Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Философия Древней Индии и Древнего Китая.



Закон тождества

2) Закон противоречия: все равно самому себе: а=а, а≠ не а

Закон исключения третьего: есть либо а, либо не а.

Ввел понятие понятие силлогизмов, суждений, связанных таким образом, чтоб получился вывод. Пр.: все отличники получают стипендию, Иванов – отличник, следовательно, он получает стипендию.

3 части силлогизма:

- общее положение

- средний термин

-заключение

Средневековая философия.

Условия возникновения: раздробленность и натуральное хозяйство, кот. сдерживали развитие и распределение идей, снижение уровня образования, необходимость в едином царе, как политическом, так и духовном.

Периоды средневековой философии:

1. Патристика (4-8 вв.) – совокупность теолого-философских взглядов отцов церкви, заложивших основы священного писания. (Аврелий Августин). Лозунг: «Верую, ибо абсурдно».

2. Схоластика (лозунг: «Верую, чтобы уразуметь») – рациональное обоснование и систематизация положений христианского вероучения. (Фома Аквинский)

В средневековье произошло соединение философии и религии (6-16 вв.). Причина в том, что философия подошла к пониманию первоначала, где природа и мышление предстают как единое целое, как источник всего => Бог. Философия в средние века – «служанка богословия». (-) Философы обратились к религии, т.к. решали свою задачу, искали понятие истины. Они размышляли над тем, каким должен быть Бог, чтобы быть вечным, обладать могуществом, чтобы он был добром, абсолютной справедливостью. Также стоит вопрос о единстве всех качеств Бога.

Религия использовала философию для усовершенствования своей веры, чтобы вера подкреплялась разумными доводами.

Одна из проблем над которой бьется Средневековая философия – доказательство бытия Бога, а также постижение реальности абсолютной сущности.

Основные идеи:

1. Монотеизм

2. Теоцентризм: Бог – источник бытия, блага, истины и красоты

3. Креацианизм – идея сотворения мира Богом из ничего=> подлинным бытием обладает только Бог

4. Гносеологические взгляды

5. Антропологические взгляды: человек рассматривается с 3-х позиций: тело, духа, духопричастность к божественному (дух)

6. Провиденциализм – понимание истории как заранее предусмотренного Богом плана спасения человечества.

 

Фома Аквинский (1225-1274). Считается самым крупным представителем схоластической философии, основными принципами которой выступают принцип разъяснения и принцип принятия и согласования противоположных тенденций. Главные философские сочинения: «сумма против язычников» и «Сумма теологии». Высоко ценил идеи Аристотеля, стремился дать им такую интерпретацию, чтобы создать последовательную систему, связанную с утверждением христианской веры. Стремился использовать философию для обоснования и доказательства истин веры.

Согласно Ф.А.предметом философии являются истины разума, а предметом теологии – истины откровения. Конечным объектом и философии и теологии является Бог, представляющий собой вечное, наисовершеннейшее духовное существо. Это чистая форма (источник всех возможных форм), благодаря которой из пассивной материи возникают самые разнообразные вещи.

Приводит 5 доказательств Бога в «Сумме теологии»: Бог – «неподвижный двигатель», приводящий все в движение; Бог есть первая причина; Бог является источником необходимости в мире; Бог – источник совершенства, сам являясь совершенными; Бог устанавливает конечные цели и поэтому не может не существовать.

Бог – благо и источник блага, он вездесущ и выступает источником любви и радости.

Люди и животные обладают душами, но человеч. души отличаются от душ животных, так как первые являются разумными, а вторые – чувственными. Однако душа человека лишена способности непосредственного созерцания Бога и божественных идей, но ей открыт путь рационального познания. Познание Бога – наивысшее счастье для человека.

Моральные заповеди, дарованные Богом, рассматриваются как рациональные. Нормативное содержание этих заповедей обращено к разуму человека, который должен этим содержанием овладеть. Главная задача морального закона – регулятивная, он ведет человека по пути добродетели, и назначение человека выходит за пределы естественного порядка => человеку необходимо сверхъестественное руководство. При этом знание морального закона переходит в добродетели благодаря желанию добра, а не воздействию страха, оно должно осуществляться благодаря любви к Богу.

Пытался обосновать божественное происхождение власти монарха и необходимость подчинения простых людей господам. Светской власти подчиняются только тела людей, а не души, которые должна направлять к Богу церковь.

Решал проблему соотношения общего и единичного. Также, как другие реалисты, утверждал, что общее или «универсалии существуют реально, независимо от человеческой мысли речи». Они существуют до вещей как реальные прообразы индивидуальных предметов в божественном разуме, где они возникают как понятия путем абстрагирования от отдельных вещей. Первичными и общими, следовательно, являются божественные универсалии, а вторичными – материальные вещи. Номиналисты же доказывали, что существуют конкретные вещи, предметы, явления с их качествами и свойствами, А общее, понятия связаны лишь с человеческим сознанием.

Ансельм Кентерберийский - тео­лог, представитель схоластики. С 1093 архиепископ Кентерберийский. Понимал веру как предпосылку рационального знания: «Не ищу уразуметь, дабы уве­ровать, но верую, дабы уразуметь». В противополож­ность умозаключениям к бытию бога от бытия вещей развил так называемое онтологич. (онтология – учение о бытие) доказательство бога, выводя­щее его бытие из самого понятия бога как всесовершенной сущности, необходимо включающей бытийственность. Проявившиеся в этом рассуждении понимание бытия как некоего «совершенства» и устремление к не­посредственному интеллектуальному созерцанию бога характерны для традиции августинианства. В полеми­ке об универсалиях А. стоял на позициях схоластич. реализма. Крайний теологич. рационализм А. проявил­ся в его трактате «Почему бог вочеловечился? », где он пытался чисто логически доказать необходимость воплощения бога в человеке.

Требовал, чтобы разум формировался на основе веры («верую, чтобы понимать»)

Бытие бога можно непосредственно вывести из самосознания человека, а бытие вещей — нет.

Ансельм Кентерберийский дал формулировку онтологического аргумента, к-рую впоследствии воспроиз­водили чаще других: бог есть то, более чего нельзя помыслить, но т. к. существующее в действительности превыше существующего только в мысли, то бог сущест­вует.

Ансельм признаёт идеальное бытие универсалий в божеств. разуме, но не признаёт их существования наряду с вещами и вне человеч. или божеств. ума.

 

 

Философия эпохи Возрождения.

Философия Нового времени. Ее основные направления и проблемы.

Характерные черты: предметом философии явл. разум. В разуме заключается весь мир. Познать разум значит познать мир.

Разум теперь: единственный абсолютный предмет; познание разума осуществляется сознательно.

Важное значение приобретает познание познания, выявление философского метода, познание той простейшей формы разума, которая является основанием, началом. Большое значение приобретает требование доказательства, интуиция не удовлетворяет мыслителей. За интуитивным прозрением должно наступить сознательное доказательство. Возникает интерес к ломке предыдущих канонов.

Философия Нового времени:

1. эмпиризм (основа – опыт, чувства)

· материализм (Бэкон, Гоббс)

· идеализм (Беркли, Юм)

· дуализм (Локк)

2. рационализм (основа – разум)

· материализм (Спиноза)

· идеализм (Лейбниц)

· дуализм (Декарт)

Рационалисты понимают разум как автономный, развивающийся через себя, а эмпирики, напротив, разум понимают как некую способность восприятия, разум для них – чистая восприимчивость.

 

Френсис Бэкон.

Родоначальник английского эмпиризма. Главное сочинение – «Новый Органон». Провозгласил высшей задачей познания завоевание природы и усовершенствование человеческой жизни. Деятельность Бэкона как мыслителя направлена на пропаганду науки, ее значения в жизни людей, на выработку классификации научного знания, разработку методов познания. Предлагает реформировать науку.

Знание – сила, но действительной силой оно может стать, только если оно истинно, основывается на выяснении истинных причин происходящих в природе явлений. Лишь та наука способна властвовать над ней, которая сама повинуется природе, т.е. руководствуется познанием ее законов, постижением опыта.Различает 2 вида опытов: плодоносные и светоносные. Цель плодоносных: принесение пользы человеку, а светоносных – познание законов явлений и свойств вещей.

Основной метод познания – индукция. Главная ее задача – исследование внутренних форм, присущих материи. Путь к постижению форм связан с постижением их движения, а это ведет к раскрытию главной задачи познания – исследованию причин предметов.

Условие реформы науки – очищение разума от заблуждений, кот. он выделяет 4 вида и называет идолами: 1. идол рода – заблуждение, порожд. человеч. природой и несовершенством его чувств, наход. под влиянием желаний; 2. идол пещеры – ошибки, обусловл. принадлежностью чел-а к определенной группе людей вследствие ограничения кругозора отдел. личностей.3. идол площади – ошибки из-за множества слов, двусмысленности выражений, 4. идолы театра – препятствия, порождаемые использованием некритически усвоенных ложных мнений, дошедших от предшественников. Ученый, по мнению Бэкона, должен быть подобен пчеле, кот. собирает нектар, но не оставляет его в том виде, в кот. он достается, а перерабатывает его в мед.

 

Джон Локк – продолжатель материалистической теории познания, детально разработанной им на основе материалистического сенсуализма.

Труды: «Опыт о человеческом разумении», «История западной философии».

Подвергает критике теорию врожденных идей. Источником всех знаний является опыт. Опыт Локк делит на внешний, дающий нам простые идеи, и внутренний (рефлексию), представ. собой познание душой своей собственной деятельности через самонаблюдение. Самонаблюдение свойственно лишь взрослому, а у новорожденного душа – чистая доска (tabula rasa). Внешн. опыт возникает под воздействием на нас внешнего предметного мира, а рефлексия осущ. под воздействием внешнего опыта и на его основе. Внешний опыт вторичен в отношении собств. внутр. мира, а рефлексия считается вторичной в отношении внешн. мира.=> различные пути их познания (чувственное и рациональное)

Важное место в учении о бытии и познании Локка занимает учение о первичн. и вторичн. качествах. Первичн. качества – протяженность, длительность, величина, фигура, сцепление, толчок, взаиморасположение частиц, механич. движение, покой, плотность, которые присущи самим вещам. Характер. особенности первичн. качеств – то, что они всегда присущи телам, неотъемлемы от них, воспринимаются органами чувств. Вторичн. качества – цвет, запах, звук, вкус, боль, тепло и т.д., которые присущи самому субъекту. Идеи первичн. и вторичн. качеств формируются благодаря чувствам и рефлексии. Обобщение знаний о тех и других качествах осуществляется разумом и находит выражение в языке.

Познание Локк делит на чувственное, интуитивное и демонстративное (выводное). Все эти виды познания имеют дело с манипуляцией идеями. Каждый из видов познания способен привести к истине. Для этого необходимо использовать интуицию, рассуждение и ощущение.

Государство должно гарантировать социальную свободу и инициативу. Правительство обязано подчиняться законам государства. Этому призвано содействовать отделение исполнительной власти от законодательной. Внес вклад в разработку трудовой теории стоимости.

 

Томас Гоббс

Труды: «О теле», «О человеке», «О гражданине», «Левиафан».

Вслед за Ф. Бэконом Гоббс повторяет, что знание есть сила. Достигается оно путем научных исследований. Помогает в этом философия, которая должна служить практическим интересам и потребностям людей, усиливая их потенции в организации процессов жизнеобеспечения. Философия – суммарное теоретическое знание.

Материя способна мыслить, однако его учение о природе – атеистично. Выводы: души как особые субстанции не существуют, тела – единственная субстанция, вера в Бога – продукт человеческого воображения.

Познание осуществляется посредством накопления «идей». Источник идей – только чувственные восприятия мира. Выступил против учения Декарта о врожденных идеях. Идеи формируются в результате действия на человека окружающего мира. Чувственные восприятия во избежание заблуждений надо рационально осмысливать с пом. индукции и дедукции, анализа и синтеза.

Учение о государстве и праве: раскладывает государство на составляющие его элементы, функционирование которых описывает с пом. законов природы. Выделяет 2 состояния человеч. общества: естественное и гражданское. Государство – средство, направляющее людей к общей цели и удерживающее их от поступков, нарушающих мир. В государстве каждый подчиняет свою частную волю другому лицу или группе лиц, кот. олицетворяют волю всех. Власть должна контролировать не т. поведение человека, но и его воззрения, включая нравственные, религиозные и даже научные.

Рене Декарт

Основная черта философии – дуализм души и тела.

Основные положения его философии:

1. принцип сомнения. Сомнение - это мышление. В сомнении Декарт стремится к выявлению положительных результатов (в отл. от скептиков), для поиска абсолютно достоверного положения. Можно сомневаться во всем, но, сомневаясь, нельзя сомневаться в самом сомнении.

2. «Я мыслю, следовательно, существую». Декарт отыскивает первоначало, пытается его вывести. Пытается дать обоснование первоначалу. В этом положении выдвигается тождество бытия и мышления. Истинное бытие – это мышление. Тождество бытия и мышления – это «Я».

3. пытается вывести всю систему знаний из первоначала. Выдвигает систему философии, опирающуюся на абсолютное достоверное начало.

Декарт рассматривает единство бытия и мышления. Это начало, которое теперь понимается как конкретное, но Декарт его не доказывает, хотя считает доказательство всеобщим и необходимым (недостаточно). Декарт ссылается на свою интуицию: «Я четко и ясно вижу единство бытия и мышления». У Декарта тождество бытия и мышления носит непосредственный (несоединенный, разделенный) характер. Мышление как субстанция опосредована бытием, а бытие – мышлением.

Зафиксировал тождество бытия и мышления, но и диалектику этого тождества – переход тождества в самостоятельность субстанций. Но он не может сознательно вывести противоположности субстанций из их тожества, следовательно недостаток в философии.

Ищет метод философии, метод познания, так как считает что с ним связано достижение истины. 4 метода в «Рассуждение о методе»: 1 не принимать за истинное то, что не признается таковым с очевидностью и может дать повод к сомнению, 2. делить трудности на части, чтобы легче разрешить, 3. познающий субъект должен двигаться от простого к сложному, 4. делать перечни, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено. (не методы философии).

Теория врожденных идей. Врожденные идеи дают нам знание, а интуиция обеспечивает осознание этого знания и раскрытие его истинности, что затем находит выражение в суждениях.

 

Бенедик (Барух) Спиноза

Труды: «Богословско-политический трактат», «Этика», «Трактат об очищении интеллекта». Строил доказательства в философии по принципу геометрии с ее аксиомами и строгим выводом теорем.

Первоначало – субстанция, которая есть единство природы и Бога. В качестве субстанции всего сущего выделил божественную природу. 2 субстанции: мышление и протяжение, кот. абсолютно самостоятельны. Субстанция есть причина самой себя (causa sui). Она возникает в результате осознания единства бытия и мышления. Природа рассматривается с одной стороны как природа действующая (matura naturans), а с другой – природа осуществленная (natura naturata). Природа действующая отождествляется с Богом или субстанцией. Спиноза растворяет Бога в природе.(Спиноза – пантеист (пан- природа, тео – Бог). Субстанция неделима и бесконечна, она обладает свойствами, кот. мыслитель называет атрибутами. Последние составляют бесчисленное множество. Атрибуты – познание субстанции из нее самой. состояния атрибутов – модусы. Модус – познание субстанции из другого и через другое. Вещи – явления субстанции, форма ее проявления.

Учение о соотношении свободы и необходимости. В природе нет ничего случайного, есть только необходимость. Свобода – познание необходимости. У человека нет свободы воли, наделение человека волей – предрассудок. Лишь Бог свободен.

Мир познаваем. Знание является иерархизированным (низший род – знания, основывающиеся на воображении, формирующиеся на базе чувственного восприятия мира; второй – знания, продуцируемые умом; 3-ий – опирается на ум, но не является опосредованным доказательством. Он дает истины как плод непосредственного созерцания ума.

 

Готфрид Вильгельм Лейбниц.

Основные сочинения: «Рассуждения о метафизике», «Новая система природы», «Новые опыты о человеческом разуме», «Монадология», «Теодицея».

Полагал, что механистическая картина мира способно дать лишь поверхностное объяснение Вселенной. Более глубокое исследование показ., что в ней раскрывается божественный замысел. Бог выступает как универсальный проектировщик, создавший мир, существующий в соответствии с предустановленной гармонией. Наш мир – наилучший из миров.

Стремился выявить и установить принципы организации мира, опосредующие отношение к нему. Мир устроен в соответствии с всеобщим порядком, «мельчайшие части вселенной устроены согласно порядку наибольшего совершенства», «природа идет наиболее определенными путями», «природа управляется архитектонически», «ничего не бывает без основания», в мире действует необходимость, всеобщая связь и изменчивость.

Учение о монадах: Монады – простые, неделимые субстанции, «истинные атомы природы», или «элементы вещей», обладающие при всех их малости неисчерпаемым содержанием и большим потенциалом активности, облад. разумом и сознанием. Монада –нечно нематериальное. Лейбниц выделяет монады в качестве первоначала. Каждая монада представляет собой субстанцию. Монада «делает фотоснимки» мира в целом. Она выступает как мыслящая себя и мир в целом субстанция. Каж. монада независима.. Существует монада монад – Бог, кот. порождает эти монады и через которого монады согласуют свою мыслительную деятельность. Деятельность монад, несмотря на их самостоятельность, порождается Богом. Монады отличаются друг от друга и находятся в непрерывном изменении. Они индивидуальны, по характеру их развитие является саморазвертыванием заложенного в них знания.

Разум и интеллект не сводимы к чувственности (критика Локка). Идеи человека имеют врожденный характер. Но, чтобы извлечь из них знание, необходимы умственные усилия. Для этого надо опираться на логику. При этом истины явлений должны быть соотнесены с истинами сущности, а истины факта – с логическими истинами.

Разработка принципов познания, таких, как всеобщее различие, тожественность неразличимых вещей, монадическая дискретность, кот. ориентирует на признание делимости всего сущего, максимума и минимума.

 

Давид Юм – англ. Философ, который подытожил эволюцию британской философии от тяготеющего к материализму эмпиризму к субъективному идеализму. Являлся скептиком. Основной труд: «Трактат о человеческой природе». Источник познания – в ощущениях или впечатлениях субъекта. Не согласен с Беркли, что источником ощущений явл. Бог. Никакой человеч. Опыт не может доказать существование Бога. Утверждал, что человеческому уму недоступно ничего, кроме образов и восприятий. Человек не в состоянии установить какое-то соотношение между образом и породившем его объектом.

Причинная связь явлений непознаваема. Источником знаний о порядке вещей служит вера. Результаты усилий философов демонстрируют лишь слепоту и слабость человеческого разума.

 

Философия экзистенциализма.

Экзистенциали́ зм (фр. existentialisme от лат. exsistentia — существование), философия существования — направление в философии XX века, акцентирующее свое внимание на уникальности иррационального бытия человека. Отличается прежде всего идеей преодоления (а не раскрытия) человеком собственной сущности и предает особое значение эмоциональной природе человека. Экзистенциализм исходит из субъекта, полагая, что существование предшествует сущности. У Ж. П. Сартра и других субъектом, у которого существование предшествует сущности, является человек или, как говорит М. Хайдеггер, человеческая реальность". Существование, или экзистенция -- это нечто невыразимое в понятиях, то, что никогда не является объектом, ибо человек не в состоянии взглянуть на себя со стороны. Существование не поддается рациональному постижению, и единственная возможность познать его заключается в том, чтобы его пережить. Человек есть лишь то, что он сам из себя делает. Для того, чтобы выяснить какую-либо истину о себе самом, человек должен пройти через другого. Другой необходим для собственного существования человека и для самопознания человека.

По утверждениям философов-экзистенциалистов, основной порок рационального мышления состоит в том, что оно исходит из принципа противоположности субъекта и объекта, то есть разделяет мир на две сферы — объективную и субъективную. Всю действительность, в том числе и человека, рациональное мышление рассматривает только как предмет, «сущность», познанием которой можно манипулировать в терминах субъекта-объекта. Подлинная философия, с точки зрения экзистенциализма, должна исходить из единства объекта и субъекта. Это единство воплощено в «экзистенции», то есть некой иррациональной реальности.

Согласно философии экзистенциализма, чтобы осознать себя как «экзистенцию», человек должен оказаться в «пограничной ситуации» — например, перед лицом смерти. В результате мир становится для человека «интимно близким». Истинным способом познания, способом проникновения в мир «экзистенции» объявляется интуиция («экзистенциальный опыт» у Марселя, «понимание» у Хайдеггера, «экзистенциальное озарение» у Ясперса ).

Значительное место в философии экзистенциализма занимает постановка и решение проблемы свободы, которая определяется как «выбор» личностью одной из бесчисленных возможностей. Предметы и животные не обладают свободой, поскольку сразу обладают «сущим». Человек же постигает своё сущее в течение всей жизни и несёт ответственность за каждое совершённое им действие, не может объяснять свои ошибки «обстоятельствами». Таким образом, человек мыслится экзистенциалистами как строящий себя «проект». Экзистенция является " обиталищем" человеческой свободы, а потому человек -- это свобода, и он осужден быть свободным. Основанием свободы в экзистенциализме является то, что человек сам себя создает, и он ответственен за все, что делает.) Вместе с тем, в характеристике свободы человека экзистенциализмом следует видеть некоторые особенности его религиозного и атеистического направлений. Так, для религиозных экзистенциалистов свободу можно обрести только лишь в Боге.

Можно сказать, что свобода в экзистенциалистской философии представляет два непременных условия:

-- возможность выбора человеком самой цели, или свобода его воли;

-- возможность достичь человеком поставленной цели, или свобода его действия.

Человеческое бытие в экзистенциализме, в частности у К. Ясперса, есть суть того, что человек не сущесвует просто как отдельный индивид, а только благодаря общности взаимного сознательного понимания " мы". Иными словами, люди одновременно я свободны, и порабощены.. Свобода в экзистенциализме предстает как тяжелое бремя, которое должен нести человек, поскольку он личность и обречен быть свободным -- быть самим собой. Конечно, человек может отказаться от своей свободы. Но отказаться от свободы - это отвергнуть свою личность, что значит поступать и думать так, как поступают и думают все. Отстаивая свободу человека, экзистенциалисты связывают ее с полной ответственностью человека как личности за свою экзистенцию.

Ха́ йдеггер создал учение о Бытии(Главный труд -«Бытие и время») как об основополагающей и неопределимой, но всем причастной стихии мироздания. Зов Бытия можно услышать на путях очищения личностного существования от обезличивающих иллюзий повседневности (ранний период) или на путях постижения сущности языка (поздний период). Хайдеггер считает, что вопрос о бытии, который по его утверждению является основным философским вопросом, оказался забыт во всей истории Западной философии начиная ещё с Платона. Бытие трактовалось неправильно, так как не имело чисто «человеческого» измерения. Структуру человеческого бытия в её целостности Хайдеггер обозначает как «заботу». Она представляет собой единство трех моментов: «бытия-в-мире», «забегания вперед» и «бытия-при-внутримировом-сущем» и является базисом Хайдеггеровской «экзистенциальной аналитики», как он обозначил её в «Бытии и времени». Хайдеггер считал, что для описания опыта нужно сначала найти то, для чего подобное описание будет иметь смысл. Таким образом Хайдеггер выводит свое описание опыта через Dasein(забота), для которого бытие становится вопросом. В «Бытии и времени» Хайдеггер критиковал абстрактный метафизический характер традиционных путей описания человеческой экзистенции, таких как «рациональное животное», личность, человек, душа, дух или субъект.

Ключевые моменты, которые он выделял на лекции:

Наиболее важные представители Сартр и Хайдеггер. волновал вопрос об истине бытия. Истина в переживании. Важны индивидуальные переживания, т.е. пока человек не прочувствует это сам, он не может прийти к истине. Например, ребенку не понять, что такое быть стариком. Экзистенция-это истинное человеческое существование. Истинный смысл не от Бога, а от собственного переживания. Они считали наиболее ответственной философию марксизма о том, что человек свободен через труд. Мир существует для человека. То, что мы создаем это мы сами.

 

 

Познание и его уровни

Познание:

Существуют две ступени познавательной деятельности:

Чувственное

3 формы чувственного отражения: ощущение, восприятие, представление

· Ощущение – простейшее отображение предмета, но в ощущениях предметы не даны;

- состояние наших органов чувств;

- абсолютно истинно;

- не могут быть ложными;

- мы не можем выйти за пределы ощущений.

· Восприятие – целостность ощущений, дает более полное знание о вещах.

· Представление – чувственно-наглядный, обобщенный образ предметов и явлений действительности, сохраняемый и воспроизводимый в сознании и без непосредственного воздействия самих предметов и явлений на органы чувств. Хотя представление является формой индивидуального чувственного отражения, у человека оно неразрывно связано с общественно выработанными значениями, всегда осмыслено и осознано.

Античный скептицизм: Исходя из положений Гераклита об изменчивости, текучести мира, отсутствия в нем четкой определенности, скептики приходят к выводу о невозможности достижения объективного знания о мире, а, следовательно, и невозможности рационального обоснования норм человеческого поведения. Единственная правильная линия поведения в этих условиях – воздержание от суждений. Но так как в состоянии абсолютного молчания и бездействия жить практически невозможно, то мудрый человек должен жить сообразно законам, обычаям или же благоразумию, сознавая однако, что такое поведение не основано на каком-либо твердом убеждении.

Джордж Беркли: «Существовать - значит быть воспринимаемым», «Мир – есть мир моих восприятий».

Протагор: «Человек – мера всех вещей»; «Ощущения - неуязвимы»; «Ощущение – истинное бытие»

 

В ощущениях, восприятиях и представлениях человек приблизительно верно отражает предметы и явления окружающего мира и тем самым получает достоверные знания. Познание - поступательный процесс.

2) Рациональное познание, логическое мышление рассматривается в диалектическом материализме как второй, более высокий уровень познания.

3 формы отражения: понятие, суждение, умозаключение

· Понятие – единство всеобщего, единичного и особенного; одна из форм отражения мира на ступени познания, форма (способ) обобщения предметов и явлений.

Чтобы наиболее точно отражать действительность, понятия должны быть, по выражению Ленина, “обтесаны, обломаны, гибки, подвижны, релятивны, взаимосвязаны, едины в противоположностях, дабы обнять мир”. Это положение — одна из самых существенных сторон учения диалектической логики о понятии. Хотя в понятии выделяется только общее, это не значит, что оно противостоит единичному и особенному. На основе общего понятия класса (животных например), становится возможным выделение и познание особых групп (видов) предметов, а также отдельных предметов этого класса.

· Суждение – раскрытие содержания понятия;

- логическая форма мысли, в которой единичное подводится под общее.

- мысль, выраженная в форме предложения, в котором нечто утверждается или отрицается об объектах.

· Умозаключение - это ход мысли в виде рассуждения, в ходе которого из одного или нескольких суждений, именуемых посылками, выводится новое суждение, которое называется заключением или следствием. Суть умозаключения – получить новое знание, не обращаясь к опыту.

Диалектический материализм, выделяя чувственное и рациональное как две ступени познания, не противопоставляет их друг другу. Его представители утверждают, что эти ступени находятся в постоянном взаимодействии, образуют неразрывное единство познавательного процесса. Рациональные формы познания невозможны без форм чувственного познания. Отсюда они черпают исходный материал. В свою очередь, на уровне человеческого сознания чувственное познание находится под воздействием рационального познания, Ощущения, восприятия, представления человека несут в себе характеристики всей духовно-интеллектуальной деятельности сознания.

Добавление!!!

Это было в лекции, в пункте о чувственном познании, после Джорджа Беркли, но я не уверена, что эти высказывания можно отнести к данному разделу.

Позитивисты второго поколения: Ощущения не могут вывести нас вверх; ощущения – субъективны; если бы мы знали только ощущения, то не знали бы, чем они вызваны.

Между ощущениями нет связи, каждое – обособленно и не может влиять друг на друга.

Самый конкретный способ ощущений – осязание.

Общество и его структура.

Философия Древней Индии и Древнего Китая.

3 .Философия Древней Греции.

Сам термин «философия» имеет греческое происхождение: фило – любовь; софия – мудрость.Он был введен Пифагором.

В 7в.до н.э. Фалес выдвигает великую гипотезу(лучше идею) о том, что мир имеет единое начало. Отсюда вытекают 2 положения:

1) Начало единственно (у первоначала нет и не может быть начала);

2) Начало самостоятельно.

Оба этих положения в дальнейшем не опровергал ни один из философов.

Фалес пытался найти это самое начало, всеобщее, вечное, непреходящее, бесконечное… Выбрал стихию воды, поскольку она бесцветна, может принимать любую форму и т.п.

Далее Фалесом был поставлен вопрос о соотношении понятия первоначала и его реальности. Отсюда вытекает формирование предмета философии. Предмет философии – идея. После первоначало трансформировалось в абсолютное. Абсолютное – единственная деятельная сущность, которая приводит все в движение через себя.

Свою гипотезу о первоначале выдвигает ученик Фалеса – Анаксимандр. Он говорит, что первоначало должно быть всеобщим (вода не удовлетворяет этому требованию).У него соответствие между реальностью и понятием первоначала выражается в апейроне. Апейрон – материя вообще, нечто неопределенное, бесконечное. Все состоит из апейрона. Все происходит из апейрона.

Уже на двух этих философах мы видим противоречие философии: Анаксимандр противоречит Фалесу, но не отвергает его теорию. Философия потом так и развивалась.

Ученик Анаксимандра – Анаксимен видит недостатки в теории апейрона(апейрон не обладает никакими свойствами, получается, что весь мир состоит из ничего, из абстракции, из чего-то нереального, а этого быть уже не может).

Первоначало по Анаксимену – воздух, нечто среднее между водой и апейроном.

Пифагор считал таким первоначалом цифру; он говорил, что реально существует лишь то, что можно доказать.

Все выше перечисленные философы были материалистами(это видно из предмета их первоначала); они занимались философией природы.

Как наука, философия начинается с элиатов(древнегреческая школа).

Парменид вводит понятие Бытия (вместо воды, апейрона и т.д.). Поистине существует лишь бытие единое, небытия вообще нет. Бытие – это тождество между понятием и реальностью, это идея.

Элеаты описали Бытие, но не раскрыли его сущность. Они считали Бытие непознаваемым. Самое достоверное на свете – бытие, поэтому его нельзя не через что другое объяснить(совместить единичное с всеобщим).

Ученик Парменида – Зенон (один из основоположников диалектики), пытался доказать, что бытие не существует. И движения не существует. Выдвинул апории(противоречия) о стреле, о черепахе с Ахиллесом и т. д. Говорил, что пространство и время бесконечно делимы(поэтому у него казались логичными его апории(он еще не знал, что пространство и время еще и непрерывны)).

Из всего выше сказанного выходит, что бесконечная делимость и непрерывность – 2 одинаково существенные характеристики, т.е. абсолютная делимость предполагает абсолютную неделимость. Стрела (каждая ее точка) находится и не находится в каждой точке пространства. Внутри небытия заключено само бытие. Т.е. получается, что элеаты и Зенон подготовили мысль о единстве бытия и небытия.

Эту мысль развивает Гераклит.: Все присуще в равной степени, как бытию, так и небытию, все существует и не существует, все есть и не есть.

Получается, что бытие и небытие тождественны. Истина является их единством.

Гераклит считал, что первоначало – это вечное превращение бытие в небытие и наоборот. Именно про это он говорил «все течет». В природе связь бытия и небытия – огонь (это не физическое тело, а представление мысли о самодвижущемся начале).

Единство бытия и небытия он назвал становлением.

Тут возникает загвоздка! Становление – переход бытия в небытие. Но когда бытие переходит в небытие, то завершается и сам переход. А начало должно быть вечным! Следовательно, бытие из небытия должно снова возвращаться к себе (это называется, сохраняться). Возникает отрицание отрицания.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 341; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.119 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь