Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Прагматическая концепция истины.



Отождествление истины с ее практической пользой, с ее эффективностью.В соответствии с этой концепцией, истина соотносится не с действительностью, а с ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ЧЕЛОВЕКА. Прагматическая концепция не решает проблему соответствия знаний объекту. Однако, эта концепция разрешает важные аспекты этой проблемы, а именно проблему содержания истины.

Содержание истины:

Объективные и субъективные, абсолютные и относительные. Ключевое определение истины не раскрывает ее содержания. А содержательная истина есть единство объективного и субъективного, а также единство абсолютного и относительного.

Единство объективного и субъективного в истине:

Истина – гносеологическая категория, а это значит, что она характеризует не сам предмет, а знание о предмете. Как истинный/не истинный сам реальные предмет рассматривают только объективные идеалисты:

Нечто какой-то объективный предмет будет тогда истинен, когда он соответствует свей идеи. А если истина, следовательно, если соответствует знание об объекте реальному объекту, то сам предмет нельзя считать истинным или неистинным.

Объект существует сам по себе и он безразличен к истине. Истина формируется в результате взаимодействия субъекта и объекта. Следовательно, представляет собой единство субъективного и объективного.

Объективность истины обусловлена самим реально существующим объектом, адекватное отрицание которого и определяет объективное знание о нем.

Объективная истина – содержание знаний, которая определяется объектом и не зависит от субъекта познания.

Пример: земля – это планета солнечной системы. Содержание объективно-истинно, так как оно выражает явление, которое существует независимо от субъекта.

Признавать существование, то есть наличие объективной, означает одновременно признавать наличие объективной истины.

Форма, способ существования: истина субъективна. Как характеристика знаний, она вне человеческого сознания не существует.

… но само суждение является формой РАЦИОНАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ. Кроме того, что в содержание знания неизбежно привносится субъективный момент. Связано это с особенностями познающего субъекта, с уровнем знания, с применяемыми познавательными процедурами.

Вывод: истина содержит в себе оба момента (и объективные и субъективные), и содержание представления ни что иное, как их единство абсолютного и относительного в истине.

 

Философы догматики

Отрицание существования относительного знания нельзя считать истинным знанием. А истинное знание является абсолютным.

Проблема понимания абсолютного и относительного в истине основана на понимании истины как процесса. Такое понимание истины, как процесс у Гегеля: «истина не есть отчеканенная монета, которая дана в готовом виде и в таком же виде спрятана в карман».

Относительная истина – это правильное в своей основе положение, которое является неполным, неточным и которое углубляется, уточняется в ходе развития познания.

По этому пути развивались представления людей о строении материи.

Эпикур: выдвижение предположение из материального строения материи из атомов. Учение атомистов и есть относительная истина. В дальнейшем учение улучшается, развивается. Далее открытие электрона, который входит в состав атома. Сомневаться в существовании относительной истины нет основания. Не являются ли все знания относительными? Существую ли знания абсолютные? Да. Существуют.

Абсолютная истина – это знание тождественное своему объекту, и поэтому не может быть опровергнуто в ходе дальнейшего развития познания.

К абсолютной истине относятся:

· «истинный факт» - точно установленные даты (рождение, смерть).

· Истины, которые содержат знания определенных сторон, свойств, закономерности действительности, выражающее вечное и не приходящее. Таковы, например, мировые, физические константы.

· Соответствие абсолютной и относительной истины.

При диалектическом подходе абсолютная истина и относительная истина являются двумя сторонами истины объективной. Объективные знания содержат в себе элемент знания абсолютного. Абсолютные знания складываются из суммы относительных истин.

Пример: относительные знания о строении материи включают в себя абсолютные знания о существовании элементарных частиц.

 

Билет 54

54. Современные концепции истины.

Самое известное определение истины было высказано Аристотелем. Это определение гласит, что истина есть интенциональное согласие интеллекта с реальной вещью или соответствие ей.

В общей философии, общественно-гуманитарных и естественных, технических науках под истиной подразумевают соответствие положений некоторому критерию проверяемости: теоретической, эмпирической.

В философии понятие истины совпадает с комплексом базовых концепций, позволяющих различить достоверное и недостоверное знание по степени его принципиальной возможности согласовываться с действительностью, по его самостоятельной противоречивости/непротиворечивости

 

Современное понимание истины:

Классическая (корреспондентская) концепция – под истиной здесь понимается соответствие человеческих знаний реальному положению дел, какой-либо объективной действительности.

  1. Основателями ее являлись древнегреческие мыслители – Платон и Аристотель. Данная концепция является самой популярной среди философов и ученых, поскольку предполагает, что не ученые творят свои гипотезы по своему усмотрению, а открывают объективные закономерности мироздания.
  2. Данная концепция лежит и в основе одной из наиболее серьезных философских и научных концепций современности – диалектического материализма
  3. Конкретность истины
  4. Из понимания истины как объективной, не зависящей от индивидов, классов и человечества, следует ее конкретность.

 

Конкретность истины — это зависимость знаний от связей и взаимодействий, присущих тем или иным явлениям, от условий, места и времени, в которых они существуют и развиваются.

  1. Классическая концепция истины встречает следующие трудности:
  2. Действительность никогда не дана субъекту напрямую, но лишь через посредничество сознания, а значит прямого соответствия никогда не будет;
  3. Данные логики и математики, призванные упорядочить наши мысли относительно действительности не имеют соотносимых объектов реального мира (напр. мнимые числа);
  4. Сами научные закономерности (напр. физический закон) есть обобщения всех частных случаев, в то время как в реальности мы имеем дело только с единичными случаями.
  5. Априористская концепция

 

Априористская концепция. (от лат. a priori – до опыта, само собой разумеющееся) – под истиной здесь понимается не соответствие действительности, а познание доопытных структур чувственности и рассудка, составляющих человеческой сознание.

  1. Поскольку именно они обеспечивают контуры всей получаемой информации, то они и есть источник истины.
  2. Так как именно сознание является источником правил, упорядочивающих внешний мир, то именно правила сознания и являются подобием истины (осознание пространства и времени, математические истины).
  3. Главная трудность данной концепции в том, что считать универсальными доопытными структурами, свойственными для всех людей.

 

Онтологическая концепция истины.

Онтологическая концепция истины. Истина в данной концепции есть единое, весь мир одновременно.

  1. Это означает, что каждая конкретная вещь по отдельности истиной не является. И это действительно так. Поскольку целое не равно сумме частей, и только интегральное знание о мире является в известной степени достоверным.
  2. Сторонниками данной концепции являлись Платон, В.С. Соловьев, М. Хайдеггер.
  3. Указанная концепция исправляет все недостатки классической и априористской концепций,
  4. Однако при всей своей привлекательности она недостижима, поскольку человек здесь должен одновременно воспринимать весь мир, все бытие в его прошлом, настоящем и будущем состояниях.
  5. Другой аргумент – если все истинно – то как быть с заблуждениями.

 

Когерентная теория истины

  1. Когерентная теория истины. Сторонники данной концепции утверждают, что истинное знание всегда внутренне непротиворечиво и системно упорядочено.
  2. Истина - это во многом логическая правильность и корректность. Истиной по мысли когерентной концепции также может быть непротиворечивость гипотезы фундаментальному знанию, существующему в науке.
  3. Сторонниками данной концепции являлись А. Тарский, Л. Витгенштейн, Б. Рассел.
  4. Аргументами против данной концепции являются тот факт, что отсутствие логических противоречий и взаимосвязанность суждений внутри какой-либо теории еще отнюдь не свидетельствуют о ее истинности,
  5. Соответствие какой-либо фундаментальной теории также не является критерием, ведь любая фундаментальная теория также относительна.

 

Прагматистская концепция

Прагматистская концепция. Знание должно быть оценено как истинное, если способно обеспечить получение некоего реального результата.

Истина таким образом, отождествляется с пользой, результативностью. Сторонниками данной концепции являлись Ч. Пирс и У. Джемс.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 2361; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь