Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Общая характеристика средневековой философии
Специфика философии средневековья обусловлена становлением христианства. На всех этапах – примерно первые 14 веков – средневековая философия строится на интерпретации идей Платона, Аристотеля, неоплатоников. І-ІІІ вв. можно считать переходными от античности к средневековой философии. Можно выделить след этапы средневековой философии: 1. Патристика. Начало обоснования и защиты христианского учения на основе использования и переработки греческой философии. разработка основных богословских проблем в патристике. Становление догматики христианства после официального его признания и прекращения гонений. 2. Переходный период от патристики к схоластике 3. Схолистика – ранняя, средняя и поздняя. Она представлена множеством имен, различных школ и направлений. Вместе с тем она отличается рядом присущих ей в целом особенностей. 1. Тесная связь со Священным Писанием, которое является исчерпывающей и универсальной парадигмой философского знания о Боге, мире, человеке и истории. Философия средневековья имела два основных источника своего формирования. Первый из них – древнегреческая философия, прежде всего в ее неоплатоновской традиции. Второй источник – Священное Писание. 2. Единство Священного Писания и Священного Предания, которые взаимно дополняют и поясняют друг друга. 3. В основе философии и культуры Средних веков лежит текст и слово. Отсюда огромная роль искусства толкования, интерпретации. Благодаря полисемантизму текстов Священного Писания открывается возможность философского творчества в рамках единого канона и единой традиции. 4. Все философски вопросы решались с позиции теоцентризма, креацинизма, провиденциализма. Теоцентризм— (греч. theos — Бог), такое понимание мира, в котором источником и причиной всего сущего выступает Бог. Он центр мироздания, активное и творящее его начало. Принцип теоцентризма распространяется и на познание, где в соответствии с этим принципом на высшую ступеньку в системе знания помещается теология — «наука» о Боге; ниже ее — находящаяся на службе у теологии философия; еще ниже — различные частные и прикладные науки. Таким образом, несмотря на идеалистический характер всей средневековой философии, в ней продолжалось противоборство линий Платона и Демокрита, хотя оно и облекалось чаще всего в логические термины. Средневековый спор о природе универсалий значительно повлиял на дальнейшее развитие логики и гносеологии, особенно на учения таких крупных философов нового времени, как Итак, средневековая философия внесла существенный вклад в дальнейшее развитие гносеологии, разработав и уточнив все логически возможные варианты соотношения рационального, эмпирического и априорного, соотношения, которое станет впоследствии уже не только предметом схоластических споров, но фундаментом для формирования основ естественнонаучного и философского знания. В рамках средневековой философии поставлены и разрешены следующие проблемы: -универсалий -соотношение божественной воли и человеческого разума -теоцентризма и креационизма -сущности Бога и человеческого существования Философский смысл христианства Итак, философский смысл христианства: Не суди о человеке по тому, каких взглядов он придерживается, а суди по тому, чего он с их помощью добился. Философия Фомы Аквинского Фома Аквинский ( 1225 или 1226-1274) –самый знаменитый представитель схоластики, ученик Альберта Великого. Считал, что опора на истинное философское знание - залог подлинного расцвета теологии. По-новому представил проблему соотношения философии и теологии. В философии всё решает разум, именно он обеспечивает правильность и надёжность философских доказательств. Если в теологии главный аргумент - ссылка на авторитет священных писаний и текстов, то для философии такое обращение к писанием явл. слабейшим из аргументов. Выдвинул 5 способов доказательства бытия Бога, которые опирались на идею творения. Общий ход рассуждения в них таков. Наличие вещей и таких присущих им свойств, как движение, относительное совершенство и т.п., предполагает, что есть причины, обусловливающие существование как вещей, так и их свойств. Ряд причин, порождающих вещи и их свойства, должен быть конечным, иначе вещь никогда не была бы произведена. Следовательно, должна существовать первая Причина, которая и есть Бог. Введение понятия акта бытия, отличного от формы, позволило Фоме отказаться от допущения множественности субстанциальных форм у одной и той же вещи. Исходным принципом в учении Аквината является божественное откровение: человеку необходимо для своего спасения знать нечто такое, что ускользает от его разума, через божественное откровение. Аквинат разграничивает области философии и теологии: предметом первой являются " истины разума", а второй - " истины откровения". Исходя во многом из учения Аристотеля, Аквинат рассматривал Бога как первопричину и конечную цель сущего, как " чистую форму", " чистую актуальность". Сущность всего телесного заключается в единстве формы и материи. Именно они суть реальные сверхчувственные внутренние принципы, образующие всякую реальную вещь, все телесное вообще. Основополагающий принцип познания, по Аквинату, - реальное существование всеобщего. В споре об универсалиях Аквинат отстаивал позиции умеренного реализма, т.е. всеобщее существует трояко: " до вещей" (в разуме Бога как идеи будущих вещей, как вечные идеальные прообразы сущего), " в вещах", получив конкретное осуществление, и " после вещей" - в мышлении человека в результате операций абстрагирования и обобщения. Антропоцентризм и гуманизм – основные черты философии Возраждения В борьбе со средневековым теократизмом на первый план культуры возрождения выступают гуманистические, антропоцентрические мотивы. Антропоцентризм —принцип рассмотрения человека как центра вселенной, мира, совершенного творения природы, высшей смыслообразующей ценности. Гуманизм — отражаемый антропоцентризм, который исходит из человеческого сознания и имеет своим объектом ценность человека. Презрение к земному естеству заменяется признанием творческих способностей человека, разума, стремлением к земному счастью. Огромное влияние на развитие идей гуманизма оказали итальянские живописцы, скульпторы и архитекторы Леонардо да Винчи и Микеланджело Буонарроти. Вся культура Возрождения, ее философия наполнена признанием ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей. Утверждается новый критерий оценки общественных отношений — человеческий. На первом этапе гуманизм эпохи Возрождения выступил как светское свободомыслие, противостоящее средневековой схоластике и духовному господству церкви. Далее, гуманизм эпохи Возрождения утверждается через ценностно-моральный акцент философии и литературы. Гуманизм начинается тогда, когда человек начинает рассуждать о самом себе, о своей роли в мире, о своей сущности и предназначении, о смысле и цели своего бытия. Эти рассуждения имеют всегда конкретные исторические и социальные предпосылки, гуманизм по своей сущности всегда выражает определенные социальные, классовые интересы. В эту эпоху происходило своеобразное обожествление человека - " микрокосмоса", богоравного существа, создающего и творящего самого себя. Эти взгляды представляют собой антропоцентризм Гуманизм ренессанса проявлялся в революционных идеях, обращенных на внутреннюю, земную ((божественность» человека, в привлечении человека к жизненной активности, в утверждении веры человека в себя. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 420; Нарушение авторского права страницы