Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Философское учение о материи. Движение, пространство и время как формы существования материи ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Филосовсоке учение о материи Вопрос о сущности понятия " материя" затрагивает основы любого развитого Мировоззрения. Понятие " материя" прошло несколько этапов в своем историческом развитии. Первый этап - этап наглядно-чувственного ее представления в древнегреческихфилософских учениях ( Фалеса, Анаксимена, Гераклита и др.). В основу мираполагались те или иные природные стихии: вода, воздух, огонь и т.п. Всесуществующее считалось модификацией этих стихий. Второй этап - этап вещественно-субстрактного представления. Материяотождествлялась с веществом, с атомами, с комплексами их свойств, в том числесо свойством неделимости ( Бекон, Локк ). У Левкиппа, Демокрита, Эпикура и Кара все многообразие предметного мира и даже человеческая душа состоит из неделимых атомов, движущихся в бесконечном пространстве. Атомические представления почти неизменными сохранились до конца XIX века. Наибольшее развитие они получили у французских материалистов XVIII века, которые называли материей совокупность всех существующих тел и явлений, воздействующих каким-либо образом на наши органы чувств. Третий этап - философско-гносеологическое представление о материи.Сформировалась оно в условиях кризиса естествознания в начале ХХ века.Рентгеновские снимки опровергли идеи о непроницаемости материи; электроизлучение урана; радиоактивный распад атомов - разрушили идею о неделимости атома, как первооснову понятия " поля" описывало новое состояние материи отличное от вещества. Научные открытия позволили философам прийти к выводу о том, что категория материи обозначает объективную реальность, существующую независимо от нашего сознания, но способную отражаться человеком и преобразовываться им. В этом определении признак существования отдается исключительно самим конкретно-чувственным веществам. Названная формулировка определения материиназывается гносеологическим, поскольку содержит элемент связи объективнойреальности с сознанием, свидетельствует о производности сознания. В этом случае атрибутами ( неотъемлемыми свойствами материи являются: структурность, системность, воздействие, движение, самоорганизация, пространства, время и отражения ). Согласно данным современной науки, материя существует в двух видах: в вещественном и невещественном. Вещественный вид материи представляет собой совокупность предметов, макроскопических и других систем. Невещественный вид материи – электромагнитные и гравитационные поля, а также элементарные частицы. Материя существует в виде многообразия объектов и систем, находящихся, обладающих структурой, связями и взаимодействиями, а также общими и частными свойствами. Среди этих свойств необходимо выделить: · субстанциональность (способность материи быть основой всего сущего)· объективность (понимаемую как способность существовать независимо от сознания, реально)· неисчерпаемость (понимаемую, с одной стороны, как способность материи делиться до бесконечно малых частиц, а с другой – как способность материальных объектов обладать бесконечным числом взаимосвязей и взаимозависимостей)· неуничтожимость и несотворимость (эти свойства материи подтверждает закон сохранения и превращения энергии) бесконечность (как бесконечность существования во времени и пространстве), · системность (как способность материи обладать структурой). К числу свойств материи относится ее способность существоать в движении, пространстве и времени. Проблема движения в философииДвижение — феномен, отражающий изменение. В философии движение понимается как атрибут материи, связанный с любым изменением моментов объективной реальности. Мысль об универсальности движения возникла в глубокой древности у мыслителей Китая, Индии, Греции. Древнегреческие философы (Милетская школа, Гераклит, Демокрит, Эпикур) рассматривали первоначала вещей — воду, апейрон, воздух, огонь, атомы — как находящиеся в постоянном движении и изменении. Аристотель считал, что «незнание движения необходимо влечет за собой незнание природы». Понимание движения как способа существования материи отчётливо формулируется в 18 в. английским философом Дж. Толандом и затем французским материалистом П. Гольбахом, однако само движение понималось ими лишь как механическое перемещение и взаимодействие. Глубокие идеи, связанные с пониманием движения, были высказаны объективными идеалистами Г. В. Лейбницем, Г. Гегелем и др. Так, Гегель преодолевает представление о движении как о только механическом перемещении и формулирует общие законы движения — закон перехода количественных изменений в качественные, закон борьбы противоположностей и закон отрицания отрицания: 1. Закон перехода количественных изменений в качественные: Он основан на взаимосвязи двух свойств - качества и количества. Несмотря на существенные различия, количество и качество едины, поскольку они представляют собой стороны одного и того же предмета. Это единство называется мерой и представляет собой границу, определяющую пределы возможного количественного изменения в рамках данного качества. При нарушении меры количественные изменения влекут за собой качественное преобразование. Таким образом, развитие выступает как единство двух стадий - непрерывности и скачка. 2. Закон борьбы противоположностей: Каждый объект заключает в себе противоположности. Под противоположностями диалектический материализм понимает такие моменты, " стороны" и т.п., которые находятся в неразрывном единстве, взаимоисключают друг друга, причем не только в разных, но и в одном и том же отношении, т. е. взаимопроникают.Нет противоположностей без их единства, нет единства без противоположностей. Единство противоположностей относительно, временно, борьба противоположностей абсолютна. Этот закон объясняет объективный внутренний «источник» всякого движения, не прибегая ни к каким посторонним силам, позволяет понять движение как самодвижение. 3. Закон отрицания отрицания: всякое развитие в живой и неживой природе осуществляется по спирали. В качестве примера действия третьего закона диалектики во всех учебниках приводят колос пшеницы. Колос вырастает благодаря смерти зерна, т. е. он как бы отрицает зерно. Однако когда сам колос созревает, в нём появляются новые зерна, а сам колос как бы умирает, и его срезают серпом. Таким образом, отрицание зерна является причиной возникновения колоса, и отрицание колоса является причиной возникновения новых зерен. Как замечал сам Гегель, все это похоже на действие с отрицательными числами " минус на минус дает плюс". Диалектичесий материализм по-новому обосновал связь материи с Д. и утвердил принцип несотворимости и неразрушимости движущейся материи: «Материя без движения так же немыслима, как и движение без материи. Движение поэтому так же несотворимо и неразрушимо как сама материя...» (Энгельс Ф.). Ленин подчёркивал, что материя не есть нечто косное, к чему «прикладывается» движение, не есть бессодержательное «подлежащее» к сказуемому «двигаться», а есть основа, всеобщий носитель всех состояний движения и развития. «Сказать ли: мир есть движущаяся материя или: мир есть материальное движение, от этого дело не изменяется». Основными характеристиками.движения. диалектический материализм считает его абсолютность и противоречивость. Движение материи абсолютно, тогда как всякий покой относителен и представляет собой один из моментов движения. Оно определяет собой все свойства и проявления окружающего нас мира, внутреннее содержание всех вещей и явлений. Противоречивость движения заключается в неразрывном единстве двух противоположных моментов — изменчивости и устойчивости, движения и покоя. Классификация основных форм движения связана с различением неорганической материи, биологической и социальной сфер: · механическая · физическая (тепловая, электромагнитная, гравитационная, атомная и ядерная); · химическая · биологическая · социальная · географическая Движение может происходить по восходящей линии, от простых форм к более сложным, от низшего к высшему; такое движение называется развитием. Также оно может идти и по нисходящей линии, к более простым формам, т.е. быть регрессивным. Любое движение происходит в пространстве и времени. Движение обладает целым рядом важнейших свойств. Во-первых, движению свойственна объективность, т. е. независимость его существования от сознания человека. Иными словами, материя сама по себе имеет причину своих изменений. Во-вторых, движению свойственна всеобщность. Это означает, что любые явления в мире подвержены движению как способу существования материи (нет объектов лишенных движения). В-третьих, движению свойственны несотворимость и неуничтожимость. Последовательный философский материализм отвергает какое-либо рассуждение о начале или конце движения. Известно, например, что И. Ньютон допускал возможность божественного толчка, а немецкий философ Е. Дюринг считал, что движение возникает из покоя через так называемый мост постепенности. В явной или не явной форме в данном случае проводится мысль о некоем начале (исходе) движения. Такая позиция критикуется материалистами. Последовательно это защищает диалектический материализм. Утверждая принцип самодвижения материи, .диалектики-материалисты одновременно, раскрывают и его механизм. По их мнению (а оно подтверждается опытом человечества и данными естественных наук) движение есть результат борьбы объективно существующих противоположностей. Это, например, действие и противодействие в механическом движении, более высокая и более низкая температура (энергия) - в тепловом движении, положительный и отрицательный заряд - в электричестве, полярные интересы людей и их различных объединений - в общественном развитии и т. п. В-четвертых, движению свойственна абсолютность. Это означает, что абсолютная природа движения реализуется всегда только в определенных, локально и исторически ограниченных, зависимых от конкретных условий, переходящих и, в этом смысле, относительных его видах. Именно поэтому можно сказать, что всякий покой (или устойчивость) – это момент движения, поскольку он преходящ, временен, относителен. Так, например, можно видеть, что любой возраст человека, (допустим 18 лет) - это фиксированный момент в его постоянном изменении, движении, связан с определенной устойчивостью, покоем временного состояния некоторых свойств его натуры по сравнению, скажем, с 17-летием и 19-летием.
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 497; Нарушение авторского права страницы