Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Вопрос 53. Истина как процесс: объективное и субъективное, относительное и абсолютное в истине. Истина и заблуждение.
Можно сказать, что вопрос, что такое истина относится к одному из вечных вопросов гносеологии. Имеются разные понимания истины " Истина – есть соответствие знания действительности", " Истина - это опытная подтверждаемость", " Истина - это свойство самоорганизованности знаний", " Истина - это соглашение", " Истина - это полезность знания, его эффективность". Первое положение, согласно которому Истина - есть знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним, - есть соответствие знания действительности. Шляется главным в классической концепции истины. Такое её понимание разделяли Платон и Аристотель, Фома Аквинский и Г.В. Гегель, Л. Фейербах и Маркс, философы XX Века. Ей придерживаются и материалисты, и идеалисты, метафизики и диалектики и даже агностики. Различия внутри её проходят по вопросу отражаемой действительности и по вопросу о механизме соответствия. Современная трактовка истины включает в себя следующие моменты характеристики: 1) Объективность, она - в обусловленности реальной действительности в которую входит -объективная реальность, субъективная реальность она - в связи с предметно чувственной деятельностью человека, с практикой она - в независимости содержания истины от отдельных людей 2) Субъективность, поскольку истину познают люди она субъективна по своим внутренним идеальным содержанию и форме (например, всемирное тяготение изначально присуще миру, но истиной стала благодаря Ньютону) 3) Истина есть процесс, она не постигается сразу, целиком в полном объёме, а постепенно углубляется и вместе с тем всегда неполна и неточна. Для характеристики объективной истины как процесса применяются категории абсолютного (выражающего устойчивое, неизменное в явлениях) и относительного (отражающей изменчивое, преходящее). Абсолютная истина (абсолютное в объективной истине) -это полное, исчерпывающее знание о действительности, которое в границах конкретного этапа развития науки не уточняется и не дополняется, это идеал, который не может быть достигнут, хотя познание и приближается к нему, это элемент знаний, который не может быть опровергнут в будущем: " люди смертны" и т.д. - это вечные истины. Движение к абсолютной истине идёт через нахождение множества относительных истин. Относительная истина (относительное в объективной истине) – это неполное, приблизительное, незавершённое знание о действительности, которое углубляется и уточняется по мере развития практики и познания. При этом старые истины либо заменяются новыми (как классическая механика квантовой), либо опровергаются и становятся заблуждением (как истины о флогистоне, теплороде, эфире, вечном двигателе). В любой абсолютной истине мы находим элементы относительности, а в относительной черты абсолютности. Признание только относительного в объективной истине грозит релятивизмом, преувеличение устойчивого момента - есть догматизм. Диалектика абсолютной и относительной истин ставит вопрос о конкретности истины. Это означает, что любое истинное знание определяется 1) характером объекта к которому относится, 2) условиями места, времени; 3) ситуации, историческими рамками. Распространение истинного знания за пределами его действительной применимости превращает его в заблуждение. Даже 2+2=4 является истиной только в десятичной системе исчисления. Таким образом, объективная, абсолютная, относительная и конкретная истина - это не разные " сорта" истин, а одно и тоже истинное знание с этими свойствами. Кроме названных выделяются и другие свойства истины: непротиворечивость (с точки зрения формальной логики), когерентность (согласованность знания с фундаментальными идеями), простота, красота, эвристичность, плюрализм, антиконьюктурность, способность к самокритичной рефлексии (В.И.Ленин). Существуют и разные формы истины: экзистенциальная (понимание духовного мира), предметная (знание о материальных системах), концептуальная, а также истины обусловленные видами познавательной деятельности: научная, обыденная, нравственная. При этом постоянный спутник истины в любой её форме -заблуждение. И истина и заблуждение - две противоположные, но неразрывные стороны единого процесса познания. Заблуждение - знание, не соответствующее своему предмету, несовпадающее с ним. Это неадекватная форма знания, возникает непреднамеренно из-за ограниченности, неразвитости или ущербности практики и самого познания. Заблуждения неизбежны, но они необходимый предмет познания истины. Заблуждения многообразны по своим формам: научные и ненаучные, религиозные и философские, эмпирические и теоретические. Заблуждение следует отличать от лжи - преднамеренного искажения истины в корыстных целях и дезинформации –передачи ложного знания (как истинного) или истинного знания как ложного. Все эти явления имеют место в научном знании, но встречается и мошенничество, и подлог. Чаще встречаются ошибки - как результат неправильных действий в вычислениях, в политике, в жизни. Они бывают логическими и фактическими. Заблуждения рано или поздно преодолеваются: либо сходят со сцены (учение о " вечном двигателе" ), либо становятся истиной (превращение алхимии в химию, астрологии в астрономию), Познание истины в военном деле имеет свои особенности связанные с многоплановостью, динамичностью объектов исследования. Это - и технические, и организационные, и учебно-воспитательные системы, виды деятельностей разного характера. Объекты познания сложны сами по себе, и усложняются ещё более условиями противоборства. Обстановка опасности снижает возможность правильного познания, ещё более осложняется познание с применением маскировки, дезинформации, то что называется - военной хитростью. Военное познание отражает действительность и в чувственных и в логических формах, но значительное место отводится - интуиции. Развитая интуиция отличала выдающихся полководцев прошлого и настоящего века. Истина – цель познания. Но познание не свободно от заблуждений и ошибок. Ключевая концепция истины: свое начало получила в античной философии. Истина есть соответствие знаний в действительности. Различие между философами состоит в том, что же понимается под ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬЮ: · Для субъективных идеалистов (Беркли, Мах) Действительность – комбинация человеческих ощущений. · Для объективных идеалистов (Платон) Действительность – неизменные, сверхчеловеческие идеи – мир идей.
Материализм Действительность как объективная реальность, существующая вне человека и независима от него. При материальном понимании действительности, истина определяется как адекватное отражение объективной реальности, познающаяся субъектом. Для того, чтобы правильно понять истину нужно знать, что истина не существует независимо от знания. Истина – это характеристика самого знания, то есть знание соответствует/не соответствует объекту познания. Поэтому когда мы употребляем понятие «истина», следует иметь в виду, что истинное знание выражается в: - понятиях - суждениях - теориях и других формах знания. Заблуждение – несоответствие знаний действительности; это неадекватное отражение объектов в сознании познающего субъекта (противоположность истине). Оно возникает в следствие множества субъективных и объективных причин: · Поспешное обобщение · Одностороннее восприятие объекта (кто-то взял на себя роль арбитра и мирит супругов, но жена излагает историю конфликта, а муж молчит, и тут ясно, что имеет место искаженное описание событий) · Истолкование вероятностных знаний, как достоверных. · Несовершенство познаваемых средств приводит к заблуждению.
Истинные заблуждения – гносеологическая категория; истинные знания не должны включать в свое содержание оценку знаний и отношения субъекта к этим знаниям. Правда – истина, которая содержит в себе нравственную оценку (правдивую, истинную, нравственную, справедливую, честную). Ложь – понятие, противостоящее правде. Она отличается от заблуждения. Это отличие выражается в следующем: Заблуждение – это непреднамеренное искажений действительности, а ложь – это преднамеренное искажение знаний, цель которой заключается в том, чтобы намеренно ввести в заблуждение тех, кому она адресуется. Разновидность лжи: · Намеренное сокрытие истины. · Ошибка (В теоретической и практической действительности наряду с понятием заблуждение) Виды ошибок: · Фактические (ошибки, связанные с созерцанием) · Логические (связанные с неправильным ходом мысли) · Непреднамеренные «паралогизмы» · Преднамеренные «софизмы». Софисты – первые платные учителя мудрости.
Заблуждение и ошибки в познавательном процессе неизбежны. Задача ученых: раскрытие и вытеснение этих ошибок из сферы знания. Кроме ключевой концепции истины в философии есть и другие концепции. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 952; Нарушение авторского права страницы