие, а в действии бездействие видит, Чьи все начинанья лишены желаний, расчетов, К плодам действий покинув влеченье, всегда довольный, Без надежд, мысли свои укротив, всякую собственность бросив, Удовлетворенный нежданно полученным, двойственность преодолевший, Он непривязан, свободен; в мудрости мысли упрочив, Брахмо – обряд приношенья, Брахмо – жертва, приносимая Брахмо в пламя Брахмо; Участвуют в жертве богам иные йогины, Слух и другие чувства приносят иные в жертву на огне обуздания; Иные все движения чувств, жизнеспособность Другие имущество, подвиги, упражненья йоги, изученье Писаний, Вдыханье выдыханью и выдыханье вдыханью иные приносят в жертву; Иные, ограничив пищу, свою жизнь в жертву Жизни приносят; В вечное Брахмо идут те, кто вкушает амриту остатков жертвы; Распростерты многообразные жертвы пред ликом Брахмо; Жертва мудрости лучше вещественных жертв, подвижник; Это познай вопрошением и почитанием, к стопам припадая гуру. Постигнув это, ты больше не впадешь в заблужденье, И если бы даже ты был из грешников наигрешнейший, Как зажженные дрова пламя превращает в пепел, Ибо равного мудрости нет очистителя в этом мире; Верующий, обузданный в чувствах, преданный лишь Ему, получает знанье. Неверующий, немудрый, полный сомнения гибнет: Тот же, кто йогой устранил все дела, кто мудростью разрешил сомненья, Итак, мечем мудрости постижения Атмана рассекая
Из какого текста данный отрывок? Катха Упанишада Перескажите содержание данного отрывка с точки зрения философии индуизма, постижения Брахман благодаря Атман. Различите черты брахманизма ( мифологическое начало, Брахман как божество) и индуизма( постижение Брахман благодаря внутреннему духовному началу в данном отрывке.
И он сказал отцу: " Отец, кому ты отдашь меня? ". Во второй, в третий раз [повторил он это, и отец в гневе] сказал ему: " Смерти я отдам тебя! ". [Начикетас сказал: ] " Среди многих иду я первым, среди многих иду я средним. Каков же долг Ямы, что он совершит сегодня через меня? Погляди назад на прежних [людей], погляди вперед на будущих – Подобно зерну, созревает смертный; подобно зерну, рождается он вновь". " [Подобно] огню, входит часто брахман в дома, [Где] ему доставляют это успокаивающее [подношение]. Принеси же воды, Вайвасвата. Надежда и ожидание, общение [с друзьями], радость, жертвоприношение и добрые дела, сыновья и скот – Все это гибнет у скудоумного человека, в доме которого живет брахман, не получающий пропитания". " Раз ты провел три ночи в моем доме, не получив пропитания, о брахман, почетный гость, – Да будет тебе почет, брахман! Да будет мне благо! Выбирай поэтому себе три дара". [Начикетас сказал: ] " О смерть, да успокоится в [своем] стремлении Гаутама [мой отец] и станет милостивым, да исчезнет [его] гнев на меня, Да признает и приветствует он меня, отпущенного тобой, – таков первый дар из трех, [что] я выбираю". [Яма сказал: ] " Как встарь, признает [тебя] Ауддалаки Аруни по моей милости, Он будет спокойно спать по ночам, исчезнет [его] гнев при виде тебя, спасенного из пасти смерти". [Начикетас сказал: ] " В небесном мире нет никакого страха, там нет тебя и не боятся старости. Преодолев обоих – голод и жажду, – уйдя за пределы печали, радуются [люди] в небесном мире. Ты, смерть, знаешь об этом небесном огне. Поведай о нем мне, полному веры, – [О том, как] обитатели небесного мира наслаждаются бессмертием, – это я выбираю как второй дар". [Яма сказал: ] " Я поведаю тебе о небесном огне – внимай же мне, Начикетас, постигая [это]. Знай, что [этот огонь] – достижение бесконечного мира, основа, скрытая в тайнике [сердца]". [И Яма] рассказал ему об огне – начале мира, о составных частях жертвенного алтаря – каковы они, сколько их и каков их порядок. И тот повторил то, что [ему] было сказано. Тогда удовлетворенный [бог] смерти снова обратился [к нему]. И великодушный [Яма] сказал ему, умилостивленный: " Сейчас я дам тебе здесь еще один дар: Да будет этот огонь [известен] под твоим именем. Возьми эту многообразную цепь. [Кто] трижды [возжег огонь] начикетас, [тот], соединившись с тремя, совершает три действия, преодолевает рождение и смерть. Познав и испытав знающего сотворенное Брахманом, божественного, досточтимого, он достигает бесконечного покоя. Кто трижды [возжег огонь] начикетас, познав эту триаду, и, зная так, размышляет о [огне] начикетасе. Тот, отбросив от себя узы смерти, преодолев печаль, радуется в небесном мире. Это – твой небесный огонь, Начикетас, которым ты выбрал себе как второй дар. Этот огонь все люди и назовут твоим [именем]. Выбирай себе третий дар". [Начикетас сказал: ] " Сомнение [возникает] после смерти человека – одни [говорят: ] Он есть, – другие: Его нет. – Да узнаю я это, обученный тобой. – Вот третий дар из даров". [Яма сказал: ] " Даже боги до сих пор сомневаются здесь, ибо не легко распознать это тонкое рассуждение. Выбери себе другой дар, Начикетас, не обременяй меня, освободи меня от этого". [Начикетас сказал: ] " Даже боги – и то сомневаются здесь, и ты, [бог] смерти, сказал, что [это] не легко распознать. Не найти другого наставника в этом, равного тебе. Нет никакого другого дара, равного этому". [Яма сказал: ] " Выбери себе [в дар] сыновей и внуков, что проживут сотню лет; множество скота, слонов, золото, коней; Выбери себе [во владение] обширные угодья на земле и живи сам [столько] осеней, сколько хочешь. Если ты считаешь это равным даром, выбирай себе богатство и долгую жизнь; Процветай, Начикетас, на великой земле, я сделаю тебя обладателем [всего] желанного. Какие ни бывают труднодостижимые желания в мире смертных – проси себе вволю все, что желаешь. Вот красавицы на колесницах, сопровождаемые музыкой, – такие недоступны людям. Пусть, подаренные мною, они служат тебе, Начикетас, – не спрашивай только о смерти". [Начикетас сказал: ] " Преходящи [эти удовольствия] у смертного, о Антака, они иссушают силу всех чувств, Да и жизнь-то вся коротка. Пусть же [остаются] у тебя повозки, танцы, пение. Не должен человек радоваться богатству: разве сможем мы владеть богатством, если увидим тебя? Будем ли мы жить, пока ты правишь? Лишь этот дар следует мне избрать. Кто из подверженных уничтожению и смерти внизу на земле, приблизившись к неуничтожимости и бессмертию, Узнав и поразмыслив об удовольствиях, [рожденных] внешней оболочкой и страстью, – [кто из них] станет радоваться слишком долгой жизни? Скажи нам, смерть, о том, в чем сомневаются, что [заключено] в великом переходе, – Этот дар, проникший в скрытое, и не иной, выбирает Начикетас".
Из какого произведения данный отрывок? ДХАММАПАДАПредставьте анализ с точки зрения четырех благородных истин и ступеней восьмеричного пути В данном отрывке говорится об очищении, необходимости следовать правилам на протяжении всей жизни – одной из ступеней восьмеричного пути. 236 Сотвори себе остров, борись энергично, будь мудрым. Очищенный от скверны, безупречный, ты достигнешь небесного царства благородных. 237 И вот твоя жизнь подошла к концу. Ты приблизился к Яме, а между тем у тебя нет даже дома, и нет у тебя даже запаса на дорогу. 238 Сотвори себе остров, борись энергично, будь мудрым! Очищенный от скверны, безупречный, ты не придешь больше к рожденью и старости. 239 Постепенно, мало-помалу, время от времени, мудрец должен стряхивать с себя грязь, как серебряных дел мастер – с серебра. 240 Как ржавчина, появившаяся на железе, поедает его, хотя она из него и возникла, так и собственные поступки приводят к несчастью того, кто преступил дхону. 241 Писание загрязняется, если его не повторять: дома загрязняются, если за ними не следить; красота загрязняется леностью; легкомыслие у бдительного – грязь.
Вижу богов в твоем теле, также множество разных существ, боже!
Атман в Бхагавд-Гите: Слово " Атман" — " противоположный тьме", " сияющий". Ниже приводится описание Атмана, данное в Бхагавад-Гите: 8: 3.... Главная суть (человека) есть Атман.. 6: 18. Когда его очищенное мышление, свободное от всех вожделений, сосредоточено лишь в Атмане, — тогда о нём говорят: " Он — в гармонии. 13: 22. Наблюдающий, Поддерживающий, Всепринимающий, Всевышний Владыка, а также Божественный Атман — так именуется в этом теле Высочайший Дух. 13: 31. Вечный и не связанный пракрити Божественный Атман, хотя и пребывает в телах, но не действует и не подвергается воздействию... 13: 32. Как вездесущая Пустота не смешивается ни с чем по причине своей тонкости, так и Атман, пребывающий в телах, не смешивается ни с чем. В Катхе-Упанишаде «Я Атман, нерожденный, непреходящий, Я существ владыка,
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 500; Нарушение авторского права страницы