Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Позитивизм и его философская эволюция.



Позитивизм (30-е гг. 19 в. – образование) (основатель - О. Конт) - широко распространенное течение в философии, основанное в 30-х гг. 19 в. Основоположники: Литре, Ренан, Милль, Спенсер, Молешотт, Геккель. (1 форма позитивизма). 2 форма – Мах, Авенариус – эмпириокритицизм. Неопозитивизм – 3 форма, постпозитивизм – 4 форма.

Программа позитивизма:

1. познание должно быть освобождено от мировоззренческой и ценностной интерпретации

2. вся философия, направленная на поиски первопричин и субстанциональных начал должна быть упразднена и заменена либо непосредственно специальными науками, либо обзором системы знаний, учений о языке науки

3. отказаться от крайностей материализма и идеализма и пойти 3 путем.

Как совокупность идей позитивизм имеет следующие черты:

1. отказывается от признания априорного познания единственным средством достижения подлинного знания. Научные методы – единств. метод

2. наука – средство познания и преобразования мира

3. наука способная выявить в процессах природы и общества закономерное

4. вера в прогресс

Огюст Конт. Работы: труд «Курс позитивной философии», работа «Дух позитивной философии», «Система позитивной философии».

Наука должна ограничиться описанием действительности и ее предметов и явлений, отказавшись от попыток вскрыть сущность. Выдвинул закон о трех идеях, отраслях человеческого знания, которые проходят 3 различных теоретических состояния: 1. теологическое или фиктивное, 2. метафизическое или абстрактное; 3. научное или положительное. Т.е. человеческий дух пользуется 3 различными и даже прямо противоположными друг другу методами мышления=> возникают 3 взаимоисключающих друг друга вида философии. Закон 3 стадий применим для объяснения самых разных явлений, проявляется в развитии человека. Лозунг: «Долой метафизику – да здравствует физика» (3 положительная философия заменит 2 предыдущие стадии). Провозгласил разрыв философии и науки: «Наука сама себе философия».

Ввел термин социология – социальная физика, которая завершает свод наук. Выделяет в ней социальную статику (феномены, характерные для всех обществ) и соц. Динамику (изучает законы развития общества).

Мах и Авенариус. Пытались «преодолеть» недостатки материализм и объективного идеализм в теории познания путем перехода на позиции субъективного идеализма. Видели источник знаний в анализе ощущений, которые рассматривались вне связи с материальным миром. Махизм — субъективно-идеалистич. направление в философии и методологии науки, выдвинутое в нач. 20 в. в работах Маха, Авенариуса и их учеников, а так­же в работах К. Пирсона и П. Дюэма. Основу субъективно-идеалистич. учения Маха со­ставляет теория «экономии мышления» и выдвигаемый им идеал «чисто описательной» науки. Экономию мышления Мах объявляет осн. характеристикой познания, выводя её из изначальной биологич. потребности организма в самосохранении, обусловливающей необходимость «при­способления» организма к фактам. То же содержание Авенариус выражает в принципе наименьшей траты сил. Из принципа экономии мышления в системе Маха вытекает положение об «описании» как идеале нау­ки. В развитой науке, объяснит. часть является излишней, паразитической и в целях эконо­мии мышления должна быть удалена. Методологич. принципы экономии мышления и чи­стого описания Мах пытается применить к теории позна­ния. Свой критич. анализ ньютоновских понятий мас­сы, абс. пространства он связывает с филос. тезисом о мнимости понятия субстанции и самой проблемы от­ношения субстанции и её свойств.

Неопозитивизм (начало 20-х гг. 20 в). (логический атомизм, логический позитивизм, аналитическая философия). Основоположники: Рассел, Витгенштейн. Общая черта неопозитивизма 0 детальное исследование языка с целью прояснения философских проблем. Основа Мир – совокупность фактов, познание картины миры в языке. Философия – лишь средство логического пояснения мыслей, это не учение, а деятельность по разъяснению мыслей.

Принцип верификации – процесс установления истинности научных утверждений в результате их эмпирической проверки.

Постпозитивизм. (начиная с 60-х гг. 20 в) Основоположники: Поппер, Кун, Лакатос, Фейерабенд

Противоречили неопозитивизму в нек. Вопросах. Человек - существо ошибающееся. Это означает, что ясное, вечное знание не может быть достигнуто: одна теория неминуемо сменяет другую. Надо обеспечить рост научного знания. Постпозитивисты настаивают на развитии знания, причем посредством коренных преобразований, научных революций.
Отличия постпозитивизма от неопозитивизма:
1) постпозитивисты проводят анализ истории науки (логическая реконструкция истории науки), возникает стремление найти универсум - основу человеческого разума через историю науки;
2) в рамках постпозитивизма ставится вопрос - каковы главные факторы развития науки: внешние или внутренние?
3) Постпозитивистами проводится анализ динамики, а не статики науки. Если неопозитивисты ставили вопрос о том, как провести грань между философией и наукой, то постпозитивистов интересует вопрос реального движения науки, какие факторы влияют на науку.

Философские идеи прагматизма.

Философия экзистенциализма.

Экзистенциали́ зм (фр. existentialisme от лат. exsistentia — существование), философия существования — направление в философии XX века, акцентирующее свое внимание на уникальности иррационального бытия человека. Отличается прежде всего идеей преодоления (а не раскрытия) человеком собственной сущности и предает особое значение эмоциональной природе человека. Экзистенциализм исходит из субъекта, полагая, что существование предшествует сущности. У Ж. П. Сартра и других субъектом, у которого существование предшествует сущности, является человек или, как говорит М. Хайдеггер, человеческая реальность". Существование, или экзистенция -- это нечто невыразимое в понятиях, то, что никогда не является объектом, ибо человек не в состоянии взглянуть на себя со стороны. Существование не поддается рациональному постижению, и единственная возможность познать его заключается в том, чтобы его пережить. Человек есть лишь то, что он сам из себя делает. Для того, чтобы выяснить какую-либо истину о себе самом, человек должен пройти через другого. Другой необходим для собственного существования человека и для самопознания человека.

По утверждениям философов-экзистенциалистов, основной порок рационального мышления состоит в том, что оно исходит из принципа противоположности субъекта и объекта, то есть разделяет мир на две сферы — объективную и субъективную. Всю действительность, в том числе и человека, рациональное мышление рассматривает только как предмет, «сущность», познанием которой можно манипулировать в терминах субъекта-объекта. Подлинная философия, с точки зрения экзистенциализма, должна исходить из единства объекта и субъекта. Это единство воплощено в «экзистенции», то есть некой иррациональной реальности.

Согласно философии экзистенциализма, чтобы осознать себя как «экзистенцию», человек должен оказаться в «пограничной ситуации» — например, перед лицом смерти. В результате мир становится для человека «интимно близким». Истинным способом познания, способом проникновения в мир «экзистенции» объявляется интуиция («экзистенциальный опыт» у Марселя, «понимание» у Хайдеггера, «экзистенциальное озарение» у Ясперса ).

Значительное место в философии экзистенциализма занимает постановка и решение проблемы свободы, которая определяется как «выбор» личностью одной из бесчисленных возможностей. Предметы и животные не обладают свободой, поскольку сразу обладают «сущим». Человек же постигает своё сущее в течение всей жизни и несёт ответственность за каждое совершённое им действие, не может объяснять свои ошибки «обстоятельствами». Таким образом, человек мыслится экзистенциалистами как строящий себя «проект». Экзистенция является " обиталищем" человеческой свободы, а потому человек -- это свобода, и он осужден быть свободным. Основанием свободы в экзистенциализме является то, что человек сам себя создает, и он ответственен за все, что делает.) Вместе с тем, в характеристике свободы человека экзистенциализмом следует видеть некоторые особенности его религиозного и атеистического направлений. Так, для религиозных экзистенциалистов свободу можно обрести только лишь в Боге.

Можно сказать, что свобода в экзистенциалистской философии представляет два непременных условия:

-- возможность выбора человеком самой цели, или свобода его воли;

-- возможность достичь человеком поставленной цели, или свобода его действия.

Человеческое бытие в экзистенциализме, в частности у К. Ясперса, есть суть того, что человек не сущесвует просто как отдельный индивид, а только благодаря общности взаимного сознательного понимания " мы". Иными словами, люди одновременно я свободны, и порабощены.. Свобода в экзистенциализме предстает как тяжелое бремя, которое должен нести человек, поскольку он личность и обречен быть свободным -- быть самим собой. Конечно, человек может отказаться от своей свободы. Но отказаться от свободы - это отвергнуть свою личность, что значит поступать и думать так, как поступают и думают все. Отстаивая свободу человека, экзистенциалисты связывают ее с полной ответственностью человека как личности за свою экзистенцию.

Ха́ йдеггер создал учение о Бытии(Главный труд -«Бытие и время») как об основополагающей и неопределимой, но всем причастной стихии мироздания. Зов Бытия можно услышать на путях очищения личностного существования от обезличивающих иллюзий повседневности (ранний период) или на путях постижения сущности языка (поздний период). Хайдеггер считает, что вопрос о бытии, который по его утверждению является основным философским вопросом, оказался забыт во всей истории Западной философии начиная ещё с Платона. Бытие трактовалось неправильно, так как не имело чисто «человеческого» измерения. Структуру человеческого бытия в её целостности Хайдеггер обозначает как «заботу». Она представляет собой единство трех моментов: «бытия-в-мире», «забегания вперед» и «бытия-при-внутримировом-сущем» и является базисом Хайдеггеровской «экзистенциальной аналитики», как он обозначил её в «Бытии и времени». Хайдеггер считал, что для описания опыта нужно сначала найти то, для чего подобное описание будет иметь смысл. Таким образом Хайдеггер выводит свое описание опыта через Dasein(забота), для которого бытие становится вопросом. В «Бытии и времени» Хайдеггер критиковал абстрактный метафизический характер традиционных путей описания человеческой экзистенции, таких как «рациональное животное», личность, человек, душа, дух или субъект.

Ключевые моменты, которые он выделял на лекции:

Наиболее важные представители Сартр и Хайдеггер. волновал вопрос об истине бытия. Истина в переживании. Важны индивидуальные переживания, т.е. пока человек не прочувствует это сам, он не может прийти к истине. Например, ребенку не понять, что такое быть стариком. Экзистенция-это истинное человеческое существование. Истинный смысл не от Бога, а от собственного переживания. Они считали наиболее ответственной философию марксизма о том, что человек свободен через труд. Мир существует для человека. То, что мы создаем это мы сами.

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 526; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.021 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь