Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Развитие общества как цивилизационный процесс ⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9
Основные теоретико-методологические подходы к рассмотрению общества в его историческом развитии: · Историографический; · Культурологический; · Формационный; · Цивилизационный. Согласно цивилизационно-стадиальному подходу для единого мирового исторического процесса характерна поступательность и стадиальность развития. В рамках цивилизационного подхода выделяются: ü Доиндустриальный. Аграрное, традиционное общество характеризуется ведущей ролью аграрного сектора экономики, приоритетом натурального хозяйства, прямым насилием как опорой власти. Характеризуется также сословной иерархией, верховенством семьи в социализации человека. Технический прогресс носит эпизодический характер. ü Индустриальный. Промышленное, техногенное общество. Характеризуется ведущей ролью промышленного сектора экономики, индустрии, превращением капитала в рычаг власти, формированием наций и национальных государств, возникновением политических институтов, превращением права в основной регулятор отношений в обществе, урбанизацией. Научно-технический прогресс становится индикатором социального прогресса в целом (17-19 века). 1. Концепция Р. Арона. Индустриальная цивилизация – общество, в котором ведущая роль принадлежит развитию техники и технологий. По мнению Арона главное не количественный рост – «бег на скорость», а создание национальной системы экономики со свободной торговлей и общим рынком. Развитое индустриальное общество характеризуется способностью использовать машинные технологии для снятия напряженности между трудом и капиталом. 2. Концепция У. Ростоу. Выделила 5 последовательно сменяющих друг друга типов общетва: Ø Традиционное (аграрное, в котором власть принадлежит землевладельцам); Ø Переходное (происходит интенсификация сельского хозяйства и разделение государств по национальному признаку); Ø Общество «стадии сдвига» (эпоха промышленной революции); Ø Общество «стадии зрелости» (бурное развитие экономики на основе вложения капитала, НТП, всплеск урбанизации); Ø «Эра высокого массового потребления» (начинает доминировать сфера услуг, развертывается широкое производство товаров массового потребления и т. д.). ü Постиндустриальный периоды развития человечества. В конце 60 – начале 70-х годов 20 века появилась концепция с красноречивым названием «пределы роста» (Дж. Форрестер, Д. Медоуз), начала разрабатываться идея грядущего постиндустриального общества. Сформировалась в двух вариантах: · Радикальная. Возникла в работах французских социологов Ж. Фурастрье, А. Турена, Р. Арона. Исходил из потребностей возврата к ряду ценностей традиционного общества: 1. Пригородному образу жизни; 2. Реабилитации религии; 3. Ручному труду; 4. «Нулевому росту» производства; 5. Прекращению интенсификации труда; 6. Созданию «экономики услуг» · Либеральная. Разработан американскими социологами Г. Каном, Дж. Гелбрейтом, Д. Беллом. Работа Д. Белла «Грядущее постиндустриальное общество» (1973 год) стала классикой идеологии постиндустриализма. Д. Белл выделяет 5 признаков постиндустриальной цивилизации: 1. Доминирующая роль теоретического знания как источника инноваций и политических решений; 2. Создание экономики услуг в торговой и транспортной инфраструктуре, здравоохранении, образовании; 3. Создание новой «интеллектуальной» техники и технологий; 4. Преобладание в социальной структуре технических специалистов; 5. Возможность планирования и контроля за техническим развитием. · Концепция информационного общества Е. Масуда, О. Тоффлера. Информационное общество связано с превращением информатики и кибернетики в основные средства социального управления и регуляции человеческой деятельности. В информационном обществе: Ø знание превращается в главный ресурс; Ø инфосфера занимает ведущее место, определяя развитие экономики, политики, культуры, привносит радикальные изменения в социальную структуру. О. Тоффлер вводит метафору трех волн. В их характеристике используются 4 параметра: 1. Техника 2. Власть 3. Богатство 4. Знание.
Первая волна – аграрная, началась примерно 10 тысяч лет назад. Аграрная волна характеризовалась ведущей ролью ручного труда, властью в форме насилия, производностью богатства от власти, зависимостью знания от традиции. Вторая волна – индустриальная. Приходится на 19 – первую половину 20 века. Характеризуется ведущей ролью капитала, научно-техническим прогрессом, ценностью знания, производностью власти от богатства. Третья волна – постиндустриальная. Начинается примерно в 1955 году. Характеризуется господством наукоемких и информационных технологий, превращением знания в источник богатства и власти. Американский социолог С. Хантингтон прогнозирует в 21 веке «столкновение цивилизаций», смену их исторических типов: от конфликта правителей, а затем национальных государств к конфликту социальных систем с разными идеологиями в 20 веке, и от него – к конфликту цивилизаций в 21 веке, для которых особо значимой является религиозно-культурная самобытность.
Особенности развития цивилизации Запада и Востока
Западная цивилизация характеризуется целерациональным стилем мышления; обнаруживает тенденцию к социокультурной экспансии; проявляет нетерпимость к иным культурам как низшим и неразвитым. Западная цивилизация обращена на познание и преобразование мира; сознательное вмешательство людей в общественные процессы. Особенности Западной цивилизации: Ø В политической сфере: ü Гарантии частной собственности и гражданских прав личности; ü Стремление к установлению гармонии общества и государства; ü Стремление к формированию институтов гражданского общества.
Восточная цивилизация характеризуется как традиционалистская; отмечается господствующая авторитарно-административная система; характеризуется высокой степенью зависимости людей от властвующих структур и институтов. Восточнославянская цивилизация определяется геополитическим расположением, веками складывавшимся укладом жизни, общей историей, общностью социально-психологического склада, близкими культурными ценностями.
Типология цивилизационной динамики предполагает 2 основных вида: 1. Традиционные цивилизации. Характерны замедленные темпы социальных изменений, жесткая социальная стратификация общества, отсутствие демократических традиций и т. д; 2. Цивилизации инновационного или техногенного типа. Характеризуются преобладанием интенсивных форм развития; постоянной перестройкой оснований культуры, выполняющей функции по преобразованию природной и социальной среды его обитания.
Философия культуры
Понятие культуры и разнообразие ее трактовок 2. Основные философские подходы к исследованию культуры: a. Аксиологический; b. Системно-деятельностный; c. Структурно-семиотический; d. Психоаналитический; e. Экзистенциально-герменевтический; F. Игровой. Структура культуры: ее сферы и формы Традиции и новации в культуре Культура и духовная жизнь общества, духовное производство Понятие культуры
В Древнем Риме термином «культура» обозначали возделывание, обработку почвы, разведение сельскохозяйственных растений. Содержание понятия «культура» вбирало в себя все «искусственное», созданное трудом человека. Американский социолог Альфред Кребер, «Культура: критический обзор концепций и дефиниций (1952) насчитал более 200 определений культуры. Объединил трактовки культуры в 3-х направлениях: · Культура как возделывание, обработка, уход, 2-я ПРИРОДА; · Культура как образование и воспитание; · Культура как культ, почитание.
Трактовка культуры Ж. Ж. Руссо и И. Гердера: Культура – это спонтанный, свободный вид активности, преодолевающий видовую программу. Охватывает все, что отличает жизнь человеческого общества от жизни природы. Человек – это единственное природное существо, способное оторваться от мира природы в своем творчестве.
Трактовка культуры Канта, Риккерта, Кассирера. Культура – это процесс воспитания и образования. Культурный человек – индивид, который способен свои помыслы и действия подчинить нравственным требованиям, умеющий жить по совести (М. Т. Цицерон). «Окультуривание личности» (система образования) ведет к поддержанию необходимого уровня консолидации людей. На ряду с правом, моралью помогает управлять неоднородной массой людей, регулирует их взаимоотношения между собой и государством в целом. Вывод: Культура – это 1) специфический способ организации деятельности, совокупность продуктов материального и духовного труда человека, результатов его социальной практики. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 490; Нарушение авторского права страницы