Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Классические концепции истины



Классическая концепция истины понималась как соответствие знаний познаваемой действительности. Британский философ 20 века Д. Мур назвал эту концепцию корреспондентской истиной. Возникнув в античный период, классическая концепция истины стала доминирующей в теории познания.

Центральные понятия классической концепции истины: соответствие и действительность.

Соответствие знаний предметам понималось как их адекватное воспроизведение в идеально-знаковой форме.

Понятие действительность трактовалось как то, что имеет место, существует.

 

Диалектико-материалистическая концепция истины включает 3 компонента:

ü учение об объективной истине;

ü учение об истине как процессе движения познания от относительной истины к истине абсолютной;

ü учение о конкретности истины.

 

Относительная истина – неполное, неточное знание, которое уточняется и дополняется последующим развитием науки.

Абсолютная истина понимается в двух смыслах: широком и узком.

 

Абсолютная истина в узком смысле – достоверное знание, полное значение, которое не опровергается последующим развитием. Например, дата смерти, дата рождения.

 

Абсолютная истина в широком смысле – полное, точное знание, но такое невозможно.

Знание есть только стремление к абсолютной истине. Истина всегда конкретна, должна учитывать все условия и место.

 

Неклассические (нео/постклассические) концепции истины

Когерентная концепция ( лат. связь) (Нейрат, Карнап, Решер). Согласно этой концепции, истина – есть свойство согласованности и логической непротиворечивости знаний.

Прагматическая концепция ( греч. дело, действие) (Пирс, Джемс, Бриджмен). Истина понимается как полезность знания, его инструментальная эффективность для решения познавательных проблем.

Конвенционалистская концепция ( лат. соглашение) (Пуанкаре, Айдукевич). Истина интерпретируется как продукт соглашения внутри научного сообщества.

Семантическая концепция (Тарский). Он предложил устранить логические противоречия в классической концепции истины за счет строгого разделения языка на объективный язык и метаязык. Согласно Тарскому употребление понятий истинного и ложного в принципе невозможно в терминах объектного языка, а допустимо лишь в области метаязыка («meta» – греч. «после, за».).

 

Метаязык – это язык, средствами которого описываются свойства другого языка.

 

Объектный язык – это предметный язык.

 

Научная истина – это такое знание, которое должно удовлетворять требованиям двоякого рода: 1) соответствовать исследуемой предметной области; 2) быть согласованным с важнейшими методологическими нормами и критериями научности.

Истинное научное знание должно быть сформулировано в виде логически непротиворечивой, эмпирически обоснованной и принципиально проверяемой системы знаний. Научная истина должна рассматриваться в контексте доминирующих социальных ценностей и универсалий культуры.

 

Специфика научного познания

 

Формы и методы научного познания

Этос науки. Этика взаимоотношений общества и ученого

Наука в аксиологическом измерении

 

Формы научного познания

 

Ø Проблема;

Ø Гипотеза;

Ø Научная теория.

 

Проблема – это «знание о незнании», поиск новых нетривиальных концептуальных средств для объяснения имеющихся научных фактов.

 

Гипотеза – научно обоснованное предположение о существенных характеристиках, глубинных необходимых связях изучаемых явлений.

 

Научная теория – органически целостная непротиворечивая система знаний, в обобщенной форме раскрывающая сущностный свойства и закономерные связи, на основе которых достигается объяснение и предсказание явлений.

 

Методы научного познания

 

Научный метод – это система регулятивных принципов и приемов, с помощью которых достигается объективное познание дейставительности, генерируется новое знание.

 

Ø философские методы:

ü диалектический;

ü метафизический;

ü аналитический;

ü герменевтический.

Ø общенаучные методы:

ü аксиоматический метод;

ü дедуктивный метод (от общего к частному);

ü эксперимент;

ü описание.

Ø методы частных наук (применение которых не выходит за рамки отдельных научных дисциплин):

ü количественный анализ в химии;

ü спектральный анализ в физике и т.д.

 

Общенаучные методы:

· Методы эмпирического исследования;

· Методы теоретического исследования;

· Общелогические методы познания

 

Общелогические методы:

· обобщение;

· абстрагирование;

· анализ;

· синтез;

· индукция;

· дедукция;

· аналогия;

· моделирование.

 

Методы эмпирического уровня:

· наблюдение;

· измерение;

· эксперимент;

· описание.

 

Наблюдение – это

 

 

Социальная философия

 

Понятие социальной философии

2. Многозначность определения общества

Социальная организация общества и ее элементы

Концепция развития общества (К. Маркс, М. Вебер, Ю. Хабермас)

Понятие «социальная философия»

 

Социальная философия – это учение об обществе, которое раскрывает сущность общества как реальности особого типа, объективно-субъективной по своему характеру.

 

Объективно-субъективный характер означает:

· с одной стороны, в обществе действуют люди и функционируют социальные институты, реализующие осознанные интересы и цели;

· с другой – между ними складываются определенные, нормативные отношения, влияющие на деятельность людей.

 

Многозначность определения общества

 

Существуют многообразные определения общества:

 

1. Выделившаяся из природы и взаимодействующая с ней реальность, характеризующаяся системной организацией и спецификой объективных законов развития;

2. Система («мир») человеческой деятельности, ее объективное условие и результат;

3. Система отношений между большими (макросоциальными) группами-классами, этно-социальными общностями и учреждениями;

4. Система социальных институтов, обеспечивающих стабильное развитие социума;

5. Система взаимосвязанных сфер экономической, политической, социальной и духовной (нравственной), в каждой из которых реализуются потребности и интересы людей;

6. Система социальной коммуникации между людьми, реализющими свои интересы на основе существующих ценностей культуры;

7. Система отношений между социальными группами с характерными для них интересами;

8. Толкотт Парсонс: Система социальных действий субъектов, каждый из которых выполняет определенные социальные роли, положенные ему в соответствии со статусом в обществе.

 

Краткие выводы:

ü Общество обладает сложной системной организацией;

ü Структуру и динамику данной организации специалисты объясняют на основании различных точек зрения.

 

Рассмотрим несколько версий социальной организации общества:

Социальная организация общества неоднородна, складывается из элементов.

Элементы системной организации общества:

ü индивиды;

ü социальные группы;

ü институты и учреждения с характерными для них социальными действиями

 

 

 

Функционалистская версяи социальной организации общества К. Дэвиса и В. Мура. Так как общество неоднородно, то выгоды их распределения соответственно престижу и уважению порождают неравенство в обществе.

Т. Парсонс сформулировал четыре функциональных требования, предъявляемых к социальным системам:

¨ Адаптация;

¨ Целеполагание;

¨ Интеграция;

¨ Латентность.

 

В обществе эти функции обеспечиваются соответствующими подсистемами:

ü экономика;

ü политика;

ü право;

ü социализация

Каждая их которых дополняет друг друга как части единого социального организма. Это достигается с помощью символических посредников – «средств обмена», в качестве которых выступают:

· деньги (A);

· власть (G);

· влияние (I);

· ценностные приверженности (L).

 

¨ Адаптация;

¨ Целеполагание;

¨ Интеграция;

¨ Латентность = AGIL

 

В итоге достигается равновесие социальной системы и стабильное, бесконфликтное существование общества в целом.

 

Краткие выводы:

ü Общество сложно по своей структуре, многокомпонентно и системно организовано;

ü Социальная система находится в постоянной динамике;

ü Процессы исторической динамики общества рассматриваются как фундаментальный вопрос социальной философии (Маркс, Парсонс, Вебер).

 

К. Маркс (материалистическое понимание истории) утверждал что «не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, общественное бытии определяет их сознание». По Марксу обществу выражает сумму тех связей и отношений, в которых индивиды находятся друг к другу. Основу общества составляют производственно-экономические отношения, которые К. Маркс называет материальными и базисными.

Материальными они являются, поскольку:

Ø складываются между людьми с объективной необходимостью;

Ø независимо от их воли и желания;

Ø чтобы существовать люди должны вступать в отношения производственной кооперации.

Базисными они выступают поскольку:

Ø определяют экономический строй общества

Ø порождают и существенным образом влияют на соответствующую ему надстройку (право, экономика, политика, политические партии, нравственность, государство).

Эти отношения Маркс называет также идеологическими, ибо они складываются на основе обязательного осознания людьми их характера.

Материальная жизнь общества = способ производства + экономические отношения. Они определяют духовную жизнь общества.

Процесс производства:

ü производство;

ü распределение;

ü обмен;

ü потребление.

 

Духовная жизнь общества – это вся совокупность общественных взглядов, желаний и настроений людей.

 

Макс Вебер (немец) – основоположник понимающей социологии и теории социального действия.

Макс Вебер выделяет 4 типа социального действия:

1. Аффективное. Основано на актуальных аффектах и чувствах и определяется эмоционально-волевыми факторами.

2. Традиционное. Побуждается традициями, обычаями, привычками, не является достаточно осмысленным, имеет характер социального автоматизма.

3. Ценностно-рациональное. Характеризуется сознательным следованием принятой в обществе системе ценностей.

4. Целерациональное. Определяется сознательной постановкой практическои значимой цели.

 

Хабермас Юрген. Концепция коммуникативного действия Хабермаса выделяет 4 типа социального действия:

Ø Характеризует современное западное общество – общество модерна, как диалектически противоречивое целое, в котором его компонентам соответствуют разные типы социального действия и их рационализация. Ю. Хабермас говорит о возможности установления принципиально ненасильственных способов социального бытия как «универсального примирения». Переориентация с субъектно-объектных на субъект-субъектную структуру.

Ø Он понимает интеракцию не только как социальное воздействие, но и как коммуникативное действие.

Ø Коммуникативное действие не использует другого в качестве объекта (средства), предполагает принятие другого в качестве самодостаточной ценности.

 

Философия истории

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 962; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.039 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь