Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Познавательное отношение человека к миру и его формы. Проблема познаваемости мира в философии




Для характеристики теории познания остановимся на определении основных понятий: гносеология, познание, знание.

Гносеология (от греч. Gnosis - познание и logos - учение) - учение о познании. Гносеологию интересуют самые общие и необходимые признаки и закономерности познавательной деятельности. Задача ее заключается в том, чтобы дать предельно общее представление о познании, составить его целостную картину.

Знание - проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в мышлении человека; обладание опытом и пониманием, которые являются правильными и в субъективном и в объективном отношении и на основании которых можно построить суждения и выводы, кажущиеся достаточно надежными, для того, чтобы рассматриваться как знание.

Философы в основном согласны в том, что познание - это процесс приобретения человеком знаний о мире и о самом себе как важнейшей части этого мира. При этом знания трактуются, как, в общем, верные сведения о реальности, в то время как ошибочные сведения считаются заблуждением. Познание может быть рассмотрено как целенаправленный процесс движения от незнания к знанию, достижения более верных и полных сведений о мире.

Рассмотрение соотношения знания и познания приводит к необходимости ознакомления с многообразными формами, среди которых основными являются следующие.

Уже на ранних этапах истории существовало обыденно-практическое познание, поставляющее его субъектам элементарные сведения о природе, людях, условиях их жизни, общении, социальных связях. Основой этой формы познания был опыт повседневной жизни и практики людей. Одна из исторически первых форм - игровое познание, как у детей, так и у взрослых.

На начальном этапе развития человечества также важную роль играло мифологическое познание. Его специфика в том, что оно представляет собой фантастическое отражение реальности, является бессознательно-художественной переработкой наблюдений за природой и обществом. В рамках мифологии вырабатывались знания о природе, космосе, самих людях. Внутри мифологии зародилась художественно-образная форма познания, которая в дальнейшем получила развитие в искусстве.

Существует также религиозное познание. Его особенности определяются тем, что оно обусловлено непосредственной эмоциональной формой отношения людей к господствующим над ними земными силами (природными и социальными).

Философское познание представляет собой особый тип целостного познания мира. Спецификой философского познания является стремление выйти за пределы фрагментарной действительности и найти фундаментальные принципы и основы бытия, определить место человека в нём. Философское познание основано на определённых мировоззренческих предпосылках. В его состав входят: гносеология и онтология.

Научное познание, в отличие от всех многообразных форм познания, - это процесс получения объективного, истинного знания, направленного на отражение закономерностей действительности. Научное познание имеет троякую задачу и связано с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности. Если для религиозного познания характерно соединения эмоционального отношения к миру с верой в сверхъестественное, то сущность научного познания - рациональность, которая в качестве подчиненных моментов содержит и эмоции, и веру.

Основной проблемой теории познания выступает вопрос о соотношениях объекта познания и субъекта познавательной деятельности. Она непосредственно связана с решением второй стороны основного вопроса философии о познаваемости мира, так как чтобы говорить о познании, нужно решить вопрос о познаваемости мира вообще. В процессе его решения философы разделились на агностиков, так или иначе отрицающих познаваемость мира, и гностиков, признающих истинность человеческих знаний.

При изучении проблемы познания в философии можно выделить три основные линии: оптимизм, скептицизм и агностицизм. Оптимисты утверждают принципиальную познаваемость мира, агностики, напротив, ее отрицают.

Философы, представляющие позицию гносеологического оптимизма (Аристотель, Ф. Бэкон, Б. Спиноза, Г. Гегель, К. Маркс, Ф. Энгельс и др.), исходят из тезиса о принципиальной познаваемости мира и считают, что в наших знаниях адекватно отражаются объекты исследуемой реальности.

Основная проблема, которая приводит к агностицизму, заключается в следующем: предмет в процессе его познания неизбежно преломляется сквозь призму наших чувств и мышления. Мы получаем о нем сведения лишь в том виде, какой они приобрели в результате такого преломления. Каковы же предметы на самом деле мы знать не можем.

Одним из истоков агностицизма является гносеологический релятивизм - абсолютизация изменчивости, текучести явлений, событий бытия и познания. Сторонники релятивизма исходят из скептического принципа: все в мире скоротечно, истина выражает наши знания лишь на данный момент.

Исторически агностицизму предшествовал скептицизм. Агностицизм - гипертрофированная форма скептицизма. Скептицизм, признавая принципиальную возможность познания, выражает сомнение в достоверности знаний.

В IV в. до н. э. древнегреческий философ Пиррон обосновал позицию эпистемологического скептицизма, в которой познавательные способности человеческого разума подвергались принципиальному сомнению. Впоследствии усилиями представителей античного скептицизма (Аркесилай, Энесидем, Секст Эмпирик и др.) была развита идея о том, что наиболее приемлемой познавательной ориентацией субъекта является воздержание от суждений относительно способности человека достичь достоверного и истинного знания. Как писал Секст Эмпирик: «Основное же начало скепсиса лежит главным образом в том, что всякому положению можно противопоставить другое, равное ему; вследствие этого, как кажется, мы приходим к необходимости отказаться от всякого рода догм ».

Классическими представителями агностицизма являются Юм и Кант. Юм рассуждал так: «Все, что я имею, это чувственные восприятия, а откуда они появились, я не знаю и не могу знать».

Также Юм писал: «Что же касается причин этих общих причин, то мы напрасно будем стараться открыть их; мы никогда не удовлетворимся тем или другим объяснением. Эти последние причины и принципы совершенно скрыты от нашего исследования… Нужно признаться, что природа держит нас на почтительном расстоянии от своих тайн и предоставляет нам лишь знание немногих поверхностных качеств объектов, скрывая от нас те силы и начала, от которых всецело зависят действия этих объектов».

Д. Юм ограничивался восприятиями как чем-то данным и утверждал, что выйти за их пределы невозможно. Он сомневался в объективности существования мира.

В отличие от Юма, Кант признавал существование реального мира, но утверждал, что его принципиально нельзя познать. Он исходил из того, что вещи, воздействуя на людей, вызывают чувственные восприятия. «Явление» по Канту, это не физическое явление реального мира, а лишь то, как нам вещь является. Между явлением и вещью в себе лежит непреодолимая пропасть и перескочить через нее человеческому разуму не дано. «Нам действительно ничего не дано, кроме восприятия и эмпирического продвижения от данного восприятия к другим возможным восприятиям. Ведь явления сами по себе, будучи только представлениями, действительны лишь в восприятии…», писал И.Кант.

Агностицизм Кант опровергает Ф. Энгельс в своей работе «Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии». Он пишет: «самое же решительное опровержение этих, как и всех прочих, философских вывертов заключается в практике, именно в эксперименте и в промышленности. Если мы можем доказать правильность нашего понимания данного явления природы тем, что сами его производим, вызываем его из его условий, заставляем его к тому же служить нашим целям, то кантовской неуловимой «вещи в себе» приходит конец».

К агностицизму относятся физиологический идеализм И. Мюллера, теория иероглифов Г. Гельмгольца.

С близких к агностицизму позиций решает проблему познаваемости мира иррационализм. Иррационалисты (Ф. Шеллинг, Ф. Ницше, Э. Гартман) считали, что достоверное знание сущности вещей недоступно логическому познанию. Разум лишь разрабатывает то, что дают ему инстинкт, интуиция.

Однако агностицизм опровергает практика. Если мы действуем на основе наших знаний и результат совпадает с ожидаемым, значит, наши знания соответствуют действительности.

В 70-х гг. прошлого века формируется эволюционная теория познания, у истоков которой стоят К. Лоренц и Г. Фоллмер. Как пишет об этой теории Р. Штайндл: «Любое мировоззрение, принципиально исходящее из эволюционной теории, имеет величайшее значение для философских концепций.

Наиболее очевидно его влияние сказывается в отношении главной дисциплины философского анализа - теории познания. Если мы считаем, что Вселенная, жизнь и человек суть результат эволюционных процессов, то это неизбежно ведет к мировоззренческим и методологическим изменениям в отношении к проблематике теории познания.

С эволюционной точки зрения наиболее существенны два круга вопросов:

) необходимо объяснить проблему возникновения познания и человеческих знаний, причем не только как системы информации, имеющейся в распоряжении у современного человека, но также, прежде всего то, как достигнуть знания и рационально им оперировать и, наконец, как научно организовать данные результата процесса развития, который сделал человека».

Таким образом, теория познания в философии находится в постоянном развитии. Основные философские концепции видоизменяются и дополняются.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 549; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь