Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Закон исключения третьего: есть либо а, либо не а.



Ввел понятие понятие силлогизмов, суждений, связанных таким образом, чтоб получился вывод. Пр.: все отличники получают стипендию, Иванов – отличник, следовательно, он получает стипендию.

3 части силлогизма:

- общее положение

- средний термин

-заключение

Средневековая философия.

Условия возникновения: раздробленность и натуральное хозяйство, кот. сдерживали развитие и распределение идей, снижение уровня образования, необходимость в едином царе, как политическом, так и духовном.

Периоды средневековой философии:

1. Патристика (4-8 вв.) – совокупность теолого-философских взглядов отцов церкви, заложивших основы священного писания. (Аврелий Августин). Лозунг: «Верую, ибо абсурдно».

2. Схоластика (лозунг: «Верую, чтобы уразуметь») – рациональное обоснование и систематизация положений христианского вероучения. (Фома Аквинский)

В средневековье произошло соединение философии и религии (6-16 вв.). Причина в том, что философия подошла к пониманию первоначала, где природа и мышление предстают как единое целое, как источник всего => Бог. Философия в средние века – «служанка богословия». (-) Философы обратились к религии, т.к. решали свою задачу, искали понятие истины. Они размышляли над тем, каким должен быть Бог, чтобы быть вечным, обладать могуществом, чтобы он был добром, абсолютной справедливостью. Также стоит вопрос о единстве всех качеств Бога.

Религия использовала философию для усовершенствования своей веры, чтобы вера подкреплялась разумными доводами.

Одна из проблем над которой бьется Средневековая философия – доказательство бытия Бога, а также постижение реальности абсолютной сущности.

Основные идеи:

1. Монотеизм

2. Теоцентризм: Бог – источник бытия, блага, истины и красоты

3. Креацианизм – идея сотворения мира Богом из ничего=> подлинным бытием обладает только Бог

4. Гносеологические взгляды

5. Антропологические взгляды: человек рассматривается с 3-х позиций: тело, духа, духопричастность к божественному (дух)

6. Провиденциализм – понимание истории как заранее предусмотренного Богом плана спасения человечества.

 

Фома Аквинский (1225-1274). Считается самым крупным представителем схоластической философии, основными принципами которой выступают принцип разъяснения и принцип принятия и согласования противоположных тенденций. Главные философские сочинения: «сумма против язычников» и «Сумма теологии». Высоко ценил идеи Аристотеля, стремился дать им такую интерпретацию, чтобы создать последовательную систему, связанную с утверждением христианской веры. Стремился использовать философию для обоснования и доказательства истин веры.

Согласно Ф.А.предметом философии являются истины разума, а предметом теологии – истины откровения. Конечным объектом и философии и теологии является Бог, представляющий собой вечное, наисовершеннейшее духовное существо. Это чистая форма (источник всех возможных форм), благодаря которой из пассивной материи возникают самые разнообразные вещи.

Приводит 5 доказательств Бога в «Сумме теологии»: Бог – «неподвижный двигатель», приводящий все в движение; Бог есть первая причина; Бог является источником необходимости в мире; Бог – источник совершенства, сам являясь совершенными; Бог устанавливает конечные цели и поэтому не может не существовать.

Бог – благо и источник блага, он вездесущ и выступает источником любви и радости.

Люди и животные обладают душами, но человеч. души отличаются от душ животных, так как первые являются разумными, а вторые – чувственными. Однако душа человека лишена способности непосредственного созерцания Бога и божественных идей, но ей открыт путь рационального познания. Познание Бога – наивысшее счастье для человека.

Моральные заповеди, дарованные Богом, рассматриваются как рациональные. Нормативное содержание этих заповедей обращено к разуму человека, который должен этим содержанием овладеть. Главная задача морального закона – регулятивная, он ведет человека по пути добродетели, и назначение человека выходит за пределы естественного порядка => человеку необходимо сверхъестественное руководство. При этом знание морального закона переходит в добродетели благодаря желанию добра, а не воздействию страха, оно должно осуществляться благодаря любви к Богу.

Пытался обосновать божественное происхождение власти монарха и необходимость подчинения простых людей господам. Светской власти подчиняются только тела людей, а не души, которые должна направлять к Богу церковь.

Решал проблему соотношения общего и единичного. Также, как другие реалисты, утверждал, что общее или «универсалии существуют реально, независимо от человеческой мысли речи». Они существуют до вещей как реальные прообразы индивидуальных предметов в божественном разуме, где они возникают как понятия путем абстрагирования от отдельных вещей. Первичными и общими, следовательно, являются божественные универсалии, а вторичными – материальные вещи. Номиналисты же доказывали, что существуют конкретные вещи, предметы, явления с их качествами и свойствами, А общее, понятия связаны лишь с человеческим сознанием.

Ансельм Кентерберийский - тео­лог, представитель схоластики. С 1093 архиепископ Кентерберийский. Понимал веру как предпосылку рационального знания: «Не ищу уразуметь, дабы уве­ровать, но верую, дабы уразуметь». В противополож­ность умозаключениям к бытию бога от бытия вещей развил так называемое онтологич. (онтология – учение о бытие) доказательство бога, выводя­щее его бытие из самого понятия бога как всесовершенной сущности, необходимо включающей бытийственность. Проявившиеся в этом рассуждении понимание бытия как некоего «совершенства» и устремление к не­посредственному интеллектуальному созерцанию бога характерны для традиции августинианства. В полеми­ке об универсалиях А. стоял на позициях схоластич. реализма. Крайний теологич. рационализм А. проявил­ся в его трактате «Почему бог вочеловечился? », где он пытался чисто логически доказать необходимость воплощения бога в человеке.

Требовал, чтобы разум формировался на основе веры («верую, чтобы понимать»)

Бытие бога можно непосредственно вывести из самосознания человека, а бытие вещей — нет.

Ансельм Кентерберийский дал формулировку онтологического аргумента, к-рую впоследствии воспроиз­водили чаще других: бог есть то, более чего нельзя помыслить, но т. к. существующее в действительности превыше существующего только в мысли, то бог сущест­вует.

Ансельм признаёт идеальное бытие универсалий в божеств. разуме, но не признаёт их существования наряду с вещами и вне человеч. или божеств. ума.

 

 

Философия эпохи Возрождения.

Философия Нового времени. Ее основные направления и проблемы.

Характерные черты: предметом философии явл. разум. В разуме заключается весь мир. Познать разум значит познать мир.

Разум теперь: единственный абсолютный предмет; познание разума осуществляется сознательно.

Важное значение приобретает познание познания, выявление философского метода, познание той простейшей формы разума, которая является основанием, началом. Большое значение приобретает требование доказательства, интуиция не удовлетворяет мыслителей. За интуитивным прозрением должно наступить сознательное доказательство. Возникает интерес к ломке предыдущих канонов.

Философия Нового времени:

1. эмпиризм (основа – опыт, чувства)

· материализм (Бэкон, Гоббс)

· идеализм (Беркли, Юм)

· дуализм (Локк)

2. рационализм (основа – разум)

· материализм (Спиноза)

· идеализм (Лейбниц)

· дуализм (Декарт)

Рационалисты понимают разум как автономный, развивающийся через себя, а эмпирики, напротив, разум понимают как некую способность восприятия, разум для них – чистая восприимчивость.

 

Френсис Бэкон.

Родоначальник английского эмпиризма. Главное сочинение – «Новый Органон». Провозгласил высшей задачей познания завоевание природы и усовершенствование человеческой жизни. Деятельность Бэкона как мыслителя направлена на пропаганду науки, ее значения в жизни людей, на выработку классификации научного знания, разработку методов познания. Предлагает реформировать науку.

Знание – сила, но действительной силой оно может стать, только если оно истинно, основывается на выяснении истинных причин происходящих в природе явлений. Лишь та наука способна властвовать над ней, которая сама повинуется природе, т.е. руководствуется познанием ее законов, постижением опыта.Различает 2 вида опытов: плодоносные и светоносные. Цель плодоносных: принесение пользы человеку, а светоносных – познание законов явлений и свойств вещей.

Основной метод познания – индукция. Главная ее задача – исследование внутренних форм, присущих материи. Путь к постижению форм связан с постижением их движения, а это ведет к раскрытию главной задачи познания – исследованию причин предметов.

Условие реформы науки – очищение разума от заблуждений, кот. он выделяет 4 вида и называет идолами: 1. идол рода – заблуждение, порожд. человеч. природой и несовершенством его чувств, наход. под влиянием желаний; 2. идол пещеры – ошибки, обусловл. принадлежностью чел-а к определенной группе людей вследствие ограничения кругозора отдел. личностей.3. идол площади – ошибки из-за множества слов, двусмысленности выражений, 4. идолы театра – препятствия, порождаемые использованием некритически усвоенных ложных мнений, дошедших от предшественников. Ученый, по мнению Бэкона, должен быть подобен пчеле, кот. собирает нектар, но не оставляет его в том виде, в кот. он достается, а перерабатывает его в мед.

 

Джон Локк – продолжатель материалистической теории познания, детально разработанной им на основе материалистического сенсуализма.

Труды: «Опыт о человеческом разумении», «История западной философии».

Подвергает критике теорию врожденных идей. Источником всех знаний является опыт. Опыт Локк делит на внешний, дающий нам простые идеи, и внутренний (рефлексию), представ. собой познание душой своей собственной деятельности через самонаблюдение. Самонаблюдение свойственно лишь взрослому, а у новорожденного душа – чистая доска (tabula rasa). Внешн. опыт возникает под воздействием на нас внешнего предметного мира, а рефлексия осущ. под воздействием внешнего опыта и на его основе. Внешний опыт вторичен в отношении собств. внутр. мира, а рефлексия считается вторичной в отношении внешн. мира.=> различные пути их познания (чувственное и рациональное)

Важное место в учении о бытии и познании Локка занимает учение о первичн. и вторичн. качествах. Первичн. качества – протяженность, длительность, величина, фигура, сцепление, толчок, взаиморасположение частиц, механич. движение, покой, плотность, которые присущи самим вещам. Характер. особенности первичн. качеств – то, что они всегда присущи телам, неотъемлемы от них, воспринимаются органами чувств. Вторичн. качества – цвет, запах, звук, вкус, боль, тепло и т.д., которые присущи самому субъекту. Идеи первичн. и вторичн. качеств формируются благодаря чувствам и рефлексии. Обобщение знаний о тех и других качествах осуществляется разумом и находит выражение в языке.

Познание Локк делит на чувственное, интуитивное и демонстративное (выводное). Все эти виды познания имеют дело с манипуляцией идеями. Каждый из видов познания способен привести к истине. Для этого необходимо использовать интуицию, рассуждение и ощущение.

Государство должно гарантировать социальную свободу и инициативу. Правительство обязано подчиняться законам государства. Этому призвано содействовать отделение исполнительной власти от законодательной. Внес вклад в разработку трудовой теории стоимости.

 

Томас Гоббс

Труды: «О теле», «О человеке», «О гражданине», «Левиафан».

Вслед за Ф. Бэконом Гоббс повторяет, что знание есть сила. Достигается оно путем научных исследований. Помогает в этом философия, которая должна служить практическим интересам и потребностям людей, усиливая их потенции в организации процессов жизнеобеспечения. Философия – суммарное теоретическое знание.

Материя способна мыслить, однако его учение о природе – атеистично. Выводы: души как особые субстанции не существуют, тела – единственная субстанция, вера в Бога – продукт человеческого воображения.

Познание осуществляется посредством накопления «идей». Источник идей – только чувственные восприятия мира. Выступил против учения Декарта о врожденных идеях. Идеи формируются в результате действия на человека окружающего мира. Чувственные восприятия во избежание заблуждений надо рационально осмысливать с пом. индукции и дедукции, анализа и синтеза.

Учение о государстве и праве: раскладывает государство на составляющие его элементы, функционирование которых описывает с пом. законов природы. Выделяет 2 состояния человеч. общества: естественное и гражданское. Государство – средство, направляющее людей к общей цели и удерживающее их от поступков, нарушающих мир. В государстве каждый подчиняет свою частную волю другому лицу или группе лиц, кот. олицетворяют волю всех. Власть должна контролировать не т. поведение человека, но и его воззрения, включая нравственные, религиозные и даже научные.

Рене Декарт

Основная черта философии – дуализм души и тела.

Основные положения его философии:

1. принцип сомнения. Сомнение - это мышление. В сомнении Декарт стремится к выявлению положительных результатов (в отл. от скептиков), для поиска абсолютно достоверного положения. Можно сомневаться во всем, но, сомневаясь, нельзя сомневаться в самом сомнении.

2. «Я мыслю, следовательно, существую». Декарт отыскивает первоначало, пытается его вывести. Пытается дать обоснование первоначалу. В этом положении выдвигается тождество бытия и мышления. Истинное бытие – это мышление. Тождество бытия и мышления – это «Я».

3. пытается вывести всю систему знаний из первоначала. Выдвигает систему философии, опирающуюся на абсолютное достоверное начало.

Декарт рассматривает единство бытия и мышления. Это начало, которое теперь понимается как конкретное, но Декарт его не доказывает, хотя считает доказательство всеобщим и необходимым (недостаточно). Декарт ссылается на свою интуицию: «Я четко и ясно вижу единство бытия и мышления». У Декарта тождество бытия и мышления носит непосредственный (несоединенный, разделенный) характер. Мышление как субстанция опосредована бытием, а бытие – мышлением.

Зафиксировал тождество бытия и мышления, но и диалектику этого тождества – переход тождества в самостоятельность субстанций. Но он не может сознательно вывести противоположности субстанций из их тожества, следовательно недостаток в философии.

Ищет метод философии, метод познания, так как считает что с ним связано достижение истины. 4 метода в «Рассуждение о методе»: 1 не принимать за истинное то, что не признается таковым с очевидностью и может дать повод к сомнению, 2. делить трудности на части, чтобы легче разрешить, 3. познающий субъект должен двигаться от простого к сложному, 4. делать перечни, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено. (не методы философии).

Теория врожденных идей. Врожденные идеи дают нам знание, а интуиция обеспечивает осознание этого знания и раскрытие его истинности, что затем находит выражение в суждениях.

 

Бенедик (Барух) Спиноза

Труды: «Богословско-политический трактат», «Этика», «Трактат об очищении интеллекта». Строил доказательства в философии по принципу геометрии с ее аксиомами и строгим выводом теорем.

Первоначало – субстанция, которая есть единство природы и Бога. В качестве субстанции всего сущего выделил божественную природу. 2 субстанции: мышление и протяжение, кот. абсолютно самостоятельны. Субстанция есть причина самой себя (causa sui). Она возникает в результате осознания единства бытия и мышления. Природа рассматривается с одной стороны как природа действующая (matura naturans), а с другой – природа осуществленная (natura naturata). Природа действующая отождествляется с Богом или субстанцией. Спиноза растворяет Бога в природе.(Спиноза – пантеист (пан- природа, тео – Бог). Субстанция неделима и бесконечна, она обладает свойствами, кот. мыслитель называет атрибутами. Последние составляют бесчисленное множество. Атрибуты – познание субстанции из нее самой. состояния атрибутов – модусы. Модус – познание субстанции из другого и через другое. Вещи – явления субстанции, форма ее проявления.

Учение о соотношении свободы и необходимости. В природе нет ничего случайного, есть только необходимость. Свобода – познание необходимости. У человека нет свободы воли, наделение человека волей – предрассудок. Лишь Бог свободен.

Мир познаваем. Знание является иерархизированным (низший род – знания, основывающиеся на воображении, формирующиеся на базе чувственного восприятия мира; второй – знания, продуцируемые умом; 3-ий – опирается на ум, но не является опосредованным доказательством. Он дает истины как плод непосредственного созерцания ума.

 

Готфрид Вильгельм Лейбниц.

Основные сочинения: «Рассуждения о метафизике», «Новая система природы», «Новые опыты о человеческом разуме», «Монадология», «Теодицея».

Полагал, что механистическая картина мира способно дать лишь поверхностное объяснение Вселенной. Более глубокое исследование показ., что в ней раскрывается божественный замысел. Бог выступает как универсальный проектировщик, создавший мир, существующий в соответствии с предустановленной гармонией. Наш мир – наилучший из миров.

Стремился выявить и установить принципы организации мира, опосредующие отношение к нему. Мир устроен в соответствии с всеобщим порядком, «мельчайшие части вселенной устроены согласно порядку наибольшего совершенства», «природа идет наиболее определенными путями», «природа управляется архитектонически», «ничего не бывает без основания», в мире действует необходимость, всеобщая связь и изменчивость.

Учение о монадах: Монады – простые, неделимые субстанции, «истинные атомы природы», или «элементы вещей», обладающие при всех их малости неисчерпаемым содержанием и большим потенциалом активности, облад. разумом и сознанием. Монада –нечно нематериальное. Лейбниц выделяет монады в качестве первоначала. Каждая монада представляет собой субстанцию. Монада «делает фотоснимки» мира в целом. Она выступает как мыслящая себя и мир в целом субстанция. Каж. монада независима.. Существует монада монад – Бог, кот. порождает эти монады и через которого монады согласуют свою мыслительную деятельность. Деятельность монад, несмотря на их самостоятельность, порождается Богом. Монады отличаются друг от друга и находятся в непрерывном изменении. Они индивидуальны, по характеру их развитие является саморазвертыванием заложенного в них знания.

Разум и интеллект не сводимы к чувственности (критика Локка). Идеи человека имеют врожденный характер. Но, чтобы извлечь из них знание, необходимы умственные усилия. Для этого надо опираться на логику. При этом истины явлений должны быть соотнесены с истинами сущности, а истины факта – с логическими истинами.

Разработка принципов познания, таких, как всеобщее различие, тожественность неразличимых вещей, монадическая дискретность, кот. ориентирует на признание делимости всего сущего, максимума и минимума.

 

Давид Юм – англ. Философ, который подытожил эволюцию британской философии от тяготеющего к материализму эмпиризму к субъективному идеализму. Являлся скептиком. Основной труд: «Трактат о человеческой природе». Источник познания – в ощущениях или впечатлениях субъекта. Не согласен с Беркли, что источником ощущений явл. Бог. Никакой человеч. Опыт не может доказать существование Бога. Утверждал, что человеческому уму недоступно ничего, кроме образов и восприятий. Человек не в состоянии установить какое-то соотношение между образом и породившем его объектом.

Причинная связь явлений непознаваема. Источником знаний о порядке вещей служит вера. Результаты усилий философов демонстрируют лишь слепоту и слабость человеческого разума.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 333; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.155 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь