Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Особенности преднаучного познания



- человек усваивает истины здравого смысла при освоении естественного родного языка

- повседневному мышлению свойственен так называемый наивный реализм (особая вера, связанная с повседневными условиями, реально все то, что воспринимаем)

- обыденное знание не требует никакого предварительного знания. Окружающий мир впервые предстает в сознании человека в понятиях здравого смысла

Вненаучное познание – деятельность и ее результаты не соответствующие (не отвечающие) сложившимся на данный момент критериям научности. На сегодняшний день к вненаучному познанию относятся:

- религиозные практики и связанные с ними методы в частности мистический опыт, медитация (часть религиозной практики)

- паранаучное познание и знание

- эзотерическое (закрытое) познание: астрономия, алхимия, хиромантия

Повседневное (обыденное) знание обслуживает повседневную жизнедеятельность человека и обеспечивает ориентацию в типичных повторяющихся ситуациях.

Функции вненаучного познания:

- мировоззренческая функция: наука в принципе не может и не сможет объяснить все интересующее человека, а человеку хочется знать все

- психологическая функция: адаптация человеческой психики к динамике окружающего мира, частичное снятие внутреннего напряжения

- условно-практическая функция: вненаучное познание обеспечивает решение целого комплекса жизненно важных проблем, с которыми не может справиться наука

Билет 49

Соотношение практики и познания. Роль практики в познавательной деятельности человека.

Практика – это материальное освоение общественным человеком окружающего мира, активное взаимодействие человека с материальными системами. В ней люди преобразуют и создают материальные вещи, опредмечивая свои сущностные силы. Опредмечивание и есть процесс материализации намерений людей, превращение субъективных творческих способностей, замыслов, идей в форму предметности, в вещь, объективно существующую. Важнейшими чертами практики как гносеологического феномена являются: целенаправленность, предметно-чувственный характер и преобразование материальных систем.

Виды практики:

1) материально-производственная - практика преобразования природы.

2) социально-преобразующая - практика поддержания общества.

3) научный эксперимент

Познание - это социально-опосредованная, исторически развивающаяся, находящаяся в единстве с предметно-практической деятельностью, деятельность отражения, направленная на получение знания.

Формы познания:

1) познание, направленное на получение знания неотдилимого от индивидуального субъекта.

2) познание, направленное на получение объективированного знания, т.е. существующего вне отдельного индивида

Для начала практической деятельности человеку необходимы хотя бы минимальные знания о преобразуемом в практике предмете. Поэтому знание составляет необходимую предпосылку и условие осуществления практической деятельности. Практика и познание очень тесно связаны. Поэтому каждый из этих видов человеческой деятельности выполняет некоторые функции по отношению к другому. Рассмотрим их подробнее.

Гносеологические функции практики: 1. базисная функция, т.е. в качестве источника познания практика дает исходную информацию, которая обобщается, обрабатывается мышлением;

2. детерминирующая функция, т.е. практика является движущей силой познания, от нее исходят импульсы, в значительной мере обусловливающие возникновение нового знания и его преобразование (практика ставит задачи перед теорией, так или иначе направляя ход дальнейшего познания) – н-р, повышенный интерес к разработке экологической проблематики определяется в первую очередь практическими потребностями преодоления экологического кризиса;

3. критериальная функция, т.е. практика является главным критерием истины (как средство про­верки истинности наших знаний);

4. целеполагающая функция, т.е. практика – цель познания, а целью познания является достижение истинного знания. Роль практики как цели познания особенно ярко проявляется в том, что наука превращается в непосредственную производительную силу, играет все большую роль в развитии материально-производственной и социальной сферы общественной жизни.

Познание, в свою очередь, имеет ряд функций по отношению к практике:

1. информативно-отражательная функция, т.е. познание перерабатывает исходные данные, полученных от практики и производит понятия, гипотезы, теории, методы; познание является средством практической деятельности;

2. проектно-конструктивная функция, т.е. познание вырабатывает такие типы человеческой деятельности, которые не могут возникнуть без науки, вне ее;

3. регулятивная функция, т.е. познание регулирует практику, обеспечивает управление практикой, практическими действиями.

Все это, вместе взятое, свидетельствует о взаимном влиянии практики и познания, практики и теории, об их органическом единстве.

 

 

Билет 50

50. Проблема обоснования научного метода в новоевропейской философии. Предпосылки и особенности философии нового времени.

17в – период буржуазного развития техники, механики, математики ощущалась потребность научных исследований, результаты которые имели бы прикладное значение. Этап потребность стала причиной обращения философов к методологии научного познания, а также причиной радикальной критики схоластического метода.

философы выявили и подчеркивали разумность природы (разумное устройство природы), этот анализ осуществлялся исходя из двух принципов.

- деизм. Принцип, согласно которому, бог сотворивший мир не принимает в нем дальнейшего участия и не вмешивается в закономерное течение его событий.

- механицизм. Согласно этому принципу, природа в целом понимается как космический механизм, такой механизм должен иметь своего сверхприродного и сверхмудрого мастера, который однажды собрал и завел этот механизм.

Методология научного познания Ф. Бэкона.

Ф. Бэкон английский мыслитель, писатель, государственный деятель (1561 – 1626). Является основателем эмпиризма. Эмпиризм – философская позиция согласно которой чувственный опыт (данные наблюдения)) является первоисточником научного знания.

Идея классификации наук и задача великого восстановления наук. Бэкон считал, что обладание истиной эта гарантия практического могущества человека. Именно Бэкон провозгласил принцип «Знание – сила».

Теория индукции.

Индукция – наведение. Ее суть заключается в непрерывном и постепенном обобщении, т.е. в восхождении от частных факторов к общим положениям.

Предпосылки индукции:

у каждой наличной природы (изучаемого свойства) имеется вызывающая его форма 9причина, сущность). Как само изучаемое свойство, так и его причина могут быть установлены эмпирически (на основе анализа данных наблюдения)

число элементарных форм конечно и неизменно

при реальном наличии данной формы, непременно появляются и свойственная ей природа

индукция направлена на познание сущности чего-либо, какого-либо явления путем группировки и анализа случаев проявления этой сущности.

достоверный вывод требует анализа примеров не только подтверждающих, но и опровергающих исходное предположение.

Рационалистическая методология Декарта (1596 – 1650)

Рационализм: Разум является первоосновой поведения людей. Первичное знание разум приводит в самом себе. Систему наук Декарт представляет в виде всеобщей математики.

Разум познает природу путем анализа своего внутреннего содержания.

Факт сомнения есть факт мышления, он очевиден, следовательно, самоочевидно существование мыслящей вещи. Т.е. мышление совпадает со своим субъектом.

Правило анализа. Разделить конкретную проблему, избранную для изучения на столько частей, сколько возможно и необходимо для наилучшего ее разрешения.

Правило синтеза (собственно дедукция). Располагать своей мыслью в определенном порядке, начиная с предметов простейших и легко познаваемых и выходить поэтапно до познания наиболее сложных, допуская существования порядка даже там, где объекты мышления не даны в их естественной связи.

Правило контроля (эпумирация) Делать всюду перечни настолько полные, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено.

 

Билет 51

51. Понятие веры. Соотношение знания и веры как философская проблема.

 

Вера – принятие чего-либо за истину, не нуждающееся в подтверждении и доказательстве со стороны чувств и разума и, следовательно, не могущее претендовать на объективную ценность.

Вера означает признание чего-либо истинным с такою решительностью, которая превышает силу внешних фактических и формально-логических доказательств.Это не значит, что истины веры не подлежат никаким доказательствам, а значит только, что сила веры зависит от особого самостоятельного психического акта, не определяемого всецело эмпирическими и логическими основаниями. Так, напр., мы безусловно верим в существование внешнего миpa самого в себе, признаем такое его существование бесспорною истиною, тогда как рациональные доказательства этой истины, представленные доселе философами, строгой критики не выдерживают и, во всяком случае, спорны и не разрешают всех сомнений.

В широком смысле вера - это знание, принимаемое без эмпирического, рационального обоснования. Веру можно подразделить на два вида:

  • религиозную,
  • прагматическую.

Иногда выделяют и третий вид - мифологический, связанный с верованиями в различные мифы, созданные людьми как в прошлые времена, так и в нынешние.
Религиозная вера наиболее полно используется в богословии, в религиозных философских трактатах. Она противопоставляется эмпирическому и интеллектуальному знанию и считается высшей формой человеческого знания, полученного через божественное откровение.
Прагматическая вера представляет собой определенную научную гипотезу, стройные логические и эмпирические доказательства которой отсутствуют. Таковыми являются, например, все математические аксиомы: о непересекающихся параллельных прямых, о треугольнике, сумма внутренних углов которого равна двум прямым. На этих постулатах была построена геометрия Евклида. Прагматическая вера сопутствует человеку в его обыденной жизни. Человек верит в целительное искусство врача. В этом случае вера покоится на нашем (человеческом) признании умения врача бороться с болезнью

 

Знание и вера:

 

Традиционно знание противопоставляет себя вере.

Это противопоставление имеет смысл не только когда знание и истины веры противоречат друг другу, но и когда они согласуются.

Существуют 4 возможных способа решения этой проблемы.

1) отказаться от выбора.

2) отдать предпочтение вере.

3) отдать предпочтение разуму.

4) попытаться примирить разум и веру.

Приматы веры:

  1. Тертуллиан – «верую, … ибо абсурдно».
  2. Ансельм Кентерберийский – «верю, чтобы понимать».
  3. Роджер Бекон – «что такое разум как не рациональное понимание веры».
  4. Раймонд Луллий – «кто в состоянии понять пусть пытается понять».
  5. Противопоставляются не вера и разум, а их выражение – то есть теология и философия.
  6. Ибн Рушд (Аверроэс) – «теология лучшее, что есть, но после философии».

Гармония знания и веры

Данную позицию выражали последователи Фомы Аквинского.

«вера и знание различаются, но вместе образуют единство».

«если знание столкнётся с верой, то предпочтение отдаётся вере».

«если знание и вера согласуются, то лучше понимать, чем верить».

«теология высшая часть философии».

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 1084; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.025 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь