Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Истина как онтологическая и гносеологическая категория. Проблема классификации концепций истины в философии.



Истина - идеал познания, заключ-ся в совпадении мыслимого с действительностью, в правильном понимании и знании объективной действительности. Идея позитивистской философии об опытной основе достоверных знаний была использована прагматизмом.

Идеи становятся истинными постольку, поскольку они помогают нам вступать в удовлетворительные отнош-я с др частями нашего опыта. Мысль истинна постольку, поскольку вера в неё выгодна для нашей жизни. Истина — это одна из разновидностей добра, а не отдельная категория. Истинной идею делают не процедуры, а события, в центре кот-х, оказывается эта истина, истинное — это лишь удобное в образе нашего мышления и в конечном итоге — в образе нашего действия. Поиск нами истины сводится к поиску нами выгоды для нас. Тогда приходится согласиться с таким выводом: мы не можем отвергнуть никакую гипотезу, если из неё вытекают полезные для жизни следствия. Так, гипотеза о Боге истинна, ибо она служит удовлетворению потребностей самого широкого круга людей, согласуется с религиозным опытом их и идеалом добра и справедливости. Сущ-т 2 варианта когерентной теории истины:

1)Один из них вводит новое понятие истины, как когерентности знаний, кот-е предполагается вместо прежнего понятия истины, как соответствия знаний действительности.

2) Другой вариант утверждает, что соответствие знаний действительности может быть установлено только через когерентность, кот-я выступает в кач-ве критерия истины. Когерентная теория не только не преодолевает трудности классической теории, но, наоборот, усугубляет их, сталкиваясь и с др нерешенными проблемами.

Сторонники когерентной теории истины обратились к когерентности как к способу избавиться от трудностей, с кот-ми столкнулась классическая концепция истины.

Гераклит выявил многогранность истины и познания:

следует остерегаться мнений людей, основанных на внешности.

Истина достигается умом по ту сторону чувств. В этом смысле Гераклит считал себя пророком умопостигаемой истины, отсюда его тон оракула как специфический способ выражения.

Истина и вечность, Элеаты:

Наиважнейший принцип Парменида есть принцип истины: бытие есть и не может не быть; небытия нет и не может нигде и никак быть.

Единственная истина, следовательно, состоит в том, что существует бытие ничем и никем непорожденное, неуничтожимое, неизменное, неподвижное, равное себе, сферообразное и единое. Все прочее суть пустые имена.

Истина и человек, Софисты:

Софисты провозгласили идею о том, что добродетель не дается от рождения и не зависит от благородства крови, но основывается только на знании.

Понятно поэтому, что для софистов исследование истины было равнозначно ее распространению.

Софисты взимали плату за преподавание:

Софисты занимались знанием как ремеслом и потому должны были требовать платы, чтобы жить, чтобы путешествовать и пропагандировать знание.

Софистов укоряли в бродяжничестве.

Истина и всеобщее, Сократ:

" Нет другой истины, которой я гляжу в лицо, и в которую вы не можете не верить, юноши и старцы, что не о теле вашем должны вы заботиться, ни о богатстве, ни о какой другой вещи прежде чем о душе, которая должна стать лучшей и благороднейшей; ведь не от богатства рождается добродетель, но из добродетели - богатство и все прочее, что есть благо для людей, как для каждого по отдельности, так и для государства".

Сократ совершает переворот в традиционной системе ценностей

Истинные ценности не те, что связаны с вещами внешними, (как то: богатство, сила, слава), еще менее с телесными, (жизнь, физическое здоровье, красота, мощь), но лишь сокровища души суть ценности, которые вместе составляют " познание".

Это не значит, что традиционные ценности вмиг обесценены, а значит лишь то, что " сами по себе они больше не имеют ценности".

Станут они ценностями или нет, зависит от того, используются ли они со знанием или без него.

Самообладание - истинно свободный человек есть тот, кто знает, как управлять своими инстинктами, поистине тот человек - раб, который не знает, как подчинить инстинкты, и который поэтому становится их жертвой.

Автономия указывает на душу как сущность человека, на познание как истинную добродетель.

Истина и благо, Платон:

Платон понимает свой мир идей как иерархически организованную систему, в которой идеи нижнего яруса подчинены более высоким, и дальше, и выше, вплоть до Идеи на вершине иерархии, которая есть условие всех остальных и не обусловлена никакой другой. О Благе он говорит не только как об основании, делающем идеи познаваемыми и ум познающим, но и как о том, что производит бытие и сущность: " Благо - не субстанция, или сущность, но превыше ее, будучи в своем превосходстве достоинством иерархии и ее потенцией".

«Докса», мнение: Мнение, по Платону, почти всегда обманчиво. Иногда, впрочем, оно может быть и правдоподобным, и полезным, но никогда не имеет в себе гарантии собственной точности, оставаясь неустойчивым, как в своей основе неустойчив мир чувств, в котором обретается мнение.

Истина и мера, Аристотель:

Истина и ложь возникают вместе с суждением, утверждением и отрицанием.

Истина возникает, если связь между субъектом и предикатом найдена верно, если связано то, что связано в реальности, или, напротив разъединяется, то, что в реальности разъединено.

Ложны, по этой логике, суждения, соединяющие или объединяющие нечто, вопреки реальности.

Истина для Аристотеля состоит в знании сущего. С одной стороны, это знание формальных определений сущего, но, с другой, в каждом сущем есть как материальное проявление, так и рационально до конца непостижимое начало индивидуальности.

У Аристотеля истина рассматривается как высшая форма бытия. Человек, постигая истину, приближается к совершенному бытию. Но на этом пути много трудностей.

Концепция двойственной истины в средневековой философии:

. Аверроизм и номинализм пытались разрешить эту апорию утверждением, что нечто может быть инстинным с философской, но ложным с теологической точки зрения.

В философии эпохи Возрождения представителем учения о двойственной истине был Пьетро Помпонацци. Согласно этому учению, богословие и философия достигают истины различными путями и могут противоречить друг другу.

За философией, таким образом, признавалось право приходить к выводам, противоречащим богословию.

В эпоху безраздельного господства религиозного мировоззрения концепция «двойственной истины», отразившая реальные противоречия между философией, с одной стороны, и теологией — с другой, ограничивала область религии и расширяла сферу науки, отстаивала независимость науки философии от религии.

Одним из первых философов, выдвинувших идею «двойственной истины», был Аверроэс. Правда, Аверроэс утверждал, что в конечном счете истины и теологии и философии должны привести к богу.

Учение о «двойственной истине» выражено у западноевропейских (латинских) аверроистов, в частности у Сигера Брабантского,

который развивал антихристианские идеи, осужденные церковью.

Законченный вид учению о «двойственной истине» придал Уильям Оккам), выдвинувший идею, что знание не имеет никакого отношения к вере, религия — к философии, поскольку это две совершенно различные области.

Религиозные догматы могут быть только объектом веры, но не знания. Это учение, освобождая философию от служения теологии, расчищало путь научному исследованию явлений природы.

 

Билет 53


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 1002; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.023 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь