Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Марксистская философия : достоинства и недостатки



Возникновение философии

Точное время происхождения философ. определить нельзя, поначалу философ. была связ. с мифологией и религией. Миф-самая первая форма целостного восприятия мира, мифы были характерны для первобытного общества, чел. считал себя частью природы. В рез-те этого восприятия у чел. складывались образы, кот. носили конкретный характер, но не описывали свойств предметов. След. этапом развития философ. стала античная философ., кот., также как и мифология, целостно понимала мир. Философ. в Др. Греции возникла благодаря свободе мысли чел., кот. сущ. благодаря демократии в Др. Греции. Античная философ. носит особый хар-ер, поскольку совмещала в себе как разные типы доказательств и аргументов, так и эмоциональных приёмов, стремилась к гармонии. В 7-5 вв. до н.э. философ. знания возникали по всему миру: в Вавилоне (философ. знания о мире и места в нём чел.), Др. Египте (сильно повлиял на античную философ.), Иран (зороастризм), Индия (веданта, йога, джайнизм, буддизм, санкхья), Китай (конфуцианство, моизм, даосизм).

 

Философия как стремление к мудрости

древнегреческое слово " философия" означает любовь к мудрости. Данный термин обозначал " всякую осмысленную деятельность, умение, сноровку и вообще любого рода целесообразную деятельность". Одновременно мудрость - это, как отмечает А.Ф. Лосев, некоторая гибкость ума, или, в обычном понимании, - хитрость. Гераклит определял мудрость как говорение истины и действие в соответствии с природой, т.е. в соответствии с некими всеобщими законами, лежащими вне субъекта.
Сократ дополняет перечисленные характеристики мудрости пониманием ее как целостности (можно сказать гармоничности) ума. Аристотель считает мудростью особого рода знание: " Мудрый тот, кто не только знает сущность вещи и факт существования этой сущности, но еще знает также и причину вещи и ее цель". Позже в античности к свойствам мудрости относят также знание критериев оценки поступков человека и его добродетельности.

Философия с самого начала стремится построить связную систему понятий, ибо " философия как любовь к мудрости есть не что иное, как любовь к мудрому слову...". Исторически этот факт означает преодоление житейской мудрости и переход к рационально обоснованной системе знания. Построить систему абсолютного и окончательного знаниями философ не может (и не сможет никогда), но стремление к этому, т.е. стремление к мудрости, становится сутью философии.

Философия с самого начала стремится построить связную систему понятий, ибо " философия как любовь к мудрости есть не что иное, как любовь к мудрому слову...". Исторически этот факт означает преодоление житейской мудрости и переход к рационально обоснованной системе знания. Построить систему абсолютного и окончательного знаниями философ не может (и не сможет никогда), но стремление к этому, т.е. стремление к мудрости, становится сутью философии.

Философия как особого рода мудрость возникает (в античной Греции) " между узкой специальной, профессиональной мудростью и мудростью сверхразумной. Философия - интеллектуальная рациональная, логическая и логичная мудрость. Не может быть алогичной философии"

Структура философии и её функции

Структура философ. включ. ряд теорий, кот. раскрывают различн. аспекты взаимосвязей чел. и мира. 1) философ. антропология (в кач-ве предмета исследования рассматрив. чел., изуч. его происхождение, эволюция, человеч. общество, культура чел., выясняется его место в мире); 2) философ. онтология (изуч. Как устроен мир, Вселенная, исслед. Бытие как таковое); 3) гносеология (рассматр. Условия, сущность и границы познания, отношение знания к реальности); 4) философ. методология (исслед. соотношение эмпирического и теоретического уровней исследования, методы познания); 5) аксиология (учение о ценностях, их происхожд., роли в жизни чел. и общества); 6) соц. философ. (изуч. общество, соц. закономерности, кот в нём действуют). Ф-ии философ.: 1) критическая (рассматр. Действ-сть с позиции должного); 2) мировоззренческая (осмысление системы ценностей, по кот. должен развиваться чел. и общ.); 3) методологическая (рассматр. существующ. методы познания и изменения действительности, оценивает их эффективность); 4) идеологич. (формиров. системы взглядов о мире, выработка нац. идеи); 5) культурологич. (передача соц опыта и образов от предков к потомкам).

 

Философия как методология. Стратегии философствования

Каждая наука имеет свой метод. Однако философия выступает в качестве наиболее общей методологии, и в этом суть ее собственного метода. Философский метод есть система наиболее общих приемов теоретического и практического освоения действительности, а также способ построения и обоснования системы самого философского знания. Как и методы других наук, он берет начало в практической деятельности людей и в своем истоке является отражением логики и закономерностей развития объективной действительности.
Философский метод задает общие принципы исследования и, по словам Ф.Бэкона, сравним с факелом, освещающим путь
Переходя к более конкретному рассмотрению вопроса о методах философии, следует, прежде всего, указать на материализм и идеализм. Они выступают как наиболее общие подходы и способы рассмотрения бытия и познания. Теория познания с самого начала во многом определяется тем, что берется за первичное: материя или сознание, дух или природа, т.е. материалистические или идеалистические предпосылки.
Следующий аспект дифференциации философских методов — диалектика и метафизика. Под диалектикой имеют в виду, прежде всего, учение о наиболее общих закономерностях развития бытия и познания, одновременно она выступает и общим методом освоения действительности. Хотя такое ее понимание было не всегда.

Диалектика в принципе совместима как с материализмом, так и с идеализмом. В первом случае она выступает как материалистическая диалектика, во втором — как идеалистическая диалектика.

Диалектика возникла и развивалась наряду с метафизикой как противоположным ей способом мышления и познания. Ее особенностью является тенденция к созданию однозначной, статичной картины мира, стремление к абсолютизации и изолированному рассмотрению тех или иных моментов или фрагментов бытия. Метафизический метод характеризуется тем, что рассматривает предметы и процессы по одному принципу: либо да, либо нет; либо белое, либо черное; либо друг, либо враг и т.д.

Общая характеристика философского инструментария.

В философ. инструментарий вход. категории, понятия, законы и методы. Категории-общие понятия, кот. явл. рез-том отражения в обобщённой форме существующ. сторон и свойств предметов и вещей действительности («причина»-«следствие» и др.). Понятия-совокупность всего духовного мира человека и его опыта за всё время существования человечества (мир, материя, бытие). Законы-отражение всеобщих и универс. связей между явлениями природной, социальной и духовной действительности. Методы-характеристика философ., кот. раскрывает механизм познания мира.

Материальное и идеальное

Материальное-это та реальность, в кот. вход. только вещи и объекты, физичес., химич. и психологич. природа, а чел. предстаёт как естественное, материальное существо. Материальная сущность мира говорит о том, что мир создан сам по себе и явл. независимым от чел. Материалисты видят материю подлинным телесным и вещественным бытием, которой противостоит сознание. Предположения о том, что материя лежит в основе всего, появились ещё в древних Греции, Вавилоне, Индии, Китае. Сегодня наука выделяет 3 вида материи: вещество, поле, плазма (состояние, в кот. нах. звёзды и др.). Материальное включ. Также категории бытия и небытия. Бытие охватывает жизнедея-сть чел., связи и действия. Небытие-категория, кот. Описывает момент возникновение одного и исчезновение другого (смерть, неосуществлённые планы).

Идеальное-это первичное по отношению к материальному, это сила, кот. направляет действия и руководит поведением чел. Материалисты считают идеальное отображением материально-вещественного мира в формах сознания и воли. Без идеального чел. не мог бы взаимодействовать с природой, созидать, а также приспосабливаться и ориентироваться в окружающем мире. В идеальное вход. понятия душа и дух. Душа-это совокупность индивидуального, неповторимых субъективных состояний и реакций человека. Дух-это накопленный опыт поколений в разных сферах жизнедеятельности.

 

81. Общее. Единичное. Особенное

Единичное-это определённое, ограниченное в пространстве и времени тело, вещь или система вещей, кот. рассматриваются в их отношении как к самим себе, так и миру в целом, это однородность данной вещи с вещами того же класса.

Общее-это категория, кот. явл. отображением в сознании чел. Свойства, присущего многим или множеству единичных (отдельных) вещей и явлений; одновременно это отвлечение от всех единичных (отдельных) явлений, общее свойство (признак), на основе кот. они объед. в один класс.

Особенное-это категория, показывающ. что единичное и общее противоположны и в то же время явл. двумя сторонами бытия вещей. Особенное выступает как определённое общее и не исключенное из реальной связи вещей единичное.

 

82. Причина и следствие

Философ. Категории «причина» и «следствие» отражают взаимосвязь явлений, при кот. одно явление (причина) выз. другое (следствие), причём первым всегда возникает причина, а затем – следствие. Следует различать причину и повод и условия. Сущ. 2 вида причинной связи: 1) причин. связи, в рез-те кот. возник. новые объекты; 2) причин. связи, кот. вызывают изменение состояний и свойств уже сущ. объектов. Явления могут иметь нес-о следствий, причина также может вызвать не одно следствие. Признание универсальности и всеобъемности причинно-следств. связей наз. детерминизмом.

 

Необходимость и случайность

Необходимость-это то, что вытекает из внутр. сути вещей и в данных условиях обязано состояться. Случайность – это событие, кот. в данных условиях может состояться или не состояться. Случайность возникает из-за того, что в мире сущ. множество причинно-следственных связей. Случайным становится событие, кот. не явл. внутренней частью процесса. Необходимость-это постоянное, стойкое, закономерное. Необходимость и случайность не сущ. Раздельно и способны к взаимопревращениям. Случайности изуч. в помощью динамических (опред. изменения явлений и процессов в конкретных условиях) и статических (проявляются в массе однородных явлений и процессов) закономерностей.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 858; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.023 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь