Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Философские идеи Френсиса Бэкона
Фрэнсис Бэкон считается основателем опытной науки Нового времени. Фрэнсис Бэкон — английский философ, основоположник эмпиризма. Эмпири́ зм — направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания. Противостоит рационализму и мистицизму. Бэкон ставил основной задачей создание новой науки на основе философского переосмысления предмета науки и выработки для нее нового метода. Наука не может быть сама целью, она должна работать на людей, увеличивая их господство над природой. Афоризм философа « Знание – сила» стал символом практической направленности науки.Бэкон создал классификацию наук, которая базировалась на различии главных способностей человеческой души. Так памяти соответствовала история, воображению – поэзия, разуму – философия, предметами которой являются Бог, природа и человек. Природу исследовала натуральная или естественная философия, которая подразделялась на физику и метафизику. Философия обязан открывать истины, а не рассуждать о них. Фрэнсис Бэкон oбосновал индуктивную концепцию научного познания, в основе которой лежит опыт и эксперимент. Научное знание, по Бекону, проистекает из целенаправленно организованного опыта. Френсис Бекон выделяет 2 типа опытов: 1)опыт плодоносный (приносит непосредственную пользу человеку); 2)опыт светоносный (цель которых познание законов явлений и свойств вещей ). Главным препятствием на пути познания природы считал засоренность сознания людей идолами– ложными представлениями о мире. Френсис Бекон различал такие идолы, как: Идолы “рода” – обусловлены человеческими чувствами и разумом; Идолы “пещеры” – это индивидуальные ошибки восприятия, как врожденные, так и приобретённые; Идолы “площади” – порождены неправильнымили нелепым употреблением слов; Идолы “театра “– многие заблуждения коренятся в некритическом усвоении чужих мыслей, т.е. человек часто подвержен влиянию авторитетов.
Субстанция и метод Рене Декарта Установив бытие всесовершенного Творца, Декарт приходит к признанию относительной достоверности наших ощущений телесного мира, причём строит идею материи каксубстанции или сущности, противоположной духу. Наши ощущения материальных явлений далеко не во всем своём составе годны для определения природы вещества. Ощущения цветов, звуков и проч. — субъективны; истинный, объективный атрибут телесных субстанций заключается только в их протяжённости, так как только сознание протяжённости тел сопровождает все разнообразные чувственные восприятия наши и только это одно свойство может быть предметом ясной, отчётливой мысли. Таким образом, в понимании свойств материальности сказывается у Декарта все тот же математический или геометрический строй представлений: тела суть протяженные величины. Геометрическая односторонность Декартова определения материи сама собой бросается в глаза и достаточно выяснена новейшей критикой; но нельзя отрицать, что Декарт верно указал на самый существенный и основной признак идеи «материальности». Выясняя противоположные свойства той реальности, которую мы находим в самосознании своем, в сознании своего мыслящего субъекта, Декарт, как мы видим, признает мышление главным атрибутом духовной субстанции. Обе эти субстанции — дух и материя — для Декарта с его учением о всесовершенном существе являются субстанциями конечными, созданными; бесконечной же и основной является только субстанция Бога. Философия эпохи Просвещения Философия просвещения относится к XVIII в. Просвещение — эпоха гносеологического оптимизма и веры в прогресс. Философы-просветители выступали за совершенствование общества и человека под лозунгами торжества науки и прогресса. Они ратовали за распространение знаний, за продуманное воспитание человека, который, как они полагали, по своей природе добр и его пороки обусловлены пороками общества. Основная идея просветителей состоит не в том, что все в человеке сводится к разуму и все, что неразумно — бессмысленно, а в том, что все, что человек делает, думает, чувствует, все, во что он верит, может и должно быть осмыслено разумом. Философы эпохи Просвещения не только продолжали классические идеи рационализма, но и формулировали новые, основываясь на критике картезианской метафизики за ее недостаточную связь с наукой и практикой. Просвещение усилило критику религиозной идеологии, опираясь на достижения науки и принципы материалистической философии. Во Франции Просвещение приняло форму материализма и атеизма, но, несмотря на это, просветительская мысль связана с деизмом, а деизм - рациональная и естественная религия. Деизм признает: существование Бога; творение Богом мира и управление им; будущую жизнь, в которой каждому воздается за добро и зло. Среди представителей Просвещения встречались материалисты и идеалисты, сторонники рационализма (признававшие разум основой познания в поведения людей), сенсуализма (считавшие таковой ощущения) и даже Божественного провидения (уповавшие на волю Бога), часть из них верила в неизбежный прогресс человечества, другая - рассматривала историю как общественный регресс. 54) Немецкая классическая философия, Кант: критичность, априоризм, трансцендентализм Немецкая классическая философия - это значительнейший этап в развитии философской мысли и культуры человечества. Она представлена философским творчеством И. Канта (1724-1804), И. Фихте (1762- 1814), Ф. Шеллинга (1775-1854), Г. Гегеля (1770- 1831), Л. Фейербаха (1804- 1872). Критичность. Первая формулировка принципов «критической» философии, охватывавшая лишь сферу гносеологии, содержится в «Критике чистого разума». В ней Кант трактовал «феноменологию вообще», «метафизику, её природу», «общие принципы чувства, вкуса и чувственного желания», «первые основания нравственности». Этическое учение Канта изложено в «Критике практического разума». Практический разум — это совесть, руководящая нашими поступками посредством ситуативных мотивов и императивов (общезначимые правила). Кант отвергал догматический способ познания и считал, что вместо него нужно взять за основу метод критического философствования, сущность которого заключается в исследовании способов познания самого разума; границ, которые может достичь разумом человек; и изучении отдельных способов человеческого познания. Априоризм - познание до опыта - априори. Характерен для идеалистической гносеологии кантианства и неокантианства. Кант считает априорными те понятия, которые порождаются только рассудком, разумом и обнаруживаются, т.е. действуют, лишь тогда, когда восприятия формируются с их помощью в понятия. У Канта чисто априорными, хотя и имеющими непонятийную форму, являются такие категории, как пространство и время; однако только с их помощью, без прибавления к ним восприятий, нельзя достигнуть никакого познания Трансцендентализм - идеалистическое философское учение, основанное на признании каких-нибудь трансцендентальных понятий. Основные идеи: социальное равенство " равных перед Богом" людей, духовное самоусовершенствование, близость к нетронутой природе, интуитивное переживание которой ведет к Абсолюту (" сверхдуше" ) и нравственному очищению (прежде всего от " вульгарно-материальных" интересов). Кант соглашается, что если наше познание начинается с опыта, то его связь — всеобщность и необходимость не из него. Однако Кант эту связь относит к необходимой априорной деятельности сознания. Выявлением этой деятельности сознания в опыте Кант называет трансцендентальным исследованием.
57) Диалектический метод и историзм Георга Гегеля. Диалектический метод Гегеля: Под диалектикой в данном случае требуется понимать теорию развития, в основе которого лежит единство и борьба противоположностей, т.е. становление и разрешение противоречий. Противоречие есть единство взаимоисключающих и одновременно взаимополагающих друг друга противоположностей. Возникающие в этом взаимоисключении напряжение, конфликт и служат источником движения и развития любой вещи. Причем развитие осуществляется не в произвольном порядке, а по определенному правилу: утверждение (тезис), его отрицание (антитезис), отрицание отрицания. В основе диалектики Гегеля лежит идеалистическое представление о том, что источник всякого развития – как природы, так и общества, и человеческого мышления – заключен в саморазвитии понятия, а значит, имеет логическую, духовную природу. Историзм Гегеля: Важная характеристика исторической концепции Гегеля – высокая оценка активности и даже творческой роли народа в развитии истории. Человеческая деятельность, мотивированная самыми разными побуждениями, интересами, аффектами, является тем единственным «орудием и средством», которым дух добивается нужного ему результата. Прогресс в сознании свободы, составляющий у Гегеля смысловой стержень истории, ни в коем случае нельзя понимать чисто субъективно, т.е. как изменение «мнений», мышления конкретных людей. Всемирная история по Гегелю – это шествие мирового духа, результат его деятельности. История человечества – это воплощение мирового духа и ее общей целью является развитие свободы духа, применительно к человеку и обществу. Свобода, считает Гегель, является сама в себе целью, к реализации которой стремится дух. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 693; Нарушение авторского права страницы