Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Философия эпохи Просвещения, её отличительная особенность
XVIII в. вошел историю как эпоха Просвещения. Основные черты философии Просвещения наиболее ярко и последовательно проявились во Франции в преддверии Великой французской буржуазной революции 1789 года. Пафос Просвещения сводился к уверенности в мощи человеческого разума, к убеждению, что прогресс науки и культуры в целом способен в корне преобразовать жизнь человека и общества. Выдающимися философами эпохи Просвещения во Франции являлись: Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах, Ф. Вольтер, Ж. Ламетри, Э. Кондильяк, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье. Для философии Просвещения было характерно признание приоритета разума в решении всех проблем, критицизм и антиклерикальная направленность, деизм, материализм в понимании природы, сенсуализм и созерцательность в гносеологии, исторический оптимизм. Органической частью философского мировоззрения эпохи Просвещения являлись социальные идеи. Усилия просветителей были направлены на разработку программ общественных преобразований, соответствующих естественной человеческой природе. Ими была впервые сформулирована концепция исторического прогресса, движущей силой которого являлось развитие моральных, религиозных и научных идей. Суть социального прогресса усматривалась в просвещении масс, в движении от невежества к знанию. После продолжительного периода господства схоластики умы эпохи П. стали изучать природу. Большое кол-во наук быстро прогрессировало. Круче всех была механика. Так, ее строгие математич. законы попытались обобщить уровень природы, упрощая естественные з-ны жизни. Так и появился механистический мат-зм, человечество старалось систематизировать полученные знания, выделяя в каждом объекте его отличительные черты, отвлекая или не обращая своего внимания на тот факт, что сам изучаемый объект может меняться. В этом и состояла сущность ММ. После открытия Дарвином его эволюционной теории стало ясно, что каждый объект или природа в целом должны быть изучены в процессе их развития. Представители ММ не учитывали и активности сознания, видя в нем лишь пассивное отражение матер. действительности. В виду этого они утверждая, что сознание человека, его поведение, образ жизни определяются устройством его тела, выдвигали и такой взгляд. Человек, говорили они, - часть природы, он материальное существо полностью от нее зависящее. Осн. аспекты эпохи ПРОСВЕЩЕНИЯ: 1) вместо осн. догматов (религ.) на первое место - рассуждающий разум; 2) атеистичность; 3) очень прагматична, исследует человека с позиций полезности для общества; 4) " Наука и прогресс" - главный лозунг. Наука - ср-во, прогресс - цель; 5) просветительство (ликбез); 6) механистический мат-зм
Основные идеи и принципы немецкой классической философии, ее Представители
Немецкая классическая философия (2-я пол. XVIII – 1-я пол. XIX вв.) является важнейшим этапом в развитии мировой философской мысли. Ее творцами являются Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель и Фейербах, создавшие оригинальные концепции и выдвинувшие ряд принципиально новых идей. Немецкая классика не представляет собой единого философского направления: Кант был субъективным идеалистом и дуалистом; Фихте – субъективным идеалистом; Шеллинг и Гегель – объективные идеалисты, а Фейербах – антропологический материалист. Вместе с тем мыслителей сближают: 1) общие идейно-теоретические корни, 2) преемственность в постановке и решении проблем, 3) непосредственная личная зависимость: младшие учились у старших, современники общались друг с другом, обменивались идеями, спорили. В немецкой классической философии нашли свое отражение как общие черты эпохи становления капитализма, так и конкретно-исторические особенности, присущие тогдашней Германии. В ней получили продолжение прогрессивные идеи западноевропейской философской мысли – вера в могущество разума, гуманизм, неотъемлемые права человека. Наряду с этим в рамках данного течения была переосмыслена и заново сформулирована проблема соотношения субъекта и объекта, разработан диалектический метод познания и преобразования действительности. Стержневой линией развития немецкой классической философии было исследование форм всеобщности, которые у Канта и Фихте понимались лишь как формы, присущие человеческому мышлению. Шеллинг и особенно Гегель рассматривали их как формы самой действительности, которая понималась в качестве духовной реальности, разума. Проблема диалектического тождества выступала здесь основной философской проблемой, а ее решение служило основанием для изучения теоретической формы мышления, философских категорий. При всем богатстве разнообразных идей и концепций немецкой классической философии присущ ряд общих черт, позволяющих рассматривать ее как единое духовное образование. Первой особенностью немецкой классики является понимание философии как критической совести культуры, души культуры. Философия, по мнению ее представителей, впитывая живые соки культуры, призвана осуществить глубокую критическую рефлексию по отношению к человеческой жизнедеятельности. Сама философия дает науке глубокие и широкие гуманистические и методологические ориентации. Они стремились охватить мыслью особенности развития природы, человеческого бытия и истории. Кредо этого подхода к философии высказал Гегель: «Философия есть … современная ей эпоха, постигнутая в мышлении». Она понималась немецкими философами как строгая и систематическая наука, не только ориентирующаяся на научные образцы, но и обладающая своей спецификой. Сама философия дает науке глубокие и широкие гуманистические и методологические ориентации. Второй особенностью является разработка философии как сложной дифференцированной системы наук. Так, Кант выделяет в качестве философских дисциплин прежде всего гносеологию и этику. Гегель же создает широкую систему философского знания, в которую входят логика, философия природы, философия истории, история философии, философия права, эстетика и др. Философия каждого из представителей немецкой классики является разветвленной системой идей, принципов, концепций, которые тесно связаны с предшествующим философским наследием и новаторски преобразуют его. Третьей особенностью является то, что в этой философии происходило смещение акцентов с анализа природы на исследование человеческого мира и его истории. Здесь впервые осуществляется осознание того, что человек живет не только в мире природы, но и мире культуры, который выводится Кантом и Гегелем из деятельности человеческого духа. Четвертой особенностью является разработка целостной диалектической концепции развития, приложимой к миру природы, обществу и человеку, познанию, науке и нравственности. Диалектика приходит на смену метафизике как методу мышления и познания и открываются широкие возможности применения диалектического метода. Диалектические идеи проходят через всю немецкую классическую философию, постоянно развиваясь и обогащаясь. Если у истоков диалектической мысли находятся размышления Канта, то самую развитую форму придал диалектическому методу Гегель. Он впервые представил весь естественный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в бесконечном изменении и развитии. Немецкая классическая философия имеет общечеловеческое значение. Ее представители пытались ответить на те вопросы, которые были свойственны не только их эпохи, но и весьма актуальны и сегодня.
Критическая философия И. Канта. Агностицизм и априоризм Канта
Иммануил Кант (1724–1804) – родоначальник немецкого идеализма. Осуществил переворот в философии, рассматривая познание как деятельность, протекающую по своим собственным законам. Впервые специфика познающего субъекта рассматривается как главный фактор, определяющий способ познания и конструирующий предмет знания. В самом субъекте Кант различает два слоя, два уровня: 1) эмпирический (индивидуально-психологические особенности человека); 2) трансцендентальный (всеобщие определения, составляющие принадлежность человека как такового). Объективность знания обусловливается структурой трансцендентального субъекта (надындивидуальное начало в человеке). Предмет теоретической философии: исследование познавательной деятельности, установление законов человеческого разума и его границ. В этом смысле Кант называет свою философию трансцендентальной. Он называет свой метод также критическим: критический анализ наших познавательных способностей. Деятельность субъекта впервые выступает как основание, а предмет исследования – как следствие: в этом и состоит «коперниканский» переворот в философии, осуществленный Кантом. Соотношение рационального и эмпирического моментов в познании. Научное знание – синтез чувственности и рассудка. До Канта общепринятым было считать научно-достоверными аналитические суждения, полученные путем логического анализа понятий. Математику считали самой достоверной из наук – знанием аналитическим. Суждения, в которых даются эмпирические констатации («все лебеди белы») не заключают в себе необходимого и всеобщего знания. Такие синтетические суждения носят характер апостериорный и по своей всеобщности не могут сравниться с суждениями априорными. По Канту, наша чувственность имеет свои доопытные, априорные формы, в которые с самого начала как бы «укладываются» эти ощущения, с помощью которых они упорядочиваются. Эти формы – пространство (это априорная форма внешнего чувства, или внешнего созерцания) и время (априорная форма чувства внутреннего созерцания). Синтетические суждения могут быть априорными в том случае, если они опираются только на форму чувственности, а не на чувственный материал. А таковы, по Канту, суждения математики, которая конструирует свой предмет, опираясь либо на частое созерцание пространства (геометрия), либо на чистое созерцание времени (арифметика. Кантовское понимание процесса познания: вещь воздействует на чувственность человека, порождает многообразие ощущений, ощущения упорядочиваются с помощью пространства и времени, предмет восприятия. Восприятие – субъективно. Рассудок подводит многообразие чувственного материала под единство понятия с помощью категорий. Мы можем познать только то, что сами создали – эта формула лежит в основе теории познания Канта.
Антропологический материализм Фейербаха
Фейербах Людвиг (1804—1872) — немецкий философ-материалист и атеист, острый и бескомпромиссный критик религии и идеализма. Характерная черта материализма Фейербаха — антропологизм, т.е. понимание человека как чисто природного, биологического существа, как «единственного, универсального и высшего предмета новой философии». Фейербах приходит к выводу, что вопрос об отношении бытия к мышлению есть вопрос о сущности человека, ибо мыслит лишь человек. Следовательно, философия, поскольку она решает вопрос об отношении мышления к бытию, должна быть антропологией, т.е. учением о человеке. Человек неотделим от природы; мышление есть необходимое выражение присущей ему биологической, физиологической деятельности. Существенным содержанием и назначением антропологического принципа является, по Фейербаху, научное истолкование общественного сознания, в котором он видит отражение сущности человека. Эта сущность, по Фейербаху -прежде всего чувственная жизнь ума и сердца, многообразие переживаний индивида Основой антропологии Фейербаха является материалистическое учение о природе. Природа является единственной реальностью, а человек ее высшим продуктом. Природа вечна. Возникновение и уничтожение относятся только к отдельным явлениям. Природа бесконечна в пространстве. По Фейербаху, не мышление, и даже не природа, а именно человек — центр всей методологии. Поэтому, с его точки зрения, не только искусство и религия, но также и философия, логика, методология, наука и т.п. — все это проявление и раскрытие подлинной человеческой сущности. В теории познания Фейербах продолжал линию материалистического сенсуализма, полагая, что единственным источником нашего познания являются ощущения. С точки зрения диалектического содержания в истории материализма Л. Фейербаху явно не повезло. Дело в том, что его материализм однозначно оценивается как сугубо и исключительно метафизический. Заслугой Фейербаха является подчеркивание связи идеализма с религией. Резкой критике он подверг идеалистический характер гегелевской диалектики Основное содержание и смысл философии Фейербаха - отстаивание материализма. В теории познания он отстаивал точку зрения эмпиризма и сенсуализма, решительно выступая против агностицизма. Религия рассматривается Фейербахом как отчуждение человеческих свойств: человек как бы удваивается и в лице бога созерцает свою собственную сущность. Таким образом, религия выступает как «бессознательное самосознание» человека. Причины такого удвоения Фейербах видит в в чувстве зависимости человека от стихийных сил природы и общества. Принципы морали Фейербах выводит из свойственного от природы человеку стремления к счастью, достижение которого возможно при условии, если каждый человек будет разумно ограничивать свои потребности и с любовью относиться к другим людям.
Основные принципы философии марксизма
Карл Маркс (1818-1883) – основатель научного коммунизма, диалектического и исторического материализма и научной политической экономии. Исходный пункт эволюции мировоззрения Маркса – гегелевская философия. М. наиболее последовательно отстаивал и в теории и на практике революционно-демократическую позицию. В 1841 г. оставаясь еще идеалистом делает радикальные и атеистические выводы из философии Гегеля. Практическая деятельность и теоретические исследования приводят его к столкновению с гег. фил, из-за примирительных тенденций, консервативных политических выводов, несоответствия теор. положений реальным общественным отношениям и задачам их преобразования. Это вылилось в переход на материалистические позиции. На что существенно повлияло знакомство с реальными экономическими отношениями и фил. Фейербаха. В 1844 г происходит окончательный переворот в мировоззрении М. Он меняет классовую позицию и переходит от революционного демократизма к научному коммунизму. Это обусловлено нарастанием классовой борьбы в Европе. Раскрывает историческую роль пролетариата. Приходит к выводу о неизбежности социальной революции. Сближается с Энгельсом. Марксизм формировался как цельное учение в органическом единстве всех его составных частей. Философия марксизма выступает как научный метод познания и преобразования мира. Сердцевину, суть философии М. образуют исследования классических философских вопросов, концентрирующихся вокруг отношений человека к миру, отношений людей между собой и природы (сущности) человека. Выделяют два этапа развития марксизма – " ранний" и " поздний". Для " ранего" – характерны попытки разработки целостного мировоззрения преимущественно средствами философского анализа. " Поздний" – здесь вместо абстрактной конструкции человека и его сущностных сил сложилась более конкретная, основанная на изучении экономической и социальной структуры общества. Осн. тезисы: 1) в основу мировоззрения кладутся не религиозно-мистические или идеалистические, а выводы современного естествознания; 2) М. открыто признал свою связь с интересами определенного класса - пролетариата; 3) как следствие ставится принципиально новая задача - не ограничиваться объяснением мира, а выбрать методологию его преобразования, в первую очередь - преобразования общества на основе сознательной рев. деятельности; 4) отсюда центр Ф. исследований переносится из области чистого познания и отвлеченных человеческих отношений, а также из области абстрактных рассуждений об общем устройстве мира на область практики; 5) это приводит к тому, что мат-зм впервые распространяется на понимание общественной жизни; 6) наконец сами познание и мышление были поняты по иному. Мышление стало рассматриваться не как продукт развития природы, но как результат сложной исторической общественно-трудовой деятельности, т.е. практики. Осн. принцип: антогонизм между производственными силами и производственными отношениями - движущая сила в переходе от одной к другой общественно-эк. формации (исторически определенный тип общества, представляющие особую ступень его развития). Тесно связан с эк. История рассматривается объективно, вне личности. Для этого: общественное бытие и сознание. ОБ - материальное отношение людей к окр. миру, прежде всего к природе, в процессе пр-ва мат. благ, и те отношения, в к-рые вступают люди между собой в процессе пр-ва. ОС - осознание обществом самого себя, своего ОБ'а и окр. действительности. Б определяет С, обратное вообще говоря неверно.
Мировоззрение Абая Кунанбаева («Слова назидания»)
Мудрые мира давно заметили: человек ленивый бывает, как правило, труслив и безволен, безвольный — труслив и хвастлив; хвастливый —
Ш. Кудайбердиев – казахский мыслитель и философ. «Три истины» В работе Шакарима Кудайбердиева «Три истины» вопрос о смысле жизни, о предназначении человека связан с изучением души человека. «Удивляюсь тем, кто говорит, что нет души и нет жизни после смерти»- пишет он. /2, 54/. Он отводит душе особую роль в жизни человека и связывает ее проявление сБожественным. Шакарим верит в первопричину всего сущего, а именно во Всевышнего: «Причинные истоки всего существующего – в безмерности познания, могущества и искусности творца» /2, 45/. Видимо, поэтому бессмертие души Шакарим видит в следовании трем истинам: скромности, справедливости и доброты, которые он объединял в одном понятии «уждан – совесть». Шакарим утверждает, что душа является такой сущностью, которая никогда не исчезает, не поддается порче, с каждым разом все совершенствуется, идет к возвышению. Излагая свои мысли о трех истинах, а именно о материалистическом мировоззрении, теологическом миропонимании и достоинстве личности, Шакарим неразрывно связывает душу человека с проявлением совести. Это идея красной нитью проходит через все его творчество. Совершенствование души человеческой Шакарим видит в проявлениях совести как потребности души. Он искренне верит в то, что душа существует и исчезает после смерти человека.Шакарим убежден, что «если человек в полной мере уверует в посмертную жизнь души и в то, что совесть ее первейшая потребность, тогда ничто не сможет сделать его сердце черным и черствым…» /3, с.76/ Проявление души Шакарим связывал с таким явлением как энергия. С этим же источником философ связывает природу возникновения таких явлений психологической действительности как магнетизм, спиритизм, телепатия, фахризм, лунатизм, сновидения. На примерах и весьма образно он раскрывает их сущность, опираясь в основном на полемические высказывания ученых Европы. В изучении данного вопроса следует отметить грамотный исследовательский подход, обоснованность суждений Шакарима и доказательность утверждений в собственной интерпретации. Примечательно то, что Шакарим пытается доказать единство души и тела. И ему это удается: «Хотя душа и тело чужды друг другу, произошли врозь, они при совместном существовании не обходятся без взаимного влияния /2, 30/. Сейчас многие психологи объясняют болезни тела как причинно-следственную взаимосвязь с душой, с эмоционально – волевой сферой личности, с проявлением таких эмоций как обида, презрение, ненависть, ревность, гордость и т.д. Совершенно справедливым является суждение Шакарима о том, что «при возбуждении души тело может быть ввергнуто и в трудные ситуации. В какие то моменты неожиданно- огромная радость, страх, нагрянувшее горе способны даже убить человека» /2, 30/. Он считает, что такие эмоции как обида, ненависть, любовь – это воздействие души, проявление которого может моментально отразиться на лице человека.
46 Казахские просветители XIX века (А.Кунанбаев, Ч. Валиханов, И. Алтынсарин) В XIX веке из казахской среды вышли выдающиеся просветители, которые призывали свой народ к прогрессу, бичевали экономическую и культурную отсталость. Они были демократами-просветителями, заботились о судьбе своего народа, но, разумеется, не были революционерами. а) Чокан Чингисович Валиханов (1835-1865), внук Валихана, старшего сына Аблай Хана, чингизид, окончил Омский кадетский корпус, был русским офицером, совершил много путешествий в районы Или, Иссык-Куля, Китая, наконец, в Кашгарию. В 25 лет он был избран действительным членом Императорского Русского географического общества. Просветитель Чокан Валиханов был истинным патриотом своего народа, верно служил русскому государству. Он призывал свой народ к приобщению к русской культуре, выступал против мулл, которые распространяли исламскую религию, о чем свидетельствуют его высказывания " минуя татарщины". Не сбылась мечта Чокана стать просвещенным султаном. Он дружил с представителями передовой русской интеллигенции: Г.Н.Потаниным, И.И.Березиным, Ф.М.Достоевским и другими. Чокан писал, что казахи считаются мусульманами номинально, что у них ислам сочетается с шаманизмом. Сочинения Ч.Ч.Валиханова в пяти томах опубликованы Академией наук Республики Казахстан.
б) Ибрай Алтынсарин (1841-1889) - первый казахский педагог, просветитель. Окончил Оренбургскую пограничную русскую школу для казахских детей. Он занимался педагогической деятельностью, открывал школы-интернаты, был инспектором школ по Тургайской области. Ибрай Алтынсарин создавал учебники для казахских школ: " Начальное руководство по обучению киргизов русскому языку", " Киргизская хрестоматия". В хрестоматии, по опыту Л.Н.Толстого, использовал свои сочинения, а также собирал у населения средства для школ. Он хотел из среды казахских детей вырастить учителей, врачей, инженеров, воинов, а не только переводчиков. Это его стремление совпало с интересами российской администрации. Его стихи и рассказы, которые вошли в " Киргизскую хрестоматию" сыграли большую роль в обучении не только казахских детей, но и взрослого населения, ибо он призывал к занятию ремеслом, земледелием, покончить с невежеством. Его духовным наставником был профессор Н.Ильминский. Сочинения И.Алтынсарина изданы в трех томах. в) Абай Кунанбаев (1845-1904) - выдающийся казахский поэт, мыслитель. Учился у казахских мулл, самостоятельно посещал русскую школу. Он переводил на казахский язык произведения А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.А.Крылова и других. Абай бичевал недостатки своего народа - такие, как ложь, клевета, ленность, хвастовство, пустое транжирство богатств, призывал, чтобы он овладел такими нравственными качествами, как целеустремленность, трудолюбие, умеренность, глубокий ум, благотворительность. Кроме поэтических произведений, у Абая есть 45 прозаических слов (гаклия), в которых он выступает как крупный мыслитель, философ, размышляя о смысле жизни, о своем народе и т.д. " Без науки нет блага ни на том, ни на другом свете", - говорил он. " Тот, у кого больше знаний, любви, справедливости - тот мудрец, тот ученый, тот и овладеет миром", - писал Абай в другом слове. Поэт воспевал труд. " Ум и знания - плоды труда", - учил он. Абай призывал, чтобы народ занимался ремеслом, торговлей. " Безделье, - говорил он, - превратило казаха в бродягу". Согласно своему времени, Абай правильно заметил: " Главное - научиться русской науке. Наука, знание, достаток, искусство - все это у русских... Для того, чтобы избежать пороков и достигнуть добра, необходимо знать русский язык и русскую культуру". Абай не только был поэтом, но и композитором. Не только стихи, но и песни его полны философских раздумий. Абай призывал свой народ к прогрессу. Он популярен у народа. В 1995 году по решению ЮНЕСКО широко отмечался 150-летний юбилей Абая Кунанбаева.
47 Движение Алаш-Орды, взгляды его идеологов на вопросы казахской государственности, судопроизводства, культуры, образования и др. Под влиянием национально-освободительных движений, февральской (1917) революции в России разбуженная казахская интеллигенция мечтала о создании автономного казахского государства в рамках России. В июле 1917 года в Оренбурге состоялся первый всеказахский съезд, на котором была создана национальная казахская политическая партия " Алаш", принята ее программа. Партия заявила, что будет бороться за создание казахской автономии, добиваться решения земельного вопроса, формирования народной милиции, налаживания дела просвещения, судопроизводства, регулирования женского вопроса. В частности, партия " Алаш" в своей программе записала, что она выступает за правовое равенство женщин с мужчинами, за отмену калыма, аменгерства, многоженства, раннего сватовства и т.д. В декабре 1917 года в Оренбурге состоялся второй всеказахский съезд, на котором было образовано правительство " Алаш-Орда". Председателем " Алаш-Орды" был выбран Алихан Букейханов (1866-1937). В состав правительства вошли Х.Досмухамедов, Дж.Досмуха-медов, А.Беремжанов, М.Чокаев, М.Тынышбаев, Х.Габбасов, Ж.Акпаев, А.Ирмеков и другие. В автономию " Алаш-Орда" входили: Букеевская орда, Уральская, Тургайская, Акмолинская, Семипалатинская, Семиреченская, Амударьинская области, отдел киргизских уездов, а также Сырдарьинская, Ферганская, Самаркандская, Закаспийская области, кроме того, смежные волости Алтайской губернии. Правительство " Алаш-Орда" строило свою работу, исходя из программы партии " Алаш". А.Букейханов, разъясняя некоторые вопросы программы, сказал, что " милиция наша - это войско". Говоря о сущности земельной реформы, он сказал: " киргизы (т.е. казахи - Д.К, Т.К.) вынуждены арендовать собственную землю, или: отнимать у киргиз земли и потом сдавать им же в аренду - значит подготовить в степи аграрные беспорядки". Алаш-Ординское правительство признало, что народное образование (начальное, среднее и высшее, включая университеты) является делом бесплатным. Оно отмечало, что судьи должны знать казахский язык и подчеркнуло независимое положение судов. Оно заявило, что " после бога самыми сильными являются судьи и заседатели". Суды рассматривали все вопросы уголовного и гражданского порядка, кроме записей актов гражданского состояния: браков, рождения, смерти и разводов, которые оставались уделом казахских мулл. Партия " Алаш" в своей программе записала, что всех бедных она считает товарищами, мироедов - врагами. А.Букейханов отмечал, что у них на очереди стоит борьба с врагом свободы -большевизмом. Конечно, Алаш-Ординское правительство образовалось после победы Октябрьской революции. Поэтому, естественно, что в 1919 году советская власть поставила " Алаш-Орду" как правительство вне закона, и оно прекратило свою деятельность. Не признало его и временное Омское Всероссийское правительство, которое своим указом от 4 ноября 1918 года заявило: " Правительство Алаша - " Алаш-Орду" считать прекратившим свое существование", хотя в программе партии " Алаш" было, наоборот, написано, что " Автономия Киргиз слагается из областей и входит в Российскую Федерацию наравне с другими народностями".
Разъясняя позицию правительства " Алаш-Орды" в 1918 году, А.Букейханов говорил: " Киргизский народ не питает сепаратистских замыслов, он не желает отделения от России. Мы - западники. В своем стремлении приобщить народ к культуре мы не смотрим на Восток, в Монголию. Мы знаем, что там культуры нет, наши взоры устремлены на Запад. Получить культуру мы можем оттуда, через Россию, при посредстве русских". Судьба алашординцев окончилась трагически. Они были уничтожены как контрреволюционеры, враги народа. Таким образом, правительство " Алаш" сошло с исторической арены непонятым. Но можем ли считать независимый, суверенный Казахстан продолжением Алаш-Ординской автономии? Нет, этого сказать нельзя. Во-первых, она существовала в рамках России. Во-вторых, между Алаш-Ордой и современной Республикой Казахстан лежит 70-летний советский строй, который внес свою лепту в социально-экономическое развитие Казахстана. Но в идейном плане современный Казахстан продолжает и развивает мечты и чаяния деятелей Алаш-Орды. 48 Общественно-политическая мысль поэтов эпохи " Зар-Заман". Возникновение литературного течения " зар заман" было идеологической реакцией на колониальное завоевание страны царизмом и последующие явления социально-экономического и духовного упадка кочевой культуры казахов. В произведениях особо выражен мотив оплакивания старины, былой славы народа и его традиции, упадка национальной государственности. Выражается протест против политики местной российской администрации (особенно по поводу захвата земель), а также неприятие социально-экономических новаций эпохи. В текстах " зар заман" также подвергается критике изменившиеся привычки и нравы казахов, моральная деградация местной элиты. При этом критика осуществляется с позиций исламского шариата и традиционных обычаев кочевников. Общим и типичным для данной школы были пессимизм, понимание происходящего в контексте фатальной неизбежности Конца Света (Акыр заман); призыв усиливать духовно-нравственное начало, искать спасение души у Аллаха. Для исследователя ментальности важно то, что тексты произведений Шортанбая, Дулата, Мурата, Абубакира ввиду антирусской направленности свидетельствуют о глубоком культурном конфликте, возникновении в массовом сознании казахов XIX в. " образа врага", о чем молчала советская историческая наука. Формирование отрицательного образа России в казахской духовной культуре связано с известной тенденцией к ужесточению политики царизма в Центральной Азии с конца XIX в. Присоединение территории современного Казахстана к Российской империи началось в 30-х гг. XVIII века и завершилось во второй половине XIX века. Данный длительный процесс был противоречивым: на начальном этапе известны факты добровольного принятия подданства казахскими племенами в силу трудного международного положения, затем меры насильственной военной оккупации края Россией. На протяжении всего XIX столетия в казахских степях не утихали массовые вооруженные выступления против колонизационной политики царизма. Главной причиной были захваты властями плодородных земель и выселение казахов в неблагоприятные в географическом отношении зоны, сужений территорий кочевий, что вело к упадку традиционного экстенсивного скотоводства. В вооруженные выступления были втянуты десятки тысяч казахов во всех регионах страны. Однако в силу разрозненности выступлений, и самое главное, военно-технической отсталости номадов все восстания были подавлены, участники подверглись репрессиям, сосланы на каторжные работы и т.д. Важной датой был 1868 г., когда на территории Казахстана была введена колониальная система управления (генерал-губернаторства). Все земля была объявлена юридической собственностью Российского государства. Новая система управления носила военный характер. Казахи официально были отнесены в социальную категорию " инородцев", подвергавшихся дискриминации и могли занимать только самые низшие звенья управления. На территории Казахстана были размещены вооруженные силы России в лице регулярных и иррегулярных (казачьих) войск. На казахов были распространены общеимперские законы; согласно им вооруженные выступления против режима жестоко карались. Тяжелым бременем стали государственные налоги и сборы с кочевого населения. Как известно, знаток Центральной Азии А. Вамбери после своих путешествий компетентно заявил (в своем научном докладе в Лондоне) о том, что местные народы под российским владычеством пришли к материальному и духовному упадку. О бессправии казахов аргументировано писали представители казахской интеллигенции нач. ХХ в. (А. Букейханов, А. Байтурсынов, М. Дулатов, М. Чокай и др.). Немаловажным обстоятельством было наступление на права ислама и активизирующая миссионерская политика царизма, вовлечение местного населения в русские правительственные школы. Царизм стремился остановить естественный ход культурогенеза казахского народа, повернуть его сознание в русло ассимиляции и культурной перекодировки в соответствии со стратегическими планами империи. Показательна борьба с деятельностью в Казахстане татарских мулл, изъятие казахов из подчинения Уфимского муфтиата (1868), попытки реформирования казахско-арабской графики и замены ее кириллицей и др. Хорошо известная миссионерская деятельность Н. Ильминского, Н. Остроумова. А в нач. ХХ в. ислам был уже признан в качестве угрозы государственной безопасности империи. Вместе с тем полностью контролировать духовную жизнь мусульман, печатную продукцию и пр. колониальная администрация в то время не имела возможности. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 1966; Нарушение авторского права страницы