Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Теория психоанализа. Проблема бессознательного и нерационального.



Психоанализ продолжил философское исследование нерационального, создав своего рода революцию - открытие сферы бессознательного - и принципиально изменив представление о человеке. Основы психоанализа как философской концепции были заложены австрийским врачом-психиатром Зигмундом Фрейдом (1856-1939). Другие представители этого направления - К.Г.Юнг, А.Адлер, неофрейдисты Райх, Маркузе, Фромм, Хорни. Главным в психоанализе стало открытие бессознательного, его специальное исследование и широкое философское толкование. Концепцию бессознательного Фрейд начинает разрабатывать с конца 90-х годов XIX в. - Начале 1900-х гг XX в., А окончательный ее вариант формируется в 20-е годы XX в. З.Фрейд предлагает анализировать психику человека как структуру, состоящую из трех элементов: Id (" Оно" ), Еgо (" Я" ) и Suрег-Еgо (" Сверх-Я" ). Иd (" Оно" ) - наиболее архаичная, безличная, полностью бессознательная часть психического аппарата. Это " резервуар" психической энергии, тяготеющий к немедленному осуществлению. Эта часть психики не имеет контактов с внешним миром и не различает внешнюю реальность и субъективную сферу. Иная психическая структура - Еgо (" Я" ) - формируется как " отпечаток" внешней реальности на начальной массе влечений и импульсов. " Я" (сознание) - посредник между внешним миром и " Оно" (бессознательным). " Я" руководствуется не принципом удовольствия, а требованиями реальности, сдерживает иррациональные поезда " Оно" с помощью различных защитных механизмов. Третий элемент психики - Suрег-Еgо (" Сверх-Я" ) - формируется в результате переноса к субъективному миру человека внешних факторов - социальных норм, воспитательных запретов и поощрений - и выступает как виток моральных установок индивида. " Сверх-Я" функционирует большей частью бессознательно, проявляясь в сознании как совесть, напряжение в психике, вызываемой последней, воспринимается как депрессия, чувство вины, страха, неполноценности и тому подобное.

Главным в психоанализе было открытие бессознательного, его, специальное изучение и широкое философское толкование. Сознание, очень важно для человеческой жизни — с его помощью индивиды ориентируются в окружающем мире, формируют собственное «Я». Фрейд выделяет еще две структуры: «сверх-Я», .которое представляет собой некоторую совокупность перенесенных «во­внутрь» психики индивида социально значимых, различных иде­альных принципов, регуляторов, а также «Оно», .которому и соответствует невидимый для внешнего наблюдения «микромир» бессознательного.

Позитивизм, его исторические формы. Неопозитивизм и постпозитивизм

Основоположник позитивизма Огюст Конт (1798-1857) провозгласил, что эпоха философии (метафизики) миновала и наука в ней не нуждается, т.к. способна самостоятельно решить все проблемы. Термин «позитивное» Конт истолковывал как реальное, полезное, достоверное, организующее в противовес химерическому, негодному, сомнительному, мутному, разруши-тельному.
Развитие квантовой физики на рубеже 19-20 вв. поставило под вопрос эмпирическую методологию научного познания, т.к. выявилась зависимость результатов от приборов и органов чувств человека. Представители второй формы позитивизма – эмпириокритицизма – Э.Мах и Р.Авенариус в основу объяснения мира положили «опыт», который понимали как совокупность ощущений, а сами ощущения назвали «элементами мира».
Третья форма позитивизма – «неопозитивизм». Его основной вариант аналитическая философия. Её представители (Рассел, Уайтхед, Шлик, Нейрат, Витгенштейн, Карнап) ставили задачу исключить из языка недоразумения, возникающие вследствие неправильного использования, устранить из языка логические несообразности и двусмысленности. Смысловое исследование языка ведёт к общей картине языка и от неё к построению своеобразной картины мира. В качестве побочного исследуется также путь «от мира к языку». Начинает осознаваться значение таких звеньев как поведение, деятельность людей, сознание и познание.
Представитель критического рационализма Карл Поппер (1902-1994) полагал, что задача научного познания состоит не в поиске абсолютного знания, теории, а в разрешении проблемы роста знания.
Центральными темами аналитической философии со второй половины 20 в. становятся проблемы понимания, смысла, коммуникации.
С начала 70-х гг. 20 в. складывается постпозитивизм (Лакатос, Кун, Тулмин и др.). Если логический позитивизм обращал преимущественное внимание на изучение структуры научного знания, соотношение эмпирии и теории, их противопоставление, придерживался линейного подхода (постепенное накопление знаний) к развитию науки, отграничивал науку от метафизики, то главными проблемами постпозитивизма стали динамика научного знания, его социокультурная детерминация, взаимопроникновение эмпирического и теоретического уровней знания, история науки с признанием в ней революций, включение в научно-исследовательские программы философских обобщений.

 

Карл Поппер и проблема демаркации Схема роста научного знания по К.Попперу

Одним из главных критиков неопозитивизма был представитель следующего течения – Карл Поппер. Его принято относить к так называемому постпозитивизму (другие представители – Локатос, Т.Кун, Фейерабенд). Поппер предлагает новый подход к разработке проблем философии науки, его учение, вместе с учением Локатоса дает начало новой социокультурной версии философии науки. Вместо принципа верификации Поппер предлагает собственный принцип – фальсификации, который был также призван служить критерием демаркации (разделения) высказываний, относящихся к эмпирическим наукам и не относящихся к ним. Принцип фальсификации гласит, что высказывание принадлежит к научным, если оно в принципе допускает возможность своего эмпирического опровержения, т.е. если оно в принципе фальсифицируемо. Например, Земля вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси – научное высказывание. Высказывание является научным и истинно, но можно себе представить ситуацию его эмпирического опровержения, например если произойдет столкновение с метеоритом. Принцип фальсификации до определенной степени расширял принцип демаркации. Он был более универсальным, чем принцип верификации. Тем не менее, принцип фальсификации также не мог служить универсальным методологическим принципом, поскольку научное знание не может быть описано лишь при помощи обращения к эмпирии (к опыту). В науке, в том числе в естествознании неустранимым образом присутствует творческая компонента, которая позволяет ученым получать результаты, необъяснимые с позиций одного лишь эмпиризма. Карл Поппер в своей концепции предлагает учение о так называемом третьем мире. Первые 2 мира – это материальный мир, действительность, а также мир состояний человеческого сознания (мысли…), третий мир - результаты духовного производства человека (литературные, музыкальные произведения, научные теории, поэмы и …). В него входят литературные и музыкальные произведения, научные теории, поэмы и т.д. Этот 3-й мир образуется благодаря интеллектуальной и творческой деятельности человека, но затем обретает значительную степень самостоятельности. Из этого мира, говорит Поппер, мы можем почерпнуть больше, чем вложили, также, например, как это происходит с детьми, которые не только усваивают результаты воспитания, но и развиваются самостоятельно. Поппер указывает, что третий мир в своем развитии подчиняется определенным собственным законам и в то же время испытывает влияние человека, задача философии науки – исследование закономерностей этого третьего мира….

Постмодернистская философия

Постмодернизм представляет собой относительно недавнее явление: его возраст составляет около четверти века. Он является прежде всего культурой постиндустриального, информационного общества. В целом постмодернизм предстает сегодня как особое духовное состояние и умонастроение, как образ жизни и культура и даже как некая эпоха, которая пока еще только начинается и которая, видимо, станет переходной.

Постмодернистская философия противопоставляет себя прежде всего Гегелю, видя в нем высшую точку западного рационализма и логоцентризма. В этом смысле ее можно определить как антигегельянство. Гегелевская философия, как известно, покоится на таких категориях, как бытие, единое, целое, универсальное, абсолютное, истина, разум и т.д. Постмодернистская философия подвергает все это резкой критике, выступая с позиций релятивизма.

Непосредственными предшественниками постмодернистской философии являются Ф. Ницше и М. Хайдеггер. Первый из них отверг системный способ мышления Гегеля, противопоставив ему мышление в форме небольших фрагментов, афоризмов, максим и сентенций. Он выступил с идеей радикальной переоценки ценностей и отказа от фундаментальных понятий классической философии, сделав это с позиций крайнего нигилизма, с утратой веры в разум, человека и гуманизм. В частности, он выразил сомнение в наличии некоего «последнего фундамента», именуемого обычно бытием, добравшись до которого мысль будто бы приобретает прочную опору и достоверность. По мнению Ницше, такого бытия нет, а есть только его интерпретации и толкования. Он также отверг существование истин, назвав их «неопровержимыми заблуждениями». Ницше нарисовал конкретный образ постмодернистской философии, назвав ее «утренней» или «дополуденной». Хайдеггер продолжил линию Ницше, сосредоточив свое внимание на критике разума. Разум, по его мнению, став инструментальным и прагматическим, выродился в рассудок, «исчисляющее мышление», высшей формой и воплощением которого стала техника. Последняя не оставляет места для гуманизма. На горизонте гуманизма, как полагает Хайдеггер, неизменно появляется варварство, в котором «множатся вызванные техникой пустыни».

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 448; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь